"Код Ноль" - в лавировку
под спинакиром
Большие гонки, несомненно, являются основой прогресса в любом техническом виде спорта, в том числе — и парусном. Многочисленные кругосветки последних лет, состязания за Кубок Америки, трансокеанские регаты способствовали невиданному ранее полету конструкторской мысли. Это и не мудрено — ведь каждое из значительных соревнований превращено сегодня в крупную рекламную акцию и притягивает к себе огромные деньги.
Асимметричный спинакер Code Zero (Код Ноль) впервые был применен на “уитбредовской” яхте “EF Language” — победительнице последней кругосветной гонки яхт с полными экипажами, проходившей в 1998-99 гг. Его форма и геометрия были порождены ограничениями, которые накладывали существующие правила класса на парусное вооружение 60-футовых яхт. И хотя к концу гонки каждая команда имела на борту аналогичный спинакер, Пол Кайард и сотоварищи первыми реализовали потенциал такого паруса и, кто знает, может быть именно благодаря ему получили преимущество, позволившее завоевать почетный трофей.
Как известно, в парусном гардеробе современных яхт, отправляющихся в длительную кругосветную гонку, обязательно присутствует несколько спинакеров, расчитанных не только на различную силу ветра, но и на движение яхты под разными курсовыми углами. Традиционно им присваивают название Code 1 Reacher, Code 2 Reacher и т.д. — последовательно для все больших углов хода к ветру. Таким образом, название Code Zero идеально подходит для паруса, который позволяет идти наиболее круто к ветру по сравнению с любым другим спинакером.
Правила гонок Volvo Trophy не разрешают крепление генуи к топу мачты, однако подобных ограничений для спинакеров нет. Естественно, эта лазейка была обнаружена разработчиками парусов, которые взялись за создание асимметричного спинакера, позволяющего идти почти против ветра. Асимметричность вообще хороша именно на относительно острых углах. Но как сделать из спинакера фактически геную? Ширина спинакера по дуге в средней части (параметр SMG — spinnaker mid-girth) оговорена правилами гонок и не может быть меньше 70% от ширины паруса, измеренной по нижней шкаторине. (Для сравнения, обычная генуя имеет параметр SMG около 50% или менее.) Чем шире и выше спинакер, тем большую кривизну профиля он должен иметь.
Требовалось пошить парус так, чтобы форма его покроя поддерживала избыточную площадь. Может ли столь большой парус быть в то же время достаточно плоским, чтобы держать форму на острых углах и при этом создавать нужный упор?
Над формой паруса долго работали в аэродинамических лабораториях. Ученым удалось создать спинакер, который устойчиво ведет себя при углах к вымпельному ветру около 25° и скорости ветра 8 узлов. И хотя большего прогресса достичь пока не удалось (яхты класса “Volvo 60” лавируют с углом около 20°), сделан серьезный шаг, по сравнению с другими способами увеличить парусность на малых курсовых углах.
По мере создания нового спинакера, парусные мастера столкнулись и с другими проблемами. Парус, работая практически как генуя, испытывал на себе те же колоссальные нагрузки. Традиционный для спинакеров нейлон оказался слишком эластичным, чтобы поддерживать заданную форму, поэтому пришлось использовать композитный материал с добавлением высокопрочных волокон спектры и кевлара. Это усложнило эксплуатацию: спинакер стало трудно спускать и укладывать. В большинстве случаев его приходится просто принайтовывать к палубе. Специально разработанные системы закрутки облегчили дело, но добиться ровной скрутки по-прежнему трудно из-за большой ширины паруса в средней части — процентов 10% “мяса” оставались свисать. И все же, при всех видимых недостатках, Code Zero оказался настолько эффективен в своем диапазоне ветровых условий, что в 1999 г. — к концу кругосветки — этот парус был на каждой лодке.
Кому нужен Code Zero? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к правилам гонок, в которых вы собираетесь участвовать. В настоящее время многие гандикапные правила (такие как, например, IMS) устанавливают минимальное ограничение на SMG в 75%. Асимметричный парус, хорошо работающий при острых углах, можно создать и в пределах этого ограничения. Вымпельный ветер 40° при приемлемом компромиссе между мощностью и сопротивлением — вполне вероятная ситуация для легкого ветра. Однако, по мере увеличения скорости увеличивается и сопротивление паруса, поэтому в какой-то момент обычный кливер становится эффективнее.
Если вы планируете гонки на дистанции сложной конфигурации, Code Zero станет мощным оружием именно при плавании на острых углах. В промежутке между лавировочным стакселем и спинакером нет паруса той же эффективности, который мог бы сравниться с Code Zero. При легком ветре этот парус способен придать яхте значительную скорость.
Асимметричный парус для плавания под острыми углами можно использовать и при сильном ветре, когда трудно нести симметричный спинакер или еще больший по размерам и полноте асимметричный.
Управлять асимметричным Code Zero трудно, особенно это касается уборки и постановки. Однако отдельное устройство для закручивания и специально спроектированная система шкотов упрощают эту задачу.
Есть еще один важный момент: необходимо обеспечить достаточное свободное пространство впереди штага, чтобы можно было делать повороты оверштаг и разместить барабан закрутки. Обязательно следует убедиться в том, что мачта выдержит нагрузку, создаваемую этим большим парусом, особенно если вы крепите его к топу мачты при дробном парусном вооружении.
Сокр. пер. с английского (“Sailing World”, III.2001)
Появился фонд "Польша 1"
В Щецине зарегистрирован Фонд “Польская Яхта в гонках Америки ПОЛЬША 1”.
Таким образом завершился первый, необыкновенно важный этап подготовки польских яхтсменов к этому наиболее престижному спортивному мероприятию мира. Началось оно неплохо. Уже более года группа яхтсменов во главе с Каролем Яблоньским, при поддержке фирмы “MK Cafe & Tea” прилагает силы, чтобы в парусных гонках за Кубок Америки выступала яхта под польским флагом. С мая 2000 г. команда “MK Cafe & Tea” с большим успехом выступает в цикле матч-рейсинговых гонок первой ступени, соперничая с представителями синдикатов, готовящихся к борьбе за кубок Америки в 2003 г. Во второй половине апреля 2001 г. польский экипаж начнет регулярные тренировки у берегов Валенсии, на яхте класса IACC, купленной фирмами “MK Cafe & Tea” и “POSTI” у испанского син# диката.
В Польше продолжаются работы над созданием яхты, на которой команда “ПОЛЬША 1” выступит в гонках. К этому процессу привлечены многие польские конструкторы и ученые, во главе с факультетом Авиационной Механики и Энергетики Варшавского Политехнического института. Начаты подготовительные работы к испытаниям моделей (модельным испытаниям) в проектном бюро Щецинской верфи и Института кораблестроительной гидромеханики в Гданьске. Актуальные планы команды “ПОЛЬША 1” предусматривают участие в Кубке Америки в 2005/2006, хотя все мечтали о старте в Новой Зелан дии у берегов Окленда 2002/03 г. Крупнейшая Национальная Парусная Программа, целью которой является участие в гонках за Кубок Амери ки – это шанс для исполнения желаний целых поколений яхтсменов и удовлетворения амбиций многих слоев общества, профессиональных групп, учреждений и организаций, а также фирм и предприятий.