Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Водометно-рулевой комплекс

   
   


Изобретение касается водного транспорта, в частности - конструкции движительных устройств для малых судов.

Известны движительно-рулевые устройства типа привода Арнесона с частично погруженными гребными винтами (ЧПВ), размещенными на конце шарнирного гребного вала. Благодаря шарниру можно изменять наклон вала в вертикальной плоскости и поворачивать в горизонтальной - для управления судном по курсу. Упор винта передается через шаровой шарнир большого диаметра, который крепится к транцу катера. Внутри шарового шарнира располагается двойной кардан, передающий вращение от двигателя к винту.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВОДОМЕТНО-РУЛЕВОГО КОМПЛЕКСА

Передаваемая мощность, л.с.

до 100

Диаметр ротора, мм

160

Шаг ротора, мм

300

Угол поворота, град.

40

Угол откидывания, град.

40

Число оборотов ротора, об/мин

5600

Длина вылета за транцем, мм

600

    Основными недостатками такого привода являются:
  • применение дорогостоящих, сложных по конструкции частично погруженных кавитирующих или суперкавитирующих гребных винтов;
  • необходимость изготовления шарового шарнира большого диаметра с высокой точностью и специального резинового уплотнения;
  • большая габаритная длина привода за транцем, а также то, что незащищенный винт, выступающий из воды, увеличивает опасность для находящихся в воде людей;
  • винт ЧПВ на стоянке полностью погружен в воду и требуется большой вращающий момент двигателя, чтобы ''раскрутить'' винт до полных оборотов, катер медленно выходит на глиссирование.

Привод Арнесона выгоден и применяется, в основном, при скоростях выше 80 км/ч.

Цель нашего изобретения - создание движителя для катеров, свободного от недостатков привода Арнесона и пригодного как для скоростей 60-70 км/ч, так и для скоростей выше 80 км/ч без применения ЧПВ.

Особенностью предлагаемого водометно-рулевого комплекса является применение погруженного в воду водомета, шарнирно закрепленного к транцу.

На приводимых эскизах изображен общий вид этого водометно-рулевого комплекса 9ВРК), устанавливаемого на транце катера со стационарным двигателем.

Для поворота и откидывания ВРК применен шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) по типу применяемых на переднеприводных автомобилях.

В связи с тем, что рабочее колесо - ротор водомета погружен в воду относительно днища катера на две трети его диаметра (и более), вода свободно подходит к ротору практически без подъема и сопротивления в водозаборнике.

Усилие на корпус катера передается корпусом водозаборника через шарнирную вилку подвески-баллера.

ШРУС крепится через подшипниковую опору к транцу, или входит в состав реверс-редуктора, крепящегося также непосредственно к транцу. Шарнир ШРУС и гребной вал воспринимают только крутящий момент.

Осевые нагрузки передаются через конические роликоподшипники, смонтированные в ступице сопла.

Поворот водомета осуществляется румпелем, закрепленным на вертикальной подвеске-баллере. От провисания водомет удерживается тросовой подвеской с талрепом.

Предмет изобретения

1. Водометно-рулевой комплекс (ВРК) выполнен в виде шарнирно подвешенного к транцу катера водомета, поворачивающегося для управления судном в горизонтальной плоскости и поднимаемого из воды при необходимости. Отличается ВРК тем, что шарнирно подвешенный водомет погружен в воду ниже днища.

2. Водометно-рулевой комплекс по п. 1 отличается тем, что вместо двойного кардана и шарового шарнира со специальным резиновым уплотнением применен шарнир равных угловых скоростей (ШРУС), защищенный от попадания воды гофрированным резиновым уплотнением.

3. Водометно-рулевой комплекс по п. 1 отличается тем, что вместо дорогостоящего частично погруженного винта, с целью устранения опасности для людей, находящихся в воде, и улучшения приемистости (уменьшения времени выхода на глиссирование) применен ротор, защищенный кольцевым корпусом с решеткой на входном отверстии.

В.Авраменко, г.Кременчуг

Наверх


 Library В библиотеку