|
|
|
|
|
|
Не опасно ли играть на открытых кортах? |
|
|
|
На корте мы виделись не однажды. Но вот в служебном кабинете... С
редакцией "Теннис +" беседует Министр Правительства Москвы по вопросам
природопользования и защиты окружающей среды, Председатель Москомприроды
Леонид Бочин.
- Леонид Арнольдович, давайте начнем не с тенниса и не проблем защиты
окружающей среды... Представьтесь, будьте добры, читателю.
- Я из семьи военнослужащих, поэтому у меня нет привязки к определенному
месту жительства. Родился на Украине, в Коростене. Некогда это столица
древлян, там правили княгиня Ольга и князь Игорь. Потом некоторое время
мы жил и в Виннице. Затем попали в Омск. Там я закончил школу. В то
время было необыкновенно привлекательно и романтично поступить в
новосибирский университет: он был связан с знаменитым Академгородком.
Мне, надо сказать, удалось закончить школу с физико-математическим
уклоном. Не потому, что я такой одаренный, а потому, что она была рядом
с домом. Близость Омска от Новосибирска определила мой выбор. В 1966
году, напомню, было два выпуска - получали среднее образование
одновременно ученики 10 и 11 классов. Соответственно, был и двойной
конкурс в вузах, по несколько десятков человек на место. Тем не менее я
поступил. Получил специальность экономиста-математика, на кафедре
экономической кибернетики. Это тогда было модно. Несколько лет
проработал в Академгородке. Но призвали в армию. Ну, а затем - работа. С
1978 года 10 лет "протрубил" в НИИ Конъюнктуры и спроса Минторга СССР.
- А как в Москву попали?
- Женился. Работал, попутно - на общественных началах - занимался
деятельностью, связанной с организацией общесоюзного движения в защиту
прав потребителей. Я был одним из инициаторов разработки союзного, а
потом и российского законов о Защите прав потребителей. В 1990 году Иван
Степанович Силаев пригласил меня в Российское правительство. И до 1997
года я служил сначала заместителем председателя Комитета по
антимонопольной политике, а затем стал его председателем. Однако, в 1997
году меня, что называется, "ушли". Видимо, не всех устраивала моя
позиция... После ухода из Федерального правительства я получил
приглашение в Московское...
- Ну, вот здесь самое время перейти к теннису, поскольку известно, что в
руководстве столичной Мэрии много теннисистов... Сколько лет вы играете?
- Второй год. Точнее сказать, не играю, а пока учусь.
- Где вы занимаетесь?
- Есть спортклуб Правительства Москвы, где мы встречаем два раза в
неделю. Играем в режиме любительского тенниса, в Лужниках, в
превосходном теннисном Центре. Пары формируются преимущественно с учетов
возраста игроков и уровня их подготовки. Кроме этих двух занятий в
клубе, я стараюсь еще раз-другой в неделю попасть на корт. Игра мне
очень нравится, идет, что называется, в охотку. Езжу на корты в Новую
Олимпийскую деревню.
Когда я работал в Федеральном правительстве и жил в известном поселке
Архангельское, то довольно часто наблюдал, как играют мои коллег по
правительству и, откровенно, завидовал им. Жалею, что уже тогда не
решился выйти на корт.
- Поскольку вам 50 лет, думаем, что вы не опоздали. В теннис начинать
играть никогда не поздно... Лишь бы найти не очень дорогие площадки...
Кстати, а в Москве, на открытом воздухе бегать по корту не вредно для
здоровья? Нет угрозы надышаться чем-то не тем?
- Переходим к проблемам, связанным с моей нынешней работой?..
- Да именно так. Теннис - и здоровье. Периодически наш турнир "Большая
шляпа" проходит на стадионе "Энергия" в Лефортово. Там, в парке, играть
хорошо. Это понятно. Но вот как обстоит ситуация в целом? Не опасно ли в
Москве заниматься теннисом на открытом воздухе?
- Не опасно. Я говорю это с полной ответственностью. Поясню. Наиболее
критически, опасные участки и зоны состояния воздуха расположены
преимущественно вдоль загруженных автомагистралей, особенно тех, что
ближе к центру города. Почему? Средняя скорость движения там 5-8 км/час.
Моторное топливо не сгорает полностью, и все это выбрасывается в
атмосферу. Что же касается открытых кортов, они, как правило, находятся
в рекреационных зонах с компенсирующими свойствами зеленых насаждений.
Москва все еще, слава Богу, остается самым зеленым городом мира. В нашем
городе 100 тысяч квадратных метров территории, т. е. одна треть общей
площади мегаполиса принадлежит природному комплексу. Конечно, Москва
имеет и удручающие показатели, связанные с развитой промышленностью...
Семьдесят одна промышленная зона, более пяти тысяч предприятий -
огромная нагрузка даже для нашего огромного города. Здесь работают два
крупнейших автомобильных гиганта. Ядерные реакторы. Химические
производства. Мы получили тяжелейшее наследие. К тому же наше родное
государство очень неповоротливо в отношении принятия адекватных мер,
обеспечивающих экологическую безопасность жителей. Западное сообщество
перешло на европейский стандарт по уровню выбросов, которые считаются
бичом номер один во всех городах мира. А вот наше отечественное
производство бензиновых и дизельных двигателей, готовность наших
автомобильных предприятий к выпуску современных машин... Для нас пока
проблема соответствовать по уровню вредных выбросов стандартам евро-2,
тем более евро-3, хотя Европа уже ориентируется на евро-4, т. е. на
минимальные по вредности автомобильные выбросы. А ведь в Москве уже два
с половиной миллиона автомобилей, иначе говоря мы сопоставимы с
автомобильным парком целого государства, Швеции, например.
- Сейчас началась компания по внедрению нейтрализаторов.
- Я бы уточнил - заканчивается. В этом году мы должны завершить
оснащение всего муниципального транспорта.
- Сколько стоит нейтрализатор?
- Для легкового автомобиля порядка 150 долларов. Что сопоставимо с ценой
противоугонного устройства. Но существует проблема городского
автомобильного эгоизма, уровня экологического сознания. Владелец машины
говорит: "Я купил автомобиль, который произведен на заводе. Этот
автозавод соответствует гостам, которые изначально должны отвечать
стандартам и защищать мое здоровье. Почему я должен устанавливать
нейтрализатор на машину с устаревшим гостом? Это недоработка
государства."
Сейчас мы ужесточаем требования к автомобильной промышленности, к
ввозимым импортным автомобилям, требуем оснащения специальными
нейтрализаторами строительной техники.
- Есть какая-то достоверная и серьезная статистика, которая определяла
бы место Москвы среди других мегаполисов по степени загрязнения?
- Такой статистики нет. Первая причина - недостоверность оценки
состояния атмосферного воздуха в городе: Москва плохо укомплектована
постами экологического контроля. Сейчас Правительство города ввело
программу, в соответствии с которой количество постов автоматического
наблюдения увеличится с 10 до 39.
- Вот ваш комитет может победить какого-то конкретного автомобилиста,
заставив его поставить нейтрализатор. А сможете ли вы одолеть ЗИЛ или
АЗЛК? Сможете ли вы вывести их из города, пусть в отдаленной
перспективе?
- Вопрос интересный. Не хочу лукавить. У меня нет ответа. Если мы сумеем
обеспечить системное переоборудование ЗИЛа и АЗЛКа на природоохранные
технологии, как правило, безотходные, безвредные, с точки зрения
экологических характеристик, то, вероятно, не будет необходимости в
поиске инвесторов или ресурсов для перебазирования этих производств. Это
первое. Второе. У нас существует страшный бич - неработающая экономика
экологии: цена требующейся платы за загрязнение не стимулирует
предприятия на поиск природоохранных технологий. Пока платить штрафы
более выгодно, чем покупать дорогостоящие охранные технологии. Москва
первый и единственный пока город в стране, который принял концепцию
экологической безопасности на ближайшую перспективу, где зафиксированы
все столь очевидные мировые тенденции. Есть программа первоочередных мер
оздоровления города, найдены источники их финансирования. Мы много
сделали, чтобы вывести из города литейные производства. Кстати, в целом
выведены уже 84 предприятия.
Работа идет. Надеюсь, что в теннис можно будет играть в любом районе
Москвы.
|
|
|
|