В продолжение наших публикаций о плоскодонных весельных и парусных судах, включая 20-метровые шхуны (см. "КиЯ" № 174), печатаем заметку о достаточно мореходной двухмачтовой яхте с осадкой... менее 300 мм!
При всей кажущейся простоте этот старомодный, но обладающий многими достоинствами кеч - результат многолетней работы известного американского яхтсмена и конструктора Томаса Колвина (из Фиддлерс Грин, Майлс, Вирджиния).
Начнем с того, что, несмотря на плоское дно, получилось полноценное парусное судно, хорошо уцентрованное и легкое в управлении - отнюдь не чрезмерная общая площадь парусности 41 м2 разбита на три части, работать с которыми могут жены семейного экипажа. Паруса пошиты из дакрона. Центр парусности расположен относительно невысоко (3.8 м от КВЛ). Развал бортов, большая ширина по днищу и уложенный вдоль ДП внутренний балласт (450 кг) обеспечивают неплохую остойчивость.
Важная особенность описываемого кеча ''Сан-Суси'' - крайне малая осадка корпусом - всего 11 дюймов, т.е. меньше 0.3 м. Это делает яхту пригодной для путешествий по внутренним водоемам и мелководным отмелям морских заливов. Сделав мачты заваливающимися, а бушприт - убирающимся, и сняв перо руля, можно превратить ''Сан-Суси'' в моторную яхту: для этого будет достаточно навесить подвесной мотор типа нашего ''Ветерка''. Однако конструктор хотел получить именно яхту, способную лавировать при выходах в море, и в то же время отказаться от швертового колодца, загромождающего каюту. Он применил крайне редкое решение - подъемные бортовые шверцы, вблизи ватерлинии опирающиеся на своеобразные русленя с продольным полозом.
Каюта-салон с высотой до подволока рубки 1.42 м получилась очень просторной. В базовом варианте проекта переборкой выделена носовая спальная каюта для двоих взрослых. Трое подростков могут расположиться на ночь на диванах в кормовой части салоне. Камбузный уголок оборудован по левому борту, гальюн - по правому. В принципе, рассчитывая на в основном плохую погоду, рубку можно продлить и в нос, и в корму. Кокпит яхты очень просторен, что особенно нравится молодежи.
Остается отметить простоту постройки яхты. Если у строителя нет морской фанеры, можно применить доски с последующей оклейкой корпуса стеклотканью на смоле. По днищу доски ставят поперек корпуса. Обшивка, разумеется, вгладь. Набор на оригинале - из дуба. Палубу и рубку нужно делать из стеклопластика или из фанеры с оклейкой стеклотканью.
Остается добавить, что Том Колвин без всяких осложнений перевез ''Сан-Суси'' на трейлере из центральной части США во Флориду и здесь несколько лет плавал вдоль побережья и островов Флоридского пролива, а также на Багамские острова.
Высокая оценка его яхты и послужила основанием для включения в ''Книгу
чертежей'' лучших яхт и моторных судов, о которых писалось в американском
журнале ''Yachting'' (1966 г.).
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ яхты “Сан-суси”
|
|
Длина габаритная, м |
9.6 (32’00”)
|
Длина на КВЛ, м |
8.25 (27’6”)
|
Ширина, м |
2.3 (7’8”)
|
Осадка шверцами/корпусом, м |
0.28/0.93 (11”/3’6”)
|
Водоизмещение, кг |
2020 (4450 фнт)
|