Страничка рыболова


 Всякий лососятник со стажем по весне ощущает определенный зуд, то ли под коленями, то ли в ладошках, то ли в самой середине подкорки головного мозга – усатому дяденьке доподлинно известно, что где-то прет серьезная рыбеха, а значит не дело торчать в городе за логарифмической линейкой или клавиатурой очередного модернового ундервуда.

Год за годом все более известными становятся многие реки из коллекции седовласого Мурмана Ивановича – Варзуга, Умба, Рында, Йоканьга, Поной…

Очевидцы донесли сведения, что владения терского князя Свята Колюжного, что на Варзуге, посетили в мае-июне этого года более тысячи русскоговорящих лососевых охотников, и кое-кто из недотеп в день открытия рыболовных потех простоял за лицензиями более 10 часов!

Тут нету удивительности и каких-либо приукрас, Варзуга сегодня — одна из лучших семужьих речек в мире, а наличие вполне приличной дороги сделало ее берега доступными не только питерским позерам (17 часов езды на машине), но и зазнаистым тузам из златоглавой. Хотя для полного лососевого кайфа четырехколесного джипка стало уже совсем недостаточно, для элитной тусовочки дяде Степе вертолет надобен, чтобы оттянуться в одиночку со друзьями-корифанами и не простаивать часы в очередях за рыбинспекторскими бумазеями.

Вертак штука не из дешевых (как правило, это 22-местный Ми-8) – около 800 всем известных у.е. за летный час. Но зато ты свободен от варзушной обязаловки и горазд поискать невиданного доселе гиганта от лососевого корыта по всей карте Мурманской области, а можешь махнуть хоть на мыс Канин, если конечно получишь разрешение от ребят в зеленых фуражках. Да и когда деньжат будет в достатке – ведь при аренде железной птицы клиент оплачивает дорогу в оба конца, а вертолетчики, как правило, на речках не ночуют, вот и приходиться платить за четыре прогона современного винтокрылого горыныча.

Я давненько мечтал основательно натопать сапожищами повдоль витиеватой змеюги Пурнача — главного притока полноводного Поноя (около 450 км), разделяющего удивленный профиль лошадиной головы Кольского полуострова на две практически равные части и впадающего в горло Белого моря.

С одного боку 140-километровый Пурнач – речка и сама по себе известная: еще лет 300 назад тут существовал Пурнацкий погост, где пришлые с Соловков монахи не только налево и направо крестили саамских язычников, но и активно дурковали по семге, основной конвертируемой валюте в суровых Баренцево-Беломорских казино.

Всем научникам так же доподлинно известно, что Пурнач есть основной нерестовый закоулок Поноя, куда по подсчетам набивается около 40 тысяч взрослых лососей.

Но вот сколько хвостов прячется под Пурнацкими порогами и как они распределяются по длине реки, неведомо никому, даже многоопытному рыбинспектору Ивану Смирнову. Можно было смело предположить (опять же опираясь на теоретические байки), что тут семга будет явно не хилого ранжиру – столько порогов и километров слабак не поднимется ни за какие ковриги.

На десерт я и в прежние годы не раз вылавливал значительные лососевые и щучьи оковалки на нижних порогах Пурнача, в бытность гидом в туристическом лагере Гари Лумиса на Рябоге.

Исследовательскую душу грело и то, что никто пока не сплавлялся от озера Пурнач (именно оттуда вытекает одноименная речка) до широченного Поноя. Может, конечно, некто и сделал ранее этот подвиг, но намеренно скрыл сей факт от взоров бдительной рыболовной общественности или просто канул в небытие среди угрюмых и недружелюбных каменьев, в беспорядке торчащих поперек речки в самых неподходящих местах.

Группа имени Миклухи Пржевальского, что вылетела 22 июня из Питера на разгадывание пурнацких кроссвордов, состояла из четырех русских (метрики родителей, правда, никто не проверял), немца и одного американца, чей паспорт как раз-таки многократно обласкали глазищи пулковских погранцов – уж больно затертой выглядела фотка Пола Томаса, шестидесятидвухлетнего винодела из штата Вашингтон.

Как он навязался мне на хвост и не упомню теперь, но общей картины он совсем не портил, а сорокоградусную водовку мог пригубить и совсем на зависть даже самым маститым профессионалам из данной лиги.

В ближнем бою я не боец, постоянно приговаривал Том, но на 24-часовом отрезке уберу любого, даже 300 фунтового алкаша! Мы естественно не пытались проверить хвастливые заявы щуплого америкоса, проще было набить лицо, но все было недосуг, на сплаве и минуты свободной нету, тут не до выяснения технологий купажирования виноградных вин.

Аляпистый Ми-8 Сибирских авиалиний (технику Мурманского авиаотряда уже несколько лет назад раздербанили заезжие приватизаторы) покрутил хвостом над озером Пурнач и весело дернул километров на пять вниз по течению, уж больно узка была первоначальная ширинка выбранной нами речки, и мы вряд ли бы втиснули туда экспедиционную эскадру. А она была совсем не хилого замеса:
  1. Шлюпка надувная дежурная “Орион 25 С” грузоподъемностью 850 кг.
  2. Лодка надувная туристская “Вега – Спарт 8” грузоподъемностью в целую тонну.
  3. “Bombard AX3G”, рассчитанный на три среднего размера персоны или 380 кг груза.

И если последний надувной экземпляр призывно блестел французским надувным бортом на незаходящем за унылые сопки солнцем, то два первых фрегата были нашенские, произрастающие от ярославских резиновых корней.

 


 Library В библиотеку 


Логотип ` Катера и Яхты`
№177 2001 г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru