ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ
РЕБЕНКА
(лекция профессора Л.И. Лубышевой)
Когда мы говорим о развитии ребенка с
момента рождения и до того периода, когда его
облик и поведение приближаются к взрослому, то
прежде всего сосредоточиваем свое внимание на
внешних признаках.
Между тем процесс физического развития
предусматри вает постепенный рост двигательных
возможностей ребенка, обусловленный
необходимыми внутренними изменениями. Таковыми
являются изменения в величине и анатомических
особенностях мышц, в размерах, прочности и
жесткости костей скелета; в расширении
возможностей тех отделов центральной и
периферической нервной системы, которые
обеспечивают двигательную деятельность ребенка.
Развитие движений ребенка
обеспечивают два фактора - созревание и научение.
Созревание определяется чисто
биологическими причинами и характеризуется
последовательными возрастными изменениями
анатомического и физиологического характера,
которые заложены в наследственной информации,
полученной ребенком от родителей, а через них от
предков.
Научение представляет собой освоение
новых, ранее недоступных видов движений с
помощью обучения, тренировки. В данном случае
понятия обучения и тренировки имеют более
широкий смысл и включают не только
организованное с помощью родителей или других
воспитателей освоение движений, но и
неорганизованное обучение ребенка и его
стихийную тренировку в форме игр.
И созревание, и научение необходимы для
гармоничного развития. Нельзя успешно обучать
движению, если организм или какая-то отдельная
система не созрела для этого. В то же время
движение не может быть освоено без обучения, само
по себе, даже если для этого имеются все
необходимые анатомические и физиологические
предпосылки.
Обучение и тренировка проходят
успешнее, если совпадают по времени с
созреванием определенных систем. Раннее или
преждевременное обучение не дает большого
эффекта. Об этом же свидетельствуют и результаты
интересного эксперимента. Двух близнецов начали
обучать одному и тому же движению, но первого - на
три недели раньше, чем второго. Близнец, начавший
обучение позже, быстро сравнялся с братом в
результативности. Очевидно, есть смысл говорить
о своевременном обучении движениям. В основе
гармоничного физического воспитания лежит
постоянное соответствие процесса обучения и
тренировки уровню зрелости
анатомо-физиологических систем организма.
Намечая тот или иной вид тренировки или обучения
движениям в процессе физического воспитания,
нужно соразмерять его со сроками и особенностями
созревания двигательного аппарата ребенка.
Ознакомимся с основными показателями
физического и двигательного развития ребенка.
Наибольшая интенсивность роста тела и
отдельных его звеньев наблюдается у детей
первого года жизни. Длина тела за год
увеличивается в 1,5 раза, а вес - более чем в 3. У
детей второго года жизни длина тела
увеличивается в среднем на 10 см, вес - на 2-2,5 кг,
окружность грудной клетки - на 2-2,5 см. С 3-летнего
до 8-летнего возраста средний прирост длины тела
постепенно снижается с 8-9 до 5-6 см в год. Ежегодное
прибавление веса в этот период, наоборот,
увеличивается с 1,8-2,2 до 2,5-2,9 кг.
В первые годы жизни заметно изменяются
и пропорции тела ребенка.
Для того чтобы правильно определить
ритмичность физического развития ребенка и его
соответствие возрастным нормам, помимо контроля
за увеличением ростовых и весовых показателей
полезно учитывать размеры окружности головы,
груди и живота, ориентируясь при этом на
следующие соотношения.
При нормальном развитии к 6-месячному
возрасту окружность головы становится равной
окружности груди1.
Окружность грудной клетки измеряют,
накладывая сантиметровую ленту впереди - на
уровне сосков, а сзади - на уровне нижних углов
лопаток. Окружность живота измеряют, опоясывая
талию сантиметровой лентой на уровне пупка. Если
нет возможности воспользоваться ростомером, то
сойдет и дверной косяк, но отмечать длину нужно,
предварительно приложив угольник одним из
катетов к косяку и опустив его вниз до плотного
касания головы другим катетом.
К концу первого года жизни окружность
головы достигает 46 см, а у детей 3-летнего
возраста - 48-49 см.
Окружность груди у годовалого ребенка
на 30-35% больше, чем при рождении, а в 3-летнем
возрасте превышает исходную величину в 1,5 раза.
При пропорциональном развитии
окружность живота всегда чуть меньше окружности
груди.
Особенности возрастного развития
некоторых других систем организма ребенка имеют
важное значение при выборе характера физических
нагрузок. Так, костный скелет младенца долго
остается мягким и слабым, что ограничивает круг
средств физической тренировки и требует
осторожного обращения с ребенком. Даже
неправильное положение младенца на руках у
матери (на одной руке) и пеленание могут привести
к искривлению и деформации костей и суставов. Все
это, учитывая нежность и непрочность кожных
покровов малыша, требует особой осторожности при
массаже, выборе и выполнении физических
упражнений в первые два года жизни ребенка.
Мышцы ребенка развиты очень слабо и
составляют в среднем 23,3% веса тела (у взрослого
около 44%). К восьми годам мышечная масса
составляет 27% веса тела. В первые два года мышцы,
обеспечивающие поддержание вертикального
положения тела и ходьбу, увеличиваются в
поперечнике в 1,5 раза, а толщина волокон
позвоночно-поясничной мышцы возрастает даже в 2,5
раза. В период с двух до четырех лет отмечается
усиленный рост волокон длиннейшей мышцы и
большой ягодичной мышцы. С семи до двенадцати лет
ускоренно развивается двуглавая мышца голени.
Созревание нервных окончаний, во
многом определяющих эффективность и
координированность мышечных напряжений, в
основном завершается в начале второго
десятилетия. Однако их формирование в первом
десятилетии оказывает заметное влияние на
будущую эффективность и слаженность мышечной
деятельности взрослого человека. Поэтому очень
важно в детские годы создавать условия для
двигательной активности ребенка, связанной с
решением сложных, но посильных задач на
координацию движений. Известно, что мышцы,
обеспечивающие точные координиро ванные
движения, имеют более совершенное строение
нервных окончаний, чем мышцы, выполняющие
однообразную работу. Координационные
способности развиваются еще в дошкольном
возрасте, параллельно с этим происходит освоение
естественных движений (ходьба, бег, прыжок,
лазанье).
Дыхательная и сердечно-сосудистая
системы ребенка, развиваясь постепенно, хотя и
длительно, приближаются к показателям, типичным
для взрослого. Так, у взрослого частота дыхания в
покое составляет 16-20 в минуту, у младенца - 40-50, а к
началу второго года жизни - около 30.
Частота сердечных сокращений у
новорожденного в покое составляет 130-140 уд/мин. К
7-летнему возрасту этот показатель достигает 90-100
уд/мин, а у взрослого - 80-90. У детей дошкольного и
младшего школьного возраста частота сердечных
сокращений при напряженной мышечной работе
значительно выше, чем у взрослых.
Вы смогли убедиться, что ребенок - это
не маленький взрослый. Его физическое и
функциональное развитие характеризуется целым
рядом важных особенностей, которые нельзя
игнорировать при физическом воспитании.
Ритм физического развития ребенка -
важнейший критерий оценки его гармоничности и
правильности. Поэтому простые методы измерения
различных параметров телосложения помогут вам
контролировать ход развития вашего ребенка,
эффективность и целесообразность применяемых
средств физического воспитания.
Не менее важное значение имеет для
родителей и знание основных закономерностей
двигательного развития ребенка.
В первые недели и месяцы жизни ребенок
выполняет движения двух основных типов.
Первый тип - беспорядочные, хаотичные
движения, отражающие потребность ребенка в
двигательной активности. Подсчитано, что,
например, 3-месячный ребенок в период дневного
бодрствования выполняет более тысячи хаотичных
движений.
Второй тип - движения, основанные на
безусловных двигательных рефлексах, к числу
которых относятся сосательный, хватательный, или
ладонный, рефлекс переступания, плавательный
рефлекс. Эти рефлексы существуют сравнительно
короткое время и быстро угасают. Например,
хватательный рефлекс исчезает к 2,5-3 месяцам,
способность держаться на воде, регулируя
дыхание, - к 3-6, рефлекс обхватывания и ползания - к
7.
Существует мнение, что в процессе
начального физического воспитания ребенка
целесообразно использовать безусловные
двигательные рефлексы. Особенно широко в
последние годы используется плавательный
рефлекс для обучения грудных детей умению
держаться на воде, плавать. Популярным стал девиз
"плавать - раньше, чем ходить".
Хотя эффективность раннего
"обучения" плаванию для последующего
совершенствования в этом виде еще неясна,
использование плавательного рефлекса для
повышения уровня физической активности
младенца, укрепления физического здоровья
представляется не только целесообразным, но и
необходимым. Занятия плаванием в младенческом
возрасте все же лучше проводить под контролем
врача и специалис та, если для этого имеются
необходимые условия.
Существуют определенные нормы, ступени
своеобразной лестницы двигательного развития
ребенка. Родителям необходимо знать их, чтобы
контролировать своевременность овладения
ребенком новыми видами движений и приобретения им определенного уровня развития физических
качеств.
I ступень (с момента рождения до
полутора лет)
К концу первого месяца жизни ребенок
может поднять голову из положения лежа на животе.
2-месячный ребенок в положении лежа на
животе поднимает голову и туловище, удерживает
голову в вертикальном положении 1-1,5 мин. К шестой
неделе жизни ребенок начинает улыбаться,
проявляет способность следить за яркими
предметами.
3-месячный нормально развитый ребенок
тянется к предмету, может удерживать его руками,
свободно удерживает голову в вертикальном
положении, приподнимает туловище, опираясь на
предплечья, реагирует на звук поворотом головы,
смеется.
4-месячный ребенок может крепко
упираться ногами, если взрослый удерживает его в
вертикальном положении, сидит с поддержкой, из
положения лежа на животе приподнимается на
руках, опираясь на ладони, может самостоятельно
перевернуться со спины на живот, захватывать и
удерживать в руках мелкие предметы.
5-месячный ребенок сидит, играя
предметами, стоит прямо, не сгибая ноги, если
взрослый поддерживает его под мышки, подолгу
лежит на животе, опираясь на руки, удерживая
туловище в вертикальном положении, пытается
перевернуться с живота на спину.
6-месячный малыш сидит без поддержки,
играя подвешенными предметами, легко
переворачивается с живота на спину, хватает
предметы одной рукой и при поддержке взрослого
пытается переступать ножками, ползать на
четвереньках. Если ребенка этого возраста
потянуть за ручки, он может сесть и даже встать.
7-месячный ребенок сидит без поддержки,
наклоняет и выпрямляет туловище, садится,
держась за пальцы взрослого, ползает на
четвереньках при поддержке под грудь. Ребенок
этого возраста может встать на колени, цепляясь
за сетку кроватки, поднимает выроненный предмет,
переклады вает игрушку из одной руки в другую.
8-месячный ребенок может
самостоятельно садиться и стоять с помощью
взрослого, самостоятельно вставать на ноги,
цепляясь за сетку кроватки; хорошо ползает,
переступает с ноги на ногу, играет в
"ладушки", проявляет интерес к игрушкам.
9-месячный малыш может самостоятельно
стоять, держась за мебель, ходить при поддержке
за руки, самостоятельно садиться и вставать на
колени, играть игрушками.
10-месячный ребенок самостоятельно
ползает, встает без поддержки, ходит, держась за
руку, крепко держит игрушки, начинает
сознательно выполнять некоторые движения: дает и
берет игрушку, прячет мяч.
11-месячный малыш может долго стоять без
поддержки и опоры, хорошо ходит с помощью
взрослого, приседает без опоры, переходит от
одного предмета к другому, держась за них
ручками, катает мяч сидя.
12-месячный ребенок самостоятельно
ходит, может приседать и вставать без опоры, его
движения усложняются: он может принести
предметы по просьбе взрослых, открыть или
закрыть дверь.
13-14-месячный ребенок ползает по
ступенькам, взбираясь на высоту до 1 м, может без
остановки пройти 10 м, перелезть на четвереньках
через бревно.
15-16-месячный ребенок уверенно ходит,
перешагивает через препятствия, перелезает
через невысокие препятствия. Ребенок этого
возраста может бросить маленький мячик на
расстояние до 0,5 м.
Полуторагодовалый малыш легко влезает
на предмет высотой 10 см, перешагивает через
препятствия такой же высоты, способен бросить
мяч в цель достаточно большого размера.
До этого возраста у большинства детей
психическое и двигательное развитие происходит
параллельно. При этом развитие движений является
основой для умственного развития и становления
психики ребенка. Именно в этом возрасте
благодаря двигательной активности
материализуются представления о пространстве и
времени, о причине и следствии.
В этот период жизни лучше всего
создавать условия для обучения ребенка
движениям. Напомню, что обучение тем видам
движений, к которым ребенок еще не готов, не
приносит успеха.
Известно, например, что годовалые дети,
в течение 6 месяцев обучавшиеся езде на
трехколесном велосипеде, ездили на нем не лучше
детей, впервые севших на велосипед позже, так как
двигательные навыки у них были неправиль ны, а
интерес к этому занятию упал.
В то же время другими исследованиями
доказано, что, несмотря на отсутствие
непосредственного эффекта раннего обучения,
дети, обученные некоторым движениям в
младенческом и преддошкольном возрасте (1,5-3
года), превосходят своих ровесников по двигательным показателям.
Пока еще очень мало известно об
особенностях формирования двигательных навыков
у детей этих возрастных групп, поэтому
правильнее не навязывать ребенку свою жесткую
родительскую волю, а положиться на присущее ему
любопытство и обеспечить возможность его
удовлетворения. Основное внимание при этом
следует уделять созданию условий для развития
тех двигательных способностей ребенка, которые
позволяют ему следовать вышеприведенному
графику двигательного развития.
II ступень (от полутора до трех лет)
Важный этап двигательного развития
ребенка связан с освоением самостоятельной
ходьбы. Образно о значении этого этапа написал
выдающийся физиолог И.М. Сеченов:
"...вооруженный умением смотреть, слушать,
осязать, ходить и управлять движениями рук
ребенок перестает быть, так сказать,
прикрепленным к месту и вступает в эпоху более
свободного и самостоятельного общения с внешним
миром".
В ходьбе детей второго года жизни еще
нет характерных особенностей ходьбы взрослого,
шагательные движения выполняются примитивно.
Одновременно с этим для ходьбы ребенка
характерно наличие многих лишних деталей,
которые один из крупнейших советских физиологов
Н.А. Бернштейн образно назвал "молочными".
Шаги детей, начинающих ходить, очень коротки и не
превышают 25 см. Однако уже за первый год
самостоятельной ходьбы их длина возрастает в 2
раза. В общих чертах формирование ходьбы
заканчивается к двум годам, хотя взрослую
походку ребенок осваивает лишь много лет спустя,
в начале второго десятилетия.
В преддошкольном возрасте ребенок
овладевает не только нормами движений, но и
нормами поведения, свойственными человеку, - едой
из посуды, соблюдением чистоты, умением
пользоваться столовыми приборами и т.п. В этот
период среди детей возникают игры, основанные на
осознанных действиях. В этих играх ребенок
производит известные ему способы обращения с
предметами: бросает мяч, укрывается одеялом,
возит коляску и т.п. Получив свободу перемещения
в пространстве (подлезает под стол, обходя стул,
доставая руками то, что его привлекает), малыш
лишь приобретает возможность для контакта со
множеством интересующих его предметов. Действия
с этими предметами требуют более сложных
движений руками, туловищем, умения наклоняться,
приседать, поворачиваться, протягивать руки,
более точно дозировать усилия, уметь различать
далекое и близкое расположение предметов и т.п.
В игре, в попытках выполнить новое,
ранее недоступное движение ребенок познает себя,
свои силы и возможнос ти. Достигнутые успехи
являются мощным стимулом для новых попыток, они
рождают уверенность, чувство радости, гордости и
торжества. Именно поэтому он все чаще повторяет:
"Я сам!"
Что же должен уметь делать ребенок
преддошкольного возраста, от одного до двух лет?
Самые ловкие ребятишки могут подбросить мяч
вверх, следить за его полетом. Дети этого
возраста способны прыгнуть в длину с места на 40
см, причем самые развитые малыши достигают в этом
упражнении результата 50 см. Конечно, арсенал
движений ребенка этого возраста не исчерпывается упражнениями с мячом и прыжками в длину. Их
можно использовать в качестве тестов для
получения ориентировочной информации об уровне
двигательного развития вашего ребенка. Помимо
этого качественными показателями двигательного
развития детей преддошкольного возраста может
служить освоение некоторых новых движений. К их
числу относятся: ходьба по наклонной доске под
углом 10-15о, перешагивание через
препятствие высотой 20-30 см, броски мяча в цель,
расположенную на расстоянии до 1 м, влезание на
табурет, броски большого мяча руками на
расстояние до 1 м.
III ступень (от трех до семи лет)
В 3-летнем и 4-летнем возрасте ребенок
овладевает основными навыками бега. К 4-летнему
возрасту в элементах быстрой ходьбы ребенка,
которые большинство ошибочно принимают за
беговые, появляется фаза полета и "полубег"
превращается в бег. В это же время формируются
правильно координированные движения рук при
ходьбе и беге, а в семь лет почти все дети
овладевают правильной координацией движений рук
и ног, при которой движение вперед правой ноги
сопровождается отведением правой руки назад и
выведением левой вперед.
6-7-летние дети овладевают большим
количеством движений. Однако они еще слабо
координированны и недостаточно ловки, особенно в
3-5-летнем возрасте.
Новым этапом двигательного развития
ребенка является формирование у него
способности выполнять движения с использованием
каких-либо предметов или инструментов (ножницы,
молоток, клюшка, ракетка, камень).
В этом же возрасте ребенок осваивает
такие движения, как прыжок, подпрыгивание (в том
числе на одной ноге), метание и другие действия с
мячом. В четыре года определяется, левша он или
правша. В это же время ребенок выбирает удобный
темп движений, доступную длину шага в ходьбе. В
этот период двигательного развития ребенка
родителям нужно быть очень внимательными и не
навязывать ему того, что кажется более удобным
или красивым.
3-летний ребенок должен прыгать в длину
с места на 45 см, а самые способные малыши
достигают в этом упражнении результата свыше 70
см. До 7-летнего возраста результат в этом
упражнении улучшается ежегодно на 10-15 см,
достигая в конце 100 см, причем некоторые дети
могут прыгать в длину с места значительно дальше
1 м.
У детей дошкольного возраста довольно
быстро повышается скорость бега. Так, 5-летние
мальчики и девочки способны пробежать 10 м со
старта за 6 с. Дети того же возраста, регулярно
занимающи еся физическими упражнениями,
показывают на этой дистанции результат 3,2 с
(мальчики) и 3,4 с (девочки).
6-летние мальчики и девочки без
специальной подготовки пробегают 10 м за 4,5 и 5,0 с
соответственно, а в результате систематических
занятий улучшают эти показатели до 3,0 и 3,2 с.
5-летние дети способны непрерывно идти
со скоростью 4 км/ч в течение 132 мин, а самые
выносливые - до 170 (почти три часа!).
К концу дошкольного периода мальчики
должны прыгать в длину с разбега на 2,40 м и дальше,
а девочки - на 2,20 м, бросать теннисный мяч
соответственно на 18 и 8 м, прыгать в высоту с
разбега на 70 и 65 см, тройным прыжком с места на 3,30
и 3,10 м, пройти пешком 5 км за 1 ч 10 мин, пробежать 1
км за 5 мин или без учета времени; пробежать 3 км на
лыжах за 50 мин, а самые выносливые - за 35.
Мальчики-дошкольники должны отжиматься от
скамейки высотой 30 см не менее 10 раз, а девочки -
не менее 8. В беге с максимальной скоростью на
дистанцию 60 м их результаты должны быть не хуже
12,2 и 12,8 с соответственно, а дистанцию 10 км на
велосипеде они должны преодолевать за 1 ч.
Кроме вышеперечисленных видов
двигательной активности 5-6-летние дети должны
овладеть спуском на лыжах с небольшой горки,
катанием на коньках, ловлей мяча в разных
положениях, метанием в цель, различными видами
лазанья, многими гимнастическими и
акробатическими упражнениями, плаванием,
освоить правила многих игр, в том числе и
спортивных.
Данные многочисленных исследований и
накопленный опыт показывают, что важные рубежи
двигательного развития у 6-7-летних детей могут
быть достигнуты только при определенных
условиях, обеспечивающих физическую активность
ребенка. Как создать соответствующие условия в
семье, вы узнаете из последующих статей.
1 Для измерения окружности головы
сантиметровую ленту накладывают на лоб над
бровями, слегка стягивая ею голову и соединяя
ленту на затылочном бугре.