Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
''BLADERUNNER'' - БЕГУЩИЙ НА ЛЕЗВИЯХ

   
   


У всех на слуху названия таких ''революционных'' катеров, как ''Блегг-480'', ''Циррус-Стилетто'', ''Морской дротик'', такие имена, как Хикман и Ренато Леви. Трудно удивить водномоторника катамаранами и тримаранами с самыми диковинными обводами. Одни из них ставят рекорды на километровых трассах на глади озер, когда ''волна не выше 3 дюймов'', другие - совершают тысячемильные переходы, сражаясь с океанской волной. Но все это, как правило, экстремальные единичные конструкции. Да, они оказывают неоспоримое влияние на развитие концепции быстроходного катера, однако не предназначены для серийного производства и широкой продажи. Больше того, складывается впечатление, что время бурного поиска прошло: каждому типичному назначению современного катера соответствуют хорошо отработанные и более или менее одинаковые по обводам серийные корпуса.

Если говорить конкретно о серийном спортивном крейсере-оффшор, то как бы его ни рекламировала фирма-изготовитель, чаще всего это, по сути, оказывается старая добрая ''Сигаретт'', разве что оснащенная приводами модной марки, транцевыми плитами, интерцепторами и новой комбинацией реданов на корпусе с глубоким V. Кажется, все уже придумано, апробировано, внедрено. Соревнование катеростроителей перешло в несколько иную плоскость. Сравнивают не какой-то один показатель (в прошлом веке это чаще всего была максимальная скорость на гладкой воде), а расплывчатую совокупность иногда ничем не измеряемых и далеких от морской техники характеристик. Пытаются, например, оценить престижность и новизну дизайна, ''похожесть'' на катера-рекордсмены, возможность вести на катере привычную для береговой роскоши жизнь. При всем том, что не сбрасывают со счетов обитаемость и поведение на волне, простоту управления, совершенство навигационной аппаратуры и средств связи, и т.п. и т.д.

Теперь все более важную роль играет мастерство деятелей рекламы, свободно оперирующих громкими фразами. Вот свежий пример. Малосведущий водномоторник получает комплект нарядных проспектов, в которых про один и тот же катер написано следующее (цитирую):

- проект, ломающий все традиции; уникальная комбинация мощности, скорости и стиля по оправданной цене;

- сочетание инновационного дизайна и исключительной эффективности;

- невероятный уровень ходкости, управляемости и мягкости хода;

- непревзойденная гоночная скорость; принципиально новая форма корпуса; исключительно упрочненная рубка и т.д. и т.п.

Разумеется, представить себе такое чудо на основе одних только подобных ''определений'' невозможно. Но вот именно этот катер ''Bladerunner'', созданный лондонской компанией ''ICE Marine'', был впервые показан широкой публике за пределами Англии - на ''Мессе-Дюссельдорф 2001''. Скажем определенно: он стал одним из ''хитов'' экспозиции и привлек внимание как посетителей, так и прессы. ''Бегущий на лезвиях'' - так можно перевести название катера, заслужил самую высокую оценку. С другой стороны, ничего столь уж ''невероятного'' специалисты в нем так и не обнаружили.

Авторы. Компания, упомянутая выше, организована всего пять лет назад именно с целью создать уникальный спортивный крейсер, который был бы воплощением богатого опыта, накопленного лучшими британскими гонщиками, выступавшими на катерах ''оффшор''. Как известно, именно на судах этого класса оттачивается совершенство обводов, сочетающих скорость и мореходные качества - поведение на волне в открытом море.

Достаточно сказать, что основателем компании стал Джереми Уоттс - чемпион мира 1995 г. и призер многих гонок. Главный специалист по оснастке Крис Льюис был призером восьми чемпионатов мира и 30 национальных первенств. Специалист по конструкции корпуса Колин Вестон был проектантом многих катеров-победителей. Главный материаловед Дейв Адамс широко известен как строитель углепластикового рангоута (в том числе и для яхт, совершающих рекордные кругосветные плавания). Наконец, основным автором катера считается Лорни Кэмпбелл, на счету которого 6 построенных им катеров, выигрывавших титулы чемпиона мира, 5 катеров-рекордсменов, которым принадлежат мировые рекорды скорости в различных классах, свыше 100 победителей в национальных соревнованиях:

Только благодаря их коллективным усилиям удалось создать цельную концепцию действительно очень удачного спортивного крейсера-''оффшор'', способного привлечь покупателей, которым нужна возможность и участвовать в гонках, и совершать морские переходы в комфортабельных условиях и по ''оправданной цене''.

Идея. При первом взгляде на фотоснимок надводной части катера сотрудникам редакции припомнилась ''мотолодка без недостатков'' - ''Морской дротик'' Барри Стимсона (см. ''КиЯ'' № 72). Однако там было совсем иное соотношение длины (4 м) и ширины по транцу (1.98 м), а главное - по ДП шла очень узкая (240 мм) плоская лыжа. Здесь же мы видим развитие привычной идеи морского тримарана - центральный двухскуловой относительно узкий корпус с умеренной килеватостью на транце и притупленным (в плане) носом сочетается с очень узкими спонсонами на кормовой половине длины корпуса. Эти-то спонсоны, обеспечивающие остойчивость катера, и именуются ''лезвиями''. Благодаря спонсонам вдоль центрального корпуса образуются классические тоннели, создающие эффект ''воздушной подушки'' и смягчающие ход по волне. И мост с аэродинамической профилировкой, и система скул-брызгоотбойников и продольных реданов создают дополнительную подъемную силу, способствующую уменьшению сопротивления воды движению катера. Центр приложения равнодействующей подъемных сил заметно смещен в корму, что уменьшает опасность переворота при подлете на волне и встречном порыве ветра.

Итак, корпус отличает мягкость хода. Острые кили спонсонов и острая носовая часть катера буквально разрезают волну. Это - разительный контраст с относительно широкими традиционными корпусами, которые бьются днищем о волну. Форма корпуса с двумя спонсонами, к тому же, отличается меньшим брызгообразованием, что немаловажно на стесненных акваториях с интенсивным движением.

Суммарный итог - более быстроходный, безопасный и остойчивый корпус, хорошо приспособленный для мягкого, комфортабельного хода по волнам. По оценке создателей катера их тримаран идет ''быстрее, чем однокорпусные катера, в спокойных условиях и лучше, чем катамараны, на волнении''. Другими словами, ''Bladerunner'' сочетает в себе преимущества однокорпусника и катамарана.

Современные композитные синтетические материалы и новаторские проектные решения с широким использованием кривизны поверхностей позволили снизить общий вес и обеспечить необходимую прочность корпуса.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ЛУЧШЕГО спортивного крейсера 2001-го года “290 Amberjack”
Наибольшая длина, м
8.84
Габаритная длина с плавательной
платформой, м
9.55
Ширина, м
3.20
Осадка (колонка опущена/
откинута), м
0.85/0.74
Сухой вес, кг
5126
Запас топлива, л
870
Запас воды, л
114
Емкость холодильника, л
106

''Boatrunner'' внешне похож на привычный классический гоночный катер Offshore Racing Powerboat. Это неудивительно, поскольку он взят за прототип. Однако новый катер принимает на борт даже пятерых, предоставляя им комфортные условия обитаемости. В уютной кормовой каюте с доступом в маленький химический туалет, на ночь раскладывается двухспальный диван. Под носовой палубой достаточно места для хранения имущества, в самом носу - якорный отсек.

Великолепно освещенный и отделанный кокпит с четырьмя креслами обеспечивает защищенное от вибрации и ветра пространство с GPS, радио, электронным компасом, приборным щитком и сложным устройством подачи газа, благодаря которому управлять катером можно как стоя, так и сидя. Имеется водонепроницаемый тент, чтобы непогода не испортила удовольствия от прогулки.

Заложенные в проект преимущества открывают новые возможности - делают оффшорное крейсерство более комфортабельным, позволяют людям оставаться в море более длительное время и обследовать берега большей протяженности за более короткое время.

Три варианта. Уже выпускаются три версии катера ''Bladerunner-34'' практически в одном и том же корпусе.

''GT''. Эта модель оборудована двумя подвесными моторами ''Mercury Optimax'' мощностью 225 л.с. с цифровым управлением. Они позволяют развивать скорость более 70 стат. миль в час (112 км/ч). Дальность плавания составляет около 300 морских миль. При быстром разгоне и завидной крейсерской скорости эта модель хорошо приспособлена для дальних скоростных крейсерских плаваний в комфортабельных условиях. ''GT'' по праву называют спортивным крейсером нового тысячелетия. Стоимость катера 104 950 фунтов стерлингов + НДС.

''Sport''. Эта модель идентична ''GT'' снаружи и изнутри, ее отличает только надпись ''SPORT'' на кожухе двигателей в корме. Однако поверните ключ зажигания - и вы сразу почувствуете разницу. Оснащенный двумя тяжелыми моторами ''Mercury Promax 300'' (самые мощные из серийно выпускаемых ПМ) катер развивает головокружительную скорость 90 стат. миль в час (144 км/ч), сохраняя при этом отличную устойчивость. Этот катер рассчитан на тех, кому нужна максимальная скорость, но без ущерба интерьеру и обитаемости. Дальность плавания сокращена лишь до 200 морских миль, но для судна с такой высокой скоростью это - небольшая жертва. Стоимость катера - 109 950 фунтов стерлингов + НДС.

''RS6''. В отличие от предыдущих моделей, это - самый настоящий чисто гоночный катер, оборудованный гоночными моторами ''Mercury'' и способный развивать скорость свыше 100 стат. миль в час (161 км/ч). Он соответствует всем требованиям правил UIM для 6-литрового гоночного класса ''оффшор''. Композитная конструкция с легким углепластиком. Кокпит и спасательная капсула защищены 18-миллиметровым поликарбонатным стеклом. Катер оснащен сиденьями только для водителя и штурмана и предназначен лишь для профессиональных гонщиков и опытных энтузиастов.

Все три модели доступны в разных схемах окраски. На корпус предоставляется двухлетняя гарантия; для технического обслуживания моторов есть развитая дилерская сеть и отдельные гарантии.

Н.К. по материалам, любезно предоставленным фирмой ''ICE Marine''

Стандартная комплектация моделей ''GT'' и ''Sport'':
Уплотнители вокруг иллюминаторов. Кормовые иллюминаторы для пассажиров. Дворники на стеклах. Палубные люки (сделаны заподлицо) и релинги (утоплены в палубу). Якорь. Нескользящие поверхности вокруг рубки. Гидравлическое рулевое управление. Сдвоенное ручное и ножное управление подачей газа. Электронное управление моторами. Эхолот. Электронный компас. Курсовой радар. Дисплей системы GPS. Радиоприемник УКВ. Стереоплейер радио/CD с четырьмя колонками. Галогенные лампы освещения. Навигационные огни. Встроенные шкафы. Спортивные сидения на слайдерах для водителя, штурмана и двух пассажиров. Высококачественные ковровые покрытия. Съемный ковер в рубке. Три электрические водоотливные помпы (с возможностью перехода на ручную работу). Крыша над кормовым выходом из рубки. Кранцы и тросы. Химический туалет.

Дополнительная комплектация:
Сдвоенная фара направленного света. Блок из радара + GPS + плоттера. Носовые маты для загорания. Складной тент. Плоский трейлер шириной 2.9 м. Двухосный трейлер с наклонной рампой (ширина 2.6 м). Якорная лебедка. Минихолодильник. Водонепроницаемый тент для штормовой погоды. Телевизор-видеомагнитофон.

Наверх

 

 Library В библиотеку