ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
ШКОЛЬНЫЙ СПОРТ ПРОДЛЕНКА И СПОРТ Младший школьный возраст - наиболее благоприятный для развития многих двигательных способностей, среди которых интенсивнее развиваются скоростные и координационные, способности длительно выполнять циклические действия в режиме умеренной и большой интенсивности. Для детей 9-12 лет характерны относительно быстрая смена эмоциональной активности и переход к пассивному состоянию. Кроме того, дети этого возраста быстро восстанавливаются после нагрузок. Эта смена функциональной активности в поведении детей требует оптимального чередования нагрузки и отдыха во время тренировки. Следует избегать длительного, монотонного выполнения однообразных двигательных действий и продолжительных эмоциональных напряжений. В тренировочный процесс нужно постоянно включать новые задания, двигательные действия, разнообразные формы организации занятий. Таблица 1. Динамика уровня физического развития и физической подготовленности детей 9-12 лет
За период начальной подготовки тренировочный процесс лишь постепенно приобретает все черты, характеризующие спортивную тренировку в ее развитом виде. Удельный вес ОФП на этапе предварительной подготовки достигает 85-90%, а средств - 10-15%. Анализ литературы и передового практического опыта свидетельствует о высокой спортивной подготовке с применением комплексного метода тренировки, включающего подвижные и спортивные игры, игровые упражнения и задания, а также специальные подготовительные упражнения, направленные на воспитание физических способностей, играющих важную роль при ориентации юных спортсменов на различные виды спорта. Спортивная ориентация решает следующие задачи: - приобщение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом; - готовит детей для учебно-тренировочных групп ДЮСШ; - организует постановку физической культуры и спорта в школе. Возраст детей 9-12 лет охватывает этап начальной подготовки. На базе детско-юношеских спортивных школ созданы группы начальной подготовки, в которых дети должны обучаться три года. Однако эффективность занятий может быть высока и в школьной спортивной секции, проводимой ежедневно, кроме субботы и воскресенья, в режиме продленного дня в рамках спортивного часа (60 мин). Такая форма занятий способствует укреплению здоровья, воспитанию физических качеств, позволяет проводить спортивную ориентацию на конкретные виды спорта для дальнейших занятий в учебно-тренировочных группах ДЮСШ. На основании практического опыта и тестирования детей 9-12 лет приводим ориентировочные нормативы для контроля в конце каждого года занятий (табл. 1). Таблица 2. Учебный план тренировочных занятий на 9 месяцев в режиме продленного дня
В результате анализа программно-нормативных документов был разработан и апробирован учебный план для групп начальной подготовки, занимающихся в режиме продленного дня общеобразовательной школы (табл. 2). Таблица 3. Годовой график распределения учебных часов и средств тренировки для групп начальной подготовки в режиме продленного дня
Планом предусмотрено для 1 -го и 2-го годов обучения, исходя из девяти месяцев занятий, по 195 астрономических часов в год. При этом на воспитание ведущих физических качеств отведено до 70% времени, а на техническую, теоретическую и соревновательную подготовку - 30%. Учебный план дал основание разработать содержание физической подготовки для групп начальной подготовки, куда вошло все многообразие средств тренировки, предусмотренных программно-нормативными документами для детско-юношеских спортивных школ. Вводная (подготовительная) часть занятий должна составлять 25-28% всей продолжительности тренировки, основная - 55-58% и заключительная - 15-19%. При этом необходимо широко использовать подвижные и спортивные игры, игровые задания, гимнастические и акробатические упражнения в объеме до 40% времени, отводимого на тренировочное занятие. Объем средств общей физической подготовки и обучения технике должны составлять около 40% и остальные 20% - средства специальной физической подготовки, участие в соревнованиях, тестировании и т.д. (табл. 3). Методика физической подготовки детей 9-12 лет, обучающихся в группах продленного дня общеобразовательной школы, должна строиться, исходя из направленности одного занятия, недельного цикла. В этом случае необходимо выбирать тренировочные средства, по продолжительности, количеству повторений, продолжительности интервалов отдыха, характеру работы, режиму нагрузки соответствующие данному возрасту. На этой основе должны строиться мезо- и макроциклы тренировки. Это дает основание считать, что на 1-м и 2-м годах обучения необходимо заложить прочную базу разносторонней физической подготовки, а на 3-м - проводить занятия с дальнейшей ориентацией на конкретные виды спорта. Доктор педагогических наук,
профессор В.Г. Никитушкин На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |