|
|
|
|
|
|
Как воспитать победителей? |
|
|
|
Знаменитая мама о знаменитых детях
Квартира без углов
Окончание. Начало в №№1-3/2000
- Михаил, значит, большую часть времени вы проводите вдали от семьи?
Михаил: Да. В Испанию езжу иногда погостить. Вот осенью там месяц был,
на Новый год тоже. В Москве я работаю директором спортзала, поэтому
возможности надолго отлучаться у меня нет.
- А хотелось бы?
Михаил: Сложностей много. Ну хорошо, мама помогает Динаре, участвует в
тренировочном процессе. А что я там делать буду? Ходить по городу,
смотреть достопримечательности? Недели, другой мне хватит, а дальше?
Кроме того, и Марат, и Динара большую часть времени проводят в
разъездах. Сейчас вот Динаре предстоят турниры в Европе. А когда они в
Валенсии тренируются, я с удовольствием их навещаю. Да и многократную
визу получить не так просто.
- Марат работает с психологом?
Роза: С психологом пока нет, хотя, безусловно, психологическая
устойчивость для спортсмена очень важна. Зато Марат часто прибегает к
помощи массажиста Анатолия Глебова (массажист сборной команды России и
Андрея Медведева. - К. С.). Он создает расслабляющую атмосферу и в
какой-то степени помогает Марату восстанавливаться после игр и
настраиваться на последующие.
- Давайте обратимся к вашему тренерскому опыту. Вы ведь вырастили много
неплохих теннисистов.
Роза: Да, в каждом наборе я обязательно доводила одного-двух учеников до
уровня сборной. А чемпионов Москвы в моих группах много было.
- Когда, на ваш взгляд, стоит отдавать ребенка в спорт?
Роза: Я пришла к выводу, что с шести лет. В особенности, если в семь
ребенок идет в школу. Если одновременно отдавать ребенка и в школу, и в
спортивную секцию, на него ложатся колоссальные нагрузки. А так за год
он постепенно втягивается в тренировки, становится сильнее, выносливее
и, что немаловажно, дисциплинированнее. Он уже знает, что после школы
ему нужно быстренько бежать домой, пообедать, собраться и - на
тренировку. Да, тренеру удобнее работать с детьми постарше. Даже в
семилетнем возрасте ребенок уже выглядит более смышленым и крепким, чем
в шесть лет. Но в первую очередь надо думать не о себе, а как бы помочь
ребенку справиться с нагрузками.
- Наверное, при том, что сами вы большую часть времени проводили на
стадионе, ваши дети заиграли раньше?
Роза: Я так много работала, что в совсем юном возрасте мне некогда было
с ними заниматься. Но Ширяево поле находится в зеленом массиве, а дачи у
нас нет. Поэтому я все время брала детей с собой на работу. Они там
где-то бегали, прыгали. Какие-то ракетки у них были, кое-как стучали о
стенку, никто их не заставлял. Потом вдруг смотрю: вроде у них
получается. То есть я не начинала работать с ними, как с другими детьми,
не учила их азам, хватке, стойке. Они поначалу смотрели на других и
все-все впитывали.
- Вы знаете, в Керчи я видела Лину Красноруцкую. Ей было два года, а
родители-тренеры уже играли с ней на корте. Сегодня Лина - подающая
надежды теннисистка. Так, может, раннее начало - залог успеха в будущем?
Роза: Совсем не обязательно. Абсолютно нормально, если ребенок начнет
занятия в шесть лет. Просто у некоторых детей есть бабушки. Мы же
прибегали к помощи бабушек в экстренных случаях, к примеру, когда я
уезжала с учениками на соревнования. Нам с Мишей всегда хотелось
воспитывать детей самим. Поэтому мы с детьми всегда старались быть
вместе, и на корте тоже.
- Вы не против, когда ребенка, помимо тенниса, отдают в другие кружки по
принципу "А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда"?
Роза: В самом начале в этом нет ничего страшного. Тем более что, к
примеру, танцы даже способствуют успеху теннисных занятий. Другое дело,
что чем старше ребенок становится, тем труднее сочетать нагрузки. А так,
раза два в неделю ходить на музыку или рисование можно. Сразу делать
ставку на теннис - неверно. У ребенка может не оказаться необходимых
данных, и родителей постигнет жестокое разочарование. Малыш еще сам не
знает, что ему больше нравится, поэтому главное заметить его склонности.
- И все же есть ли преимущества у детей, чьи родители - тренеры?
Роза: Лично я всегда задавала себе вопрос: почему к чужому ребенку я
должна относиться хуже? Представляете, что же это получится, если
ребенок придет домой и скажет: "Мама, мы пришли на занятия, тренер играл
со своей дочкой (сыном), а все остальные в сторонке болтались".
Поверьте, в коллективе я никого не выделяла. Все мои ученики получали
одинаковую нагрузку. Другое дело, ты можешь поработать со своим
индивидуально - но дополнительно, не в ущерб другим.
Михаил: Конечно, есть тренеры, которые злоупотребляют своим положением,
наплевав на приличие. Но поймите: на начальном этапе нет нужды в
активной индивидуальной работе. Это тяжело и неинтересно в первую
очередь для ребенка. В группе веселее. Постарше - да, есть над чем
работать индивидуально.
- Когда мама - тренер, не расхолаживает ли это ребенка? Ведь всегда
можно поканючить, попросить о поблажке.
Роза: Не знаю, мои дети были очень дисциплинированные. Мы их приучили к
тому, что, чем бы они ни занимались, должны делать это хорошо, будь то
какой-то предмет в школе или занятия физподготовкой. Хочу-не хочу - что
это такое? Поблажек не делала.
- Некоторые тренеры, наоборот, боятся лишний раз похвалить собственного
ребенка в присутствии других детей?
Роза: Если дети хорошо выступили, почему бы их не похвалить? Каждая
победа всегда приятна. Но мы всегда ожидали не победу, а зрелищную игру.
Уверена, результат все равно придет, а вымученная победа не нужна
никому. Вот недавно Динара выиграла турнир, а мы с мужем расстроились.
Тяжелая была игра, радости не доставляла. И Динара, кстати, сама это
понимает.
Михаил: Главная цель - чтобы то, что нарабатывалось на тренировках,
исполнялось. А в той игре она не показала всего, на что способна.
Настолько сильно было желание выиграть, что оно ее здорово сковало.
- Позволяете ли вы себе вмешиваться в ход матча, если заметили, что
судья не прав?
Роза: Иной раз некоторых родителей захлестывают эмоции... Глаза
огромные, ничего не соображают. Поощряют, когда ребенок нечестно играет.
Спорят из-за каждого мяча, жаждут победы любой ценой. Мы никогда не
вмешиваемся в происходящее на корте. Динарка вот иногда жалуется: "Ах
этот судья, такой-сякой, меня засудил". Мы все время учим детей
пользоваться теми правами, которые у них есть. Мы ведь одно видим, они -
другое. А играть в непростых условиях, когда нечестный соперник или
невнимательный судья - тоже опыт. Нужно учиться давать отпор любому
сопернику, тем более если он намеренно провоцирует тебя. Вот Марат
говорит: "Не могу с Сантаро играть". Как же так? Нужно набраться опыта и
пройти этот барьер.
- Считали ли вы своим долгом вмешаться, если замечали, что родители
давят на ваших учеников, ругают их за что-то?
Роза: Нет. Ну как я могу вмешиваться в процесс воспитания? Возможно,
кому-то покажется, что и я своих детей неправильно воспитывала. А вот
дать совет родителям - пожалуйста.
- В последнее время педагоги все чаще жалуются на детей (невольно
употребляю набившее оскомину сочетание) "новых русских". Дескать, в тех
семьях не учат уважать старших. Вы сталкивались с подобными примерами?
Роза: Вы знаете, база "Ширяево поле" находится в очень демократичном
районе. Не приходили к нам такие дети. В ЦСКА, "Динамо" - возможно. У
нас свой микроклимат, и очень симпатичные, простые дети. А если к нам и
приходят заниматься дети из состоятельных семей, то различий в
материальном положении особенно не чувствуется.
- Насколько важна сейчас материальная поддержка со стороны родителей?
Роза: Сейчас без нее, увы, никуда не деться. Наша база - бюджетная
организация. Раньше на свою зарплату мы могли поехать к морю отдохнуть,
а сегодня, имея в кармане 500-600 рублей, в магазин не сходишь.
Естественно, мы вынуждены давать частные уроки. Поэтому разумное
сочетание групповых и частных занятий необходимо. К тому же если на
первом этапе спортшкола еще может помочь, то когда ребенку исполняется
13-14 лет, ему надо участвовать в европейских соревнованиях. Нельзя
вариться в собственном соку, иначе роста не будет. Помощь родителей ох
как нужна.
- Позволяли ли себе родители ваших учеников вмешиваться в тренировочный
процесс?
Роза: Никогда. Я вообще старалась, чтобы родители не приходили на
тренировку. Их задача - накормить ребенка, обеспечить его отдых, собрать
на тренировку, дать с собой попить-поесть. Остальное - мое дело. Ну а
если не доверяют, пусть сами тренируют.
- Как складывались у вас отношения с родителями учеников?
Роза: Так уж получилось, что отношения со всеми родителями у меня
добрые. Мы всегда были готовы прийти на помощь друг другу. Хотя, увы, в
последнее время у некоторых родителей зависть к успехам моих детей
нет-нет да проскальзывает.
- Скажите, а наши тренеры чем-то отличаются от западных?
Роза: В профессионализме они не уступают. Но наши тренеры поставлены в
жесткие условия. К примеру, тренировка длится два часа. Тренер знает,
что больше времени ему не дадут, и старается выжить все возможное. А
вдруг ребенок себя неважно чувствует? Может, ему стоило бы чуть позже
потренироваться. Но время-то прошло. Еще знаете, какое отличие? Наши
тренеры менее общительные. Вот я недавно с девочками ездила на командный
Кубок Европы. Привезли первый приз. Мне никто из тренеров подопечных не
позвонил, не поблагодарил, не поздравил. А ведь у меня есть что им
сказать, посоветовать. Но, видно, неинтересно мое мнение.
- Вспомните, пожалуйста, вы практиковали какие-то специальные методы
поощрения детей?
Роза: Подарки небольшие мы делали, но не обязательно именно в честь
победы. А вот... Вспомнила. Так сложилось, что, когда ребята удачно
играли, мы ходили в Пиццу-Хат на Кутузовский. Увы, без повода редко
удавалось всем вместе куда-то сходить. Ну а отпраздновать победу - это
обязательно.
- Вы наказывали своих детей?
Роза: Да не за что было наказывать.
Михаил: Ну когда Марат ракетку кидал, да и Динара тоже. Представьте
себе, это сейчас ракетки продаются какие угодно, а раньше достать
хорошую ракетку, да еще нужного веса была целая проблема. Вот это мы и
пытались внушить ребятам.
Роза: Когда дети маленькими были, меня часто спрашивали, как я их
наказывала. А я отвечала: "Никак. У меня квартира без углов". Динару
тоже часто спрашивают: "А тебя мама ругает, когда проигрываешь?" Для
дочери странно слышать такой вопрос. Мы, наоборот, ее хвалим, если она
уступила, но показала хорошую игру. Недавно в Испании она проиграла
очень сильной сопернице, расстроилась страшно. А я сказала: "Динара, ты
великолепно играла, я получила огромное удовольствие. Для опыта
необходимы такие встречи. На таких соперницах можно вырасти. Только вот
помнишь, на тренировке ты над подачей не поработала, а на решающем
геймболе как раз случилась двойная ошибка". Она выводы сама делает. Но
воспитываем мягко, к рукоприкладству никогда не прибегаем.
Михаил: Динара вообще ребенок очень раскованный. Может, потому, что
сейчас играет на Западе. Там атмосфера соревнований более
доброжелательная. Такой простой пример: после игры девочки чмокают друг
друга в щечку. Здесь Динара кого-то поцеловала, так на нее так
посмотрели: Или же Динара может похлопать сопернице за удачно сыгранный
мяч. В России это не принято.
- Огромное спасибо за разговор. Успехов Марату и Динаре.
Увы, разговор пришлось закончить, потому что Роза с Михаилом спешили на
церемонию "Русского Кубка", где команде девочек, которой руководила
Исланова, вручали приз.
Записала советы мамы
Марата и Динары Сафиных
Розы Ислановой и участвовавшего
в разговоре папы Михаила Сафина
Ксения Соловьева
|
|
|
|