p.gif (67 bytes)
SNOW.gif (669 bytes)

p.gif (67 bytes)СКЛОНЫ

p.gif (67 bytes)

SNOW.gif (669 bytes)
p.gif (67 bytes)

Там, где трасс не бывает
Заметки спасателя

Материал предоставлен журналом
SKI Горные лыжи

Heliski - это катание с вертолетом. Приэльбрусье великолепный район для Heliski. Более 20 стационарных точек высадки позволяет выбирать различную крутизну склонов, разное состояние снега. Перепад высоты от 3500 м в районе высадки до 2500 м в точке забирания. В день возможно сделать до 12 спусков - это десятки километров спусков по целине! Наилучшее состояние погоды и снега - конец февраля - март, в это время пушистый бездонный снег. В апреле склон более жесткий, возможна корка. В мае - снег, как укатанная трасса, а время катания передвигается на более ранние часы, так как после 11 склон сильно раскисает.
В июне - июле возможно катание и с вершины Эльбруса. (Для более подробной информации адрес: http:\\mountains.tos.ru)

Благословенный край - Приэльбрусье. Благословенный своей дикостью и неосвоенностью. Да будет мир и покой под твоим небом. Да будут счастливы люди, приходящие сюда и живущие здесь. Да будет вечным этот белый бездонный снег.
Кто мы? Люди совершенно из разных стран: Корея, Швейцария, Россия. Совершенно разных профессий: от владельца спортивного магазина и инженера-строителя до профессиональных спортсменов и простых российских спасателей. Что нас объединяет? Страсть. Любовь. Адреналин. Любовь к невесомому, мягкому, холодному снегу. К солнцу и синему небу. А еще к скорости, к слепящему глаза снежному шлейфу!
И к одинокому следу человека среди безмолвных белых гор. Это какое-то нереальное ощущение "один на один". Не важно, на чем ты: лыжи или сноуборд... Важно, что тебя впустили в это царство. Здесь нет скрежета механизмов, свиста движущегося троса, скандального разноголосья очереди. Нет праздности горнолыжного курорта. Передо мной вообще ничего нет, кроме абсолютно нетронутого снега, скал, ледовых трещин и - где-то там внизу - круга удаляющегося вертолета.
Азарт кипит и жжет мне спину! Давай! Начинается любимая игра: "ловля на живца". Будь то трещины или лавины. Невозможно запомнить все трещины, когда летом обходишь места зимних катаний. Ледник движется, живет. Приходится напрягать память и интуицию. Так же и с лавинами. Она может уйти из-под первого шага, сделанного на склон, а может пропустить всех и догнать сзади.
Но мы ведь не самоубийцы - я и идущие за мной люди. Не обкурившиеся юнцы на сноубордах и не "перебравшие" мужики, с похмелья решившие подергать смерть за усы. Нет, никакого киношного бахвальства и презрения к смерти у нас нет. Есть холодный профессиональный расчет. Вплоть до копания шурфов и изучения снежных слоев на предмет наличия глубинной изморози - важнейшего фактора, необходимого для того, чтобы склон ушел вниз.
Именно поэтому я и иду первым, оставив своих спутников вверху, на точке высадки. Я должен оценить лавиноопасность склонов и надежность снежных мостов. Добравшись до безопасного места, я по радиостанции корректирую движение лыжников и сноубордистов, определив, возможно ли движение всей группы сразу или строго по одному. И так - этап за этапом. Моя задача довести всю группу живыми и невредимыми до ожидающего нас внизу вертолета, который снова и снова будет забрасывать нас на новые точки высадки в поисках других склонов и свежего, нетронутого снега.
Сегодня везет. Лавины мягки и нежны, как кошки, ленивы и не быстры. Представляю, как это выглядит со стороны. Прямо рекламный ролик, да и только. Синее небо, залитый солнцем снег без единого следа и летящий белый шлейф за несущимся впереди него человеком. Краем глаза замечаю, что на очередном повороте склон, подрезанный моим следом, начинает двигаться, быстро набирая скорость. К счастью, это рядом. Вот она, родная! Помянув мать, предпочитаю резко уйти в сторону. К стихии надо относиться с уважением в любых ее проявлениях. Стараюсь идти длинными дугами, чтобы не нагружать лишний раз склон. Пыль набравшей скорость лавины летит параллельно моему движению. Впереди выполаживание и широкое плато. Можно остановиться. Проехав по старому лавинному выносу, становлюсь лицом к склону и по радиостанции передаю команду наверх. "Можно. По одному".
С гиканьем, с безумными от восторга глазами, один за другим съезжаются все участники группы. Сноубордисты, курившие еще вчера травку (кажется, неизменный атрибут сноубординга). Лыжники, накачивавшиеся "хорошим дешевым коньяком" в баре в ожидании летной погоды (из-за снегопада и метели целую неделю никто не мог даже выйти на улицу). Сейчас они все едины в мнении: вот он, лучший наркотик - реальный глоток самого хмельного напитка, свежевыпавшая целина. Будь ты русский, швейцарец или кореец - тебе понятен этот язык.
Мы стоим на границе ледника и морены. Объяснив, что ниже лавин и трещин нет и каждый может ехать как угодно и где угодно, я словно кучу стрел из одного лука выпускаю всех вперед. И они летят. Вниз, за новой "дозой". Зрелище достойное. Орда! Где европейская чопорность? Где азиатская сдержанность? Мы все дики и безумны в едином порыве.
Свист ветра и летящий из под кантов снег говорят о приличной скорости. Но горы, образующие этот огромный цирк, почти не движутся даже визуально. Как вспышка в сознании: "Жизнь человека - мгновение в жизни гор"...
Из-за гребня появляется ожидающий нас вертолет. Летчики встречают нас улыбками - они тоже довольны. Во время вынужденной недельной отсидки и двух вылетов - попыток высадиться на гребень, завершившихся неудачей из-за сильного ветра - они чувствовали себя чуть ли не виновниками всех наших невзгод. Счастливые лица спустившихся - для них награда. Профессионалы не привыкли есть свой хлеб даром. Алексей Севастьянов - пилот от бога, высадит в любой точке на горе, если это в принципе возможно.
И тут понеслось! "Мы бы хотели высадить вон на том пике двух человек и гида, а на втором заходе вертолета сделать видео- и фотосъемку!".. "Пожалуйста". (Мама дорогая! Гид-то - это я, а там надо метров пятнадцать почти "пропадать" при уходе с гребня. А я видел это только в кино). "А еще мы бы хотели одного человека и гида туда...". "И еще - туда". "Пожалуйста! О'кей! О'кей".
Снег тяжелеет под лучами солнца. Крем-фактор на лицах - что он есть, что его нет. Даже смуглые корейцы напоминают краснокожих братьев. Но ненасытен человек, вкусивший однажды скорости и абсолютной свободы...
Скоро вечер. Пора закругляться. Вертолет должен сесть на площадку как минимум за полчаса до захода солнца. Объявляю группе о том, что этот заход - крайний (летчики никогда не говорят "последний"). Времени на съемку и позирование не остается, хотя закатное солнце окрашивает все в фантастические багровые тона.
Разъехавшись как можно дальше друг от друга, двенадцать человек одновременно начинают свое движение. Это - как последний парад, который длится всего несколько, - но таких неповторимо долгих - мгновений.
А на прощанье еще один глоток, еще одно незабываемое ощущение: вся группа молча смотрит вверх на склон. Есть на что посмотреть - весь огромный снежный цирк, как гигантская ваза, расписан узорами их следов

Александр Копылов

назад в рубрику СКЛОНЫ