Abstract STRUCTURE OF COMPETITIVE ACTIVITIES IN YOUNG FOOTBALLERS A.P. Zolotaryov, lecturer Cuban stale academy of physical culture, Krasnodar Key words: competitive activities, young football players, tactical-technical actions, leaching programs of children-youth sports schools and special children-youth schools of Olympic reserve. The purpose of this study was to analyze the quantitative and qualitative parameters of the competitive activities in young football players taking into consideration its structure and model characteristics' age dynamics. The pedagogical inspection of 230 games and the obtained data had become the base for the next conclusions: 1. Quantitative and Qualitative characteristics of lactic-technical actions as well as their specific gravity in the structure of the competitive activity demonstrate the variances in young football players of the various age. Tile football players of the younger age group perform a play using the technical means, connected with the ball's control with a help of repeated contacts with a ball (dribbling and feinting), mainly. The football players of the elder age groups redistribute the structural elements of the competitive activity in the direction of increasing the volume of all the varieties in ball's passing. 2. The age peculiarities of the structure and character in lactic-technical actions of the young football players in the conditions of their competitive activities must determine the content of the long term technical training at each stage of it.
|
СТРУКТУРА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ Кандидат педагогических наук,
доцент А.П. Золотарев Ключевые слова: соревновательная деятельность, юные футболисты, структура, технико-тактические действия, учебные программы ДЮСШ и СДЮШОР. Одним из приоритетных направлений научных исследований в области футбола в нашей стране многие годы является изучение соревновательной деятельности квалифицированных футболистов. При этом соревновательная деятельность юных футболистов рассматривалась в единичных исследованиях и только на примере спортсменов старших возрастных групп [8, 6, 4, 7]. Отсутствие научных данных о количественных и качественных параметрах соревнователь-нор (игровой) деятельности юных футболистов, особенностях структуры ее компонентов и модельных характеристик в широком возрастном диапазоне не способствует дальнейшему совершенствованию действующих государственных учебных программ для ДЮСШ и СДЮШОР. Многолетние педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью юных футболистов 8-17 лет в 230 официальных и учебных играх позволили определить структуру основных технико-тактических действий (ТТД) для каждо-го возраста (см. таблицу). Регистрация ТТД осуществлялась по общепринятой методике: рассчитывались количество действий с мячом и процент брака [1,2, 3,9]. Установлено, что футболисты 8-9 лет выполняют командой в среднем за игру 410 ТТД при браке 39%; 10-11 лет - 445 ТТД при браке 39%; 12-13 лет - 544 ТТД при браке 37%; 14-15 лет - 592 ТТД при браке 33%; 16-17 лет - 778 ТТД при браке 28%. Анализ показал, что команды, как правило, строят свою игру на использовании простых в координационном отношении и хорошо освоенных технических приемах. Исключение, пожалуй, составляют юные футболисты 8-9 лет, применяющие любые ТТД, которые в полной мере нельзя назвать целесообразными с позиций тактики. Да и в техническом плане выполняемые приемы несовершенны, так как нет еще базы элементарных технических действий, следствием чего в этом возрасте и является высокий брак при выполнении коротких и средних передач вперед - 49%, прострелов - 57, обводки - 38, отбора - 47, единоборств внизу - 58 и вверху - 37, игре головой - 51, ударах в ворота головой - 29 и ногой - 54%. Низкая эффективность выполнения сложных технических приемов сохраняется и в последую- щих возрастах. Так, брак при выполнении длинных передач в 12-13 лет составляет 42%, в 14-15 лет - 45%, в 16-17 лет - 42%. Такой технический прием, как передача "на ход", выполняется с браком в 10-11 лет - 39%, в 12-13 лет - 40, в 14-15 лет - 39, в 16-17 лет - 40%. Сюда можно отнести и прострелы, брак при выполнении которых составляет в 10-11 лет 49%, в 12-13 лет - 46, в 14-15 лет - 43, в 16-17 лет - 53%. При выполнении обводки соперника брак составляет 41% в возрасте 10-11 лет, 37% - 12-13 лет, 31% - в 14-15 лет, 33% - в 16-17 лет.
Структура основных компонентов соревновательной деятельности футболистов 8-17 лет по количеству выполняемых ТТД за матч (в %) Малоэффективными являются действия, связанные с игрой вверху. Так, при выполнении юными футболистами единоборств вверху в 10-11 лет брак составил 49%, в 12-13 лет - 47, в 14-15 лет - 48, в 16-17 лет - 36%. Игра головой выполняется с браком 45% в 10-11 лет, 37% - в 12-13 лет, 34% - в 14-15 лет, 32% - в 16-17 лет. При выполнении ударов головой в ворота брак составляет 24% в 10-11 лет, 24% - в 12-13 лет, 32% - в 14-15 лет, 58% - в 16-17 лет. Достоверность различий в возрастном аспекте процента брака существует только в показателях спортсменов 8-9 и 16-17 лет, что говорит о "разрыве" в длительном процессе обучения и отсутствии преемственности в улучшении качества игры. По-видимому, вследствие этого отставание в усвоении игровых приемов на этапе начального обучения отрицательно влияет на дальнейшую подготовку футболистов. Низкая техническая оснащенность не позволяет большинству юных футболистов увеличить объем применения сложнокоординационных действий. Поэтому в игре они применяют передачи "на ход" всего в диапазоне от 0,2 до 3% от всех ТТД за игру, длинные передачи - от 2 до 3%, прострелы - от 3 до 4%, единоборства вверху - от 1,2 до 2%, игру головой - от 2 до 3%, удары в ворота головой - от 0,2 до 0,3% и ногой - от 3 до 4%. Изучение особенностей соревновательной деятельности юных футболистов в широком диапазоне показало, что в игре 8-9-летних спортсменов значительно больше других используются ТТД, связанные с достаточно продолжительным контролем над мячом посредством его многократных касаний (ведение, обводка). При этом необходимо отметить, что обыгрыш соперника посредством обводки наиболее часто применяется в игре футболистов в 8 лет (12%), а к 16-17 годам составляет только 7% всего объема ТТД. По всей видимости, причина этого в том, что в 8-9 лет игрок чаще использует технические действия индивидуальной тактики. В 16-17 лет тактический потенциал гораздо разнообразней и игрок использует приемы групповой и командной тактики, поэтому передачи мяча занимают приоритетное место. Практика футбола показывает, что тренеры, не уделяя должного внимания обучению контролю над мячом во время скоростного передвижения на начальном этапе подготовки, по-видимому, не дают возможности в полной мере индивидуально раскрыться юным спортсменам. Низкая эффективность выполнения некоторых ТТД приводит к тому, что юные футболисты вынуждены выбирать не оптимальное продолжение тактической комбинации (это не относится к игрокам групп начального обучения), а, как правило, то, которое может быть выполнено без потери мяча. Данная закономерность в организации игры отмечалась и ранее у высококвалифицированных футболистов [6]. Анализ корреляционных связей показал, что ведение мяча как технический элемент не только влияет на результат матча, но и является связующим звеном между ТТД, которые выполняются в игре. Так, в 8-9 лет ведение связано с количеством передач назад и поперек поля (r=0,68; р<0,001) и качеством выполнения этих передач (r=0,74; р<0,001), с количеством и качеством передач "на ход" (r=0,63; р<0,001 и r=0,62; р<0,01), с количеством прострелов (r=0,62; р<0,01), с количеством обводки соперника (r=0,71; р<0,001), с качеством перехвата (r=0,59; р<0,01), с количеством игры головой (r=0,63; р<0,001), с количеством ударов в ворота (r=-0,63; р<0,001) и с количеством всех ТТД, выполненных за игру (r=0,64; р<0,001). В 10-11 лет взаимосвязь ведения с обводкой (r=0,81; р<0,001), с игрой головой (r=-0,63; р<0,001), с количеством и качеством всех ТТД, выполняемых за игру (r=0,82; р<0,001 и r=-0,68; р<0,001 соответственно), еще раз подтверждает большую значимость этих ТТД в игре футболистов младших возрастных групп. Качество же ведения связано с количеством коротких и средних передач поперек и назад (r=-0,56; р<0,001) и качеством этих передач (r=0,54; р<0,01), с качеством передач "на ход" (r=-0,55; р<0,01), с качеством перехватов (r=0,55; р<0,01). Анализ результатов корреляционных взаимосвязей показал, что у юных футболистов 12-13 лет ведение связано с результатом игры (r=0,44; р<0,05), с качеством передач вперед (r=-0,49; р<0,01), с обводкой (r=0,85; р<0,001), с количеством ударов в ворота (r=0,48; р<0,01), с количеством потерь (r=-0,49; р<0,01), с количеством и качеством всех ТТД, выполненных за матч (r=0,58; р<0,001 и r=-0,76; р<0,001). Качество же ведения связано с количеством обводки (r=-0,48; р<0,01), с количеством отборов (r=0,62; р<0,001), с количеством перехватов (r=0,55; р<0,01), с качеством всех ТТД, выполняемых за матч (r=0,52; р<0,01). В возрасте 14-15 лет ведение связано с количеством и качеством передач назад и поперек (r=0,61; р<0,001 и r=0,79; р<0,001), с количеством и качеством передач вперед (r=-0,60; р<0,001 и r=0,58; р<0,001), с количеством передач "на ход" (r=-0,46; р<0,05), с количеством обводки (r=0,70; р<0,001), с качеством отбора (r=-0,46; р<0,05), с количеством и качеством выполнения всех ТТД за матч (r=0,76; р<0,001 и r=-0,80; р<0,001 соответственно). Взаимосвязь ведения у спортсменов 16-17
лет установлена с результатом игры (r=0,75; р<0,05), с
количеством передач назад и поперек (r=0.88; р<0,001),
с количеством передач вперед (r=0,88; р<0,001) и ка ВЫВОДЫ. 1. Количественные и качественные характеристики ТТД, а также их удельный вес в структуре соревновательной деятельности отличаются у юных футболистов разного возраста. Футболисты младших возрастных групп ведут игру преимущественно за счет технических приемов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний (ведение и обводка). С возрастом происходит перераспределение структурных элементов соревновательной деятельности в сторону объема всех разновидностей передачи мяча. 2. Возрастные особенности структуры и характера взаимосвязей технико-тактических действий юных футболистов в условиях соревновательной (игровой) деятельности должны определять содержание многолетней технической подготовки на каждом из ее этапов. Литература 1. Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов: Учебн. пос. для слушателей ВШТ. М.,1980,128 с. 2. Левин В.С. Комплексная характеристика динамики подготовленности футболистов высшей квалификации: Автореф. дисс... канд. пед. наук. М., 1983,21 с. 3. Люкшинов Н.М. Формирование модельных характеристик соревновательной деятельности футболистов на основе анализа игр чемпионатов мира и первенства СССР: Автореф. дисс... канд. пед. наук в форме доклада. Л., 1989, 21с. 4. Попаян Г.Г. Сравнительная характеристика средств технико-тактической подготовки юных футболистов в связи с особенностями соревновательной деятельности: Автореф. дисс... канд. пед. наук. М., 1983,23 с. 5. Скоморохов Е.В. Технико-тактические показатели футболистов в финальной стадии турнира XVI Всесоюзной спартакиады школьников // Футбол: Ежегодн. /Сост. В.П. Климин, С.А. Савин. Редкол.: К.И.Бесков и др. - М.: ФиС. 1982, с. 25-28. 6. Скоморохов Е.В., Шестаков М.М., Голденко Г.А. Методы оценки технической подготовленности высококвалифицированных футболистов: Метод, реком. М., 1983,21 с. 7. Хомутский B.C. Спор молодых// Футбол: Ежегодн. /Сост. С.А. Савин, А.С. Соловьев. Редкол.: К.И. Бесков и др. - М.: ФиС, 1986, с. 26-30. 8. Шамардин В.Н. Исследование физических нагрузок юных футболистов (15-17 лет) в годичном цикле тренировки: Автореф. дисс... канд. пед. наук. Л., 1981,21 с. 9. Шестаков М.М. Структура соревновательной деятельности и критерии ее эффективности в футболе: Учебн.-метод. пос. Краснодар, 1993,28 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |