ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ



ШКОЛЬНЫЙ СПОРТ

ПРОДЛЕНКА И СПОРТ

Младший школьный возраст - наиболее благоприятный для развития многих двигательных способностей, среди которых интенсивнее развиваются скоростные и координационные, способности длительно выполнять циклические действия в режиме умеренной и большой интенсивности. Для детей 9-12 лет характерны относительно быстрая смена эмоциональной активности и переход к пассивному состоянию. Кроме того, дети этого возраста быстро восстанавливаются после нагрузок. Эта смена функциональной активности в поведении детей требует оптимального чередования нагрузки и отдыха во время тренировки. Следует избегать длительного, монотонного выполнения однообразных двигательных действий и продолжительных эмоциональных напряжений. В тренировочный процесс нужно постоянно включать новые задания, двигательные действия, разнообразные формы организации занятий.

Таблица 1. Динамика уровня физического развития и физической подготовленности детей 9-12 лет

Показатели физического развития и подготовленности детей 9-12 лет Возраст детей, лет
9-10 10-11 11-12
1. Масса тела, кг 36-37 39-41 45-47
2. Длина тела, см 141-142 145-147 153-156
3. ЖЕЛ, см3 2,1-2,2 2,1-2,3 2,5-2,8
4. ЧСС в покое, уд/мин 90-91 85-90 82-90
5. Бег 3х12 м, с 9,3-9,6 8,4-8,8 8,6-9,0
6. Бег 300 м, с 76-78 70-75 65-75
7. Прыжок в длину с места, см 155-158 160-168 170-175
8. Прыжок вверх с места, см 27-30 30-33 33-35
9. Сгибание рук в упоре лежа, раз 16-20 20-25 25-30
10. Подъем ног в висе, раз 7-8 9-10 10-15
11. Подтягивание в висе, раз 3-4 5-8 8-10
12. Сила правой кисти, кг 19-22 22-26 26-30
13. Сила левой кисти, кг 18-22 22-23 24-26

За период начальной подготовки тренировочный процесс лишь постепенно приобретает все черты, характеризующие спортивную тренировку в ее развитом виде. Удельный вес ОФП на этапе предварительной подготовки достигает 85-90%, а средств - 10-15%.

Анализ литературы и передового практического опыта свидетельствует о высокой спортивной подготовке с применением комплексного метода тренировки, включающего подвижные и спортивные игры, игровые упражнения и задания, а также специальные подготовительные упражнения, направленные на воспитание физических способностей, играющих важную роль при ориентации юных спортсменов на различные виды спорта. Спортивная ориентация решает следующие задачи:

- приобщение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- готовит детей для учебно-тренировочных групп ДЮСШ;

- организует постановку физической культуры и спорта в школе.

Возраст детей 9-12 лет охватывает этап начальной подготовки. На базе детско-юношеских спортивных школ созданы группы начальной подготовки, в которых дети должны обучаться три года. Однако эффективность занятий может быть высока и в школьной спортивной секции, проводимой ежедневно, кроме субботы и воскресенья, в режиме продленного дня в рамках спортивного часа (60 мин). Такая форма занятий способствует укреплению здоровья, воспитанию физических качеств, позволяет проводить спортивную ориентацию на конкретные виды спорта для дальнейших занятий в учебно-тренировочных группах ДЮСШ.

На основании практического опыта и тестирования детей 9-12 лет приводим ориентировочные нормативы для контроля в конце каждого года занятий (табл. 1).

Таблица 2. Учебный план тренировочных занятий на 9 месяцев в режиме продленного дня

№ п/п Разделы подготовки Годы обучения
1-й 2-й 3-й
1 Физическая подготовка:      
  воспитание быстроты 30 30 48
  воспитание скоростно-силовых качеств 30 30 48
  воспитание гибкости и координационных способностей 30 30 48
  воспитание выносливости 30 30 48
  воспитание силы 30 30 48
2 Техническая подготовка: (обучение основам вида спорта) 10 30 48
3 Теоретическая подготовка 4 4 6
4 Контрольно-переводные испытания 4 4 4
5 Соревновательная деятельность 7 7 14
6 Медицинское обследование вне сетки часов
  Всего часов: 195 195 312

В результате анализа программно-нормативных документов был разработан и апробирован учебный план для групп начальной подготовки, занимающихся в режиме продленного дня общеобразовательной школы (табл. 2).

Таблица 3. Годовой график распределения учебных часов и средств тренировки для групп начальной подготовки в режиме продленного дня

№ п/п  Средства тренировки Годы обучения
1-й 2-й 3-й
1 Медленный бег 12 12 12
2 Общеразвивающие упражнения 13 13 13
3 Ускорения на отрезках 20-50 м 12 12 12
4 Задания скоростной направленности 15 15 33
5 Задания скоростно-силовой направленности 15 15 33
6 Задания на выносливость 15 15 33
7 Задания силовой направленности 15 15 33
8 Упражнения на координацию и гибкость 15 15 30
9 Элементы гимнастики и акробатики 3 3 9
10 Изучение техники видов спорта 15 15 33
11 Игра и игровые задания 30 30 30
12 Спортивные игры 20 20 20
13 Участие в соревнованиях и тестировании 11 11 15
14 Теоретическая подготовка 4 4 6
  Всего часов: 195 195 312

Планом предусмотрено для 1 -го и 2-го годов обучения, исходя из девяти месяцев занятий, по 195 астрономических часов в год. При этом на воспитание ведущих физических качеств отведено до 70% времени, а на техническую, теоретическую и соревновательную подготовку - 30%.

Учебный план дал основание разработать содержание физической подготовки для групп начальной подготовки, куда вошло все многообразие средств тренировки, предусмотренных программно-нормативными документами для детско-юношеских спортивных школ.

Вводная (подготовительная) часть занятий должна составлять 25-28% всей продолжительности тренировки, основная - 55-58% и заключительная - 15-19%. При этом необходимо широко использовать подвижные и спортивные игры, игровые задания, гимнастические и акробатические упражнения в объеме до 40% времени, отводимого на тренировочное занятие. Объем средств общей физической подготовки и обучения технике должны составлять около 40% и остальные 20% - средства специальной физической подготовки, участие в соревнованиях, тестировании и т.д. (табл. 3).

Методика физической подготовки детей 9-12 лет, обучающихся в группах продленного дня общеобразовательной школы, должна строиться, исходя из направленности одного занятия, недельного цикла. В этом случае необходимо выбирать тренировочные средства, по продолжительности, количеству повторений, продолжительности интервалов отдыха, характеру работы, режиму нагрузки соответствующие данному возрасту. На этой основе должны строиться мезо- и макроциклы тренировки. Это дает основание считать, что на 1-м и 2-м годах обучения необходимо заложить прочную базу разносторонней физической подготовки, а на 3-м - проводить занятия с дальнейшей ориентацией на конкретные виды спорта.

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Никитушкин
Кандидат педагогических наук, доцент В.М. Коняхин


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!