Heliski - это катание с вертолетом.
Приэльбрусье великолепный район для Heliski. Более 20
стационарных точек высадки позволяет выбирать
различную крутизну склонов, разное состояние
снега. Перепад высоты от 3500 м в районе высадки до
2500 м в точке забирания. В день возможно сделать до
12 спусков - это десятки километров спусков по
целине! Наилучшее состояние погоды и снега -
конец февраля - март, в это время пушистый
бездонный снег. В апреле склон более жесткий,
возможна корка. В мае - снег, как укатанная трасса,
а время катания передвигается на более ранние
часы, так как после 11 склон сильно раскисает.
В июне - июле возможно катание и с вершины
Эльбруса. (Для более подробной информации адрес:
http:\\mountains.tos.ru)
Благословенный край - Приэльбрусье.
Благословенный своей дикостью и неосвоенностью.
Да будет мир и покой под твоим небом. Да будут
счастливы люди, приходящие сюда и живущие здесь.
Да будет вечным этот белый бездонный снег.
Кто мы? Люди совершенно из разных стран: Корея,
Швейцария, Россия. Совершенно разных профессий:
от владельца спортивного магазина и
инженера-строителя до профессиональных
спортсменов и простых российских спасателей. Что
нас объединяет? Страсть. Любовь. Адреналин.
Любовь к невесомому, мягкому, холодному снегу. К
солнцу и синему небу. А еще к скорости, к
слепящему глаза снежному шлейфу!
И к одинокому следу человека среди безмолвных
белых гор. Это какое-то нереальное ощущение
"один на один". Не важно, на чем ты: лыжи или
сноуборд... Важно, что тебя впустили в это царство.
Здесь нет скрежета механизмов, свиста
движущегося троса, скандального разноголосья
очереди. Нет праздности горнолыжного курорта.
Передо мной вообще ничего нет, кроме абсолютно
нетронутого снега, скал, ледовых трещин и - где-то
там внизу - круга удаляющегося вертолета.
Азарт кипит и жжет мне спину! Давай! Начинается
любимая игра: "ловля на живца". Будь то
трещины или лавины. Невозможно запомнить все
трещины, когда летом обходишь места зимних
катаний. Ледник движется, живет. Приходится
напрягать память и интуицию. Так же и с лавинами.
Она может уйти из-под первого шага, сделанного на
склон, а может пропустить всех и догнать сзади.
Но мы ведь не самоубийцы - я и идущие за мной люди.
Не обкурившиеся юнцы на сноубордах и не
"перебравшие" мужики, с похмелья решившие
подергать смерть за усы. Нет, никакого киношного
бахвальства и презрения к смерти у нас нет. Есть
холодный профессиональный расчет. Вплоть до
копания шурфов и изучения снежных слоев на
предмет наличия глубинной изморози - важнейшего
фактора, необходимого для того, чтобы склон ушел
вниз.
Именно поэтому я и иду первым, оставив своих
спутников вверху, на точке высадки. Я должен
оценить лавиноопасность склонов и надежность
снежных мостов. Добравшись до безопасного места,
я по радиостанции корректирую движение лыжников
и сноубордистов, определив, возможно ли движение
всей группы сразу или строго по одному. И так -
этап за этапом. Моя задача довести всю группу
живыми и невредимыми до ожидающего нас внизу
вертолета, который снова и снова будет
забрасывать нас на новые точки высадки в поисках
других склонов и свежего, нетронутого снега.
Сегодня везет. Лавины мягки и нежны, как кошки,
ленивы и не быстры. Представляю, как это выглядит
со стороны. Прямо рекламный ролик, да и только.
Синее небо, залитый солнцем снег без единого
следа и летящий белый шлейф за несущимся впереди
него человеком. Краем глаза замечаю, что на
очередном повороте склон, подрезанный моим
следом, начинает двигаться, быстро набирая
скорость. К счастью, это рядом. Вот она, родная!
Помянув мать, предпочитаю резко уйти в сторону. К
стихии надо относиться с уважением в любых ее
проявлениях. Стараюсь идти длинными дугами,
чтобы не нагружать лишний раз склон. Пыль
набравшей скорость лавины летит параллельно
моему движению. Впереди выполаживание и широкое
плато. Можно остановиться. Проехав по старому
лавинному выносу, становлюсь лицом к склону и по
радиостанции передаю команду наверх. "Можно.
По одному".
С гиканьем, с безумными от восторга глазами, один
за другим съезжаются все участники группы.
Сноубордисты, курившие еще вчера травку (кажется,
неизменный атрибут сноубординга). Лыжники,
накачивавшиеся "хорошим дешевым коньяком" в
баре в ожидании летной погоды (из-за снегопада и
метели целую неделю никто не мог даже выйти на
улицу). Сейчас они все едины в мнении: вот он,
лучший наркотик - реальный глоток самого
хмельного напитка, свежевыпавшая целина. Будь ты
русский, швейцарец или кореец - тебе понятен этот
язык.
Мы стоим на границе ледника и морены. Объяснив,
что ниже лавин и трещин нет и каждый может ехать
как угодно и где угодно, я словно кучу стрел из
одного лука выпускаю всех вперед. И они летят.
Вниз, за новой "дозой". Зрелище достойное.
Орда! Где европейская чопорность? Где азиатская
сдержанность? Мы все дики и безумны в едином
порыве.
Свист ветра и летящий из под кантов снег говорят
о приличной скорости. Но горы, образующие этот
огромный цирк, почти не движутся даже визуально.
Как вспышка в сознании: "Жизнь человека -
мгновение в жизни гор"...
Из-за гребня появляется ожидающий нас вертолет.
Летчики встречают нас улыбками - они тоже
довольны. Во время вынужденной недельной отсидки
и двух вылетов - попыток высадиться на гребень,
завершившихся неудачей из-за сильного ветра - они
чувствовали себя чуть ли не виновниками всех
наших невзгод. Счастливые лица спустившихся - для
них награда. Профессионалы не привыкли есть свой
хлеб даром. Алексей Севастьянов - пилот от бога,
высадит в любой точке на горе, если это в принципе
возможно.
И тут понеслось! "Мы бы хотели высадить вон на
том пике двух человек и гида, а на втором заходе
вертолета сделать видео- и фотосъемку!"..
"Пожалуйста". (Мама дорогая! Гид-то - это я, а
там надо метров пятнадцать почти
"пропадать" при уходе с гребня. А я видел это
только в кино). "А еще мы бы хотели одного
человека и гида туда...". "И еще - туда".
"Пожалуйста! О'кей! О'кей".
Снег тяжелеет под лучами солнца. Крем-фактор на
лицах - что он есть, что его нет. Даже смуглые
корейцы напоминают краснокожих братьев. Но
ненасытен человек, вкусивший однажды скорости и
абсолютной свободы...
Скоро вечер. Пора закругляться. Вертолет должен
сесть на площадку как минимум за полчаса до
захода солнца. Объявляю группе о том, что этот
заход - крайний (летчики никогда не говорят
"последний"). Времени на съемку и
позирование не остается, хотя закатное солнце
окрашивает все в фантастические багровые тона.
Разъехавшись как можно дальше друг от друга,
двенадцать человек одновременно начинают свое
движение. Это - как последний парад, который
длится всего несколько, - но таких неповторимо
долгих - мгновений.
А на прощанье еще один глоток, еще одно
незабываемое ощущение: вся группа молча смотрит
вверх на склон. Есть на что посмотреть - весь
огромный снежный цирк, как гигантская ваза,
расписан узорами их следов
Александр Копылов
назад в рубрику
СКЛОНЫ