|
|
|
|
|
|
Доска почета |
|
|
|
Анна Владимировна Дмитриева, заслуженный мастер спорта, полуфиналистка
Открытого чемпионата Франции и Уимблдона в парном разряде,
победительница Открытых чемпионатов Венгрии, Чехословакии, Скандинавии,
Югославии, 18-кратная чемпионка СССР в одиночном, парном и смешанном
разрядах. Входила в десятку сильнейший теннисисток страны (1957-1972
гг.), 5 раз (1950, 1961-64 гг.) возглавляла ее.
После окончания карьеры Анна Владимировна, выпускница МГУ, стала
тележурналисткой и здесь добилась впечатляющих успехов.
"Я не хочу быть просто спортивной журналисткой"
"Вы делаете invisible TV - то есть телевидение невидимое, - говорит Анна
Дмитриева, создательница "НТВ Плюс Спорт", своей команде. - Вы никогда
не знаете, смотрят ли Вас зрители в данный момент. Уверенными можно быть
только в двух людях - в Борисе Николаевиче Ельцине (не так давно он
поведал, что смотрел Олимпиаду 24 часа в сутки) и во мне".
Леонид Парфенов в одном из своих интервью рассказывал, как начиналось в
декабре 1993 года НТВ: с невероятного множества идей, одной комнаты, где
маляры красили стены, и пары столов. Интересно, каковы ваши первые
воспоминания о НТВ?
- В тот самый день, когда НТВ получило возможность работать на четвертом
канале, а указ был подписан Ельциным 22 или 23 декабря 1993 года, я была
на НТВ. Вещание должно было начаться числа шестнадцатого января, и нам с
Алешей Бурковым было поручено срочно создать спортивную редакцию.
- А как, собственно, возникла идея спортивного канала?
- Наши аппетиты разыгрывались. Мы впервые показали Уимблдон так, как
положено, подумывали о хорошем футболе и хоккее. Но, к сожалению,
общедоступный земной канал очень сильно зависим от рекламного времени. И
тогда мы стали продвигать идею спортивного канала. На первых порах нам
самим это казалось абсолютной утопией. И вдруг в середине 1995 года нам
сказали: "А что, может быть, это и пойдет. Напишите концепцию".
- Спутниковое телевидение - это ведь был настоящий прорыв для России.
- Мы много раз обсуждали наш проект с большими людьми на НТВ, но все они
были нашими приятелями, поэтому подобные разговоры производили
впечатление междусобойчика. Зато когда мы первый раз оказались у
Владимира Гусинского, я поняла, что он очень заражен этой идеей. У него
так азартно блестели глаза! Конечно, он кричал, что мы его пустим по
миру. Но в конце концов все, что мы хотели купить, мы купили.
- Как Вы решили кадровые вопросы?
- Видите ли, комментатор - это штучная профессия. Их надо собирать с
мира по нитке. Мы кого хотели, всех взяли. А вот ассистентов,
режиссеров, операторов полно. Но, как ни парадоксально, это не очень
востребованная профессия. То есть она нужна всем, но ее не всегда
уважают. А на НТВ к ней относятся серьезно. Здесь все равны перед
эфиром. В общем, мы, как на бирже труда, набрали людей за три часа,
расписали всех по местам. И поехали.
- В чем для Вас заключалась разница в работе на частном и
государственном телевидении?
- На государственном телевидении, когда я выдвигала идеи, начальники
меня выгоняли, как надоевшую собаку, может, вежливо только из-за того,
что я здесь давно. На "НТВ-Плюс Спорт" я впервые столкнулась с тем, что
твои идеи не пресекают на корню. Напротив, стимулируют.
- А в чем ноу-хау "НТВ Плюс Спорт"? У вас ведь есть мощные конкуренты,
Евроспорт, к примеру.
- Мы с самого начала шли по пути создания телевидения для нашего
человека. Больше всего мы боялись повторить судьбу американского
спортивного канала ESPN - как я его называю, канала для орангутангов. У
нас в России любой человек, увлекающийся спортом - это нормальный
человек, которому интересны не только голы-очки, но и то, кто из
спортсменов куда перешел, кому сколько заплатили, кто на ком женился. А
тот же Евроспорт не может пойти по этому пути потому, что он делает
передачи для всех. Он не имеет конкретного зрителя.
- Ваш канал славится тем, что охотно идет на общение со зрителем.
- У нас в каждой студийной передаче есть обратная связь. Зритель должен
знать, что он купил канал для себя. Он может позвонить нам и отругать
или похвалить. У нас есть сайт в Интернете, где наши подписчики
высказывают свои мнения. Иногда я даже вступаю с ними в переписку,
пытаясь наладить обстановку. Героями нашего звездного "вторника" стали
все звезды современного спорта. Единственная, кто нас "прокатила", - это
Курникова. Она пообещала, что приедет, подтвердила это за два часа до
эфира, а потом сказала что-то вроде "Я не поняла, что это всерьез". У
меня была договоренность, что Аню привезет Кирилл Костырко, помощник
Шамиля Тарпищева. Я вижу, что он в смятении, что ему передо мной
неудобно, и он мучается. Наконец, я позвонила Ларисе Дмитриевне
Преображенской, которая спокойным голосом ответила: "Нет, она и не
собиралась к вам ехать". Мы вынуждены были извиниться перед зрителями.
Никто больше нас не подводил.
- Очень многие зрители, не успевшие обзавестись тарелками "НТВ-Плюс",
жалуются, что тенниса на самом НТВ осталось совсем мало. Неужели, к
примеру, нельзя было показать победу Сафина над Сампрасом в финале US
Open?
- Несмотря на то, что все руководство НТВ - любящие теннис люди (тот же
Евгений Киселев, к примеру, очень любит теннис), канал, к сожалению, не
может показывать много спорта, поскольку его трансляции не окупаются. И
даже имея в руках запись матча "Сафин-Сампрас", мы не могли сломать
программу. Ведь за каждую передачу рекламодатели уже проплатили деньги.
То, что мы Уимблдон на НТВ частично показываем, уже хорошо.
- Сегодня большинство телеведущих - звезды светских хроник,
законодательницы мод. Хотелось ли Вам в свое время быть звездой вне
экрана?
- Я была тогда очень популярна, но время было другое, и "звездность"
выражалась совсем в других вещах. Более того, тогда возбранялось
выделяться. Помню, однажды я вела репортаж с матча "Карпов-Каспаров", и
у меня на пальце было надето кольцо с большим бабушкиным бриллиантом.
Через полчаса после эфира мне домой позвонил Лапин, председатель
Гостелерадио. А когда тебе домой звонит Лапин, это ничего хорошего не
значит. "Я пытался понять, о чем вы говорили, но был ослеплен ярким
светом вашего бриллианта. Пожалуйста, я вас попрошу больше кольцо не
надевать". Хорошо, что он меня не уволил. Такие вот времена были. Вы
понимаете, это все равно что спросить: "Вы огорчались, когда вам не
платили призовые за выигранные соревнования?". Да мы рады были, что нас
вообще выпускали. А насчет популярности: Кстати, уже в наше время меня
спрашивают, и как я одеваюсь, и какую машину предпочитаю. Может, когда
была молодая, я и хотела какую-то определенную машину. Сейчас хочу,
чтобы она заводилась сразу и нормально ехала.
- Приходилось ли Вам принимать решения об увольнении сотрудников?
- Никогда никого не увольняла. Была вынуждена несколько раз сокращать.
Эти два или три периода, совпавшие с экономическим кризисом, были самыми
страшными в моей жизни. Потому что как только я сотрудников беру к себе,
я их начинаю любить по-матерински. Кстати, у нас с Васей Уткиным на эту
тему бывает много идеологических споров. Он как молодой человек -
максималист. Сначала увлекается, ему кажется, что журналист, которого он
взял к себе в передачу, очень талантливый. Потом возникают конфликтные
ситуации, и он говорит: "Анна Владимировна, он не годится. Вы должны его
уволить". Поэтому когда Вася сейчас предлагает: "Нам надо срочно
такого-то взять", я ему говорю: "Давай не будем спешить".
- НТВ часто упрекают в переманивании лучших журналистов огромными
зарплатами.
- Такие разговоры - попытка выплеснуть раздражение на НТВ как на
компанию, которая преуспела на глазах. Сейчас, между прочим, в
переманивании можно обвинить и Добродеева. За ним ушли многие, потому
что он их воспитал. Они его воспринимают как учителя. А может, ушли
из-за конъюнктурных соображений, потому что НТВ сейчас не очень уверенно
стоит на ногах. Мы же из известных комментаторов в свое время взяли
Евгения Майорова, который сам пришел и сказал, что хочет у нас работать.
Более того, когда еще не было решено, сколько времени нам достанется, я
говорила: "Женя, я боюсь, что не смогу обеспечить тот объем эфира,
который ты хочешь". Но для него, уставшего плясать под чужую дудку,
тогда важно было получить независимость. Когда мы создавали футбольный
канал, то пригласили Владимира Маслаченко, который в то время был не у
дел. Вот, собственно, и все.
- А все молодые - вашего производства?
- Все остальные рождены НТВ. Юля Бордовских неоперившейся девочкой
приходила еще в программу "Арена", сидела на телефоне. Потом я ее
заметила на теннисных соревнованиях и подумала: "Какой интересный у нее
стиль". Ее мы позвали первой. Кирилл Кикнадзе начинал редактором на
канале "Россия", а на НТВ пришел с Бурковым делать новости. И только
здесь как индивидуальность развился. Остальные ребята, которые, может,
широкому кругу зрителей и неизвестны, очень здорово прибавили. Сейчас
они вымуштрованы и знают, что и как делать. Другое дело, что как
комментаторы они еще не сложились.
- Вы тесно общаетесь с нашими молодыми теннисистками?
- Да нет. Разница в возрасте дает о себе знать. Они теряются, не знают,
как со мной себя вести. Очень нравится Лена Дементьева. Мама, наверное,
в нее много вложила. Я с таким наслаждением наблюдала, как она шла на
открытии Олимпийских игр. У нее - шикарные распущенные волосы, мамы нет,
а вокруг столько молодых людей. И я понимала, что это кайф. Настя
Мыскина. Наверное, еще до сих пор нуждается в совете старших. Привыкла к
этому, все-таки. Святослав Мирза, ее тренер, нашего возраста. Она иногда
вдруг может сказать: "Я боюсь проиграть". И ты чувствуешь, что нужно ее
немного прикрыть. Но такие черточки характера случайно проявляются. Эти
девочки уже из совершенно другого поколения. Лина Красноруцкая - очень
славная. Милая, доброжелательная, открытая. Я вообще не общаюсь с
Курниковой, потому что эта ее привычка смотреть сквозь человека, как
сквозь стену, меня раздражает. У меня у самой нет обыкновения не
здороваться и пройти мимо, когда я вижу знакомое лицо. Хотя я вспоминаю,
что тоже была выпендрежницей. По-другому. Но я была далеко не подарок.
- Кого Вы сегодня считаете самой талантливой теннисисткой? Когда-то Вы
восхищались Марией Буэно из Бразилии.
- Верно. Я и до сих пор считаю, что она одна из самых выдающихся
спортсменок. Но сегодня на меня фантастическое впечатление производит
Винус Уильямс. Потому что в ней есть все, что поражает в спорте, -
физическое совершенство линий, углов. Сочетание пластики со скоростью.
Поражает нестандартное направление мячей, которые она с такой мощью
посылает. Дикое отчаяние и самоотверженность, с которыми она бросается к
мертвым мячам. Именно в такие моменты ты понимаешь, что она человек, а
не машина. И ее слабость мне очень симпатична. Женский теннис ведь
любишь за то, что он бывает слабым. Но когда ты видишь, что те
теннисистки, которые все умеют, вдруг ничего не могут, ты, наконец,
понимаешь, что вот и настало "оно". Хингис, когда перестала выигрывать
все подряд, стала мне больше нравиться. Чутье у нее действительно
фантастическое, возможностей не хватает. Зато страдание ощущается. И это
здорово.
- Извините, что опять о работе спрашиваю. Она ведь наверняка львиную
долю времени занимает?
- С тех пор, как я работаю на НТВ, я ею живу. Конечно, у меня есть
семья, двое детей и четверо внуков. Но если я хочу, чтобы у меня на
работе все двигалось, я должна там постоянно быть.
- И даже на теннис времени не остается?
- Я почти не играю. Очень редко - с внуком. В основном подбрасываю мячи
из корзины. Он уже настолько лучше меня играет, что авторитетом я, увы,
не пользуюсь.
- А как насчет чтения?
- Читаю постоянно. Я считаю, что нужно обязательно возвращать себя в
юность и читать то, что во мне тогда будило какие-то чувства. В основном
предпочитаю классику. Ахматову люблю, много о ней читаю. В данный
момент, правда, выбрала статьи Солженицына в "Новом мире". Когда ездила
на Олимпийские игры, взяла с собой воспоминания дочки Марии Будберг,
знаменитой любовницы Горького или, как о ней написала Нина Берберова,
железной леди Горького, Уэллса и так далее. И когда ты сидишь на
Олимпиаде со всеми этими стометровками, заплывами, матчами, ты должен
знать, что придешь вечером (хотя мы приходили даже не вечером, а ранним
утром) и почитаешь. И утром то же самое - лежа в постели, книжку
пролистаешь, как будто еще не начал жить. Нужно обязательно
переключиться в свой собственный мир. Иначе ты просто станешь спортивной
журналисткой. Которая "ду-ду-ду". А такой я быть совсем не хочу.
- Вот эти последние десять лет. Как Вы их лично для себя оцениваете?
- Мне очень повезло, что я оказалась в компании, в которой можно было
многое реализовать. Потому что до этого ты был человеком ведомым,
которого использовали ровно настолько, насколько считали необходимым. Ты
и не понимал даже, что можешь что-то продуцировать. И на излете лет я
успела схватить то время, которое дало мне возможность в какой-то мере
раскрыться.
Ксения Соловьева
|
|
|
|