Когда-то, уже в довольно отдаленные времена, отмеченные проведением юношеских первенств Советского Союза, необходимость тестирования подготовленности юных теннисистов и, главным образом, подготовленности физической, будоражила умы детских тренеров. И не мудрено, ведь участников, не выполнивших нормативов, разработанных доцентом ГЦОЛИФКа И.В.Всеволодовым и утвержденных Всесоюзной федерацией тенниса, не допускали к участию в теннисном турнире. Это была одна из мер, официально стимулирующих внимание тренеров к физической подготовке учеников.
Времена изменились. Необходимость физической подготовки давно стала аксиомой (хотя атлетов среди наших юных спортсменов и не прибавилось), а сама проблема тестирования, причем различных видов подготовленности, приобрела большую популярность. Она волнует и читателей нашего журнала, которые просят подробно рассказать о методике проведения тестов, особенно тех, которые использует научная бригада РГАФК во время проведения смотров-конкурсов "Олимпийские надежды России".
Тест - это контрольное упражнение, служащее для оценки уровня развития качеств или навыков, лежащих в основе подготовленности испытуемых. Результаты многих тестов, например, психологических, могут войти и в комплексную оценку перспективности игрока. Сопоставление полученных данных с результатами сверстников и модельными требованиями поможет в оценке как сегодняшнего состояния, так и перспективы юного теннисиста, что очень важно и для личного тренера, и для тренера сборной команды при ее формировании.
Хотелось бы обратить особенное внимание на динамику результатов тестирования, что является подтверждением или опровержением правильности каждодневной работы с воспитанниками, наглядным способом показать ученику сдвиги, происшедшие благодаря проведенной работе. Для этого не надо ждать официальных ежегодных мероприятий. Тестирование должно стать составляющей частью повседневного рабочего процесса. Причем слово <рабочего> следует взять в кавычки, потому что
каким бы нагрузкам ни подвергались дети ради будущих великих свершений, форма этого процесса обязательно должна быть игровая. А наличие положительных эмоций - ее главным критерием. И тут нам поможет тестирование. Облеченное в форму веселых соревнований, оно будет желанным, а, следовательно, будет желанной и та работа, которая даст ожидаемые результаты. Тестирование может стать веселым многоборьем.
Используйте наши тесты, придумывайте свои и делитесь с нами своими находками. Чем больше мы будем использовать разнообразных тестов, тем более объективной и дифференцированной будет оценка подготовленности, тем точнее будем вырабатывать пути дальнейшей работы.
Татьяна ИВАНОВА
ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРЫГУЧЕСТИ, ЛОВКОСТИ И ГИБКОСТИ
Прыжок вверх толчком двух ног
Испытуемый встает боком к стене с нанесенными
на нее сантиметровыми делениями. Вытягивает вверх руку. Таким образом делается первый замер. При выполнении прыжка спортсмен стремится коснуться сантиметровой разметки как можно выше (второй замер). Показатель высоты прыжка - разность между вторым и первым замером. Выполняются три попытки, за показатель берется лучший результат.
Возрастная группа до 12 лет
Результаты (см) |
Мальчики |
Девочки |
Лучшие |
45 - 55 |
40.0 - 50.0 |
Средние |
26.6 - 31.5 |
26.4 - 29.1 |
Прыжки в шестиугольнике
На полу чертится равносторонний шестиугольник с углом 120 градусов и длиной стороны 60 см. Испытуемый встает в центр шестиугольника, лицом к проводящему тестирование, и не меняет этой ориентации корпуса на протяжении всего теста. Таким образом, он выполняет прыжки через каждую
из сторон, с последующим возвращением в центр шестиугольника, оставаясь при этом лицом к проводящему тестирование. Прыжки выполняются толчком двух ног. Засекается время либо трех, либо двух полных оборотов.
Перед началом теста выполняется несколько пробных прыжков, затем две зачетные попытки, за показатель берется лучший результат. Штрафное время - 0.5 с - начисляется в том случае, когда испытуемый наступает на линию во время прыжка, и 1.0 с при нарушении необходимой последовательности.
Возрастная группа до 12 лет
Выполнение трех полных оборотов
Результаты (с) |
Мальчики |
Девочки |
Лучшие |
9.9 - 10.4 |
10.4 - 10.8 |
Средние |
11.7 - 11.9 |
12.7 - 12.9 |
Выполнение двух полных оборотов
Результаты (с) |
Мальчики |
Девочки |
Лучшие |
7.5 - 8.5 |
8 - 9 |
Средние |
9.8 - 10.5 |
9.8 - 10.5 |
Наклоны
Исходное положение - стоя на скамейке. Плавно, без рывка, наклониться вперед вниз и опустить руки как можно ниже плоскости скамейки. Это расстояние -
от скамейки до кончиков пальцев, измеренное линейкой, и берется
за показатель уровня вашей гибкости.
Ноги в коленях не сгибаются.
Возрастная группа до 12 лет
Результаты (см) |
Мальчики |
Девочки |
Лучшие |
12 - 15 |
8 - 9 |
Средние |
2.5 - 3.5 |
6.5 - 7.5 |