ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЪ И ЗДОРОВЪЕ ДЕТЕЙ


Abstract

COMPENSATION OF MOTOR ACTIVITY'S DEFICIENCY IS SCHOOLCHILDREN

S.V. Rybalkina

V.S. Fomin, professor

N.L. Semikolennykh, professor

Moscow state academy of physical culture, Malakhovka

Key words: schoolchildren's motor activity compactness of training session, physical and functional preparadeness, aerobic and anaerobic capacity and endurance, health improvement efficiency of physical exercises.

The aim of this study was to elaborate the programme on physical training in senior school pupils, basing on taking into consideration the health improvement efficiency of the training means.

The schoolchildren of 10-11 forms acted as subjects of one year's pedagogical experiment. The programme included the means of the general physical training, elements of the athletic gymnastics, sports and moving games, and cyclic exercises, also.

The obtained data had demonstrated almost complete liquidation of the deficiency in experimental group of the senior school pupils' motor activity.


КОМПЕНСАЦИЯ ДЕФИЦИТА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аспирантка С.В. Рыбалкина , доктор медицинских наук, профессор В.С. Фомин
кандидат педагогических наук, профессор Н.Л. Семиколенных

Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Ключевые слова: двигательная активность школьников, плотность учебных занятий, физическая и функциональная подготовленность, аэробная и анаэробная работоспособность и выносливость, оздоровительная эффективность физических упражнений.

Актуальность проблемы дефицита двигательной активности у школьников продолжает возрастать в связи с угрожающим ростом заболеваемости среди учащейся молодежи [1, 2, 4, 8-10]. Так, процент абсолютно здоровых детей к окончанию средней школы составил в 1987 г. 20-25, в 1994 - 10-15, а к 2000 г., по мнению специалистов, будет равен 4 [5]. Установлено, что 43% учащихся общеобразовательных школ имеют различные хронические заболевания, 50% - нарушения опорно-двигательного аппарата, 25% - функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы [1, 3]. По мнению многих авторов, это связано с прогрессированием дефицита двигательной активности современных школьников [1, 2, 4, 7]. С первых лет обучения в школе суточная двигательная активность ребят снижается на 50% и по мере перехода из класса в класс продолжает неуклонно падать [1, 2, 7]. На сегодняшний день более 60% призывников не имеют достаточного уровня физической подготовленности [1, 4].

Современная школьная программа предостав ляет широкие возможности для инициативы и творчества в выборе средств физической подготовки школьников, однако решение этой проблемы сдерживается отсутствием надежных и корректных методов оценки оздоровительной эффективности разрабатываемых учебных программ [6].

Цель наших исследований - разработка и экспериментальное обоснование учебной программы по физической подготовке старшеклассников на основе учета оздоровительной эффективности выбираемых средств. Исследования проводились на учащихся 10-11-х классов средней школы № 5 г. Электростали в течение 1994/95 учебного года.

В основу экспериментальной программы положено сочетание средств общей физической подготовки, элементов атлетической гимнастики, спортивных и подвижных игр, а также циклических упражнений. Двигательная плотность занятия составляла не менее 80-90% против 50% в контрольной группе, а объем занятий - 3-4 часа в неделю вместо 2 часов в контрольной группе. Указанные средства использовались с приоритетом нагрузок смешанной энергетической направленности. Этот режим, по мнению специалистов, способствует оптимальному развитию функциональных возможностей учащихся.

Оценка оздоровительной эффективности занятий осуществлялась с помощью комплексной методики измерения уровня функциональной подготовленности занимающихся, по В.С. Фомину [6].

Основные результаты исследования. В исходном состоянии уровень функциональной подготовленности учащихся как экспериментальной, так и контрольной группы характеризовался очень низкими показателями энергетического и двигательного компонентов, что наглядно свидетельствовало о дефиците двигательной активности учащихся.

Так, средние показатели аэробной работоспо собности (АЭР) и аэробной выносливости (АЭВ) в обеих группах находились в пределах 20 н.ед., показатели анаэробной выносливости (АНВ) - ниже уровня 10 н.ед. Показатели психического и нейродинамического компонентов в среднем характери зовались оптимальным уровнем - 45-60 н.ед.

В результате проведенного годичного педагогического эксперимента мы получили существенное улучшение всех показателей функциональной подготовленности старшеклассников экспериментальной группы. Так, показатели АЭР и АЭВ увеличились до 50 н.ед., а АНР и АНВ - до 55-65 н.ед. Полученные данные свидетельствуют о достижении практически полной ликвидации дефицита двигательной активности старшекласс ников экспериментальной группы, в то время как у школьников контрольной группы функциональ ная подготовленность осталась примерно на исходном уровне.

Таким образом, выбранное направление оптимизации школьной программы физической подготовки в сочетании с объективной количественной характеристикой ее оздоровительной эффективности является на сегодняшний день достаточно перспективным для дальнейшего совершенствования системы физического воспитания школьников.

Литература

1. Бондаревский Е.Я., Тертычный А.В., Кулаков Ю.Е. и др. Пути улучшения двигательного режима школьников //Совершенствование физического воспитания школьников. - М.: ВНИИФК, 1987, с. 69-79.

2. Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания //Теория и практика физической культуры, 1990, № 10, с. 2-9.

3. Коджаспиров Ю.Г. Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом //Теория и практика физической культуры, 1994, № 5-6, с. 34-37.

4. Пеганов Ю.А. Содержание и методика направлений физической подготовки юношей 16-17 лет с учетом требований ВС СССР: Автореф. канд дис. М., 1991, 23 с.

5. Угрешин А. Вступая в новый учебный год //Физическая культура в школе, 1995, № 4, с. 2-5.

6. Фомин В.С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. - Малаховка: МОГИФК, 1984, 62 с.

7. Физкультурно-оздоровительная работа в школе /Под ред. А.М. Шлемина. - М.: Просвещение, 1988, 144 с.

8. Astrand P.O. Physical performance as a function of age (Physische Leistungsfahigkeit als Funktion des Altels) //Journal American Medical Association, 1968, N 205, p. 729-733.

9. Lorrain A. Cale and Len Almond Loghborough University. Children's Activity Levels: A Review of Studies Conducted on British Children (Physical Education Review, 1992, v. 15, N 2, p. 111-118.

10. Wright J. Letter to Observer Newspaper dated 31.10.89, in response to an article by Peter Corrigan on 29th October, Published also in the BAALPE Newsletter March, 1990, N 20, p. 12-13.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!