p.gif (67 bytes)
SNOW.gif (669 bytes)

p.gif (67 bytes)ТУРЫ

p.gif (67 bytes)

TOUR.gif (654 bytes)
p.gif (67 bytes)

Домбай, погода на завтра: снежно, солнечно, душевно


Материал предоставлен журналом

SKI Горные лыжи

Наши корреспонденты Василий Казаринов и Роман Денисов ведут репортаж с первого российского фестиваля телевизионного художественного кино "Горное эхо", одним из официальных и информационных спонсоров которого выступил наш журнал

В бархатном Домбае всего навалом: снега на склонах, мест, куда можно приткнуться по вполне щадящим ценам (частный сектор - 80 рублей в сутки), всяких вкусностей далеко не столовского, а почти домашнего качества, которые подают в множестве кабачков и забегаловок, а что касается форели, которую готовят в вагончике у поворота по пути из "Домбая" к "Горным вершинам", то это нежнейшее блюдо достойно песни. Разумеется, на винных полках - полный боезапас: коньяки ("Трехзвездочный" - особенно рекомендуем, он мягок, в меру ароматен, пьется, как вода), водки всякие ("Шальная" и "Камос" - чисты и духоподъемны), вина сухие и не очень, пивной ряд - на уровне (банка турецкого "Efes" на горе всего по десятке - как мило). Рентальный экип тоже в норме, Rossignol и Salomon упаковали прокатные пункты неплохо, так что новички делают первые шаги не на "дровах". Девушки катающиеся и просто пляжные тоже в наличии, в барах бубна звон до первого света и зажигательные пляски, словом, фиеста по полной программе, точнее сказать, почти по полной.
Одной малости не хватает - погоды нет.
Что за зима, что за зима такая... В Альпах обвальный снег, завалы на дорогах, лавины, а у нас тут задувает со страшной силой, снизу народ в выходные подтягивается вяло - там по радио через день штормовые предупреждения дают - а те, кто в Домбай по путевкам прибыли, похоже, влипли: по нескольку дней канатки стоят. А если и пойдут, то везут наверх сильных духом, телом и прикидом: без ветроотбойных курток и комбинезонов на макушке Муссы делать нечего. Заледеневшие канатчики скептически щурят глаз: ребята, наверху вчера под двадцать мороза было, да плюс ветерок... Лыжники, выплывающие из матовой пелены, в которую закутана Мусса-Ачитара, на поляне чаем греются, говорят: полный кайф, катуха классная, склон мягкий, да только местами не видно ни черта в пяти метрах - то "молоко", то заряды пурги. А на уютной полочке перед выкатом к третьей очереди тоскуют, расстелив на снегу свои разноцветные полотнища, парапланеристы, они все погоды дожидаются, но, видно, не судьба, и "Кубок Домбая" на грани срыва. Провели пока только полеты на точность приземления, а остальная программа не клеится. Ближе к ночи народ, странствующий по гостиничным барам, останавливается на мосту, таращится в небо.
Небо пусто, мрачно и уныло, как душа с похмелья, - звезд не видно.
- Ну что ж за невезение такое!
Все ждут, когда в темном пологе неба возникнут россыпи тонких, как булавочный укол, мерцаний: будут звезды - будет настоящая домбайская фиеста.
Ух, дождались.

Шарахнуло - поздним вечером перед гостиницей "Домбай" - и небо зацвело, распустилось пышными букетами фейерверков, рассыпалось искрящейся пылью: звезды пусть и пиротехнические, но настроение поднимают. Тем более, что на фронтоне "Домбая" вспыхнули шипящим серебристым огнем два слова: "Горное эхо".
"Горное эхо" - первый российский фестиваль телевизионного художественного кино. Президент его, известный актер и продюсер Сергей Жигунов, поясняя причины, подтолкнувшие его к тому, чтобы впрячься в это уникальное для нас пока дело, назовет, как минимум, три мотива. Художественому кино есть где "показаться" - фестивали при всех наших сложностях все-таки проходят. У телефильмов же есть только профессиональная премия "Тэфи", и больше ничего. Во-вторых, наш телефильм до поры до времени не знал поражений: когда шли "Семнадцать мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя", "Майор Вихрь", "Операция "Трест", "Большая перемена" и другие достойные образцы жанра улицы наших городов буквально вымирали... Потом мы как-то тихо, незаметно потеряли себя: привыкли на латиноамериканский манер "плакать с богатыми", переживать импортные страсти и нежиться под солнцем Санта-Барбары. Пора, пора - возвращаться в самих себя: и плакать по-нашему, и тосковать, и чувствовать, и мыслить. И третье, наконец, - Домбай.
Домбай - и этим все сказано. Для нас (а нас таких - сотни тысяч горнолыжников, туристов, альпинистов) Домбай - это почти что "наше горное все". Здесь впервые узнавали горы, "заболевали" ими; здесь впитывался в кровь негромкий голос Визбора - теперь его ничем не вытравить; здесь слушали мелодию имен - Алибек, Эрцог; здесь встали камни над теми, кто срывался со скал: там, на кладбище альпинистов... И вдруг - ничего не стало. Прошел слух: все, финита ля комедиа, Домбай кончился. Директор гостиницы "Домбай" Джамбулат Аджиев вспоминает об этой грустной поре с неохотой: да, было дело, все тут остановилось, застыло, вмерзло в унылое время - гостиницы почти пустые, подъемники стоят, однако потихоньку механизм, питающий Домбай жизнью, приходит в движение, мы живы, дышим, существуем.
Тому порукой, помимо всего прочего, вон тот симпатичный (хотя и несколько замотанный от оргпроблем) молодой человек в строгом темном костюме, что протягивает тебе визитку: "Саид Аджиев, гостиница "Крокус", директор".
Господи, да быть того не может: наш старый добрый "Крокус", где столько спето и выпито - хороших песен, славного винца - тот самый "Крокус", что много лет, без окон, без дверей, стоял тут памятником какой-то канувшей в небытие хорошей и доброй эпохи, - жив? Жив вполне, и даже принимает гостей в открывшемся по случаю "Горного эха" уютном (и очень вкусном) фестивальном ресторанчике.
Выходит, в самом деле, Домбай в порядке, выходит, визборовская вера опять ложится в строку: спокойно, дружище, спокойно, у нас еще все впереди. И уж если сюда едут Лидия Федосеева-Шукшина, Алла Будницкая, исполнитель русского романса Лидия Небаба, режиссеры Александр Орлов, Вадим Зобин, Леонид Пчелкин, Борис Небиеридзе, композитор Владимир Дашкевич... Уж если на этих склонах замечены очаровательные Амалия Мордвинова, Ольга Сумская, Алена Свиридова, а вместе с ними героически борются с холодной и ветреной горой певец и композитор Вячеслав Малежик в компании своего милого семейства, режиссер Дмитрий Астрахан, и актер Саша Лыков... Уж если Барри Алибасов, объездивший за свои пятьдесят два года весь мир, впервые оказался в горах и привез сюда свою заводную команду "нанайцев"... Если даже "лучший шофер отечественного кино", седовласый водитель милицейского тарантаса из народного фильма "Место встречи изменить нельзя" Алексей Миронов прихрамывает, опираясь на палочку, по этим тропам, то грех нам, братья лыжники, не вернуться сюда.
Потому что есть, есть смысл увидеть и услышать: добрую неделю "Горное эхо" пульсирует в горах. То оглушительно, мощно, экспрессивно, как на фиерическом концерте, что закатили под открытым небом "нанайцы", Алена Свиридова и Вячеслав Малежик. То - тихо, мудро и камерно, как на вечере русского романса, который устраивает в каминном зале гостиницы "Солнечная долина " Лидия Небаба. То - полемично и сосредоточенно, как на просмотрах конкурсных картин. Конкурсная программа, кстати, выстроилась очень внушительно. Здесь "Зал Ожидания" и "Контракт со смертью" режиссера Дмитрия Астрахана, "На ножах", снятый по одноименному роману Лескова Александром Орловым, "Развязка Петербургских тайн" Вадима Зобина и Леонида Пчелкина, "Самозванцы" Константина Худякова, популярные "Улицы разбитых фонарей", "Графиня де Монсоро" режиссера Владимира Попкова, "Роксолана - пленница султана" и "Седьмое кольцо колдуньи" Бориса Небиеридзе. Вне конкурса прошел успевший собрать массу призов на прочих фестивалях "Тоталитарный роман".
Словом, все хорошо, все мило и душевно, но вот беда: погоды нет и нет - все те же ветер да метель.

Однако же народ катается вовсю, больше того, в один из дней, когда ближе к полудню на склоны пролился недолгий и жидковатый свет долгожданного солнца, на верхней поляне, неподалеку от левого бугеля, встала слаломная трасса.
Героизму участников этих стартов стоит отдать должное: горные лыжи все они примерили каких-то три дня назад... Нет, это надо было видеть. Как делает первые повороты (под ручку с нашим фотокорреспондентом Романом Денисовым, кстати) очаровательная исполнительница главной роли в "Роксолане..." Оля Сумская, которая так быстро и непринужденно вписалась в пластику грамотных виражей, что просто глаз радуется. И видеть, как Саша Лыков (он же - Казанова, он же - популярный в народе "мент") идет по склону неторенной тропой, поскольку нормально покататься ему просто не дают, рвут на части: кому - автограф, кому - фото на память. Саша вместе с инструктором оживленных накатанных трасс избегает, отважно пашет глубокие снега, в которых и относительно опытный лыжник чувствует себя не слишком уютно. Алена Свиридова (за ней, как и за Лыковым, носится масса народу с просьбой сфотографироваться), на склон ходит чуть ли не каждый день, и чем дальше, тем больше ей это нравится:
- Нет, это страшно интересно, масса новых ощущений, преодоление страха... Чудесное дело эти ваши лыжи.
Виталий Борисюк, украинский актер театра и кино, - тот вообще неудержим, уходит на склон в числе первых, возвращается последним, и протер свой прокатный Rossignol буквально до дыр: потом мы его заливаем в хранилке редакционным "кофиксом"... Словом, актерская братия следует строго в русле того занятного соображения, что высказал, обращаясь на церемонии открытия "Горного эха" к участникам, председатель жюри Анатолий Лысенко: сегодня телевизионное художественное кино - это все равно, что горные лыжи. В том смысле, что от людей, занятых в этих сферах жизни, требуется одно и то же: быть человеком рисковым и понимать, что от травм тут никто не застрахован... Однако, чем труднее путь к результату, тем он интересней.
Вот уж воистину так. Слаломные старты на призы нашего журнала перевели сентенцию председателя жюри из разряда аналогий в категорию прямого текста. Народ доказал: боец на съемочной площадке - он и на горнолыжном склоне истинный боец!.. Потом, когда откипели страсти, когда наши призовые модели ELAN нашли своих владельцев, Алена Свиридова (лидер в женском разряде), позируя перед камерами с Виталием Борисюком (он выиграл в мужской классификации) подмигнет коллеге-победителю:
- Вот это жизнь, белоруссы да хохлы надрали москалей! - и, взвешивая в руке новенькие лыжи, заметит вашему покорному слуге: - Ребята, похоже дело идет к тому, что придется мне в Москве все остальное для этого дела прикупать. Поможете с этим?
Ну конечно, Алена, какой разговор - покатаемся и, возможно, на будущий год опять здесь, в Домбае: Бог даст погода будет к нам помилосердней.

"За неделю участниками съедено 111 кубометров форели, 222 квадратных метров хычинов, 333 шампурно-погонных метров шашлыка. Выпито: 999 гекалитров минеральной воды "Камос", 888 чайников глинтвейна, и несметное количество айрана. Различными частями тела участников вспахано 444 гектаров целинных снежных склонов, что облегчило работу ратраков..."
И так далее и тому подобное - таков итог "Горного эха", торжественно обнародованный на церемонии закрытия. Определены победители в разных номинациях, вручены призы, почетные дипломы, премии (кстати, наш журнал вручил призы за победу в еще одном состязании - чемпионате фестиваля по биллиарду: теннисные ракетки HEAD достались актёрам Ольге Дроздовой и Николаю Чугайнову). Все так мило и душевно, все довольны. Однако, что на этом празднике жизни почем - не в шутку, а всерьез - знают разве что его председеатель Сергей Жигунов и директор Валерия Гущина. Горы прекрасны, кто бы спорил, но их прелесть вовсе не отменяет того обстоятельства, что вертикальный мир - это по природе своей экстремальная среда. Здесь все на порядок сложнее: сделать шаг вверх по склону, добыть глоток воды, сдвинуть камень с тропы. Домбай - при всей его достаточной курортной цивилизованности - это, мягко говоря, весьма своеобразная площадка для светско-кинематографических раутов, не "Артек" и не Сочи, не Москва и не Питер, тут вам не равнина, тут климат иной. И чтобы провернуть в горах такой проект (устроители привезли в Домбай аж 170 человек - актеры, режиссеры, продюсеры, гости, пишущая братия, съемочные группы телевидения) надо быть людьми, как минимум, отчаянными. В обстановке как официальной, так и расслабленно-банкетной, Гущина будет твердить, в первую очередь, конечно, о хозевах этих мест: о том же Джамбулате, без которого фестиваль вряд ли состоялся бы, вообще о всех домбайцах, обеспечивших всю нашу разношерстную толпу кровом, хлебом насущным, бесплатным проездом на канатках. Разумеется, - о спонсорах: Гильдия актров кино России, ТВ Центр, банк "Павелецкий", фирма "Champion", гостиница "Домбай", автоклуб "Watson", фирма "Домбай тур", журнал "SKI/Горные лыжи", издательская группа "Jet Press"...
- Конечно, конечно... Но мы-то, по журнальным нашим делам каждый год ездящие в горы, все понимаем.
Жигунов устало кивнет, Гущина слабо улыбнется и опустит веки.
Горы это не та природная среда, где принято шаркать ножкой и приседать в книксен, - поймем друг друга по глазам: спасибо, ребята, за праздник.

Мистическое ли это стечение обстоятельств, причудливое ли движение атмосферных потоков - кто знает? - но утро отъезда есть идеальное воплощение "закона подлости": солнце лепит в снежные склоны так, что в глазах темнеет, в небе покой один и синева без дна, и наверху - ни дуновенья. А впрочем, все логично: "Горное эхо" сделало в Домбае погоду, значит, можно со спокойной душой двигать по домам

Василий Казаринов, Роман Денисов

назад в рубрику ТУРЫ