ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОПЫТ



МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
(обзор материалов доклада Р. Хюсси на конференции УЕФА по проблемам юношеского футбола)

Тезис 1. Хороший игрок характеризуется не только высокой технической и физической подготовленностью, но и глубоким пониманием тактики и сути игры.

Тезис 2. Спортивное совершенствование лимитировано индивидуальными качествами каждого спортсмена. Решающую роль при этом играют не форма и функциональное состояние спортсмена, а скорее его физические качества и моральный настрой.

Прежде всего автор пытается внести ясность в постоянно задаваемый вопрос, который должен особенно интересовать футбольных тренеров: считается ли, что за последние годы в футболе был достигнут значительный прогресс? Возросли ли в современном футболе скорость, мобильность игроков, улучшились ли их техническая оснащенность и игровое мышление? И отвечает, что по сравнению с другими видами спорта - нет. В самом деле, если вспомнить, насколько возросли критерии оценки выступлений гимнастов, достижения пловцов и легкоатлетов, то нельзя не признать, что футбол в этом отношении сильно отстает. Хотя нельзя не признать, что прогресс в других видах спорта является в значительной степени результатом специализации, в то время как футболисты остаются - и даже больше, чем когда-либо - разносторонними спортсменами.

Фазы развития молодых футболистов: прихода спорт; познавание тренировки.

В их развитии развичаются следующие периоды: Начальная школа - до 9 лет; средняя школа - 11; возраст, предшествующий половому созреванию - 13; половая зрелость - 17; юношеский возраст - 19 лет.

Возрастные границы между различными возрастными категориями могут быть указаны лишь очень приблизительно; каждый тренер должен самостоятельно оценить степень зрелости своего ученика и судить о перспективах его обучения.

В то же время способность к обучению определяется не только степенью зрелости: юный спортсмен неотделим от своего социального окружения (семья, школа, работа и т.д.), которое оказывает на него воздействие и влияет на его способность к обучению. Каждая социальная среда отличается особыми обычаями и нравами, методами работы, своими культурными и общественными институтами. Ей свойственны определенные нормы и принципы поведения. Молодой спортсмен воспринимает их и приспосабливается к ним.

Тренеру необходимо знать, в каком окружении живет его ученик. Личность тренера также должна накладывать определенный отпечаток на его подопечного. В ходе своего развития подросток испытывает постоянное влияние извне (со стороны родителей, тренера, учителей). Автор повторяет еще раз: очень важно, чтобы тренер знал о том, что он сам может способствовать развитию способности к обучению своего ученика.

Тренер, работающий с детьми и юношами, должен помнить, что организм любого подопечного имеет свои особенности и фазы его развития строго индивидуальны. Это означает, что характеристики возрастных категорий, изложенные ниже, не обязательно приемлемы для каждого игрока. И естественно, что способности к обучению различны. Тренер должен учитывать это и не требовать невозможного.

Способности к обучению и возможности тактической подготовки у детей и юношей различных возрастных категорий

1. Дети 7-9 лет

А. Способности к обучению. Психические: на поведение ребенка влияют очень непостоянные, переменчивые чувства. Происходит медленный переход от анимистического мышления к объективному суждению о конкретных предметах. Возникают конкретные мысли. Типично рассуждение "если... то...". При этом собственное мнение остается в центре всякого рассуждения. В своих собственных глазах ребенок имеет первостепенное значение. Он еще не в состоянии "забегать мысленно" вперед, может лишь извлекать опыт из конкретных ситуаций и реагировать на них. Ребенок обладает ограниченными возможностями понимания правил спортивного поведения.

Физические: завершается общее формирование скелета; пропорциональный рост в длину и ширину;

постоянная потребность в движении, двигательный аппарат контролируется лишь частично.

Социального характера: легкость вступления в контакт и его разрыва с детьми того же возраста и взрослыми.

Б. Тактическая подготовка. Неспособность к тактическому использованию пространства, остальные игроки не рассматриваются как партнеры по команде. Ясна конечная преследуемая цель: мяч должен попасть в ворота соперника. Всякая попытка привить детям этого возраста тактические начала не только не способствует развитию их возможностей, но даже может лишить их удовольствия, которое дети получают от игры. Им необходима игра как таковая, в том виде, в каком дети ее себе представляют, она является основой всего. Важно, чтобы в игре участвовали небольшие группы детей (максимум 7х7).

2. Дети 9-11 лет

А. Способности к обучению. Психические: в этом возрасте у детей сохраняется спонтанная потребность в движении, но теперь им удается ее контролировать и направлять. Нестабильность чувств уступает место более глубоким и устойчивым чувствам. Кроме рассуждения "если... то...", ребенок в состоянии оперировать такими понятиями, как "поскольку..., значит...", может анализировать причинные связи, что говорит о его способности к конкретному мышлению. Он склонен подчиняться спортивным правилам, которые представляются непреложными, готов воспринимать некоторые элементы тактики, управляет своим вниманием и поступками. Его мотивация теперь зависит не только от тренера, но и от родителей и окружения. В то же время взгляды ребенка по-прежнему очень субъективны (очень большое значение имеет собственное мнение).

Физические: возраст ловкости, двигательный аппарат полностью контролируется и управляется, пропорциональный рост в длину и ширину.

Социальные: более прочные и долговременные связи и привязанности, коллективный дух как интуиция принадлежности.

Б. Тактическая подготовка. Обучение основным тактическим принципам. Цель игры для ребенка этого возраста заключается в забивании голов и защите своих ворот; главное внимание уделяется атаке и ударам по воротам.

Общие тактические принципы: мячом владеет партнер по команде или соперник; начало игры без мяча и опеки: игра в футбол 7х7; обучение правилам игры; изучение простейших тактических ситуаций, например, угловой удар, штрафной удар (в атаке и защите), вбрасывание мяча из-за боковой линии; борьба двух соперников за мяч; обучение игре на конкретной позиции; атака и защита - защитные действия. 1 Важно не настаивать на распределении функций и преждевременной специализации, что не исключает обучения различным типам тактических действий.

3. Дети 11-13 лет.

А. Способности к обучению. Психические: ребенок очень нестабилен в выражении своих чувств, что часто характеризуется неуверенностью и ощущением собственной неполноценности. Однако теперь он способен мыслить абстрактно, он может теоретически размышлять. Ему доступны мысленные операции вне связи с конкретными предметами.

В этом возрасте накопленный ребенком опыт позволяет мыслить более реально. Он может направить цепь своих рассуждении к определенной цели. Одновременно он перестает помещать себя в центр всех своих рассуждении и начинает воспринимать мнения и точку зрения других людей. Ребенок полностью и легко владеет речью. Он по-прежнему расположен подчиняться правилам и считает их необходимыми.

Физические: ускорение роста организма; возникновение вторичных половых признаков; у мальчиков - потребность очень много двигаться; у девочек - ограниченная потребность в движении.

Социальные: изменение видения мира; стремление к самостоятельности: "неблагодарный возраст"; действия, направленные "наружу".

Б. Тактическая подготовка. Упрочение уже приобретенной тактической базы и введение новых элементов (обучение простым тактическим действиям на различных игровых позициях).

Введение в игру: 11х11; 3х1; 4х2 в защите и нападении; отбор мяча; простые игровые комбинации: игра в треугольнике; поперечные и длинные передачи; рокады с 2 и 3 игроками.

Обучение тактическим принципам: мячом владеет партнер; мячом владеет соперник; игре без мяча, опеке; действиям в атаке; действиям в защите; углубленное изучение правил; тактика выбора позиции; освоение в принципа коллективной игры в рамках звеньев и всей команды.

4. Подростки и юноши групп С и В: 13-17 лет

А. Способности к обучению. Психические: в этом возрасте абстрактное мышление полностью развито. Подросток может развивать свою мысль, старается самостоятельно решать проблемы теоретического характера. Он многое подвергает сомнению и старается сформулировать свое собственное мнение. Тренер больше не является непререкаемым авторитетом, ему необходимо заслужить уважение ученика (вникать в проблемы, с которыми сталкивается подопечный, быть примером для подражания, оказывать поддержку, понимать ученика). Подростку часто не хватает уверенности в себе. Физическое развитие идет опережающими темпами. Обычно он принимает только то, что ему известно и знакомо по собственному опыту.

Физические: идет процесс биологического созревания, что выражается, в частности, в: ломке голоса и ночных поллюциях; сильном похудении или появлении чрезмерной полноты; координация движений может быть нарушена; неловкости, угловатости движений.

Социальные:

- подросток в отношениях с родителями соблюдает некоторую дистанцию;

- проводит больше времени с товарищами одного с ним возраста;

- излишняя грубость, вызванная тем, что, несмотря на биологическую зрелость подростка, общество в течение ряда лет не признает его взрослым в социальном плане;

- первые половые связи;

- выбор профессии.

Б. Тактическая подготовка. В этот период тактическая подготовка должна идти ускоренными темпами и в конце его каждый игрок должен отвечать всем тактическим требованиям.

Игрок должен использовать все элементы тактики, с которыми он познакомился в предыдущий период. Следует продолжать совершенствование тактики выбора позиции в соответствии с новыми, повышенными требованиями. Применять вспомогательные средства - магнитную доску, макеты, видеозапись и т.д.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!