ДЕТСКИЙ И ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ


Abstract

FORMATION OF SPRINT RUNNING TECHNIQUE BY DIRECTED DEVELOPMENT OF SEPARATE MUSCLE GROUPS' STRENGTH IN YOUNG ATHLETES

E.E. Arakelyan, professor

V.A. Zbarsky

T.N. Shevchenko

N.V. Seluyanov, doctor of biology

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: sport technique, strength, sprint, special physical training.

The purpose of this study was to reveal the influence of the power training, using the system of the alleviated lead (SAL) on the sprint technique's parameters.

48 runners aged for 11 to 12, distributed in 4 groups acted as subjects of the pedagogical experiment. The training machine "SAL" had been used in three experimental groups two times a week.

The results of the 6 week's experiment had shown that the usage of SAL in sprints training allows to increase the rate of running, when realizing the draught forward, and to increase the push power, when realizing the draught back. If each exercise performs till the local fatigue (8-20 c) repeating 3-5 times twice a week, it leads to the significant growth of the powers opportunities in the muscles, bending and straightening lower extremities in the hip join, and to the changes in the stride's length and running rate, if compared with the control group's sprinters.


ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКИ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА ПОСРЕДСТВОМ НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ СИЛЫ ОТДЕЛЬНЫХ МЫШЕЧНЫХ ГРУПП У ЮНЫХ АТЛЕТОВ

Е.Е. Аракелян, В.А. Збарский, Т.Н. Шевченко, В.Н. Селуянов
Российская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: техника, сила, спринт, физическая подготовка.

Введение. Технику спринтерского бега можно описать как двигательное действие, связанное с функционированием опорно-двигательного аппарата человека (будем рассматривать только скелет и мышцы пояса нижних конечностей), под управлением центральной нервной системы (модель объекта исследования ). В технике бега принято выделять опорную и маховую ноги [4].

Маховая нога после отрыва от опоры "складывает ся", выносится вперед, разгибается для начала взаимодействия с опорой. Мышцы-сгибатели тазобедренного сустава определяют скорость (продолжительность) выноса маховой ноги вперед. Если увеличить силу только этих мышц, то скорость выноса ноги будет больше, время полета должно сократиться, следовательно, можно будет зафиксировать рост темпа бега при некотором уменьшении длины шага (первая рабочая гипотеза).

Опорная нога работает в фазах амортизации и отталкивания. Очевидно, что наибольшее значение для достижения высокой спринтерской скорости имеют мышцы-разгибатели тазобедренного сустава (большая ягодичная, двусуставные мышцы задней поверхности бедра). Эти мышцы имеют малое плечо действия силы (от 0 до 5-7 см), а точка приложения внешней силы (опорной реакции) находится на расстоянии длины ноги (80-95 см), поэтому даже при малой скорости сокращения мышц (1 м/с) линейная скорость движения стопы или, наоборот, тела по отношению к стопе на опоре может доходить до 10 и более м/с. Если увеличить силу только этих мышц, то должна вырасти скорость перемещения ОЦМТ (общего центра массы тела) и, следовательно, длина шага без существенного роста темпа бега (вторая рабочая гипотеза).

Одновременное увеличение силы как сгибателей, так и разгибателей тазобедренных суставов должно дать одновременное увеличение длины шагов и темпа бега (третья рабочая гипотеза) [7].

Для развития силы мышцы необходимо в мышечных волокнах увеличить количество миофибрилл. Факторами, стимулирующими синтез миофибрилл, являются [2,5,6,7]:

- пул аминокислот в клетке (обеспечивается сбалансированным питанием);

- повышенная концентрация анаболических гормонов (рост миофибрилл и саркоплазматического ретикулума происходит при действии главным образом тестостерона и соматотропина);

- свободный креатин (стимулирует деятельность ДНК);

- умеренное повышение концентрации ионов водорода (производит частичное разрушение белковых структур, что влечет за собой увеличение активности ферментов, пор в мембранах клеток, раскручивание спиралей ДНК и др.).

Параметры выполнения упражнения должны обеспечить эти условия для синтеза миофибрилл (четвертая рабочая гипотеза). Определим их:

- интенсивность сокращения мышц должна быть больше 80% максимальной, тогда будут рекрутированы все мышечные волокна (МВ);

- интенсивность упражнения (бега) должна быть околомаксимальной (80-95%);

- продолжительность упражнения - до отказа (до исчерпания запаса креатинфосфора (КрФ), создания стресса, вызывающего увеличение концентрации в крови анаболических гормонов), бег должен длиться 8-20 с;

- интервал активного (1 л 02/мин) отдыха должен составлять 5-10 мин для устранения Н+ и Za, которые в основном образуются в гликолитических мышечных волокнах в ходе первой минуты восстановления при ресинтезе КрФ;

- количество повторений зависит от подготовленности и может составлять 3-15 раз;

- количество тренировок в неделю не должно превышать двух.

Очевидно, что такая тренировка может привести к росту силы (миофибрилл) только в гликолитических МВ, поскольку в окислительных мышечных волокнах (ОМВ) ионы водорода не накапливаются, они поглощаются митохондриями. Поэтому в ОМВ нет одного из основных факторов, стимулирующих синтез миофибрилл.

Для целенаправленного воздействия на отдельные мышечные группы бегуна можно воспользо ваться системой облегченного лидирования (СОЛ) [1]. Она позволяет тянуть бегуна спереди, что приводит к вынужденному росту темпа бега, активизации мышц-сгибателей тазобедренных суставов, или сзади, что уменьшает темп бега и увеличивает нагрузку на мышцы, производящие отталкивание.

Цель настоящего исследования - изучить влияние силовой подготовки с помощью СОЛ на параметры техники спринтерского бега.

Методика. В педагогическом эксперименте приняли участие 48 бегунов в возрасте 11-12 лет, разделенных на 4 группы. Они имели стаж занятий легкой атлетикой 1,5 года.

Все испытуемые прошли обследование до и после эксперимента:

- антропометрическое (измеряли массу и длину тела);

- контрольное тестирование (прыжки: в длину с места, пятерной с ноги на ногу; бег: 30 с ходу, 60, 100, 150 м);

- динамометрию (измеряли в изометричес ком режиме сокращение мышц-сгибателей и разгибателей тазобедренного и коленного суставов). Измерения выполнялись тензометрированным динамометром при углах 90о в суставах. При измерении силы сгибателей тазобедренного сустава угол в нем составил 210о [1];

- подометрию (измеряли время опоры, полета, темп и длину шага) [1].

В педагогическом эксперименте применялся тренажер СОЛ [1], состоящий из двигателя и блока управления. Двигатель через систему связи может выполнять как тягу, так и торможение с заданной силой.

Педагогический эксперимент проводился 6 недель. Недельный микроцикл включал 4 занятия: первое и третье - в экспериментальных группах (1-я, 2-я и 3-я ) проводились с использованием тренажера СОЛ, второе и четвертое были одинаковыми во всех группах и включали средства физической и технической подготовки.

Испытуемые 1-й группы в экспериментальные дни выполняли бег с сопротивлением 15% веса спортсмена, с установкой на акцентированно сильное отталкивание. Длительность забега составляла 15 с, т.е. до явного локального утомления мышц. Забег повторялся с интервалом 8-10 мин в виде медленного бега. Число повторений составляло 5-7.

Испытуемые 2-й группы в экспериментальные дни выполняли бег в облегченных условиях, с тягой 10% веса спортсмена. Длительность забега составляла 5-6 с, т.е. до явного локального утомления мышц. Забег повторялся с интервалом 4-6 мин в виде медленного бега. Число повторений составляло 5-7.

Испытуемые 3-й группы в первый эксперимен тальный день выполняли бег с сопротивлением 15%, а в следующий экспериментальный день - в облегченных условиях, с тягой 10% веса спортсмена. Объем нагрузки был такой же, как в 1-й и 2-й группах.

Испытуемые контрольной, 4-й, группы выполняли тренировочную программу в соответствии с общепринятыми рекомендациями [3, 4, 8].

Педагогический эксперимент проводился на специально подготовительном этапе. Количественная оценка проделанной работы представлена в таблице.

Объем нагрузки, выполненной испытуемыми 4 групп по основным средствам тренировки

Основные средства тренировки Группы
1-я 2-я 3-я 4-я
Бег до 60 м с СОЛ, км 5,17 4,37 4,77 -
Бег до 60 м, км - - - 3,6
Стартовые упражнения, раз 40 50 40 55
Kонтрольный бег до 100 м 440 440 440 440
Kроссовый бег (ЧСС 100-150 уд/мин), км 6 6 6 6
Игры, ч 12 12 12 12
Прыжки, колич. отталкив. 1120 1120 1120 1120
ОФП, ч 6 6 6 6

Результаты исследования. В 1-й группе произошло достоверное (p < 0,005) увеличение максимальной скорости бега 30 м с/х на 5,2% за счет увеличения длины шага (в среднем на 7 см), время опоры сократилось на 5,7%, а полета увеличилось на 3,6%. Силовые показатели разгибателей бедра, голени и сгибателей стопы увеличились на 18-24%.

Во 2-й группе произошло достоверное (p < 0,005) увеличение максимальной скорости бега на 3,9%, темпа бега - на 4,5%, время опоры и полета сократилось соответственно на 5%. Силовые показатели разгибате лей бедра, голени и сгибателей стопы увеличились статистически недостоверно, а сила сгибателей бедра достоверно выросла на 10%.

В 3-й группе произошло достоверное (p < 0,003) увеличение максимальной скорости бега на 6,3%, темпа - на 3,7%, длины шага - на 2,9%, время опоры и полета сократилось соответственно на 7,5 и 3,2%. Силовые показатели разгибателей и сгибателей бедра, голени и стопы увеличились на 13-21%.

В 4-й, контрольной, группе достоверных изменений не произошло.

Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил достоверность сформулированных рабочих гипотез и главное предположение о влиянии уровня силовой подготовленности мышц на технику спринтерского бега.

Выводы. 1. Увеличение силы мышц-разгибателей тазобедренного сустава приводит к росту длины шага.

2. Увеличение силы сгибателей тазобедрен ного сустава ведет к сокращению времени опоры и росту темпа бега.

3. Выполнение спринтерского бега продолжительностью 8-20 с два раза в неделю до признаков явного локального утомления стимулирует рост силовых возможностей мышц.

Литература

1. Аракелян Е.Е., Манжуев С.Х., Бражник И.И. Использование тренажера "облегчающая подвеска" в системе подготовки спринтеров высокой квалификации: Метод. реком. для слушат. высш. шк. тренеров. - М.: ГЦОЛИФК, 1989, 19 с.

2. Калинский М.И., Курский М.Д., Осипенко А.А. Биохимические механизмы адаптации при мышечной деятельности. - К.: Вища школа, 1986, 23 с.

3. Левченко А.В. Специальная силовая подготовка бегунов на короткие дистанции в годичном цикле: Автореф. дис...канд. пед. наук. М., 1982, 23 с.

4. Легкая атлетика: Учебн. для ин-тов физ. культ. /под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ФиС, 1989, 671 с.

5. Панин Л.Е. Биомеханические механизмы стресса. - Новосибирск: Наука, - 1983, 233 с.

6. Селуянов В.Н. с. соавт. Теория и практика дидактики развивающего обучения в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1996, 105 с.

7. Селуянов В.Н., Тураев В.Т. Вклад медленных мышечных волокон в мощность, развиваемую в спринтерском беге. // Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 43-45.

8. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пос. для ин-тов и техн. физ. культ. - М.: ФиС, 1987, 128 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: