Оживление производства малых судов вызвало рост интереса и к областям, которые можно отнести к категории сопутствующих. Одна из таких областей, вызывающих у читателей наибольшее количество вопросов - это сертификация готовой продукции, нередко представляющая тайну за семью печатями для опытных производственников. Поэтому мы обратились за консультацией к специалистам испытательной лаборатории по прогулочным судам, аккредитованной Госстандартом России при петербургском НИИ ''Лот''. На вопросы, связанные с сертификацией, отвечают руководитель лаборатории Л.Д.Морозова и ее заместитель М.Н.Барабанова.
Что такое сертификация?
Сертификация продукции - это процедура, удостоверяющая соответствие продукции установленным требованиям нормативных документов, регламентирующих показатели надежности, безопасности, охраны окружающей среды и т.п. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Продукция, которая в процессе ее эксплуатации может быть опасной для жизни, здоровья потребителей, причинить вред их имуществу или окружающей среде, подлежит обязательной сертификации. Обязательная сертификация продукции и услуг введена Законом Российской Федерации ''О защите прав потребителей'' от 07.02.92 г. Номенклатура продукции, подлежащая обязательной сертификации, утверждена Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 за № 1013. Под действие этого закона подпадают все маломерные суда (прогулочные, туристские, спортивные, для рыбной ловли, охоты и т.п.), не поднадзорные Морскому и Речному Регистрам России и реализуемые через торговую сеть (коды ОКП: 744000 - суда с жестким корпусом , 256700 - надувные ).
Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации установлены Законом Российской Федерации ''О сертификации продукции и услуг'' от 25.06.93 г. Отношения в области сертификации регулируются вышеуказанным Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ.
Какие организации имеют право выдавать сертификаты?
Правительством России организация и проведение работ по сертификации по конкретным видам продукции возложена на государственные органы управления РФ : Госстандарт, Госгортехнадзор, Минздрав, Госатомнадзор, и др.
Практическую работу по сертификации продукции осуществляют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), а также центральные органы систем сертификации, аккредитованные и имеющие лицензии на право заниматься этим видом деятельности, выданные соответствующими государственными органами управления. Согласно общепринятой международной практике и перечисленным законам, ответственность за качество товаров несет изготовитель; продавец отвечает за наличие сертификата и знака соответствия у реализуемой им продукции; испытательная лаборатория - за достоверность и объективность испытаний, подтверждающих соответствие продукции нормативным требованиям; орган по сертификации - за правильность выдачи сертификата.
Что такое сертификат и что он гарантирует?
Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации ГОСТ Р (либо другой государственной системы), удостоверяет соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям нормативных документов по показателям безопасности (обязательная сертификация). Такими документами в системе ГОСТ Р являются государственные стандарты (ГОСТы). Сертификат на продукцию гарантирует ее безопасность и в определенной степени - ее качество. При обязательной сертификации продукции выдается сертификат желтого цвета, при добровольной - синего. Продукция, имеющая сертификат, должна маркироваться знаком соответствия, который наносится либо на маркировочную табличку продукции, либо проставляется в паспорте на продукцию. При выдаче сертификата изготовителю выдается лицензия на право простановки знака.
Какими государственными документами НИИ ''Лот'' присвоено право проводить сертификацию? Есть ли организации аналогичной направленности и где можно получить их перечень?
В соответствии с Законом ''О защите прав потребителей'' для сертификации прогулочных судов в 1992 г. Госстандартом РФ при НИИ ''Лот'' были аккредитованы орган по сертификации и испытательная лаборатория прогулочных судов ''Тест-Лот''. Орган по сертификации прогулочных судов и испытательная лаборатория получили официальное признание Госстандарта России в виде Аттестатов аккредитации и внесены в Государственный реестр Системы сертификации (ГОСТ Р). С момента первой аккредитации в 1992 г. орган и лаборатория дважды (в 1996 и 1999 г.) успешно прошли переаккредитацию Госстандарта. В настоящее время, после объединения ЦНИИ ''Лот'' и ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова официальные наименования лаборатории и органа стали звучать так: испытательная лаборатория прогулочных судов ГУП ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова (филиал НИИ ''Лот'') и орган по сертификации прогулочных судов ГУП ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова (филиал НИИ ''Лот''). В Санкт-Петербурге испытательная лаборатория является единственной, при Морском Регистре судоходства существует еще один орган по сертификации прогулочных судов.
С перечнем всех испытательных лабораторий и органов, которые занесены в реестр Госстандарта и которым разрешена деятельность по сертификации прогулочных судов, можно ознакомиться в Госстандарте, в региональном органе по сертификации и стандартизации ''Тест-Санкт-Петербург'' либо в НИИ ''Лот''.
Имеет ли право ГИМС проводить сертификацию?
Имеет, если при инспекции имеются аккредитованные Госстандартом испытательная лаборатория и орган по сертификации. Такие организации, имеющие право проводить сертификационные испытания и выдавать сертификаты, имеются, например, при Московском отделении ГИМС.
В каких случаях не требуется наличие сертификата на суда, изготовляемые на продажу?
На такие суда сертификат необходим. Законодательно на все прогулочные суда следует получать сертификаты, поскольку эти суда включены Госстандартом в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Могут ли отечественные лодки иметь только зарубежный сертификат и наоборот - достаточно ли только отечественного для продажи за рубежом?
Отечественные изготовители прогулочных судов для продажи внутри России должны иметь российский сертификат. Для продажи судов на европейском рынке отечественного сертификата недостаточно, необходимо получить европейский сертификат СЕ. Это объясняется тем, что между Госстандартом России и Европейским союзом не заключено соглашение о взаимном признании сертификатов. Для заключения такого соглашения необходимо вступление России во Всемирную торговую организацию либо российские органы и лаборатории должны быть аккредитованы международными или европейскими организациями по сертификации.
Практика показывает, что требования отечественных откорректированных ГОСТ 19105-79 ''Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования'' и ГОСТ 19356-79 ''Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний'' соответствует международным требованиям к прогулочным судам: Директиве ЕЭС № 94/25 СЕ и окончательной редакции международного стандарта ISO 12217-1-2-3 ''Малые суда. Остойчивость , плавучесть''.
Изменения к ГОСТам были разработаны в 1993 г. испытательной лабораторией ''Тест-Лот'' и утверждены Госстандартом России. Изменения касались ужесточения требований к непотопляемости прогулочных судов. Запас плавучести при повреждении был увеличен с 10% грузоподъемности до 40%, дополнительная плавучесть принималась равной 280 Н на каждого человека в лодке. Такой запас плавучести соответствовал требованиям к спасательным шлюпкам Международной конвенции СОЛАС-74. К примеру, мотолодка ''Мастер-500'' (''Адмиралтейские верфи'') была испытана по новым требованиям, прошла испытания и на нее был выдан сертификат в системе ГОСТ Р. Затем она была испытана в Финляндии в соответствии с требованиям Директивы ЕС 94/025 и получила европейский сертификат СЕ.
Необходим ли российский сертификат импортным судам, имеющим зарубежные сертификаты?
Да, необходим, но если зарубежный сертификат выдан заслуживающей доверие организацией, процедура значительно упрощается - российский сертификат в большинстве случаев выдается на основе декларации о соответствии изготовителя, сертификата соответствия СЕ и заключения нашей испытательной лаборатории.
Как проводится сертификация?
Процедура сертификации состоит в следующем:
1. Заявитель (изготовитель или продавец) обращается в орган по сертификации с заполненной заявкой. Форму заявки заявитель получает в органе по сертификации. Вместе с заявкой заявитель передает в орган комплект документов на продукцию: утвержденные технические условия, разработанные в соответствии с требованиями ГОСТ 2.114-95; спецификация; чертежи (теоретический, конструктивный, общего расположения или сборочный), выполненные в соответствии с ГОСТ ЕСКД; методику и программу приемочных испытаний опытного образца: акт приемки и протоколы приемочных испытаний опытного образца по ГОСТ 15.001-88; расчеты (нагрузки масс, плавучести, остойчивости, прочности); паспорт или руководство по эксплуатации по ГОСТ 2.601-95; сертификаты на материалы; декларация о соответствии изготовителя и cертификаты CЕ (для судов иностранной постройки).
2. Орган принимает заявку и готовит решение о проведении сертификации, устанавливает схему сертификации, а нормативную документацию передает в испытательную лабораторию.
3. Лаборатория проводит экспертизу всего комплекта нормативной документации. При отрицательном результате лаборатория направляет письмом свои замечания заявителю либо вызывает его в лабораторию. Лаборатория оказывает методическую помощь при корректировке документации заявителя. В соответствии с типом судна и его техническими характеристиками лаборатория разрабатывает методику или программу проведения сертификационных испытаний по безопасности. Сертификационные испытания проводят в присутствии заявителя. При положительных результатах оформляются протоколы сертификационных испытаний, на основании которых выдается сертификат.
Какова программа сертификационных испытаний?
При испытаниях суда с жесткими корпусами проверяются по ГОСТ 19356-79 по следующим показателям: статическая остойчивость, непотопляемость и аварийная остойчивость. Надувные лодки испытываются по ГОСТ 21292-89, при этом проверяются: статическая остойчивость, запас плавучести при повреждении отсека и непотопляемость.
Динамические (ходовые) испытания в программу обязательной сертификации не входят, однако часть вопросов, относящихся к ходовым качествам судна, мощности мотора и т.д. рассматриваются при изучении предоставленной заявителем документации. Нередки случаи, когда от заявители требуется вносить в заявленные данные некоторые коррективы (например, при заведомо завышенных показателях грузоподъемности, мощности, предельно допустимой высоты волны).
Обладает ли сертификат сроком действия?
Сертификат может выдаваться на серийное производство сроком на три года, либо на производство партии сроком на два года. В первом случае проверяется и само производство - на предмет стабильности и качества. Как правило, в этом случае необходимо предоставить сертификаты соответствия системы качества.
Требуется ли получать сертификат на старые опробованные модели лодок в случае возобновления их производства?
Процедура сертификации старых проектов судов, которые какой-то период времени не изготавливались, остается такой же, как и для новых. Если технические условия на прогулочное судно разработаны без учета изм. 2 ГОСТ 19105-79, то объем блоков плавучести должен быть увеличен. Это потребует определенной корректировки существующей документации (ТУ, чертежей, а возможно, и технологического процесса).
В ходе обязательных сертификационных испытаний судов с жестким корпусом проверяются только три показателя: статическая остойчивость, непотопляемость и аварийная остойчивость. В ходе проверки статической остойчивости груз, вес которого соответствует 60% грузоподъемности, располагается внутри корпуса выше уровня банок или сидений (на 250 мм на гребных лодках и на 300 мм - на моторных лодках и катерах) в 200 мм от внутренней кромки борта или планширя (этот груз имитирует сместившихся к борту пассажиров), а оставшиеся 40% укладываются в ДП на уровне пайола (рис. 1). Грузы располагаются на перпендикулярной ДП линии, проходящей через образуемый пассажирами и багажом центр тяжести при их штатном расположении. Судно при этом должно находится в устойчивом равновесии. При испытании на непотопляемость полностью залитое водой судно нагружают балластом, вес которого соответствует 40% грузоподъемности. Судно при этом должно оставаться на плаву. Как правило, балласт располагается при этом выше уровня воды в районе миделя (рис. 2). В тех случаях, когда это невозможно, балласт располагают непосредственно в залитом водой корпусе. В этом случае его вес корректируется в сторону увеличения с учетом плотности материала балласта - выталкивающая сила, как известно, действует не только на дерево или пенопласт, но и на чугунные чушки. Кстати, корректировка веса балласта может потребоваться и при креновании - например, если груз приходится располагать ниже уровня воды, подвешивая его снаружи лодки. В этом случае, помимо выталкивающей силы учитываются и плечи образующихся рычагов. Аварийная остойчивость признается удовлетворительной, если при установке груза, соответствующего 5% грузоподъемности, непосредственно на борту в районе миделя, полностью залитое водой судно находится в устойчивом равновесии (рис. 3). Легко посчитать, что на каждого из пассажиров при этом приходится примерно 4 кг. У норвежского сертификационного общества ''Веритас'', к примеру, эти нормы значительно строже - на каждого из пассажиров приходится по 25 кг. Вес стационарного или подвесного мотора для судов, предназначенных для эксплуатации в чисто моторном варианте, в грузоподъемность при этом не включается. Вес ''подвесника'' учитывается в составе грузоподъемности только на лодках, которые могут эксплуатироваться и без мотора - например, в весельном варианте. Надувные лодки проходят два испытания, и методика несколько проще. При проверке статической остойчивости лодка должна находиться в равновесии при расположении на одном из бортов всего экипажа, предусмотренного техническими условиями (вес одного человека при этом принимается за 80 кг). Второе испытание - на запас плавучести. Лодка должна оставаться на воде и сохранять возможность к передвижению (в том числе и под мотором) при полном удалении воздуха из одного из отсеков и 100-процентной загрузке. Отсек при этом выбирается по принципу наибольшего объема. |