ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ


Abstract

ON PROBLEM OF CONTENT'S FOUNDATIONS FOR PHYSICAL CULTURE EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

A.P. Matveyev, lecturer

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: school physical culture education, physical culture - health improvement activities, age dynamics of inte-rests, relations "teacher-pupil".

The aim of this study was to reveal the age dynamics of 7-8 and 16-17 years aged pupils' interest in mastering the fundamentals of physical culture.

The results of the research had allowed to conclude that the age peculiarities of schoolchildren's interest to the fundamentals of physical culture activities' assimilation are characterized by the gradual conversion from the interests "in general" to the interests in "own" individual physical culture. The gradualness of such a conversion is in combination with the age changes in scoolchildren's activities, that characterizes their independence's formation and expresses itself in the specifics of their terms with teachers and children of their age. The revealed age peculiarities of the schoolchildren's maturation at various periods of their ontogenesis had allowed to bring up the supposition about the necessity to use them when elaborating the content and orientation of the school subject-physical culture.


К ПРОБЛЕМЕ ОСНОВ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Кандидат педагогических наук, доцент А.П. Матвеев
Российская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: школьное физкультурное образование, физкультурно-оздоровительная деятельность, возрастная динамика интересов, отношение "учитель - ученик".

В настоящее время одним из методологических оснований совершенствования школьного образования признается деятельностный подход, который определяет учебную деятельность школьников как условие и результат развития их личности. Данный подход базируется на концептуальных представлениях о поэтапном формировании психической активности школьников в онтогенезе, где проявляемая активность характеризуется определенной (возрастной) динамикой в развитии ведущих типов деятельности: учебной, общественно полезной и учебно-профессиональной. В структуре этих деятельностей находит свое отражение и субъективное отношение учащихся к родовым видам деятельности, включая и физкультурную. Принимая эти суждения в качестве концептуальных основ для разработки содержания предмета школьного физкультурного образования, мы провели исследования по выявлению возрастной динамики интересов учащихся 7-8 - 16-17 лет к освоению базовых основ физической культуры.

Анализ полученных результатов проводился нами с допущением того, что в основании сознательной активности школьников лежат их объективные потребности, а в основании процесса образования - функции психики. Такое допущение позволило в качестве потребностей в освоении физкультурной деятельности выделить: по функции отражения - познание общества, познание других людей, познание самого себя; по функции регулирования - самоидентификацию (я индивид), самоиндивидуализацию (я индивидуальность) и самоактуализацию (я личность). Полученные результаты дали возможность охарактеризовать особенности развития активности школьников разного возраста и выявить подходы к формированию своеобразия учебного содержания школьной физической культуры:

1. Младший школьный возраст (7-10 лет) характеризуется активной идентификацией школьников, проявляющейся в потребностях и мотивах в освоении новых форм движений и в развитии физических возможностей. Регулирующим отношением в развитии социальной активности учащихся предстает "самоидентификация - самоиндивидуализация". Данное отношение обусловливает познавательную активность школьников, проявляющуюся через интересы к обществу, другим людям и к самим себе. Вместе с тем в структуре интересов наиболее отчетливо прослеживается "примат" отношения "познание общества - познание других людей", которое находит свое отражение как в субъективных представлениях школьников о физкультурной деятельности (ее ценностных результатах), так и непосредственно в поиске способов и форм общения со взрослыми людьми (в том числе и с учителями).

Из числа признаков, отражающих желания (потребности) младших школьников заниматься физической культурой, выделяются преимущественно желания развития физических возможностей, делающих школьников похожими на взрослых: "быть сильным и красивым, как взрослые" (72%); "быть сильным, чтобы помогать взрослым" (69%); "быть сильным, чтобы все уметь" (68%); "быть сильным, чтобы стать чемпионом" (44%); "быть выносливым, чтобы много путешествовать" (34%).

Проявляющаяся зависимость школьника от образа взрослого человека находит свое отражение в регуляции взаимодействия учителя и ученика, которое в педагогическом процессе носит субъектно-объектный характер. Из числа признаков, характеризующих эти отношения, можно выделить: "учитель учит и помогает учиться детям" (92%); "учитель много знает и много умеет" (87%); "учитель воспитывает детей, чтобы они стали взрослыми"(67%).

2. Средний школьный возраст (11-14 лет) характеризу ется активной индивидуализацией учащихся, проявляющейся в том числе и в их стремлении транслировать приобретенный социальный опыт, включая опыт в сфере физической культуры. Регулирующим отношением проявляемой здесь активности является отношение "самоиндивидуализация - самоактуализация", которое опосредует все другие отношения. Соответственно этому в структуре познавательных интересов школьников на первые позиции выходит отношение "познание других людей - познание себя", которое проявляется в познании себя через участие в любой совместной с другими общественно полезной деятельности (включая и физкультурную). Проявляемая активность характеризуется поиском форм и способов самоиндивидуализации в коллективных действиях с учетом принятых в коллективе норм отношений. В данном возрасте физкультурная деятельность приобретает значимость для подростка при условии, если ее результаты позволяют выделиться или закрепиться в коллективе, а также если физические кондиции "востребуются" совместной деятельностью со взрослыми или сверстниками.

Отмечаемая потребность в трансляции имеющихся (освоенных) знаний и двигательных умений находит свое отражение в характере взаимоотношений "учитель - ученик", когда особенности проявляемой активности школьников переводят эти отношения на субъектно-субъектные основы.

Из числа общих причинных признаков, отражающих интересы школьников к занятиям физической культурой, можно выделить следующие: "чтобы не болеть и не сидеть дома" (71%); "чтобы интереснее проводить время с друзьями после уроков" (66%); "чтобы заступиться за своих друзей" (64%); "чтобы на тебя обратили внимание друзья" (57%); "чтобы принимать участие в соревнованиях" (42%). Обобщенный характер этих признаков может свидетельствовать о том, что в сознании школьников физическая культура актуализируется как средство общения и самовыражения, возможность включения в общественную деятельность. В то же время в складывающихся отношениях с учителем проявляются оттенки негативных признаков, таких, как: "учитель считает меня маленьким, а я считаю себя взрослым" (77%); "учитель не понимает и не всегда поддерживает меня в моих действиях и поступках" (59%); "учитель ничего обо мне не знает и часто бывает ко мне несправедлив" (57%); "учитель много воспитывает, а сам меня не уважает" (43%). Анализ этих признаков выявляет желание школьников войти в более равноправное взаимодействие с учителем.

3. Старший школьный возраст (15-18 лет) характери зуется активной персонализацией учащихся, проявляющейся в особенностях транслирования социального опыта, в стремлении привнести в него нечто свое, новое (подчас даже с помощью лжи). Регулирующим отношением проявляемой здесь активности выступает отношение "самоактуализация - предметная самоидентификация" (где предметность самоидентификации отражает попытки школьников войти в ту или иную сферу деятельности). Как следствие этого отношения познавательная активность старшеклассников характеризуется повышенным интересом к познанию самих себя и предметности соответствующей сферы деятельнос ти. Стремление к "профессиональному" самоопределению и желание занять свое место в обществе находят отражение во взаимодействии ученика и учителя. Здесь сохранение субъектно-субъектных отношений в педагогическом процессе имеет принципиально иной характер, нежели в среднем школьном возрасте. Ученик сознательно направляет свою активность на саморазвитие, освоение и углубление собственных знаний, а также на овладение умениями, входящими в предметную область выбранной им сферы деятельности (т.е. внутренне выступает по отношению к себе в роли учителя). В этом процессе учитель начинает восприниматься учеником как старший товарищ, способный помочь ему в достижении целей и закреплении своих социальных установок. Согласно полученным нами результатам внутреннее принятие старшеклассниками "роли учителя" по отношению к себе сочетается у них с достаточно высоким интересом к педагогической деятельности (57%), и прежде всего к процессу самовоспитания (77%).

Анализируя полученные экспериментальные данные об отношении выпускников школы к физической культуре, мы обнаружили, что из большого спектра мотивов наиболее значимыми являются:

- у юношей - стать всесторонне подготовленным и образованным человеком, в том числе: а) владеть разнообразными формами движений и двигательными действиями (82%); б) иметь хорошее телосложение (76%); в) знать основы тренировки и уметь тренироваться (62%); г) иметь возможность культурно проводить досуг, общаться с "нужными людьми" (47%); д) сформировать характер, научиться преодолевать трудности, быть активным и интересным человеком (46%); е) нравиться девушкам (27%);

- у девушек - быть всесторонне подготовленным и образованным человеком, в том числе: а) уметь хорошо и красиво двигаться (74%); б) иметь хорошую фигуру и быть привлекательной (64%); в) знать, как формировать свою фигуру, поддерживать оптимальный вес (68%); г) иметь возможность быть принятой на желаемую работу или учебу (47%); д) расширить круг общения и быть интересной его участницей (32%).

На наш взгляд, полученные результаты позволяют прийти к заключению, что направленность учебного предмета школьной физической культуры должна учитывать характер возрастной динамики развития личности школьников, и прежде всего в аспекте складывающихся интересов к освоению основ физкультурно-оздоровительной деятельности. Последняя благодаря своим функциональным свойствам создает условия для развития активности школьников и совершенствования их собственной физической природы, а освоение ее предметного содержания (знания, способы и социальные ориентации) позволяет обеспечить поэтапный перевод их из объекта в субъект педагогической деятельности.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!