Теннис в России
начальнаяотправить письмопоиск
Обложка номера 4

Оглавление

Как воспитать победителей?

Знаменитая мама о знаменитых детях
Квартира без углов
Окончание. Начало в №№1-3/2000


- Михаил, значит, большую часть времени вы проводите вдали от семьи?
Михаил: Да. В Испанию езжу иногда погостить. Вот осенью там месяц был, на Новый год тоже. В Москве я работаю директором спортзала, поэтому возможности надолго отлучаться у меня нет.
- А хотелось бы?
Михаил: Сложностей много. Ну хорошо, мама помогает Динаре, участвует в тренировочном процессе. А что я там делать буду? Ходить по городу, смотреть достопримечательности? Недели, другой мне хватит, а дальше? Кроме того, и Марат, и Динара большую часть времени проводят в разъездах. Сейчас вот Динаре предстоят турниры в Европе. А когда они в Валенсии тренируются, я с удовольствием их навещаю. Да и многократную визу получить не так просто.
- Марат работает с психологом?
Роза: С психологом пока нет, хотя, безусловно, психологическая устойчивость для спортсмена очень важна. Зато Марат часто прибегает к помощи массажиста Анатолия Глебова (массажист сборной команды России и Андрея Медведева. - К. С.). Он создает расслабляющую атмосферу и в какой-то степени помогает Марату восстанавливаться после игр и настраиваться на последующие.
- Давайте обратимся к вашему тренерскому опыту. Вы ведь вырастили много неплохих теннисистов.
Роза: Да, в каждом наборе я обязательно доводила одного-двух учеников до уровня сборной. А чемпионов Москвы в моих группах много было.
- Когда, на ваш взгляд, стоит отдавать ребенка в спорт?
Роза: Я пришла к выводу, что с шести лет. В особенности, если в семь ребенок идет в школу. Если одновременно отдавать ребенка и в школу, и в спортивную секцию, на него ложатся колоссальные нагрузки. А так за год он постепенно втягивается в тренировки, становится сильнее, выносливее и, что немаловажно, дисциплинированнее. Он уже знает, что после школы ему нужно быстренько бежать домой, пообедать, собраться и - на тренировку. Да, тренеру удобнее работать с детьми постарше. Даже в семилетнем возрасте ребенок уже выглядит более смышленым и крепким, чем в шесть лет. Но в первую очередь надо думать не о себе, а как бы помочь ребенку справиться с нагрузками.
- Наверное, при том, что сами вы большую часть времени проводили на стадионе, ваши дети заиграли раньше?
Роза: Я так много работала, что в совсем юном возрасте мне некогда было с ними заниматься. Но Ширяево поле находится в зеленом массиве, а дачи у нас нет. Поэтому я все время брала детей с собой на работу. Они там где-то бегали, прыгали. Какие-то ракетки у них были, кое-как стучали о стенку, никто их не заставлял. Потом вдруг смотрю: вроде у них получается. То есть я не начинала работать с ними, как с другими детьми, не учила их азам, хватке, стойке. Они поначалу смотрели на других и все-все впитывали.
- Вы знаете, в Керчи я видела Лину Красноруцкую. Ей было два года, а родители-тренеры уже играли с ней на корте. Сегодня Лина - подающая надежды теннисистка. Так, может, раннее начало - залог успеха в будущем?
Роза: Совсем не обязательно. Абсолютно нормально, если ребенок начнет занятия в шесть лет. Просто у некоторых детей есть бабушки. Мы же прибегали к помощи бабушек в экстренных случаях, к примеру, когда я уезжала с учениками на соревнования. Нам с Мишей всегда хотелось воспитывать детей самим. Поэтому мы с детьми всегда старались быть вместе, и на корте тоже.
- Вы не против, когда ребенка, помимо тенниса, отдают в другие кружки по принципу "А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда"?
Роза: В самом начале в этом нет ничего страшного. Тем более что, к примеру, танцы даже способствуют успеху теннисных занятий. Другое дело, что чем старше ребенок становится, тем труднее сочетать нагрузки. А так, раза два в неделю ходить на музыку или рисование можно. Сразу делать ставку на теннис - неверно. У ребенка может не оказаться необходимых данных, и родителей постигнет жестокое разочарование. Малыш еще сам не знает, что ему больше нравится, поэтому главное заметить его склонности.
- И все же есть ли преимущества у детей, чьи родители - тренеры?
Роза: Лично я всегда задавала себе вопрос: почему к чужому ребенку я должна относиться хуже? Представляете, что же это получится, если ребенок придет домой и скажет: "Мама, мы пришли на занятия, тренер играл со своей дочкой (сыном), а все остальные в сторонке болтались". Поверьте, в коллективе я никого не выделяла. Все мои ученики получали одинаковую нагрузку. Другое дело, ты можешь поработать со своим индивидуально - но дополнительно, не в ущерб другим.
Михаил: Конечно, есть тренеры, которые злоупотребляют своим положением, наплевав на приличие. Но поймите: на начальном этапе нет нужды в активной индивидуальной работе. Это тяжело и неинтересно в первую очередь для ребенка. В группе веселее. Постарше - да, есть над чем работать индивидуально.
- Когда мама - тренер, не расхолаживает ли это ребенка? Ведь всегда можно поканючить, попросить о поблажке.
Роза: Не знаю, мои дети были очень дисциплинированные. Мы их приучили к тому, что, чем бы они ни занимались, должны делать это хорошо, будь то какой-то предмет в школе или занятия физподготовкой. Хочу-не хочу - что это такое? Поблажек не делала.
- Некоторые тренеры, наоборот, боятся лишний раз похвалить собственного ребенка в присутствии других детей?
Роза: Если дети хорошо выступили, почему бы их не похвалить? Каждая победа всегда приятна. Но мы всегда ожидали не победу, а зрелищную игру. Уверена, результат все равно придет, а вымученная победа не нужна никому. Вот недавно Динара выиграла турнир, а мы с мужем расстроились. Тяжелая была игра, радости не доставляла. И Динара, кстати, сама это понимает.
Михаил: Главная цель - чтобы то, что нарабатывалось на тренировках, исполнялось. А в той игре она не показала всего, на что способна. Настолько сильно было желание выиграть, что оно ее здорово сковало.
- Позволяете ли вы себе вмешиваться в ход матча, если заметили, что судья не прав?
Роза: Иной раз некоторых родителей захлестывают эмоции... Глаза огромные, ничего не соображают. Поощряют, когда ребенок нечестно играет. Спорят из-за каждого мяча, жаждут победы любой ценой. Мы никогда не вмешиваемся в происходящее на корте. Динарка вот иногда жалуется: "Ах этот судья, такой-сякой, меня засудил". Мы все время учим детей пользоваться теми правами, которые у них есть. Мы ведь одно видим, они - другое. А играть в непростых условиях, когда нечестный соперник или невнимательный судья - тоже опыт. Нужно учиться давать отпор любому сопернику, тем более если он намеренно провоцирует тебя. Вот Марат говорит: "Не могу с Сантаро играть". Как же так? Нужно набраться опыта и пройти этот барьер.
- Считали ли вы своим долгом вмешаться, если замечали, что родители давят на ваших учеников, ругают их за что-то?
Роза: Нет. Ну как я могу вмешиваться в процесс воспитания? Возможно, кому-то покажется, что и я своих детей неправильно воспитывала. А вот дать совет родителям - пожалуйста.
- В последнее время педагоги все чаще жалуются на детей (невольно употребляю набившее оскомину сочетание) "новых русских". Дескать, в тех семьях не учат уважать старших. Вы сталкивались с подобными примерами?
Роза: Вы знаете, база "Ширяево поле" находится в очень демократичном районе. Не приходили к нам такие дети. В ЦСКА, "Динамо" - возможно. У нас свой микроклимат, и очень симпатичные, простые дети. А если к нам и приходят заниматься дети из состоятельных семей, то различий в материальном положении особенно не чувствуется.
- Насколько важна сейчас материальная поддержка со стороны родителей?
Роза: Сейчас без нее, увы, никуда не деться. Наша база - бюджетная организация. Раньше на свою зарплату мы могли поехать к морю отдохнуть, а сегодня, имея в кармане 500-600 рублей, в магазин не сходишь. Естественно, мы вынуждены давать частные уроки. Поэтому разумное сочетание групповых и частных занятий необходимо. К тому же если на первом этапе спортшкола еще может помочь, то когда ребенку исполняется 13-14 лет, ему надо участвовать в европейских соревнованиях. Нельзя вариться в собственном соку, иначе роста не будет. Помощь родителей ох как нужна.
- Позволяли ли себе родители ваших учеников вмешиваться в тренировочный процесс?
Роза: Никогда. Я вообще старалась, чтобы родители не приходили на тренировку. Их задача - накормить ребенка, обеспечить его отдых, собрать на тренировку, дать с собой попить-поесть. Остальное - мое дело. Ну а если не доверяют, пусть сами тренируют.
- Как складывались у вас отношения с родителями учеников?
Роза: Так уж получилось, что отношения со всеми родителями у меня добрые. Мы всегда были готовы прийти на помощь друг другу. Хотя, увы, в последнее время у некоторых родителей зависть к успехам моих детей нет-нет да проскальзывает.
- Скажите, а наши тренеры чем-то отличаются от западных?
Роза: В профессионализме они не уступают. Но наши тренеры поставлены в жесткие условия. К примеру, тренировка длится два часа. Тренер знает, что больше времени ему не дадут, и старается выжить все возможное. А вдруг ребенок себя неважно чувствует? Может, ему стоило бы чуть позже потренироваться. Но время-то прошло. Еще знаете, какое отличие? Наши тренеры менее общительные. Вот я недавно с девочками ездила на командный Кубок Европы. Привезли первый приз. Мне никто из тренеров подопечных не позвонил, не поблагодарил, не поздравил. А ведь у меня есть что им сказать, посоветовать. Но, видно, неинтересно мое мнение.
- Вспомните, пожалуйста, вы практиковали какие-то специальные методы поощрения детей?
Роза: Подарки небольшие мы делали, но не обязательно именно в честь победы. А вот... Вспомнила. Так сложилось, что, когда ребята удачно играли, мы ходили в Пиццу-Хат на Кутузовский. Увы, без повода редко удавалось всем вместе куда-то сходить. Ну а отпраздновать победу - это обязательно.
- Вы наказывали своих детей?
Роза: Да не за что было наказывать.
Михаил: Ну когда Марат ракетку кидал, да и Динара тоже. Представьте себе, это сейчас ракетки продаются какие угодно, а раньше достать хорошую ракетку, да еще нужного веса была целая проблема. Вот это мы и пытались внушить ребятам.
Роза: Когда дети маленькими были, меня часто спрашивали, как я их наказывала. А я отвечала: "Никак. У меня квартира без углов". Динару тоже часто спрашивают: "А тебя мама ругает, когда проигрываешь?" Для дочери странно слышать такой вопрос. Мы, наоборот, ее хвалим, если она уступила, но показала хорошую игру. Недавно в Испании она проиграла очень сильной сопернице, расстроилась страшно. А я сказала: "Динара, ты великолепно играла, я получила огромное удовольствие. Для опыта необходимы такие встречи. На таких соперницах можно вырасти. Только вот помнишь, на тренировке ты над подачей не поработала, а на решающем геймболе как раз случилась двойная ошибка". Она выводы сама делает. Но воспитываем мягко, к рукоприкладству никогда не прибегаем.
Михаил: Динара вообще ребенок очень раскованный. Может, потому, что сейчас играет на Западе. Там атмосфера соревнований более доброжелательная. Такой простой пример: после игры девочки чмокают друг друга в щечку. Здесь Динара кого-то поцеловала, так на нее так посмотрели: Или же Динара может похлопать сопернице за удачно сыгранный мяч. В России это не принято.
- Огромное спасибо за разговор. Успехов Марату и Динаре.
Увы, разговор пришлось закончить, потому что Роза с Михаилом спешили на церемонию "Русского Кубка", где команде девочек, которой руководила Исланова, вручали приз.

Записала советы мамы
Марата и Динары Сафиных
Розы Ислановой и участвовавшего
в разговоре папы Михаила Сафина
Ксения Соловьева

©1999 RusSport
 Library В библиотеку  upнаверх