|
 |
 |
 |
 |
 |
Секреты Фемиды |
 |
|
 |
От качества судейства и организации соревнований зависит не только
результат матча, но и, порой, исход всего турнира. Поэтому так важен
процесс подготовки квалифицированного судейского корпуса. Предлагаем
вниманию читателей программу и методические рекомендации по проведению
семинаров, подготовленные председателем Всероссийской коллегии судей
Адольфом Ефимовичем Ангелевичем
Предлагаемая мною вариант программы, состоящей из трех занятий,
рассчитан на подготовку новых арбитров. В их основу быть положены
действующие "Правила соревнований". Занятия нужно проводить в
зависимости от состава участников семинара. Для взрослых следует усилить
роль самостоятельной подготовки. Желателен живой обмен мнениями по
толкованию и применению различных положений правил. С молодежью можно
использовать лекционно-семинарские занятия. Краткие лекции
(продолжительностью не более 15-20 минут) должны посвящаться только
основным сведениям из правил. Одновременно нужно добиваться
самостоятельного изучения участниками правил, особенно разделов,
положения которых бесспорны (размеры и оборудование площадок, система
соревнований и т. д.). Каждый пункт правил необходимо иллюстрировать
примерами из судейской практики, не ограничиваясь механическим
запоминанием. Для лучшего усвоения материала рекомендуется задавать
участникам семинара вопросы и требовать на них развернутые ответы.
Особого внимания требует понимание правил, знание судейской
терминологии, возгласов, жестов, ведение протокола матча, исправление
допущенных ошибок, знание основных систем соревнований, обязанностей
судьи на вышке и лайнсменов, их взаимодействие. Итоговое занятие
рекомендуется проводить на корте ( одна часть участников семинара
играет, а другая судит) с разбором наиболее характерных ситуаций,
возникающих на площадке, и судейских ошибок.
Руководитель для иллюстрации применения правил должен подготовить ряд
примеров, желательно имевших место на соревнованиях в том же городе, где
и проводятся занятия. Тогда эти ситуации могут быть свежи в памяти
слушателей. Необходимо как можно чаще пользоваться наглядными пособиями:
доской с начерченной площадкой, сетками турниров, протоколами матчей. На
протяжении всего семинара нужно подчеркивать воспитательную роль работы
судей, приводя соотвествующие примеры из практики. Завершается семинар
проверкой знаний слушателей и, по возможности, практикой - арбитражем на
вышке и линиях. Немаловажна атмосфера, в которой выдаются судейские
билеты. Конечно, лучше чтобы она была торжественной.
Это были методические рекомендации по проведению семинара. А теперь
поговорим о содержании программы. На первом занятии рассматриваются
площадка и ее оборудование (размеры и разметка корта, толщина линий);
сетка и ее оборудование; забеги, фоны, расположение площадки,
оградительные сетки; различные покрытия кортов; мячи и ракетки;
своеобразие теннисного счета (очко, гейм, сет, матч); парная и одиночная
встречи; подача (определение момента, правильная и неправильная,
состоявшаяся и нет, неготовность , переигрывание, требования к подаче,
все виды ошибок, подача и расстановка игроков в парной игре, выбор
подачи, приема и стороны корта, судейские возгласы); розыгрыш очка
(правильное отражение мяча и ошибка, особые случаи, когда мяч считается
верным и нет, варианты переигрывания очка - помеха, разрыв троса,
изменение высоты сетки и т. д., судейские возгласы).
Второе занятие посвящается следующим темам: розыгрыш гейма, сета,
встречи (начало игры и смена сторон, перерывы, предусмотренные
правилами, затягивание игры теннисистами, непредвиденные перерывы,
продолжение прерванных встреч, ошибки судей); виды и характер
соревнований (одиночный, парный и смешанный, личные, командные и
лично-командные); кто участвует в соревнованиях (разделение по
возрастам, права и обязанности игроков, санкции к нарушителям дисциплины
и правил соревнований, костюм участника, логотипы фирмы-производителя
инвентаря и формы, товарные знаки, составы команд и функции их
капитанов); роль и задачи судейского аппарата; основные требования,
которым должен удовлетворять арбитр (знание правил и их трактовки,
авторитетность, доброжелательность и беспристрастность, внимание и
сосредоточенность, быстрота реакции, хорошее зрение, четкое, громкое и
своевременное объявление счета и ошибок, правильная и своевременная
жестикуляция - для судей на вышке и линиях, распорядительность - для
арбитров-организаторов); порядок и организация соревнований (парады
открытия и закрытия соревнований, награждение и т. д.); судейство на
линиях (число лайнсменов и их расстановка, функции каждого судьи и
применяемая им терминология, методика судейства на линиях и у сетки,
взаимодействие лайнсменов и арбитра на вышке, порядок назначения и
смещения судей на линиях); арбитраж на вышке (функции судьи на вышке до
начала встречи и по ее окончании, терминология, воспитательная роль
арбитра на вышке, его права и обязанности, действия при нарушении правил
поведения игроками, ведение протокола матча).
И, наконец, на последнем занятии следует рассмотреть системы проведения
соревнований (олимпийская - ее достоинства и недостатки, общее число
встреч и дней розыгрыша, составление таблиц при различном числе
участников, усовершенствованная, круговая - ее сущность, достоинства и
недостатки, общее число встреч и дней розыгрыша, составление расписания
матчей, в том числе при различном количестве участников, и сводной
таблицы); примеры применения различных систем соревнований (составление
сеток и расчет необходимого времени и числа матчей); задачи главной
судейской коллегии (ее состав и распределение функций, запись и
регистрация игроков, проверка правильности заявок, проведение жеребьевки
и составление расписания - до соревнований, ведение личных и
демонстрационных сеток, контроль за выполнением расписания, назначение
судей и наблюдение за их работой, прекращение и возобновление встреч,
информирование зрителей о ходе соревнований, ведение и составление
отчета, его своевременная сдача в РТТ - в ходе и по окончании
соревнований). Завершается семинар подведением итогов и вручением
судейских билетов.
|
|
 |
 |