Салон как зеркало горнолыжной эволюцииМатериал предоставлен журналом SKI Горные лыжи Действительно, в крупных горнолыжных выставках инвентаря, оборудования, одежды и "турпродукта", собирающих "купцов" и потребителей со всей России и даже из-за рубежа, отражаются все достижения горнолыжного бизнеса и динамика его развития. Это наглядно подтвердил VI Международный лыжный салон, который развернул свои экспозиции в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной перед стартом очередного зимнего сезона. Его по праву можно назвать зеркалом сегодняшней горнолыжной жизни - и не только российской. Впрочем, выслушаем по этому поводу организатора салона, генерального директора фирмы "Эрцог" Михаила Мусинянца, с которым побеседовал наш корреспондент. - Так что же, Михаил, происходит на российском горнолыжном рынке? Революция? Деградация? - Революция в нашем бизнесе давно закончилась. Рынок в сфере реализации инвентаря, одежды, оборудования давно поделен. Все крупнейшие мировые фирмы имеют в стране официальных агентов, которые редко меняются. За последний год на памяти лишь единичные эволюционные колебания: когда, к примеру, фирма "Элион" взяла "под себя" лыжи Volkl и ботинки "Tecnica", отняв их у других посредников. Или когда компанию "Саломон" купила фирма "Адидас", также поменяв представителей в Москве. Что касается "турпродукта" - предложений в сфере туризма, - то в этой части салон свидетельствует о более значительных изменениях. Правда, не совсем неожиданных, но весьма важных. Так, многие крупные туристические фирмы, которые никогда раньше не занимались горнолыжным бизнесом, вдруг обратили внимание на зимний (для них "мертвый") сезон и рванули на наш рынок со своими предложениями. Например, впервые приняла участие в салоне типично летняя "Ланда-тур". И уже подала заявку на участие в следующем году. В полтора раза больше, чем год назад, было представлено французских курортов - 25 против 14. "Ски-франс-интернейшнл" укрупнилась, поменяла рекламную стратегию на более активную, усилила поддержку своих российских туроператоров. И хотя в прошлом году из-за финансового обвала посещаемость французских курортов россиянами снизилась где-то процентов на 20, фирма считает, что число желающих поехать в Французские Альпы увеличится до прежнего уровня и далее будет расти. - Ваш горнолыжный салон давно стал традиционным. В этом году он снова поменял "прописку". Были в связи с этим трудности с его организацией? - Не было. С ЦМТ работать удобно. Это надежный и опытный партнер. Считаю, что первый опыт прошел успешно. Общая площадь экспозиции была значительно больше, чем в малом манеже. Были опасения, что на общественном транспорте людям в Совинцентр добираться будет сложнее, и они не поедут. Но опасались напрасно. И участников салона стало больше, и посетителей. - Каков же рост? - В 98-м году у нас были представлены 22 турфирмы и 25 фирм по спортивным товарам. Нынче соответственно - 31 и 33. Плюс французские курорты, о которых я уже сказал. Количество посетителей увеличилось раза в полтора. - Словом, зеркало отражает неплохую динамику. По крайней мере, выбор французских горнолыжных центров велик. А французы по нашим трассам скоро начнут кататься? - Въездной модели горнолыжного туризма пока практически нет. Единицы - любители катания по целине - приезжают в Красную Поляну и Приэльбрусье. Арендуют вертолет, поднимаются на великолепные вершины, а вниз - на лыжах, по снежным полям. Массовых же заездов к нам иностранцев пока даже не предвидится. Европа Кавказа боится из-за социальной нестабильности. Другие места для них не столь привлекательны по природным и климатическим характеристикам. Да и почти все курорты России - в плачевном состоянии. Инвесторы вкладывать деньги опасаются. А своих, местных, денег на развитие и обустройство нет. Существует, скажем, государственная программа развития Приэльбрусья. Этот район мог бы по всем статьям превзойти многие европейские курорты. Пару лет назад состоялась на сей счет специальная конференция. Ну и что? Поговорили. Все - да, все - за... На том и разошлись. Правда, в нынешнем салоне Приэльбрусье участвовало, по-моему, достойно. Горнолыжная жизнь там не прекращается, несмотря на бедность. Недавно поменяли трос второй очереди "канатки" на Чегете: вместо 80 теперь там будет 120 кресел. Прибавили скорость движения троса. На Эльбрусе вагоны от нижней станции тоже пойдут вдвое быстрее и станут вдвое вместительней. - А какие новости привезли на салон из других российских регионов? - Пожалуй, самая приятная новость всего салона - экспозиция ЗАО "Завьялиха". Это акционерное общество создано в Челябинской области для строительства на Южном Урале крупного центра зимних видов спорта в городе Трехгорном. В числе участников проекта известная австрийская фирма по производству подъемников "Доппельмайер". В Трехгорном трассы будут оборудованы самыми современными в Европе канатными дорогами. Там уже проводятся всероссийские соревнования. Другой новостью - правда, уже со стажем - для большинства посетителей стал горнолыжный центр Абзаково, что в 60 километрах от Магнитогорска и в 30 - от Белорецка. Двенадцать трасс, четыре буксировочных подъемника, комфортные условия проживания вдоме отдыха, искусственный снег... Свои новинки представил московский клуб "Кант" - у него был один из самых больших стендов. Похоже, "кантовцы" развернулись на своих склонах всерьез. Есть новости в Домбае, Мценске. Жаль, что не участвовали в выставке представители фирмы "Волен" из подмосковной Яхромы, хотя и приезжали на переговоры. Думаю, в Яхроме осуществлен один из успешных и поучительных коммерческих проектов. - Наверное, участие в салоне - дорогое удовольствие? - Расходы окупаются. И не только потому, что стенд - это престиж, имидж фирмы. Выгоду от рекламы сложно измерить, она дает долговременную отдачу. Но многие фирмы окупили стоимость стендов, торгуя здесь же инвентарем, одеждой. Кстати, мы - "Эрцог" - в своих магазинах смещаем акцент со спортивного инвентаря на спортивную одежду - это выгоднее, такова общая тенденция. Тоже - новость. - А проводились ли в рамках салона какие-то официальные встречи, обмены мнениями, опытом? - Разумеется. Некоторые фирмы приглашали своих региональных дилеров, устраивали семинары. В Совинцентре для этого хорошие условия. - И много заключено сделок? - Все договоры и документы готовятся и подписываются, как правило, задолго до начала сезона. Здесь обычно они только подтверждаются, и происходят некоторые уточнения. - Как относится к вашим салонам Федерация горнолыжного спорта России? - Неоднозначно. Вроде бы поддерживает. Но... Ведь мы начинали салоны как бы совместно с Федерацией. Место ей бесплатно предоставляли. Два года назад предлагали президенту Федерации Леониду Тягачеву - в то время министру спорта России - возглавить церемонию открытия салона. Он не нашел времени. Зато вот проспект: устраивается другая выставка, Мисс-2000, с участием Федерации - в те же дни и чуть ли не конкурирующая с нашей. Думаю, и нам, да и им, выгоднее сотрудничать, а не конкурировать! - Очередной салон в 2000 году состоится? - Непременно. - Где? - Здесь же, в Совинцентре. Мы уже подали заявку на осень. Значительно увеличим площадь экспозиции, потому что уверен: даже сомневающиеся фирмы теперь примут решение в пользу салона.
назад в рубрику ЭКИП |