|
О КНИГЕ "ТВОЙ ОЛИМПИЙСКИЙ УЧЕБНИК" * Настоящее учебное пособие издано в целях приобщения школьников к основам физической культуры, ядром которой по праву считаются традиции, реальность и идеалы мирового олимпийского движения. Великолепно изданная и отлично проиллюстрированная книга состоит из шести глав, через которые рельефно проведена идея общечеловеческой ценности олимпийского спорта, его культурных традиций. Работа написана доступным языком, в легкой и располагающей к доверию манере. В то же время издатель, очевидно под впечатлением солидности авторского коллектива, отказался от услуг рецензентов, что не позволило избавить книгу от некоторых издержек, столь нежелательных в работах подобного рода, тем более что авторы претендуют на прямой и честный разговор с российскими школьниками. Олимпийское движение - явление очень сложное и противоречивое. Внутри и вокруг него постоянно ведется борьба, имеющая экономическую, политическую и религиозную подоплеку. Не понимая этого, трудно правильно оценить те изменения, которые уже произошли и еще произойдут в нем, и формировать идеалы олимпизма, не пытаясь объяснить причину появления проблем, связанных с олимпийскими играми, и не делая реальных шагов к их устранению. В связи с изложенным прошу воспринимать мои соображения как попытку помочь авторам в их работе над последующими вариантами переиздания этого очень нужного для молодежи пособия. В настоящей рецензии будут затронуты две группы вопросов, имеющих принципиальное различие. К первой относятся вопросы, касающиеся неверной трактовки древней и современной истории олимпийских игр, ко второй - не дающие достаточно четкого представления о механизмах формирования сознания. Один из основных вопросов, относящихся к первой группе, связан с источниками появления спорта в целом и олимпийских игр в частности. Дело в том, что в отечественной истории доминирует мнение, что спорт (мирное состязание в силе, ловкости, быстроте и выносливости) появился в культуре древних людей как эффективное средство подготовки к охоте, войне и другим видам трудовой деятельности. Авторы безоговорочно приняли эту точку зрения и, к сожалению, даже не упомянули и тем более не попытались опровергнуть взгляда тех, кто видит истоки возникновения спорта в другом. Так, например, наш соотечественник В.А. Демин еще в 1974 году, опираясь на труды Г. Моргана, Ф. Энгельса и др., высказал гипотезу о том, что спорт (мирное противоборство) возник в древности как средство разрешения многочисленных межчеловеческих конфликтов, сопровождавших жизнь родового общества (выбор невесты, вождя, перевод юношей в разряд взрослых и т.п.), поскольку он позволял выявлять уровень психофизическоинтеллектуальной развитости, приспособленности к жизни и совершенства индивидов. Принципиальная важность этой позиции связана с тем, что, приняв ее, можно понять, почему в Древней Греции люди договорились прекращать войны во время олимпиад и почему современные игры, несмотря на несовершенство Олимпийской хартии, приобрели столь высокий международный авторитет. На этом фоне несколько наивно выглядит попытка авторов объяснить, каким образом еще в древности спорт из средства подготовки к труду и защите отечества превратился по существу в мощный противовес войне. Гак, они пишут: "Быстро, а может быть, и сразу (не забывайте: идея-то божественная) греки поняли: Игры помогают им не столько хорошо воевать, сколько хорошо... дружить - регулярно встречаться, разговаривать, осуществлять, как говорится, культурный обмен, вообще видеть, что перед тобой стоит не "подлый враг из ненавистной Спарты...", а дружелюбный парень с открытой улыбкой. То есть, говоря современным языком, олимпийские игры способствовали разрушению образа врага. А ведь это, пожалуй, важнее всего в деле общения народов друг с другом" (с. 12)**. Конечно, общение это очень важно для установления мира и взаимопонимания, но в спорте древних греков было нечто еще более значительное, чем простое узнавание друг друга или "разрушение образа врага". Как известно, социальные функции любых общественных явлений делятся на первичные (главные) и вторичные (побочные). Так вот, миротворческая функция олимпийских игр была главной и возникла не вдруг, а изначально им принадлежала. Дело в том, что за психофизическоинтелектуальной развитостью отдельных людей стоят жизнеспособность, прогрессивность и талантливость того сообщества, которое они представляют. Вместе с тем неиссякаемые возможности как индивидуального, так и общественного совершенствования (которое, кстати, резко возрастает при очных встречах с сильными соперниками) делают спорт уникальным .средством мирного соперничества между государствами, да такого, где не может быть проигравших и недовольных, а есть бесконечное стремление и возможность приблизиться к идеалу совершенства. Это и сделало спорт средством открытой дипломатии, причем более гуманным, экономичным и эффективным, чем война. К числу неточностей исторического толка относится также мысль, проводимая авторами о мнимой бескорыстности участников олимпийских игр древности. (Корысть, как правило, связывают с деньгами.) И действительно, на древних олимпиадах победителям ничего, кроме оливковой ветви, не вручали. Однако из истории доподлинно известно, что материальные блага сыпались на их головы по возвращении домой. Конечно же, нам сегодня трудно судить о том, что толкало (побуждало) атлетов древности на спортивные подвиги, однако важно другое: кто и за что вознаграждал их за победу. Здесь, по нашему мнению, и находится ключ к пониманию истоков любви соплеменников к сильнейшим спортсменам своей страны как в далекой древности, так и в наше время. Тогда спортсмены, бросая свой талант и трудолюбие на алтарь отечества, спасали своих сограждан от уничтожения в жесточайших войнах. В наше время, несмотря на глубочайшие социальные и политические изменения, а также вопреки консерватизму Международного олимпийского комитета (МОК), ореол героизма вокруг великих спортсменов сохранился, хотя и возникла реальная угроза потери олимпийскими играми своей прогрессивной роли. Разговор об этом продолжим при рассмотрении вопросов второй группы. О проблемах внутри и вокруг олимпийских игр уже упоминалось. Теперь же следует признать, что многие из них не зависят от авторов учебного пособия, поскольку корнями уходят в психологию тех, кто возрождал олимпиады в конце XIX столетия. Недавно была опубликована статья***, в которой сделана попытка объяснить причины кризисных явлений, сопровождающих олимпийское движение. К этому следует добавить, что у П. де Кубертена была почти религиозная вера в воспитательные возможности спорта. Ему представлялось, что достаточно только оградить его от влияния государства, "профессионалов", сделать финансово независимым, как начнется процесс формирования новых людей, способных изменить общество изнутри и создать мир на земле. Эта точка зрения, как и любые формы идеализма, имеют право на существование. Однако ее следует дополнить, исходя из современного понимания механизма формирования сознания. Дело в том, что не сами по себе спортивные результаты формируют высоконравственную личность, а тот смысл (мотивация), который вкладывает спортсмен в свое участие и победу на олимпийских играх. Иными словами, очень важно, ради чего атлет включился в олимпийское движение. Одни делают это ради материального вознаграждения, другие - из-за честолюбия, третьи - чтобы доказать окружающим свою неординарность, четвертые - в целях проверки своих возможностей. Наконец, есть, очевидно, спортсмены, которые видят смысл своего участия в олимпийских играх в том и другом одновременно. Важно, что при этом они могут показать высокие спортивные результаты. Но все ли они близки в своем сознании к олимпийским идеалам? Здесь мы подошли к главному вопросу, связанному с приобщением юных россиян к идеалам олимпизма. Согласно открытию отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), помыслы и действия людей могут достичь уровня высших идеалов гуманизма, если эти идеалы четко и конкретно прописаны в соответствующих основополагающих и регламентирующих документах. Обращение к центральному разделу Олимпийской хартии (где изложена цель всего движения) обнаруживает, что она содержит четыре довольно расплывчатых подпункта, общая мысль которых сводится к воспитанию молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы для создания более лучшего спокойного мира и сохранения человеческого достоинства. Поэтому считаем, что этот пункт следует дополнить следующей фразой о том, что целью олимпизма является перенос решения международных конфликтов на спортивные площадки и стадионы, чтобы в честном противоборстве атлетов каждая страна могла продемонстрировать свою добрую волю и приверженность идее всеобщего мира. Совершенно очевидно, что в этом пункте рецензия как бы выходит за рамки учебного пособия, поскольку призывает к совершенствованию основополагающего документа, что не является функцией учебной литературы, однако несомненно и другое. Идеалы олимпизма нельзя успешно формировать, не придав современному движению исторически обусловленный смысл. Только наполнив сознание спортсменов, тренеров, организаторов спорта, зрителей столь благородной идеей, можно влиять на их действия, поступки и деятельность в целом и формировать такие необходимые черты характера, как честность, патриотизм и гуманизм. Причем это можно успешно сделать именно сегодня, когда над планетой нависла угроза всеобщего уничтожения человечества в горниле атомной войны, а авторитет олимпийского движения - не без усилий Х.А. Самаранча - так возрос, что получил признание ООН и почти двухсот стран. То, что во времена П. де Кубертена воспринималось бы как бредовая идея (обозначь он цель олимпизма столь конкретно), сегодня является свершившимся фактом, требующим лишь своего правового закрепления. Другим, не менее важным и также выходящим далеко за рамки учебного пособия является вопрос о взаимоотношении олимпийского и так называемого профессионального спорта. В уже упомянутой статье*** говорилось о том, что последний для большей точности следует назвать коммерческим спортом и постараться оградить от него олимпийские игры. Однако руководство МОК не вняло предупреждениям специалистов о пагубном влиянии коммерческого спорта прежде всего на честность борьбы. Причем следует подчеркнуть, что это отрицательное влияние обусловлено не деньгами, которые получают или не получают спортсмены (они нужны всем), а тем, кто их платит и за что. Как известно, в олимпийском спорте платит страна, которую представляет атлет, а в коммерческом спорте платят организаторы соревнований, по существу бизнесмены, зарабатывающие на популярности отдельных видов состязаний. При этом источники финансирования различаются из-за несовпадения функций этих типов спорта и во многом определяют их моральный климат. Олимпийский спорт играет роль противовеса войне, и потому честность и гуманизм в нем всегда были обязательными. В свою очередь, коммерческий спорт служит другому: он выполняет функцию катализатора экономики. Главное в нем - это прибыль. Ради нее принято искусственно влиять на спортивный результат даже вопреки желанию спортсмена. Поэтому авторы учебного пособия, доводя до сведения читателей новую трактовку вопроса оплаты труда спортсменов, часто вынуждены ставить многоточия и вопросительные знаки. Так, они пишут: "В наши дни, как вы знаете, спортсмены имеют право получать средства на подготовку к соревнованиям и гонорары за успешные выступления, имеют право рекламировать товары различных фирм, а это тоже немалые деньги. И одновременно спортсмен может выступать на Олимпийских играх... Плохо это или хорошо? Что тут сказать?" (с. 29)****. Действительно, не так-то просто понять: хорошо или плохо для сохранения олимпийских идеалов, когда спортсмен все четыре года живет интересами коммерческого спорта, а затем на несколько дней, надев майку своей Родины и отказавшись от рекламы и других каких-либо вознаграждений, принимает участие в олимпийских играх. В этом случае еще можно оправдать атлета, допуская мысль о его честности и любви к Родине. Однако что можно сказать о спортсменах в так называемых некоммерческих видах спорта (борьба, фехтование, гимнастика и т.п.)? Ведь некоторые из них из-за неуемной жадности могут попасть на олимпийские игры в составе команды любой страны и, по существу будучи наемниками, встанут в один ряд с теми, для кого честность, благородство и любовь к Родине не пустой звук. О каких олимпийских идеалах можно при этом говорить? И, наконец, последнее. Авторы вслед за основоположниками олимпийского движения ратуют за то, чтобы спорт был вне политики и вне влияния государства. Так, объясняя факт бойкота XXI Олимпийских игр в Монреале многими африканскими странами, они пишут: "Но нам, по чести говоря, не очень даже хочется разбираться, кто здесь больше прав, а кто больше виноват. Главное - не надо смешивать спорт и политику! Это должны твердо запомнить вы, олимпийцы (а может, олимпийские руководители) будущих лет!" (с. 51). Эта мысль до такой степени не совпадает с задачами самого движения и современной педагогики, что вызывает лишь удивление, поскольку совершенно очевидна бесплодность борьбы за мир без влияния со стороны МОК на отдельные государства и на их политику. Дело в том, что любое общественное движение не может быть вне политики - это азы диалектики. Но, пожалуй, главное заключается в том, что, если мы не занимаемся политикой, она начинает заниматься нами. Именно поэтому получились столь урезанными XXI, XXII и XXIII игры. Очевидно, по этой же причине олимпийское движение пока еще не носит превентивного по отношению к войне характера - самому злейшему врагу человечества, и лишь в лучшем случае уходит в сторону, как это было в 1916, 1940 и 1944 годах. В заключение хотелось бы привести слова П. де Кубертена, который писал: "Спорт - это средство, с помощью которого можно вызвать как самые благородные, так и самые низменные страсти... и которое в одинаковой мере может служить и укреплению мира, и подготовке к войне"*****. Если к изданию книги "Твой олимпийский учебник" авторов побуждала благородная и чистая идея, то нет сомнений в том, что они примут сделанные предложения, учтут их в своей будущей работе и тогда получат полное право не только приобщать школьников к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта, но и увлечь их стремлением к максимально высоким результатам в честном и благородном противоборстве на Олимпийских играх XXI века ради того, чтобы избавить человечество от ужасов современной войны. Разве не к этому идеалу следует стремиться? Доктор педагогических наук, профессор Р.А. Пилоян * Учебн. пос. для учреждений образования России /Под ред. B.C. Родиченко; Олимп, комитет России. - М.: Сов. спорт; ФиС, 1996 - 136 с.: ил. ** Цит. по рецензируемому изданию. *** Р.А. Пилоян. Ошибки Пьера де Кубертена и его последователей //Теория и практика физической культуры, № 2, 1996.с. 4-5, **** Учебное пособие. ***** Цит. по кн. Л. Куна. Всеобщая история физической культуры. - М.: Радуга, 1982, с. 229. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |