p.gif (67 bytes)
SNOW.gif (669 bytes)

p.gif (67 bytes)ТЕХНИКА КАТАНИЯ

p.gif (67 bytes)

SNOW.gif (669 bytes)
p.gif (67 bytes)

Наши люди в "их" горах

Материал предоставлен журналом
SKI Горные лыжи

Глазами профессионала

Горные лыжи - профессиональные или любительские - это всегда путешествия. Из них мы извлекаем не только радость от занятий своим любимым спортом, но и массу впечатлений, новых знаний, информации, которые могут быть полезны всем. Этими заметками мы открываем новую рубрику "Из дальних странствий". Присылайте и свои наблюдения, впечатления. Мы с удовольствием предоставим вам "трибуну" - разумеется, если есть что сказать.

Знаете ли вы, что такое ангажемент инструктора? Это когда вы - один или целая группа - нанимаете инструктора на полдня либо на целый день, в течение которого он "возит" вас за собой по самым интересным маршрутам и спускам. Сложность маршрутов определяется уровнем вашего мастерства. Иногда это бывают выезды на ледники и даже в "дикие" ущелья. Многих увлекают спуски в лесу между деревьями.
Такое катание по "нехоженым тропам" в самых разнообразных условиях высокогорья, ледников, рельефа и лесных массивов стало в Европе чрезвычайно модным и получило название фрирайд. Во время спусков инструктор не просто возит вас за собой, но проводит занятия-тренировки, консультирует и даже
развлекает своих подопечных. Контактность, мастерство общения - непременное требование к такому гиду. Ну и конечно, уезжая вместе с группой в сторону от наезженных трасс, в ущелья и места, находящиеся вне зоны контроля спасслужб, инструктор несет полную ответственность за безопасность своих клиентов.
Как-то во Франции мне повезло попасть в подобную одиссею. Это было на одном из самых известных горнолыжных курортов мира, в Ля Плане. Мой друг, инструктор Пьер Лизеру, в конце напряженной рабочей недели позвал
меня: "Бросай бумаги и айда с нами!". Когда мы выкатили вместе с его группой на высшую отметку 3250 м господствующей над Ла Планью вершины Белькот, усталость мою как рукой смахнуло. Под нашими ногами разверзлась - другого слова не нахожу - снежная бездна Северного кулуара. Я всегда любил испытать себя на крутяках и глубоком снегу. Однако в этот момент понял, что мне впервые предстоит испытание в ски-экстриме, пусть простейшем. Крутизна на километровом спуске иногда переваливала за 40... Главное, не дрогнуть. Как никак, но все в Ля Плане знали, что я представитель российских инструкторов. Отступать некуда - назад для меня дороги не было.
Надвинул шапку поглубже на уши, чтобы на скорости не слетела (да и психологически помогает - не так страшно!). Те, кто спускался по глубокому снегу на очень крутых склонах, знают, что на поворотах из-под задников лыж вырываются снежные микролавинки; иногда они справа и слева обгоняли меня, обостряя ощущение опасности. Потом были выполаживания, новые кулуары... Словом, 14-километровый спуск оставил самые лучшие и острые воспоминания, какие только бывают при горнолыжных рейдах по "диким" маршрутам. И вот мы уже в самом низу, где нас ждал в точно назначенное время заказанный заранее микроавтобус-такси.
Не могу не отметить идеальную организацию и непринужденную атмосферу нашего похода. Для меня было особенно интересно (и в чем-то поучительно) наблюдать за работой инструктора. Пьер пользовался непререкаемым авторитетом у всей группы прежде всего потому, что он был мастер своего дела
. Во время редких остановок он неназойливо рассказывал много любопытного о районе, об особенностях здешней природы, точно описывал панораму окружающих гор и ущелий. Разумеется, он в совершенстве владеет лыжами в любых условиях. На трудных и опасных участках всегда первым открывал спуск, дав ученикам пару коротких советов. Скорее даже, это были подбадривания. На более простых спусках давал нам полную волю в выборе маршрута, определив лишь ориентиры и место встречи.
Каждый из его клиентов радовался собственному успеху, и каждому, наверное, казалось, что это был его личный маленький подвиг.
Инвентарь у всех был хороший, приличных фирм. В этом тоже, несомненно, секрет общей удачи спуска. У большинства была новая модель специальных фрирайдовых лыж фирмы SALOMON X
-SCREAM SERIES. Мне они особенно понравились, благодаря отличной реакции и "держанию" на жестком микрорельефе, в то же время они обеспечивали равномерное распределение давления по длине лыжи при движении по глубокому рыхлому снегу. А на раскатанных склонах на этих лыжах пишутся великолепные карвинг-повороты!
Завершая этот короткий рассказ о нашем катании с инструктором Пьером, хочу заметить, что такие ангажементы на фрирайд становятся все более популярными. Дело в том, что подобные маршруты из-за относительной опасности и отсутствия контроля со стороны спасслужб нигде не рекламируются, потому они не очень известны приезжающим горнолыжникам. А ведь такие изумительные места и маршруты есть в доброй половине европейских баз. Как говорится, можно приехать за тридевять земель, накататься всласть, а не отведать "самого вкусненького".
Много хороших инструкторов во Франции. Но хочу сразу предупредить тех, кто думает, что лучше всего - учиться на лыжах за рубежом. Это не так просто. Дело даже не только в обычном языковом барьере. В любом языке спортивно-лыжная лексика сложнее бытовой, и даже если вы достаточно свободно владеете иностранным языком, то не думайте, что ваш лыжный учитель хорошо знает не родной ему, например, английский. Чаще всего инструкторы, простые парни-горцы, не имеют специального языкового образования и ради собственного престижа порой прибегают даже к симулированию языка: произносят невнятные звукосочетания, якобы обозначающие тот или иной прием. А ведь одно не так понятое слово или термин могут сбить вас с толку или дать противоположный эффект. На спусках же, когда инстинкт самосохранения у ученика довлеет над всем остальным, невнятная команда или рекомендация может быть не понята совершенно. Вот почему за рубежом лучше искать русскоговорящего или, на крайний случай, славяноговорящего инструктора.
И все же учиться за границей приятно и престижно, по понятным каждому причинам, и прежде всего - из-за высочайшего горнолыжного сервиса. В каком месте лучше? Я отвечу: например, в очень маленькой стране, называемой Андорра. Известной во всем мире благодаря двум факторам: великолепным горнолыжным курортам Сольдеу Эль-Тартер, Пас-де-ла-Каса, Грау-Рож, Паль, Аринсаль, Ордино-Аркалис; а также - преимуществам офшорной (безналоговой) зоны.
Здесь нет длинных многокилометровых трасс спуска, по своим размерам горнолыжные базы относятся к средним. Однако они настолько хорошо ухожены, что по праву могут быть названы "горнолыжными стадионами", а по качеству подготовки трасс дадут фору таким грандам горнолыжного мира, как
Франция, Швейцария и многим другим.
Так что для обучения условия здесь прекрасные. Но не для всех сразу и не везде. Вопреки описаниям многих каталогов, новичкам, например, труднее осваивать азы в Пале и Аринсале. А вот в Грау-Рож широкие полотна трасс позволяют быстро прогрессировать в технике на любой стадии умения. Для новичков и начинающих здесь просто идеальные склоны. Чего не скажешь о трех последних из вышеперечисленных андоррских баз.
Почему? Вот впечатления поработавшей там директора Школы горнолыжника "Крылатское" (Москва) Татьяны Косниковой.
- Прошлой зимой я приехала в горнолыжную школу Паля в порядке обмена опытом с Институтом Спорта и Горных профессий Андорры по направлению нашей Ассоциации инструкторов ВАГИ. Приняли меня хорошо, всегда были внимательны, директор Жорди подробно объяснял мне организацию работы инструкторов в школе, технологию обучения и обслуживания клиентов. Затем началась работа. Временами занятия с любителями проходили очень плотно. Иногда буквально по восемь часов подряд без единого перерыва - ни одной минутки! Попробуй чуть задержаться, проявить халатность в общении с клиентами - тут же сократят нагрузку (а это, естественно, минус в оплате).
Коллектив инструкторов в Пале - настоящий "интернационал": рядом с андоррцами испанцы
, французы, англичане, чилийцы, аргентинцы. И я - одна. Атмосфера в общем вполне дружественная, но каждый сам за себя. Техническая подготовка инструкторов средняя; есть и спортсмены, и откровенно слабые лыжники.
Почему-то Паль считают базой для начинающих.
Сюда сотнями приезжают новички, в основном из Андорры, Испании, Португалии, Франции и Англии. Занятия с новичками проходят на единственном (!) широком финишном выкате у базы. Из-за большой скученности групп результативность снижается до нуля, а любой самостоятельный спуск новичка (всегда неуправляемый вначале) становится опасным - многочисленные наезды кончаются ушибами и нередко травмами.
Я бы советовала приезжать в Паль тем, кто уже немного владеет лыжами, а также лыжникам среднего уровня. Особенно тем, кого чаруют лесные пейзажи гор, кто любит наслаждаться ароматом хвои "зимнего закваса". Они здесь получат огромное удовольствие от красивейших спусков среди лесов.
Раз уж мы коснулись темы начального обучения, я хочу остановиться особо на проблеме пресловутого плуга и упора. Нет, нет, я не собираюсь вступать в спор с апологетами прямого обучения на параллельных лыжах. Потому что они - совершенно правы... когда перед ними стоят физически хорошо подготовленные молодые или просто спортивные ученики.
- А что мне делать, если надо обучить, - говорил мне директор горнолыжной Школы в Эль-Тартер, депутат сената Мишель Касал, - солидного бизнесмена, который впервые выбрался в горы на лыжах всего на три дня, и ему никак нежелательно в связи с предстоящими важными делами получить травму или ушиб? Или, например, пожилых, плохо координированных даму или мужчину? В таких случаях применима единственная, старая, как мир горных лыж, упоровая техника, которая начинается с плуга.
Кстати, инстинкт самосохранения при первых попытках спуститься на лыжах вынуждает практически любого принимать положение плуга. Доказательство тому - спуски самых маленьких. Чтобы устоять на скользкой опоре лыж, дети, вопреки командам некомпетентного учителя, сами становятся в положение плуга с широко разведенными задниками лыж.
И вообще, где бы я ни был, я просто поражался разнообразию приемов обучения плугу новичков и методическим выдумкам инструкторов. Кстати, мало кто из нас, россиян, привыкших с раннего детства к зиме, к движению по снегу и льду, догадывается о том, что жители очень многих стран вынуждены проводить массу времени с тренером на ровном заснеженном месте, чтобы обрести навыки простого стояния на лыжах и делать свои первые передвижения. Речь идет о тех странах (в том числе и европейских),
где снега почти не бывает. Вот уж им-то без плуга - просто никуда.
Так что, у них одни проблемы, у нас другие. Но все они - горнолыжные. Будем же смотреть на эти проблемы шире.

Людвиг Ремизов

назад в рубрику ТЕХНИКА КАТАНИЯ