Как катер стал катером
Часть 1
Они были первыми
В 1987 г. можно было бы отметить сто лет со времени появления на воде самого первого в мире судна с ДВС — моторной лодки “Неккар” с карбюраторным двигателем конструкции Готлиба Даймлера.
В редакции “КиЯ” решено было откликнуться на этот своеобразный юбилей отдельной заметкой,
приняв выход в плавание Даймлера за точку отсчета — за начало истории катера. Однако уже при
сборе материала нас смутили два обстоятельства. Во-первых, саму эту дату в разных источниках
указывают с разницей в целый год. А во-вторых, даже в самых что ни на есть “водно-моторных
странах”, таких, как США (где зарегистрирован самый большой по численности
прогулочно-туристский моторный флот — 13 млн. единиц) или Норвегия (где на душу населения
приходится наибольшее в мире число моторных судов), почему-то Даймлера и не вспоминают. Правильнее
сказать, вспоминают-то довольно часто, но как изобретателя карбюратора и высокооборотного
бензинового двигателя, создателя первых моделей мотоцикла (1885 г.) и автомоби% ля (1889 г.),
а отнюдь не катера. Конечно, катер автомобилю — не чета, масштабы воздействия на цивилизацию
разные, но все-таки…
В чем же дело? Как и во многих других областях техники, разобраться с приоритетом теперь, спустя годы, довольно сложно: связной истории “водного автомобиля” не написано, нет и устоявшейся хронологии.
Наши местные эрудиты предложили такое возможное объяснение: Даймлер опробовал свой 2-сильный двигатель на самой обычной лодке, которая абсолютно ничем не отличалась от других лодок, в изобилии плававших по той же самой реке Неккар. Впрочем, иногда отмечают, что эта 11-местная лодка длиной 6 м и шириной 1.5 м была построена “по типу парового баркаса”, но ведь и паровой баркас мало чем отличался от весельного.
Конечно, на роль первого в мире катера гораздо больше подошло бы малое судно, спроектированное и построенное под определенный двигатель специально. Но где и когда это происходило?
Отступление первое: Катер для “железного канцлера”
В
книжке “Besser fahren mit dem Motorboot” (справочнике для судоводителей-любителей, вышедшем
в Берлине в 1961 г.) приведены три фотоснимка катера “Marie”, про который говорится, что это
первый “motorboot” в мире, рассчитанный на “достижение максимальной скорости” с подготовленным
именно для него одноцилиндровым
1.3-сильным двигателем Даймлера, делавшим 650 оборотов в минуту (размерность — 70х120, объем
цилиндра — 462 см3). Как и кто его “рассчитывал” (очень сомнительное утверждение!) и какую
скорость этот 10-местный открытый катер весом в одну тонну развивал — неизвестно, но бесспорно,
что художественную ценность он представлял большую, так как был исключительно богато украшен.
Неудивительно, ибо предназначался он для канцлера Бисмарка!
Ко времени выхода упомянутой книги катер находился в Автомобильном музее фирмы “Мерседес-Бенц”, но жив ли он сейчас — установить даже с помощью интернета не удалось.
Для полноты картины тех лет процитируем заметку из журнала “Die Fenerspitze” (XII, 1888 г.):
“Две такие же, как “Marie”, лодки, только что построенные на верфи г-на Реттига в Берлине, проходили испытания на верхней Шпрее и неизменно вызывали всеобщее удивление и восхищение, ибо уверенно шли даже против течения, не имея ни дымящей трубы*, ни каких&либо видимых снаружи устройств для движения. Не было на лодках ни котла, ни запаса угля, привыч& ного для паровых катеров: машина Карла Бенца из Маннгейма работала на легко сжигаемом бензине, который поступает в цилиндр в смеси с воздухом и поджигается искрой от электрической батарейки. Машина приводит лодку в движение за считанные несколько минут после запуска, скорости составляют 8-10 км/ч”.
* Любопытно, что примерно теми же словами выражал свое восхищение и репортер “Петербургской газеты” — очеви& дец первых в России водно-моторных соревнований (19.07.1904): “Отсутствие трубы и машинных кожухов придает мо& торным судам фантастический, сказоч& ный облик”.
Стоит добавить, что не автомобильные двигатели стали применяться на катерах, как привыкли думать многие, а наоборот — испытанные на воде двигатели стали все чаще применяться на суше. Хуан Баадер — автор книги “Motorkreuzer und schnelle Sportboote” (русский перевод вышел в 1976 г.) прямо утверждает, что до 1900 г. большая часть ДВС была изготовлена для установки на катера, в первую очередь — рабочие и разъездные, и лишь меньшая — для автомобилей (напомним, первые автомобили считались очень опасными, так как были шумными и пугали лошадей). Конечно, и на воде не все и не у всех проходило гладко: известно, например, что когда Вильгельм Майбах стал испытывать на Майне свой экспериментальный катер, его тут же задержала полиция…
Однако прогресс остановить уже было нельзя. В 1891 г. на Ваннзее испытывали лодку уже с гораздо более мощным — 5-сильным мотором, а во время Международной выставки 1900 года у подножия Эйфелевой башни проводились гонки катеров, уже показывавших скорости вплоть до 15.2 км/ч.
Прошло еще 12 лет — и впервые в истории скорость катера превысила 100 км/ч (“Мэпл Лиф IV”, см. “КиЯ” №63).
В 1882 г. впервые катер рискнул выйти в море — за 88.25 ходовых часов катер“Даймлер” дошел до Сицилии, продемонстрировав среднюю скорость 11.35 км/ч, а в 1912 г. 10.6-метровый катер “Детройт” уже пересек Атлантику…
С сегодняшними скоростями читатель хорошо знаком, так что может провести сравнение самостоятельно.
По сути дела “катерам” принадлежатабсолютный рекорд скорости на воде (“Спирит оф Австралия”; 511 км/ч, см. “КиЯ” №76), рекорд перехода через Атлантику (“Дестриеро”; 58 часов 34 мин. 50 сек. – см. “КиЯ”№158) и даже рекорд кругосветного плавания под мотором (“Кейбл энд Вайерлесс Эдвенчер”; 74 дня 20 часов 58 мин. — см. “КиЯ”№165).