ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Abstract

STRUCTURE OF MOTIVATION TO PHYSICAL CULTURE-HEALTH IMPROVEMENT ACTIVITIES OF

GENERAL EDUCATION SCHOOLS' STUDENTS

L.L Golovina. lecturer

Russian state academy of physical culture

E.l. Kokova, post graduated student

Institute of Age physiology in Russian Academy of   Education

Yu.A. Kopylov. doctor of pedagogy, senior scientific researcher

Key words: physical culture-health improvement activities, motivation, level of motivation's forming completeness.

The aim of this study was to reveal the level of various motivations to physical culture-health improvement activities completeness in general education schools' students.

The questionairing had been the method of this research. 262 students of Moscow city, 111 ones from Moscow region and 248 ones, living in Krasnoyarsk, acted as subject. All of them were girls aged from 11 to 12 years.

As a result of the study it had been concluded that the level of completeness in formation of motivations are variously depended on the region where subjects live. Thus, the leading motives do not depend on the region where the subjects live. The significant and especially potential motives are much more dependent upon the region of living.


СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Кандидат биологических наук, доцент Л.Л.Головина,
Е.И.Кокова,

кандидат педагогических наук Ю.А.Копылов

Российская государственная академия физической культуры, Институт возрастной физиологии РАО

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, мотивация, уровень сформированности мотива.

Исследования в области мотивационных установок личности являются актуальными для повышения эффективности системы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы [1]. Анализ литературы показал, что существует ряд противоречий между наиболее сформированными мотивами к занятиям физическими упражнениями и существующей системой построения физического воспитания учащихся. Ориентация учебного материала на недостаточно сформированные мотивы или даже мотивы, имеющие отрицательное значение в системе личностных ориентации школьников, приводит к негативным последствиям. Так, у школьников разного возраста зафиксирован рост хронических заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата. Наблюдается ухудшение физического развития и двигательной подготовленности.

Без учета особенностей структуры мотивации к занятиям физической культурой, в частности к занятиям оздоровительно-физической культурой, невозможно целенаправленно формировать положительное отношение к ней школьников.

В связи с этим целью настоящего исследования было выявление уровня сформированности разных мотивов к занятиям оздоровительно-физической культурой учащихся общеобразовательной школы, проживающих в разных регионах страны.

В исследовании приняло участие 626 девочек 11-12 лет, учащихся общеобразовательных школ. Из них - 262 учащихся, проживающих в Москве, 116 - проживающих в Московской области и 248 - в г. Красноярске.

Оценка уровня сформированности разных мотивов к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью осуществлялась методом анкетирования при помощи специально разработанного тест-опросника [2]. Тест-опросник состоял из 80 вопросов, классифицированных по 16 разделам, каждый из которых характеризовал определенный мотив. Любой вопрос оценивался участником исследования в баллах, от +3 (полное согласие с приведенным утверждением) до -3 (полное несогласие с утверждением опросника). Каждый мотив в сумме мог быть оценен от +15 баллов (полностью сформированный мотив) до -15 баллов (резко отрицательное отношение к данному мотиву).

Все мотивы, исследованные в настоящей работе, были разделены на три группы: ведущие мотивы (имеющие положительное значение от +12 до +5 баллов), значимые мотивы (имеющие от +4,9 до 0 баллов) и потенциальные мотивы (имеющие значения от -1 до -10 баллов).

Выявлено (табл. 1), что наиболее сформированными мотивами к физкультурно-оздоровительной деятельности девочек 11-12 лет являются мотивы:

положительных эмоций (+12,3 ±1,6 балла), игр и развлечений (+11,6 ±1,5 балла), удовольствия от движений (+10,1 ±1,2), общения (+7,8 ±1,1 балла) и самосовершенствования (+5,7 ±1,2 балла). К наиболее значимым мотивам отнесены мотивы оценки учителем (+4,9 ±0,9 балла), внутренней потребности в занятиях (+4,2 ±0,9 балла), подражания (+3,4 ±0,7 балла), приобретения практических навыков (+3,1 ±0,4 балла) и привычки (+1,6 ±0,4 балла).

Таблица 1. Уровни сформированности отдельных мотивов к занятиям оздоровительно-физической культурой у девочек 11-12 лет (средние данные)

№ п/п Группа мотивов Названия мотивов Сформированность, баллы
1 Ведущие Положительных эмоций +12,3 ±1,6
2 Игр и развлечений +11,6±1,5
3 Удовольствия от движений +10,1 ±1,2
4 Общения +7,8±1,1
5 Самосовершенствования +5.7 ±1,2
6 Значимые Оценки учителем +4,9 ±0,9
7 Внутренней потребности в занятиях +4,2 ±0,9
8 Подражания +3,4 ±0,7
9 Приобретения практических навыков +3,1 ±0,4
10 Привычки +1,6±0,4
11 Потенциальные Физкультурно-спортивных интересов -1,4±0,4
12 Двигательной активности -2,1 ±0,3
13 Интереса к противоположному полу -4,5 ±1,4
14 Соперничества -6,5 ±0,7
15 Самосохранения здоровья -8,2 ±0,8
16 Доминирования -9,3 ±1,2

Остальные мотивы отнесены к группе потенциальных, которые могут быть сформированы при соответствующих педагогических воздействиях (см. табл.1, мотивы 11-16). Представленные в табл. 1 данные являются усредненными по трем исследованным регионам страны - Москвы, Московской области и Красноярску.

Для выявления особенностей структурной оформленности мотивов к занятиям физкультур-но-оздоровительной деятельностью девочек, проживающих в разных регионах, проведен статистический анализ полученных данных. Выявлено (табл. 2), что ведущие мотивы не имеют статистически значимых различий у девочек разных регионов.

Обнаружено также, что мотивы, отнесенные к группе ведущих, статистически не различаются по уровню структурированности у девочек, проживающих в разных регионах.

При анализе значимых мотивов не выявлено различий между завершенностью структурного оформления мотивов у девочек Красноярска и Московской области. Уровни сформированности мотивов девочек Москвы и Красноярска, Москвы и Московской области достоверно (р < 0,05 -0,01) различаются.

Таблица 2. Уровни сформированности разных мотивов к занятиям оздоровительно-физической культурой у девочек 11-12 лет, проживающих в Москве (М), Московской области (МО) и Красноярске (К)*

Группа мотивов Суммарный уровень сформированности мотивов группы в трех регионах Регион Суммарный уровень сформированности мотивов группы в регионе Достоверность разницы,р
Ведущие 8,6±0,13 М 9,00±0,17 Н.Д.
МО 9,02 ±0,28 Н.Д.
К 8,51 ±0,10 Н.Д.
Значимые 2,12±0,09 М 2,42 ±0,12 <0,05
МО 1.68 ±0,20 <0,05
К 1,81 ±0,13 <0,05
Потенциальные -9,42±0,10 М -9,01 ±0,14 <0,01
МО -10,27 ±0,20 <0,001
К -8,66 ±0,16 <0,0001

*Достоверность различий между средними данными сформированности мотивов трех регионов и каждого в отдельности (в Москве, Московской области и Красноярске).

Мотивы, отнесенные к группе потенциальных, обладают различительными признаками степени сформированности у девочек Московской области и Красноярска (р < 0,001), Москвы и Московской области (р<0,001). Различий по структурированности потенциальных мотивов у девочек Москвы и Красноярска не выявлено.

Таким образом, проведенное исследование показало, что уровни сформированности мотивов ведущей, значимой и потенциальной групп имеют различную степень зависимости от региона их проживания. Так, ведущие мотивы не зависят по сформированности от региона проживания, значимые мотивы в большей степени зависят от этого фактора и в наибольшей - мотивы, отнесенные к группе потенциальных.

В связи с полученными данными выдвигается гипотеза об эффективности формирования мотивации к занятиям оздоровительно-физической культурой у школьников 11-12 лет на основе, мотивов, отнесенных к группе ведущих.

Литература

1. Головина Л.Л., Кокова Е.И., Копылов Ю.А. Матер. Всеросс. конф. "Физическая культура - основа здорового образа жизни". М., 1995. 4.1, с.57

2. Касаткин А.А. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов, 1989, с. 183-209.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!