p.gif (67 bytes)
SNOW.gif (669 bytes)

p.gif (67 bytes)ТЕХНИКА КАТАНИЯ

p.gif (67 bytes)

SNOW.gif (669 bytes)
p.gif (67 bytes)
 

Карвинг от "А" до "Я"

Материал предоставлен журналом
SKI Горные лыжи

Карвинг и "классика"

"Лыжи, которые сами везут..." Такое расхоже-рекламное понимание карвов - "приталенных лыж с новой геометрией" - едва ли передает их сущность. Появившиеся в середине 90-х, эти лыжи породили иную систему отношений: человек - лыжи - снег. Они упростили эти отношения. И в этом надо глубже разобраться.
Под карвингом мы обычно подразумеваем крутые резаные повороты, которые, как оказалось, легче выполнять на лыжах с расширенными носком и пяткой. Но если эти лыжи только для такого карвинга, значит, они предназначены лишь для узкой группы горнолыжной элиты - отлично катающихся лыжников? Как выяснилось -нет. На карвах успешно обучают новичков, а сегодня на них уже катаются все - от мала до велика. И как всем катающимся,
горы им диктуют самые разнообразные способы спуска и формы поворотов, зависящие от мастерства и конкретных условий склона: длинные или короткие дуги, торможение, соскальзывание, параллельное ведение или плуг-упор, вертикальные движения разгрузки и амортизации ногами, прямые спуски и траверсы...
Короче, карвинг в современном, широком понимании - это езда на карвах. Однако все перечисленные, хорошо известные из классики технические приемы получают на них иную, специфическую, "карвовую" окраску, либо становятся второстепенными, а то и совсем не нужными. Главное же - они требуют для своего исполнения, как правило, иных сил и механизмов.
Давайте посмотрим, как это выглядит на конкретном примере. Возьмем основной поворот приподниманием (в классической школе мы его обозначали РСР - разгибание, сгибание, разгибание). Что делает "классик"? При входе в поворот разгружает лыжи, приподнимает носок одной, чтобы перенести опору на другую (будущую внешнюю), загружает ее, кантует, прогибая ноги внутрь поворота, и активно вращает лыжи бедрами, коленями, стопой, помогая вращением (или контрвращением) корпуса. Если лыжник начинающий, он еще использует плуг или упор для получения дополнительного импульса к повороту. При всех условиях, вращающие и облегчающие вращение движения составляют основу такого поворота.
Что делает начинающий карвер? Он сменяет одним "педалирующим" движением одну опорную лыжу на другую (разгрузка вплоть до приподнимания внешней лыжи и загрузка внутренней) и закантовывает новую внешнюю лыжу движением голеней
(а иногда и бедер) внутрь поворота. Все. Остальные импульсы для начала и продолжения поворота заложены в самой геометрии его лыж.
Очевидна экономия сил и энергии лыжника. Очевидна и простота обучения на таких лыжах. Появилась реальная возможность учить новичков сразу параллельным поворотам. В современных школах людей, впервые вставших на лыжи, за одну неделю превращают в умеющих лыжников. А более опытные осваивают езду на карвах за 1-2 дня.
Разумеется, потребуется еще немалое время, чтобы они в совершенстве овладели этим достаточно тонким инструментом, научились спортивному карвингу, стали со своими карвами "на ты" во всех сложных ситуациях, возникающих на склоне. Ведь, как известно, совершенству нет предела. Но путь к нему на приталенных лыжах становится короче и интересней.


Разные школы езды на карвах
Спросите опытного карвера - как научиться кататься на лыжах с "новой геометрией"? Скорее всего он пожмет плечами и ответит коротко: "Нужно сделать не так уж много: просто поставить лыжи на кант и наслаждаться дугой..."
Подобным образом звучат и советы иных горнолыжных инструкторов. На самом деле, как мы уже говорили, не все так просто. Сегодня в мире детально разработана техника и методика этой разновидности горнолыжного спорта. Существует несколько школ (направлений) обучения карвингу. Европейские школы более традиционные, они в чем-то повторяют классическую схему обучения - включая плуг и упор, через использование практически всего арсенала горнолыжной техники, наработанной десятилетиями. Американская школа
, назовем ее - авангардная, выработала свои подходы. Суть ее - в почти полном отказе от "классики", в попытке через простейшие приемы и ощущения научить любого начинающего крутым резаным поворотам.
"От чайника до эксперта - за 2 дня"... Такие лозунги попахивают типично американской рекламой. Но за этим стоит многолетняя практика, отработанная методика, оригинальные, не стандартные решения и приемы. А главное - отличные результаты. Пусть не все - за 2 дня, но новички здесь осваивают карвинг, действительно, очень быстро. В Австрии я встречал немало молодых мужчин и женщин, которые пройдя ускоренный курс по "американскому" методу, уже в первый свой сезон катались по любым склонам не хуже "хорошо продвинутых". С одной из таких методик, разработанных в Аспене (США), мы с вами познакомимся в конце этого раздела.
Вообще же в освоении карвинга мы будем придерживаться европейской традиции. Во-первых, это будет легче для тех, кто прочитал эту книгу и осилил технику классического катания. Им, как и всем умеющим горнолыжникам, купившим современные лыжи, будет несложно адаптировать освоенные уже приемы и навыки применительно к карвам. Во-вторых, новичкам, чтобы успешно прогрессировать (тем более без помощи инструктора) нужна система. Такой системой в большей мере обладает
европейская школа, предлагающая обучающимся больший набор приемов и умений.
И наконец, американские инструкторы и эксперты исходят, как правило, из идеальных условий учебного склона и инвентаря, что - ох, как далеко от наших реалий! Так что, поучиться у них мы поучимся, но постараемся освоить и то, чем они часто пренебрегают, хотя бы ради своей безопасности.
Итак, начнем с инвентаря.

Особенности лыж с "узкой талией"
До недавних пор спортивные лыж имели в передней части ширину около 85 мм и задней - около 75 мм. Лыжи для массового катания были на концах еще уже. В отличие от них карвы в передней части достигают 95-100 мм, в задней - 90. Некоторые модели могут иметь ширину до 110 мм. Поэтому по сравнению с обычными лыжами талия у них кажется особенно узкой, хотя ее абсолютная ширина в большинстве случаев почти не меняется (62-64 мм).
Для скольжения по дуге степень приталивания, определяемая относительными размерами передней, средней и задней частей лыж, очень важна. Геометрический контур от самого широкого места передней части через середину до самого широкого места на конце лыжи имеет форму дуги определенного радиуса. Он и задает радиус поворота, который совершит поставленная на кант лыжа без дополнительных усилий со стороны лыжника. Это происходит при поворотах на кантах (резаных поворотах), совершаемых без всяких вращающих усилий и каких-либо давлений. На практике действительный радиус поворота существенно отклоняется от этого значения из-за дополнительного прогибания лыж (оно уменьшает радиус поворота) и частичного бокового соскальзывания (оно увеличивает радиус поворота).
Существуют спортивные модели, у которых приталивание находится в умеренных размерах - такая "геометрия" строго соотносится с требованиями соответствующих горнолыжных дисциплин.
Вообще же параметры "талии" (ее радиус), кроме ширины носка и пятки, зависят от длины лыж. Если ширина носка и пятки сохраняется при разной длине, значит - чем короче лыжа, тем сильнее относительное сужение, а следовательно - меньше радиус поворота и круче дуга. И наоборот.
Все это влияет на технику исполнения поворотов, а также на области применения тех или иных приталенных лыж.
Таким образом, хотя все сильно приталенные лыжи называют карвами (to carve - резать, подрезать), все они очень разные. Мы уже говорили, что под карвингом сегодня понимается весь арсенал горнолыжной техники, осуществляемой при интенсивной поддержке боковых сторон приталенных лыж. Такое понимание открывает огромную область применения карвов: от первых ступеней обучения до профессиональных гонок.

Учитывая это, производители, выпуская ту или иную модель, не ограничиваются вариантами приталивания, а руководствуются всеми другими параметрами, определяющими поведение лыж на склоне. Как то: жесткость прогиба и скручивания, стабильность и устойчивость к вибрациям на скорости, амортизационные качества и пр. Так лыжные конструкторы приспосабливают характеристики своей модели к определенной целевой группе (см. ниже).
Однако, несмотря на определенную специализацию, большинство современных карвов, благодаря новым материалам и технологиям, являются универсальными, т.е. приспособленными для катания в самых разных снежных условиях. Лучшие из них позволяют совершать беспроблемный переход от управления резаными поворотами к поворотам с частичным боковым соскальзыванием. Однако, это требует своей, специфической техники.
Мощный вращающий импульс, получаемый за счет использования боковых сторон (кантования) приталенных лыж, тем интенсивней, чем сильнее и продолжительней закантовка лыж в повороте. Она обеспечивает:
- легкое и быстрое изменение направления,
- надежное сцепление со склоном,
- уверенный контроль за скоростью,
- хорошую езду по глубокому снегу.
И огромное удовольствие от чувства уверенного поворота - как по рельсе! - даже на низкой скорости.
Важной особенностью почти всех разновидностей этих лыж является их повышенная чувствительность, я бы даже сказал - реактивность. В первую очередь это касается широких лыж с малым радиусом поворота. Они чутко реагируют на любое изменение нагрузки, закантовки, смещения тела лыжника. Поэтому при освоении карвинга так важно научиться поддерживать стабильное положение тела над серединой лыж (центральная или средняя стойка). Чуть передозировал наклон вперед или назад - и, либо слишком круто идешь в поворот, либо лыжи буквально выскакивают из под тебя, теряя управляемость.
Учитывая эту особенность лыж с "новой геометрией", конструкторы внесли в последние модели некоторые коррективы: пятка стала более узкой и жесткой, боковой вырез делают больше в передней части лыж, чем в задней
("два радиуса"). Но так или иначе, все карвы в силу своей чуткости к нагрузкам требуют к себе деликатного отношения:
Вывод: больше доверяйте своим лыжам и не насилуйте их привычными традиционными приемами.
Итак: кантование вместо вращения; плавность вместо резкости; центральная или передняя стойка вместо задней; езда "вместе с лыжами", а не "против лыж".

Выберите снаряжение по себе
Лыжи. В спортивных секциях магазинов вам на выбор предложат несколько видов карвов: Easy-, Allround-, Race- и Fun-Carving (соответственно: для начинающих, универсальные, спортивные и фигурные). Существуют специальные таблицы, которые содержат информацию о способах выбора лыж для разных групп, что значительно облегчает ваш выбор.
Easy - это название говорит само за себя. С них можете начинать.
Allround- и Race-Carven - лыжи со средней приталенностью. Их длина и степень жесткости позволяют использовать эти лыжи и на обычной, даже жесткой трассе, и в глубоком снегу. Однако спортивные карвы пока не для вас. А если вы уже катаетесь, берите лучше универсальные. Для специальных задач существуют более короткие и широкие модели, они также не для начинающих.
Fun-карвы - лыжи с крайней приталенностью и, как правило, очень короткие. Они больше подходят опытным лыжникам и сторонникам изощренной езды, любителям крутых пируэтов и поворотов.
Мы уже говорили, что особенности езды на лыжах каждой модели зависят от их длины:
- более длинные, менее приталенные лыжи, удобны для стабильной, быстрой и комфортной езды;
- более короткие - для крутых резаных дуг.
Для обучения новичков желательны достаточно мягкие лыжи средней длины и средней приталенности.
Рекомендуемые размеры карвов (в зависимости от умения и роста):
- для начинающих: длина лыж равна - росту минус 5-10 см (в дошкольном возрасте до минус
20 см);
- для "продвинутых": длина лыж равна росту;
- для спортсменов: рост плюс 10-15 см.
Почти все карвы имеют возвышенные площадки в местах креплений. Вместе со специальной пластиной (платой), вмонтированной между лыжей и креплением, площадка позволяет лыжнику занять более высокую позицию. Это способствует более сильной закантовке (а также предохраняет от цепляния боками ботинок за снег), крутым поворотам, облегчает управление движением лыж.

Обувь, крепления, палки.
Специальных лыжных ботинок для карвов не требуется, хотя фирмы уже впускают и такие. Предпочтительны конструкции с передним и центральным входом для ноги: они лучше регулируют затяжку, благодаря большему количеству клипсов, и обеспечивают лучшую боковую жесткость при закантовках. Ради усиления боковой жесткости в "карвовых" вариантах ботинок усилены стенки с внутренней стороны, а также изменены углы расширения ботинка, чтобы при крутых поворотах ботинки не цеплялись за снег. Желательны ботинки с механизмом "ехать-ходить", облегчающие хождение в них и позволяющие быстро восстановить силы в промежутках между катанием.
Крепления, как и палки, в карвинге не отличаются от традиционных. Палка для карвингиста - важная поддержка равновесия и ритма движения. Она служит опорой на буграх, облегчает подъемы на лифт и в гору, служит балансиром во время быстрого движения по глубокому снегу. Полный отказ от палок - привилегия фан-карверов - обусловлен особой техникой сильно приталенных лыж.

Первые шаги
Самые простые, основополагающие движения на карвах практически не отличаются от аналогичных движений начинающего горнолыжника на "классических" лыжах. Поэтому всех новичков я отсылаю (временно!) к азбучной части нашей книги. Однако, осваивая шаги, переступания, стойки, развороты, подъемы, коньковые движения и пр
., - короче, привыкая к лыжам на склоне и равнине, сосредоточьте все внимание на кантах ваших лыж. Как движение на внутреннем или внешнем канте влияет на направление движения лыж? Как лучше "перекантовать" лыжу? Как влияет передняя или задняя стойка на ваше равновесие и движение?
Короче, девиз лыжника-карвера должен звучать так: кант лыж - в центре внимания.
Из-за сильной приталенности карвов, вы сразу почувствуете собственную силу ваших лыж, которые даже при прямолинейном движении вниз буквально "втягивают
" вас в дугу. Привыкайте подчиняться этой силе. Учитесь не только свободно двигаться на лыжах, но и позволять себя двигать.

Скольжение
На широком пологом склоне с хорошим выкатом начните прямой спуск. Двигайтесь в средней стойке, то открытой (широкое ведение лыж), то закрытой (узкое ведение). Постепенно увеличивайте длину спуска.
Разнообразьте положение ваших лыж на снегу: плоское, потом с закантовкой на наружные канты (левый и правый), затем - на внутренние. Обратите внимание, как разъезжаются и съезжаются ваши ноги. Делайте прямые спуски, отклоняя тело от средней стойки то вперед, то назад; глубоко присядьте, затем совсем распрямитесь.
Все перечисленные движения и отклонения должны дать вам повод для анализа: к чему они понуждают ваши лыжи и как это сказывается на вашем равновесии и сохранении выбранного направления.
При этом надо четко сознавать, что средняя стойка - над серединой лыж, с равномерной опорой на канты - самая безопасная, надежная и наилучшим образом экономит ваши силы.
Теперь параллельно поставленные лыжи, раздвигая пятки, постепенно переводите до положения плуга - ощутите тормозящий эффект этого приема.
Делайте коньковые шаги в стороны (переступания по дуге).
Упражняйтесь в переносе давления с одной лыжи на другую. Начав прямое скольжение,
сначала распределите тяжесть тела равномерно на обе лыжи, а затем, приподнимая одну, сильней загружайте другую. Попробуйте "шагать" вниз по склону, пружинистыми движениями перенося давление с лыжи на лыжу.
Преодолевайте неровности. Переходите к прямым спускам по слегка неровной поверхности: наезжая на бугор или перегиб склона, подожмите ноги, чтобы не позволить себя приподнять, а потом, распрямляя ноги и наклоняя тело вперед, активно спуститесь в углубление.
От прямого скольжения переходите к скольжению по
дуге. Плоско поставленные лыжи по ходу спуска плавно переводите на левые, затем на правые канты. Привыкайте к скольжению по дуге, прочувствуйте эффект автоматического отклонения лыж в сторону.
Теперь отклонитесь от линии склона знакомыми вам движениями переступания. Достигнув косого положения на склоне, перестаньте переступать, надежно обопритесь на канты лыж и выдвигайте верхнюю (к горе) лыжу несколько вперед
. Ваши карвы заскользят на кантах по более крутой дуге. Все больше отклоняйте колени к склону, в
направлении верхней лыжи. Одновременно ваше туловище, для сохранения равновесия, будет сгибаться в сторону нижней лыжи. При этом ваша дуга будет становиться все более крутой, а лыжи - сильнее опираться на канты. Все время следите за стойкой над серединой лыж!
Учитесь падать. При растущей скорости во время косой езды попробуйте упасть. Падайте вбок-назад в сторону верхней лыжи. Упав, распрямляйте ноги и тормозите телом, руками, кантами лыж. Не бойтесь и не ленитесь тренироваться в падениях. Этот навык не раз выручит вас в реальных экстремальных ситуациях.
Варьируйте эти упражнения.

Повороты в открытом (широком) плуге
Для многих начинающих смена направления движения проще решается путем последовательного принятия положений плуга (упора), с последующим ведением параллельных лыж на кантах. (рис. ...). При этом на карвах, в отличие от "классики", торможение и боковое соскальзывание в повороте плугом или при помощи плуга) не имеют решающего значения. На этих лыжах контроль за скоростью достигается в основном за счет быстрого пересечения линии склона и достижения такого положения лыж, которое обеспечивает достаточное торможение. (Предполагается, что читающие знают: максимальная скорость развивается при движении вниз, вдоль линии склона, минимальная поперек склона)
.
Итак, начинайте повороты по дуге в положении открытого плуга: носки лыж на расстоянии две-три ладони, задники раздвинуты несколько больше. Поочередно меняя загрузку, усиливайте давление на кант очередной внешней лыжи и совершайте короткое скольжение по дуге, не отклоняясь далеко от линии падения склона.
Усиливайте давление и закантовку за счет прогибания внешнего по отношению к повороту колена внутрь дуги и сильнее отклоняйтесь от линии падения склона. Следите за плавным переходом из поворота в поворот за
счет своевременной перекантовки и загрузки внутренней (будущей внешней лыжи). Тело почти стабильно, работают только ноги!
Теперь во второй половине дуги переводите лыжи в параллельное положение: как только почувствовали опору на внешнюю лыжу, приставляйте
к ней внутреннюю и выдвигайте на полботинка вперед. Переходя к очередному широкому плугу (или упору одной верхней лыжей), можете слегка оттолкнуться от нижней (опорной) для лучшего переноса давления на новую опорную. При скольжении по дуге на параллельных лыжах не забывайте отклонять колени и корпус внутрь дуги поворота.
Обратите внимание, что на карвах не требуется большой угол выставления лыж в плуг или упор. Положение широкого (открытого) плуга:
- вызывает минимальное напряжение мускулатуры,
- избавляет
от лишних движений в ногах и бедрах при перекантовке лыж,
- обеспечивает легкий переход к параллельному положению лыж,
- способствует скольжению по дуге преимущественно на внешней лыже.
Предельно сокращайте фазу плуга или упора.
Не исключено, что после двух-трех ритмичных поворотов вы перестанете испытывать потребность в положении плуга и станете переходить из поворота в поворот на параллельных лыжах.

Повороты на параллельных лыжах
Итак, мы выяснили, что благодаря постановке на канты и давлению на них, карвы могут совершать поворот практически сами. Вы это уже делали на параллельных лыжах без помощи плуга и убедились, что на карвах эту задачу решать намного легче, чем на классических лыжах. Для этого вы должны уверенно владеть следующими приемами:
- уметь перекантовывать лыжи с одного канта на другой,
- переносить давление (загрузку) с одной лыжи на другую,
- менять положение тела на внутреннее по отношению к новым дугам поворота.
Итак, ваши карвы прекрасно скользят на кантах по дуге, соответствующей заложенному в них радиусу. Но условия склона и снега часто диктуют необходимость совершать не только резаные дуги строго определенных размеров, но прибегать к другим видам скольжения, например, к частичному боковому соскальзыванию. Поэтому, осваивая поворот на параллельных лыжах и используя при этом явные преимущества карвов, необходимо учиться приспосабливать свои лыжи к конкретным ситуациям, исходя прежде всего из надежности и безопасности спуска..
Надо пояснить, что разные части тела лыжника на карвах выполняют строго определенные задачи.
Ноги с помощью стоп, щиколоток, голеней и бедер управляют кантованием и положением лыж - тем самым вхождением в поворот и скольжением по дуге.
Тело лыжника, благодаря своей большей массе, находится в относительно спокойном состоянии. Оно приводится в движение лишь для того, чтобы регулировать загрузку лыж в боковом (левая или правая лыжа) и продольном (передняя, средняя, задняя стойка) направлении.
Руки, "удлиненные" лыжными палками, помогают сохранять боковое равновесие как в фазе входа в поворот, так и на дуге поворота.
От каких-либо движений таза, в особенности вращательных, следует полностью отказаться.
А теперь - к практике. Повторите косые спуски и повороты к склону на параллельных лыжах. Если получается, значит вы уже владеете конечной частью полного поворота.
Скользите в стойке косого спуска, активно загружая нижнюю лыжу. Доводите ваши спуски почти до прямых. Обратите внимание: чем больше угол кантования лыж (сильнее закантовка), тем круче дуга, по которой скользят ваши карвы.
Сравните скольжение по дуге к склону в разных стойках: узкой и широкой (открытой), высокой (распрямленной) и низкой. Мы уже говорили о том, что низкая стойка в карвинге (суставы ног и таза согнуты) и широкая постановка лыж позволяют легче совершать боковые движения для лучшей закантовки лыж без сильного отклонения всего тела. Такая стойка, кроме того, увеличивает площадь опоры и общее равновесие лыжника.
Совершая повороты к склону из прямого спуска, попытайтесь слегка заехать за линию склона и "вернуться" обратно по привычной дуге. При каждом спуске старайтесь доводить дугу на сколько возможно вверх по склону, вплоть до остановки лыж. Развернитесь и повторите в другую сторону. Варьируйте скорость за счет крутизны и длины поворотов.


Параллельные повороты вдоль линии склона.
Сначала без лыж, а потом с лыжами, проделайте такое упражнение: отклоняя голени ног в стороны постарайтесь закантовать ваши лыжи (ботинки); затем попробуйте сделать то же, стоя на одной ноге; опираясь на палки и без помощи палок.
Теперь поезжайте вдоль самой пологой линии склона, отклоняя голени (и колени) то влево, то вправо. Ваши лыжи будут сами совершать легкие дуги, вы же должны преследовать одну цель: последовательно ставить с помощью ног лыжи на противоположные канты. Обратите
особое внимание на спокойное, ровное положение вашего тела. Делайте такие спуски с палками и без палок. В последнем случае руки держите перед корпусом (будто несете перед собой поднос!).
Постепенно увеличивайте отклонение лыж от линии склона (вы это уже хорошо освоили, делая повороты к склону). Делайте перекантовку и перезагрузку лыж в новый поворот плавно и не спеша. Постепенно - более решительно и быстро. Следите за тем, чтобы корпус не отклонялся назад, а в фазе ведения дуги его верхняя часть подавалась
вперед - в сторону внешней лыжи. Это обеспечит вам хорошую закантовку и более крутую дугу.

Параллельный поворот от склона
А вот как выглядит схема движений в полном повороте на параллельных карвах от склона (рис. ...).
Наберите скорость в косом спуске; положение лыж - открытая (широкая) стойка, лыжи строго параллельны, тело над центром лыж. Перенесите опору на будущую внешнюю (верхнюю) лыжу.
Сразу же отклоните колени и голени при помощи бедер в сторону нижней лыжи. Благодаря этому будущая внешняя лыжа оказывается на внутреннем канте (перекантовка), а внутренняя (нижняя) - постепенно разгружается и тоже перекантовывается.
Одновременно с перекантовкой все туловище смещается внутрь дуги поворота, а его верхняя часть ориентируется в сторону внешней лыжи. Укол нижней палкой внутрь дуги поддержит смену загрузки лыж и положения тела на дуге.
Дальнейшее движение по дуге осуществляется благодаря талиеобразной конфигурации лыж. Необходимо следить за средней стойкой и загрузкой внешней лыжи (туловище слегка прогнуто внутрь поворота, верхняя часть туловища "смотрит" в сторону внешней лыжи).
В конце дуги смена загрузки лыж повторится и начнется фаза входа в новый поворот: лыжи перекантовываются и скользят по новой дуге.
Таким образом, основной поворот на параллельных карвах можно выразить короткой формулой:
- Сначала усиление давления через смену загрузки лыж и их закантовку, затем - дать возможность лыжам самим менять направление движения.
Для сравнения посмотрим, как формулируется поворот на классических лыжах:
- Сначала ослабление давления и введение лыж в поворот с помощью разгрузки (разгибание, приподнимание туловища), затем увеличение загрузки (медленное приседание) с одновременным активным вращением внешней лыжи с помощью бедра.
Второй части этой формулы в карвинге,
как вы уже знаете, попросту не существует. Вертикальные же движения туловища вверх-вниз, как регулятор давления, все же остаются. Они являются, пожалуй, единственным связующим звеном между этими двумя формулами движения. Чем динамичнее будет осуществляться в карвинге движение вверх-вниз, тем больше езда на карвах будет приближаться к езде на классических лыжах, облегчая боковое соскальзывание.

Ю.Ценин

назад в рубрику ТЕХНИКА КАТАНИЯ