Abstract SPARTIAN GAMES AND CLUBS IN SCHOOLCHILDREN'S EDUCATION AND LEI SURE V.I. Stolyarov, professor Russian stale academy of physical culture, Moscow Key words: humanism, sport, school sport, physical education, olympism, Olympic education, SpArt, spartian games, clubs. The aim of this paper was to give an account of Spartian Games' and Clubs using in the system of schoolchildren's education and leisure. The offered program makes possible to realize the transfer from the separate attempts of uncoordinated, irregular using of the "spartian "means in the educational and leisure area to the more broad, system and large-scale their application for the humanistic aims of the education. The elaborated program ensures the Spartian Game 'improvement, with a help 'of the more objective system of their winners' revelations, new forms of competitional and noncompetitional games' integration, the presented directions of activities at Spartian clubs schools, camps taking into consideration the peculiarities of their using in the work with the schoolchildren of different age, psychological and physical status to solve the various social, pedagogical and cultural problems, connected with leisure and education of schoolchildren.
|
СПАРТИАНСКИЕ ИГРЫ И КЛУБЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ШКОЛЬНИКОВ (ПРОГРАММА) Профессор В.И.Столяров Ключевые слова: гуманизм, спорт, школьный спорт, физическое воспитание, олимпизм, олимпийское воспитание, СпАрт, Спартианские Игры и Клубы. Предпосылки В современном обществе происходят глубокие, фундаментальные изменения. Они связаны со стремлением не только провозгласить, но и реализовать на практике идеи гуманизма. Идея гуманизации, "очеловечивания", системы общественных отношений, различных сфер деятельности людей лежит в основе большинства тех социальных программ обновления, которые разрабатываются и реализуются в настоящее время. Эта идея является центральной и в процессе перестройки системы физического воспитания и спорта школьников. Ставится задача повышения гуманистической, культурной, духовно-нравственной и эстетической ценности этой системы и ее отдельных элементов. Важное значение придается организации олимпийского образования с целью приобщения школьников к идеалам и ценностям олимпизма [см. 9,10,12-16]. Ученые и специалисты все более склоняются к выводу о том, что для решения этой проблемы система физического воспитания школьников и школьного спорта должна быть перестроена на основе принципов гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов являются усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности; превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самопреодолению; демократизация в отношениях преподавателя с учениками; формирование у человека мотивации на разностороннее и гармоничное развитие и т.п. [ см. 1 - 4,6,12 - 16 ]. Отмечаются и некоторые другие направления перестройки системы физического воспитания школьников. Делаются первые реальные шаги в этом направлении. Разработан и реализуется ряд интересных и перспективных программ гуманизации физического воспитания учащейся молодежи, в том числе школьников [см.. например. 1 - 3,6, 19 и др. ]. В меньшей степени эта инновационная деятельность затрагивает школьный спорт. При организации спортивной работы со школьниками обычно используется традиционная модель спорта (спортивных соревнований и подготовки к ним), которая предполагает жесткую конкуренцию, соперничество спортсменов, изоляцию спорта от других видов творческой деятельности, в том числе искусства и т.д. Она формирует у спортсменов желание победить любой ценой (даже за счет здоровья и нарушения нравственных принципов), а также ориентацию на одностороннее развитие [см. 15 ]. Исходя из этого, многие специалисты, ориентирующиеся на принципы гуманистической педагогики. предлагают вообще отказаться от использования спорта в работе со школьниками. Как известно, такую позицию занимал еще П.Ф. Лесгафт. Его подход в этом вопросе в суммарном виде сводится к следующим основным положениям: "1) спорт как состязание двух сторон всегда содействует развитию чувства первенства; 2) детям школьного... возраста не следует предлагать чувственных развлечений, а следовательно, и таких, которые связаны с развитием стремления к первенству; 3) спорт с соревнованием не должен быть допущен в школьном... возрасте ребенка" [ 7, с. 340 ]. По мнению П.Ф. Лесгафта, даже в борьбе физические упражнения "ни в каком случае не могут являться в виде состязания" [ 7, с. 155 ]. Сходную позицию в оценке школьного спорта занимают и некоторые современные специалисты. Вот лишь один пример: "Я отвергаю использование соревнования в школах: соревнование как социальный идеал представляется мне отвратительным; оно неприемлемо в нравственном отношении" [ 20, с. 140 ]. Многие полагают, однако, что спортивное состязание можно и нужно использовать в работе со школьниками, если "правильно организовать это состязание, регулируя его форму и интенсивность" [ цит. по: 7, с. 352 ]. В связи с этим высказывается мнение о необходимости определенной гуманизации школьного спорта. Ряд исследователей системы школьного образования отмечают также, что в этой системе, как правило, отсутствует гармоничное сочетание, взаимо-дополнение спорта и искусства, когда они используются для решения тех или иных социально-культурных, воспитательных, педагогических задач. Формы работы, сложившиеся в рамках современной социально-педагогической системы, до сих пор предполагают активное включение школьника либо в занятия спортом, либо в какие-то виды духовной деятельности - искусство (занятия музыкой, живописью и т.п.), науку, техническое творчество и т.д. У детей и молодежи. активно занимающейся спортом, не развивается интерес к различным видам интеллектуальной и художественной деятельности, в том числе к отображению спорта средствами искусства (музыки, живописи, фотографии и т.д.). Спортивные мероприятия со школьниками недостаточно полно и эффективно используются их организаторами для пробуждения у участников интереса к искусству, эстетическим и художественным ценностям, духовной, творческой деятельности во всех ее разновидностях. Вместе с тем в сфере искусства и других видов духовной деятельности не проводится активная, целенаправленная работа по приобщению тех, кто увлечен этой деятельностью, к активным занятиям физическими упражнениями и спортом, к здоровому образу жизни. Вследствие этого юные спортсмены, активно и регулярно занимающиеся спортом, чаще всего не проявляют особого интереса к искусству, эстетическим и художественным ценностям, духовной, творческой деятельности во всех ее разновидностях. Молодые же люди, всецело отдающие себя прекрасному миру искусства, обычно весьма пассивны в своем отношении не только к спорту, но и к занятиям физическими упражнениями. Этот вывод подтверждают результаты ряда социологических и педагогических исследований [ см., например, 5,10,11, 21 ]. Отмеченная выше разобщенность спорта с искусством и другими видами творческой деятельности в системе школьного образования приводит к тому, что при активных занятиях спортом или искусством нередко наблюдается разрыв между духовным и физическим развитием школьника. Однобокое увлечение искусством или какими-то другими видами духовной деятельности, как правило, влечет за собой ухудшение физического состояния, а порой и здоровья человека, а спортом - к обеднению его духовного мира. Тем самым не реализуется один из основных идеалов гуманистической педагогики и философии олимпизма - идеал разносторонне и гармонично развитой личности, восходящий к древнегреческому идеалу калокагатии: гармонии физических и духовных способностей человека [ подробнее см. 14 - 16 ]. В связи с этим в последние годы часто поднимается вопрос о необходимости в системе школьного образования не только гуманизации спорта, но и интегративного подхода, который предусматривал бы органичное сочетание спортивной работы с другими формами и направлениями педагогической деятельности, связанными с искусством, наукой, техническим творчеством и т.д. К сожалению, как правило, отсутствует достаточно четкое разъяснение того, в чем смысл гуманизации школьного спорта и его интеграции с искусством и другими видами творческой деятельности, каковы конкретные средства осуществления этой гуманизации и интеграции и т.д. В 1990 г. автором данной статьи разработан и изложен в многочисленных публикациях [см., например, 12 - 16 ] новый гуманистический проект под названием "СпАрт" ("SpArt"). Данное название производно от трех английских слов: "Spirituality" - . духовность, "Sport" - спорт и "Art" - искусство - и связано с главной идеей проекта: повышение духовно-нравственной и эстетической ценности современного спорта, его гуманизация и интеграция с искусством. Гуманизация спорта и его интеграция с искусством рассматриваются в проекте не как самоцель, а как средство решения целого ряда важных социальных, социально-педагогических и культурных задач, ориентированных в первую очередь на детей и молодежь. Важнейшие из этих задач: целостное гуманистическое воздействие на личность; формирование физически здоровой, творчески активной личности, которая включена в процесс постоянного самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей, а в своем отношении к другим людям и к природе отдает приоритет духовно-нравственным, эстетическим ценностям; организация активного, творческого отдыха и общения детей и молодежи. Для достижения указанных целей и задач проект предусматривает использование целого комплекса взаимосвязанных социально-педагогических и культурных акций, которые основаны на интеграции спорта (в его "одухотворенной", гуманизированной форме) с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности. Важнейшими из этих акций являются организация и проведение Спартианских Игр, создание Спартианских Клубов, развертывание спартанского движения [ подробнее см. 12 - 16 ]. Практическая реализация проекта "СпАрт" началась с 1991 г. С этого времени в нашей стране стали проводиться Спартианские Игры в школах и других учебных заведениях, а также городские, региональные, межрегиональные и российские. Так, например, проведены: Олимпийский турнир Рыцарей Спарта (1991 г., Анапа, 400 школьников из 17 городов страны), олимпийские соревнования школьников под названием российские игры "СпАрт " (1992 г., РДЦ "Орленок"), Российский турнир по спартанскому многоборью (1993 г., Хвалынск, среди участников - 200 детей из 14 городов России), межрегиональные и российские Спартианские Игры в 1994, 1995 и 1996 гг. в городах Анапа, Дубна, Зверево-2, Москва, Новокузнецк, Смоленск, Хвалынск и др. Основные участники этих Игр - школьники, а также родители со своими детьми. В последние годы в различных городах и регионах начали создаваться Спартианские клубы и школы для детей, подростков, родителей с детьми-инвалидами и т.д. В 1994 г. в Смоленске была создана первая экспериментальная "спартианская школа" - на базе школы физкультурно-эстетического направления №39 (директор школы - Г.Ф. Петлеваный). Свою главную цель школа видит в создании условий для нравственного, эстетического, интеллектуального и физического совершенствования ребенка, формирования его как творческой самостоятельной личности, ориентированной на постоянное самосовершенствование. Речь идет о том, чтобы на основе использования идей проекта "СпАрт" возродить, развить и практически реализовать среди учащихся школы античную идею объединения спорта и искусства в целях разностороннего и гармоничного развития личности. Ставится также задача создать систему олимпийского образования и воспитания школьников, используя для этой цели не только традиционные формы и методы (олимпийские уроки, беседы на олимпийские темы и т.п.), но и "спартианские" средства - Спартианские Игры, Спартианский Клуб, Спартианский игровой лагерь и т.д. [см. 8, 18-19]. На проведенном Олимпийским комитетом России в 1996 г. Всероссийском конкурсе, посвященном 100-летию современных Олимпийских игр, на лучшие общеобразовательную школу и среднее профессионально-техническое учебное заведение в области олимпийского образования школа заняла 1-е место. Спартианские Игры и Клубы получили одобрение и поддержку со стороны Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму, Олимпийского комитета России, Российского Совета ФСО "Юность России", Министерства социальной защиты населения РФ, Министерства образования РФ, других государственных и общественных организаций. Они нашли положительный отклик и в средствах массовой информации - на телевидении, в газетах, журналах и т.д. Таким образом, за период с 1991 г. разработаны и апробированы на практике новые формы организации досуга, воспитания и образования школьников, основанные на интеграции спорта (в его "одухотворенной", гуманизированной форме) с искусством - Спартианские Игры, Клубы и т.д. Проверены возможность и эффективность их использования в работе со школьниками для решения важных социально-педагогических и культурных задач (активного, творческого отдыха, физического и духовного оздоровления, целостного воздействия на личность, социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов и др.). Все эти позитивные результаты в разработке и практическом использовании "спартианских" средств в системе образования, воспитания и организации досуга школьников создали условия и предпосылки для разработки излагаемой программы. Цель, задачи и пути реализации программы Целью программы является обеспечение перехода от отдельных попыток, разрозненного, нерегулярного использования "спартианских" средств в сфере образования, воспитания и организации досуга школьников к более широкому, масштабному и системному применению их в этой сфере: - регулярному проведению для школьников Спартианских Игр различного уровня (от Игр в школах, городских, региональных, межрегиональных и т.д. до международных Спартианских Игр); - созданию системы Спартианских клубов, школ, игротек, игровых Спартианских лагерей и т.д. для школьников; - активному включению школьников в спартианское движение. Достижение данной цели обеспечивает совершенствование программы Спартианских Игр, системы выявления их победителей, форм объединения соревновательных и несоревновательных игр, программы деятельности Спартианских клубов, школ, игровых лагерей с учетом особенностей их использования в работе со школьниками разного возраста, психического и физического развития и т.д., для решения разнообразных социально-педагогических и культурных задач. Для практической реализации программы создана рабочая группа в составе: Н.П. Батманов (Москва), Н.Д. Власова (Пермь), Н.К. Галкина (Зверево-2), А.Н. Горбатов (Хвалынск), Г.Н. Киченко (Ейск), В.И. Логунов (Саратов), Л.И. Лубышева (Москва), Л.И. Мамскова (Красноярск-26), А.А. Махинов (Краснодар), А.А Перевозников (Москва), Г.Ф. Петлеваный (Смоленск), Л.Н. Подколзина (Новокузнецк), В.И. Усаков (Красноярск) и Л.В. Филиппова (Нижний Новгород). Руководитель группы - В.И. Столяров (Москва). На основе данной рабочей группы, в которую включены представители различных городов и регионов РФ, при Министерстве образования РФ создан Координационный Совет по реализации программы. Рабочая группа и Совет планируются основных направления своей деятельности. Первое направление - комплексная научно-исследовательская и методическая работа: - изучение, обобщение и критическое осмысление опыта организации и проведения Спартианских Игр, создания и организации деятельности Спартианских Клубов, школ, игротек и т.д. для школьников с целью уточнения, дополнения, совершенствования программ этих Игр, деятельности Клубов и т.д.; - поиск эффективных социально-педагогических методик (в частности, методов диагностики, тестирования и коррекции физического и психического состояния школьников, выявления и развития их творческих и других способностей), которые могли бы быть использованы при проведении Спартианских Игр, организации деятельности Спартианских Клубов и т.д.; - экспериментальная проверка новых программ Игр и деятельности Клубов, школ; - разработка региональных программ использования Спартианских Игр и Клубов в системе образования, воспитания и организации досуга школьников; - разработка методических пособий и рекомендаций по использованию этих "Спартианских" средств в практической работе со школьниками; - разработка учебных программ подготовки и переподготовки специалистов и т.д. Второе направление - организационно-практическая работа: - проведение Спартианских Игр, создание новых Спартианских клубов для школьников; - реализация региональных программ использования Спартианских Игр и Клубов в системе образования, воспитания и организации досуга школьников; - формирование целостной системы организации и проведения Спартианских Игр различного уровня (в школах, районных, городских, региональных и т.д.) для школьников; - создание системы Спартианских клубов, школ, игротек, игровых Спартианских лагерей для школьников; - создание Ассоциации Спартианских клубов и школ для объединения и координации их деятельности; - подготовка и переподготовка специалистов для организации Спартианских Игр, работы Спартианских клубов в школах и т.д.; - организация Международных Спартианских Игр школьников. В настоящее время начата практическая работа по реализации программы. На базе ряда школ и клубов (в Москве, Смоленске, Ейске, Новокузнецке и других городах) созданы экспериментальные площадки для проведения работы по программе. В ряде регионов по инициативе членов рабочей группы и Координационного Совета разработаны и практически реализуются региональные программы образования, воспитания и организации досуга школьников на основе использования Спартианских Игр и Клубов. Такая программа создана, например, в Смоленской области. Она обсуждена и утверждена на совещании председателей комитетов физической культуры, образования и культуры, а также работников учебных заведений, органов образования и культуры. Данная программа предусматривает, в частности, три этапа проведения Спартианских Игр в Смоленской области: сначала в школах и других учебных заведениях, потом районных и областных, а затем - межрегиональных Игр. Аналогичные региональные программы разработаны и реализуются в Саратовском и Краснодарском отделениях. Для организаторов Спартианских Игр и Клубов, а также олимпийского образования школьников разработаны соответствующие методические пособия, проект организации и проведения Международных Спартианских Игр школьников. Предусматриваются следующие основные этапы реализации данного проекта: 1-й этап. Организация первых Международных Спартианских Игр школьников в рамках Всемирных юношеских игр (11-19 июля 1998 г., Москва), которые проводятся по инициативе Олимпийского комитета России и под патронажем МОК. Обсуждение проведенных Игр и международной программы "Спартианские Игры школьников" в целом на семинаре участников Всемирных юношеских игр. Создание Оргкомитета Международных Спартианских Игр школьников. 2-й этап. Доработка программы с учетом замечаний и рекомендаций семинара. Рассылка проекта в различные страны. 3-й этап. Проведение Спартианских Игр школьников в различных странах. Направление материалов этих Игр в Оргкомитет для обсуждения. 4-й этап. Обсуждение замечаний и рекомендаций различных стран. Принятие программы и представление ее для международной реализации. 5-й этап. Международные контакты в организации и проведении Спартианских Игр школьников как важный элемент системы олимпийского воспитания. Для отбора и подготовки Российской делегации (три команды) на I Международные Спартианские Игры планируется провести в 1997 г. предварительные (отборочные) Спартианские Игры: 1. Спартианские Игры школьников, посвященные 850-летию Москвы (в Москве в День города). Участники Игр - команды, отобранные на основе Спартианских Игр, проведенных в школах и департаментах Москвы. 2. Межрегиональные Спартианские Игры школьников в городах: Анапа, Дубна Московской области, Новокузнецк Кемеровской области и Смоленск. Участники Игр - команды, отобранные на основе Спартианских Игр, проведенных в школах, городах и регионах Российской Федерации. Для активизации работы по программе планируется также ежегодное проведение конкурсов среди школ и других учебных заведений, спортивных и художественных коллективов, Спартианских Клубов, игротек на лучшую программу Спартианских Игр, работы Спартианского Клуба, игрового лагеря, Спартианской школы, игротеки и т.д. для школьников. Литература 1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.-М.:ФиС 1988. 2. Бальсевич В.К. Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников//Сов. педагогика, 1993, № 8, с. 18-21. 3. Бальсевин В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ., 1995, №4, с. 2-8. 4. Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки // Физ. культ. в школе, 1990, №12, с. 29-35. 5. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Дисс.... канд. пед. наук. - М., 1984. 6. Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Гуманизация физкультурно-спортивной деятельности. - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1992. 7. Лесгафт П.Ф. Избр. труды. - М.: ФиС, 1987. 8. Петлеваный Г.Ф. Система олимпийского образования в многопрофильной школе-комплексе физкультурно-эстетического направления (из опыта работы) // Сб. научн. тр. молодых ученых / Под общ. ред. В.В.Ермакова. - Смоленск: СГИФК, вып. 3., 1996, с. 7-13. 9. Родиченко B.C., Столяров В.И. Идеология и олимпийское образование // Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 6, с.2-7 10. Самусенков О.И. Спортивно-гуманистическое воспитание учащихся спортшкол (на примере футбола): Дисс... канд. пед. наук. - Малаховка, 1989. 11. Сегал Ю.П. Идеалы и ценности олимпизма как средство повышения эффективности работы по коммунистическому воспитанию школьников старших классов: Дисс...канд. пед. наук. - М., 1989. 12. Столяров В.И. Проект "СпАрт" и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) //Теор. и практ. физ. культ. 1993 N 4, с. 10-14 13. Столяров В.И. Новое массовое культурно-спортивное движение "СпАрт" (Духовность. Спорт. Искусство): Метод. разраб. для работников сферы физ. культ, и спорта и организаторов досуга. - М.: Комитет по физической культуре РФ, Центр "СпАрт", 1994. 14. Столяров В.И. "Спартианская" программа реализации кубертеновского идеала олимпийского атлета// Теор. и практ. физ. культ., 1996. № 10, с. 16-22. 15. Столяров В.И., Ипатов Д.И. Проблема гуманизации современного спорта и пути ее решения // Ценности спорта и пути его гуманизации (Духовность. Спорт. Культура, вып. 2): Сб../Сост. и ред. В.И.Столяров. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1996, с. 49-181. 16. Столяров В.И., Самусенкова В.И. Современный спорт как феномен культуры и пути его интеграции с искусством (теория, методологические подходы, программы) // Спорт и искусство: альтернатива - единство - синтез? (Духовность. Спорт. Культура), вып. 3): Сб. / Сост. и ред. В.И.Столяров. - М.: РАО. Гуманитарный центр "СпАрт" РГАФК, 1996, с. 55-208. 17. Шапоренкова О.В. "СпАрт" на Смоленщине // Спорт. Олимпизм. Гуманизм. Межвуз. сб. научн. тр. - Смоленск, 1994, с. 133-136. 18. Шапоренкова О.В. Спартианское движение в системе олимпийского образования школьников // Феномен олимпизма в современной культуре. - Смоленск, 1994, с. 52-55. 19. Шаулин В.Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации // Физ. культ, в школе, 1994, № 2, с. 20-22. 20. Fielding M. Against competition // Proceedings of the philosophy of Education Society of Great Britain. - 6 July, 1976, p. 124-126. 21. Lowe В. The Beauty of Sport: a cross-disciplinary inquiry. - Prentice-Hall, INC., Englewood Cliffs, 1977. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|