ПСИХОЛОГИ-
ЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ


Abstract

PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF SCHOOLCHILDREN'S SELF-EDUCATION AT PROCESS OF SPORTS ACTIVITIES

V.P. Filin, professor, Honorable Scientist of Russia

Russian state academy of physical culture, Moscow

A.I. Babakov, lecturer

Moscow state open pedagogical university, Moscow

G.I. Stepanov, Honorable Worker of Russian Physical Culture

Vladimir region sports school, Vladimir

V.V. Kochetkov, N.V. Pervukhin, N.M. Magomedov

Vladimir law institute of Russian ministry of internal affairs, Vladimir

Vladimir state pedagogical university, Vladimir

Vladimir state technical university, Vladimir

Key words: self-education, methods and means, young athletes, self-control, intellectual, willing and moral educativeness.

The aim of this paper is to analyse the problem of schoolchildren's self-education when acting in sport. This analysis had been performed on the basis of experimental data obtained by authors at schools and sports schools of Vladimir region.

The practical aspects of the young athletes' self-education are considered from the positions of their personality's intellectual, willing and moral qualities, formation.


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ

Заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор В.П. Филин
Российская государственная академия физической культуры

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Бабаков
Московский государственный открытый педагогический университет

Заслуженный работник физической культуры России Г.И. Степанов
Владимирская областная детско-юношеская спортивная школа

В.В. Кочетков, Н.В. Первухин, Н.М. Магомедов
Владимирский юридический институт МВД России
Владимирский государственный педагогический университет
Владимирский государственный технический университет

Ключевые слова: самовоспитание, методы и приемы, положительные и отрицательные качества личности, занятия спортом, юный спортсмен, самоконтроль, интеллектуальная, волевая, нравственная воспитанность.

При занятиях спортом воспитательные воздействия на личность школьника можно условно представить в виде трех взаимосвязанных педагогических процессов: воспитание (в широком и узком смысле слова), самовоспитание (как сознательная деятельность человека при помощи собственных усилий совершенствовать свои качества) и перевоспитание (как преодоление отрицательных качеств и формирование положительных).

Расширение диапазона педагогических исследований в области физической культуры и спорта требует решения недостаточно изученных проблем подготовки юных спортсменов высокой квалификации и воспитания их личностных качеств. Одной из них является теория и практика самовоспитания школьников в процессе занятий спортом. В статье освещаются результаты одного из этапов данного исследования, отражающего некоторые теоретические и практические вопросы самовоспитания школьников-спортсменов. Практическая, или экспериментальная, часть исследования проводилась на базе лицея № 23 г. Владимира, ряда детско-юношеских спортивных школ и детских клубов Владимирской области.

Самовоспитание с полным правом можно отнести к самым древним, но всегда актуальным проблемам педагогической теории и практики. Тысячелетиями этим целям служили и служат наставления, изложенные в пословицах и поговорках, высказываниях выдающихся личностей, народных эпосах и сказаниях. Эти мысли, являющиеся сокровищницей человеческой мудрости, содержат необходимые советы по самовоспитанию интеллектуальных и моральных качеств человека, сохранению здоровья, физических и духовных сил.

Необходимость самовоспитания и самообразования всегда подчеркивалась в трудах великих мыслителей и философов древности и педагогов, начиная от средних веков и до современного периода. В настоящее время проблема самовоспитания школьников находит отражение в работах по общей педагогике и психологии [1, 2, 6-10, 15 и др.], а также в работах ученых по спортивной педагогике и психологии [1, 11, 13, 14, 16, 8, 19, 20-22 и др.]. Однако специальных исследований, посвященных теории и практике самовоспитания школьников в процессе занятий спортом, авторами не обнаружено.

В задачи данной статьи входит: 1) рассмотрение отдельных теоретических аспектов самовоспитания школьников и юных спортсменов; 2) раскрытие содержания процесса самовоспитания школьников-спортсменов; 3) определение перспектив дальнейшего исследования проблемы самовоспитания в детско-юношеском спорте.

Общей методологической основой исследования являются труды В.М. Выдрина, Л.П. Матвеева, С.Д. Неверковича, Н.И. Пономарева, В.И. Столярова, других известных ученых, работающих в области философии, социологии, теории физической культуры и спортивной педагогики. Они выдвигают такие методологические требования к педагогическим исследованиям, как конкретное изучение действительности, рассмотрение и анализ явлений во взаимосвязи и развитии, раскрытие внутренних противоречий явлений и поиск путей их преодоления: "Необходимо, чтобы педагогические методы исследования соответство вали специфике явлений спорта, особенностям исследуемой проблемы и задачам ее разработки" [21, c. 5]. В процессе работы наряду с общеизвес тными методами педагогических исследований (анализ литературы, педагогические наблюдения, анкетирование, опытно-экспериментальная работа и др.) используются следующие: а) теоретическая интерпретация собранного материала; б) протоколирование наблюдаемых явлений в поведении и поступках юных спортсменов во время спортивных занятий и соревнований; в) графическая фиксация с использованием различных условных обозначений, символов и систем графического изображения динамики процесса самовоспи тания юных спортсменов в спортивных коллективах; г) фотографирование, киносъемка, видеозапись с последующей обработкой материалов способом контурографии и др., д) звукозапись высказываний руководящих работников спорта и народного образования, учителей, тренеров, известных спортсменов и школьников-спортсменов с помощью диктофона с последующим анализом и обобщением.

Гипотетически можно предположить, что в силу различных причин методика самовоспитания в нашей стране отрицала или игнорировала древние учения, особенно если они были связаны с религией. Недооценивались и труды так называемых "буржуазных" педагогов и психологов. И вообще в условиях тоталитарного режима самостоятельность в суждениях, мышлении и поведении людей были немыслимы. Самовоспитание чаще всего связывалось с воспитанием дисциплинированности, характера, воли и соответствовало идеологии и политике правящей партии и правительства. Видимо, поэтому исследования проблем самовоспитания, в том числе и в процессе спортивных занятий со школьниками, оказались недостаточно изученными.

Анализ практики работы с юными спортсменами в детских и юношеских спортивных коллективах г. Владимира показывает, что вопросы самовоспитания всегда имели место в педагогической деятельности ведущих тренеров. Первый директор знаменитой Владимирской школы гимнастики (ныне СДЮСШ Олимпийского резерва имени заслуженного тренера СССР Н.Г. Толкачева) И.Г. Андреев рассказывал, что для многих ее воспитанников с первых тренировок и соревнований становится обязательным ведение дневников самоконтроля, овладение элементарными знаниями и умениями по аутогенной тренировке перед выходом к снаряду для выполнения соревновательной комбинации. Не случайно Владимирскую школу гимнастики прославили такие выдающиеся спортсмены, как Николай Андрианов, змс СССР, семикратный чемпион олимпийских игр, многократный чемпион мира и Европы, обладатель первого кубка мира по спортивной гимнастике; Владимир Артемов, змс СССР, абсолютный чемпион, многократный чемпион мира Юрий Королев, змс СССР, двукратный абсолютный чемпион мира 1981 и 1985 гг., обладатель кубка мира 1986 г., абсолютный победитель первых игр Доброй воли. Значительных успехов на Спартакиа дах народов СССР, Всемирных студенческих универсиадах, чемпионатах Европы среди молодежи добились воспитанники школы мастера спорта международного класса Сергей Сижанов, Сергей Баранов, Людмила Киреева, Андрей Попов и другие мастера спорта, которых подготовлено более 200. Для них вопросы самовоспитания так же близки и понятны, как составная часть спортивной подготовки.

Среди спортсменов высокого класса владимирщины известны и борцы, как, например, воспитанник заслуженного тренера СССР, основателя самбо во Владимире Е.В. Читваркина, чемпион мира Геннадий Маленкин и другие, которые также уделяли большое внимание выработке у себя качеств стойкости, мужества, решительности, смелости, настойчивости и упорства путем самовоспитания.

С точки зрения общепедагогического подхода к решению проблем самовоспитания школьников в процессе занятий спортом можно сделать предположение, что руководство процессом самовоспитания со стороны тренеров внешкольных спортивных учреждений и учителей физкультуры общеобразовательных школ должно осуществляться при использовании программ самовоспи тания. В приводимых ниже таблицах приводится примерный перечень качеств личности юного спортсмена, которые являются составной частью нашей экспериментальной программы.

Для удобства составления программы рекомендуется строго разграничить положительные качества (со знаком "+"), к которым нужно стремиться, и отрицательные (со знаком "-" ), от которых нужно избавляться.

Таблица 1. Интеллектуальные качества личности

Положительныеи нтеллектуальныекачества (со знаком "+") Отрицательные   интеллектуальные качества (со знаком "-")
Смекалка, или находчивость в мышлении Тугодумие, или медлительность в мышлении
Гибкость мышления Прямолинейность мышления
Логичность мышления Отсутствие всякой логики
Познавательная активность Пассивность, инертность
Умственные способности и умения по проведению мыслительных операций: анализ, обобщение, сравнение, классификация и др. Отсутствие указанных способностей и умений
Проявление различных видов   памяти: зрительной, слуховой, образной, моторной и т.д. Забывчивость

Л.И. Рувинский [17] среди важнейших умственных качеств человека выделяет самокритич ность. У некоторых исследователей (А.Я. Арет, А.И. Кочетов и др.) самокритичность , а также противоположные ему по значению самодоволь ство, чванство и т.д. фигурируют как моральные или нравственные качества [1, 8].

В нашем исследовании самокритичность мы больше относим к нравственным качествам, в самовоспитании юных спортсменов оно направлено на выработку у них умений честно признать ошибки, осознать горечь спортивных неудач и поражений, равно как и спортивных достижений и побед. Особое внимание нужно уделять формированию данного качества в воспитательной работе с подростками-спортсменами. Именно в этом возрасте дети стараются скрыть свое неумение и нежелание не только думать, но и признать свои ошибки, главное для них - утвердить свое "Я". Отсутствие самокритичности как с интеллектуальной, так и с нравственной точки зрения - это как бы защитная реакция подростка.

Таблица 2. Положительные нравственные качества

Положительные нравственные качества (со знаком "+") Отрицательные качества (со знаком "-")
Честность Лживость
Доброта Злость
Трудолюбие Лень
Вежливость Грубость
Скромность Зазнайство
Бескорыстность Жадность
Ответственность Халатность
Благородство Kаверзность
Чуткость Равнодушие
Дисциплинированность Разболтанность
Самокритичность Самодовольство, чванство

Нравственное самовоспитание - понятие очень широкое. Оно включает в себя качества личности, которые как бы граничат с другими качествами. Так, например, вежливость и грубость, с точки зрения общепедагогического подхода, можно отнести как к нравственным, так и к эстетическим качествам. Аналогичная ситуация с такими качествами, как трудолюбие и лень, которые тесно связаны с нравственным и трудовым воспитанием личности юного спортсмена. Тесно соприкасаются с воспитанием нравственных и волевых качеств личности дисциплинированность и разболтанность. Необходимо помнить, что детализация различных качеств личности, которую мы используем в нашем исследовании, является условной, служит для конкретизации исследовательского материала. Для практических работников - тренеров ДЮСШ и учителей физкультуры самовоспитание - это целостный педагогический процесс.

Таблица 3. Волевые качества личности

Волевые качества личности (со знаком "+") Противоположные по значению качества личности (со знаком "-")
Спокойствие Вспыльчивость
Самообладание Неуравновешенность
Смелость, решительность Трусость
Упорство, настойчивость Отсутствие данных качеств, безволие, слабоволие
Целеустремленность Безалаберность
Терпение Отсутствие терпения
Мужество Отсутствие мужества
Стойкость Отсутствие стойкости

В ходе экспериментальной работы по умственно му (интеллектуальному) самовоспитанию юных спортсменов применяются спортивные и подвижные игры, игры на смекалку, находчивость, ролевые, деловые и сюжетные игры. Проводятся специальные занятия по развитию различных видов памяти, так как общая и специальная эрудиция человека связана с объемом знаний, которые накоплены в его памяти. Широкая эрудиция - это не только обилие разных сведений, но и разносторонность подходов к явлениям и предметам действительности, способность взглянуть на них с разных точек зрения. В условиях спортивной деятельности только тот достигает вершин самосовершенства, кто работает над своими умственными качествами и развитием памяти.

Среди методов и приемов, направленных на решение задач нравственного самовоспитания и воспитания волевых качеств юных спортсменов, применяются такие общепризнанные воздействия, как самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самоубеждение, самооценка, самовнушение, самоприказ, самоодобрение, самопринуждение, самоуспокоение с помощью аутотренинга, самомассажа. С целью саморегуляции эмоционального состояния используются также дыхательные упражнения, применяемые в разном ритме, с различным соотношением продолжительности вдоха, выдоха, паузы между ритмами дыхания. В экспериментальных группах юных спортсменов исследователи и тренеры обучают воспитанников методам концентрации, методам определения биологических ритмов (интеллектуального, эмоционального и физического), другим специальным приемам в зависимости от вида спорта и возраста занимающихся.

Серьезное внимание уделяется ведению Дневников самоконтроля, в которых фиксируются не только спортивные достижения, но и успехи в самовоспитании интеллектуальных, нравственных и волевых качеств личности в соответствии с экспериментальными программами.

Краткие выводы. Проводимое исследование помогает юным спортсменам осознать воспитательное значение спорта, способствует формированию умений строго следовать спортивному режиму, противостоять вредным привычкам курения, употребления алкоголя, воспитывать силу воли, руководить эмоциями в случае спортивных поражений, контролировать работоспособность на основе биоритмов и других показателей, владеть методами аутотренинга, концентрации и др. Двигательная, волевая, умственная активность при занятиях физической культурой и спортом во многом способствует преодолению лени, пассивности, инертности, слабоволия и признаны мощными рычагами самовоспитания.

Литература

1. Арет А.Я. Краткий обзор специфических методов и приемов самовоспитания. - Фрунзе: Труды киргизского госуниверситета, 1968. Вып. 2.

2. Алякринский Б.С. Беседы о самовоспитании. - М.: Знание, 1977.

3. Бабаков А.И., Магомедов Н.М. Самовоспитание юных спортсменов. - Владимир: ВГПУ, 1996.

4. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиС, 1981.

5. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. - М.: Прогресс, 1992.

6. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М.: Политиздат, 1983.

7. Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства /Под ред. В.В. Струве. - М.-Л.: Наука, 1964.

8. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - Минск: Вышэйшая школа, 1991.

9. Леви В.А. Исповедь гипнотизера. - М.: Семья и школа, 1993.

10. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. и др. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984.

11. Основы управления подготовкой юных спортсменов /Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: ФиС, 1982.

12. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. - М.: ФиС, 1969.

13. Решетень И.Н. Докт дис. Москва, 1973.

14. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: ФиС, 1973.

15. Рудик П.А. Психология. - М.: ФиС, 1976.

16. Рувинский Р.И., Арет А.Я. Самовоспитание школьников. - М.: Педагогика, 1976.

17. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. - Москва: Знание, 1983.

18. Станкин М.И. Спорт и воспитание подростков. - М.: ФиС, 1983.

19. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека. Космология возможной эволюции человека /Пер. с англ. - СПб.: АО "Комплект", 1995.

20. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: ФиС, 1987.

21. Филин В.П., Семенов В.Г., Алабин В.Г. Современные методы исследований в спорте /Под общ. ред. В.П. Филина. - Харьков: Основа, 1994.

22. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксера. - М.: ФиС, 1968.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: