ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВАТЕРПОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ РАЗЛИЧНЫХ ИГРОВЫХ АМПЛУА

С.Н. Фролов
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Тактак Хени
Институт физической культуры г. Тунис, Тунис

Построение системы многолетней подготовки спортивных резервов существенно зависит от знания закономерностей физического развития детей и подростков и возможностей овладения ими специальными навыками, в данном случае - в игровых видах спорта на каждом возрастном этапе.

В настоящее время развитие спортивных игр идет по двум на первый взгляд взаимоисключающим направлениям: универсализации и специализации игроков. Однако универсали зация ни в коей мере не исключает совершенствования в выполнении отдельных игровых функций.

Предрасположенность к амплуа в определенной мере подвержена изменению в процессе подготовки. И все же комплекс качеств, определяющих пригодность к амплуа, имеет довольно стойкий характер. Поэтому следует говорить о диагностике амплуа уже на ранних этапах отбора, поскольку это позволяет оценивать способности более точно. Учитывая различные требования к отдельным амплуа, в оценке спортивной пригодности можно избежать ошибок, вытекающих из этих различий.

По достижении 15 лет довольно четко определяются игровые амплуа спортсменов, которые накладывают своеобразный отпечаток на весь арсенал технической подготовленности ватерполистов. Техника становится не одинаковой для всех, а направлена на обеспечение наилучшего выполнения конкретных функций в команде.

В нашем исследовании ставилась задача выявить особенности физического развития, силовых возможностей и специальной подготовленности ватерполистов различных игровых амплуа в возрастной группе 15-16 лет.

В экспериментах участвовали 52 юноши 15-16 лет. Опираясь на достаточную сформированность определенного амплуа у игроков начиная с 15 лет и учитывая возможность их привлечения к участию в турнирах и первенствах, проводимых для 16-летних ватерполистов, мы посчитали возможным объединить спортсменов этих возрастов и дифференцировать их по игровым функциям.

Методика. Измерения производились по методике, принятой Научно-исследовательским институтом антропологии МГУ.

Для оценки физического развития ватерполистов измерялись продольные размеры тела, масса тела, ЖЕЛ, кистевая и становая сила.

Для оценки специальной плавательной подготовленности ватерполистов были использованы следующие упражнения: "Плавание 5х3 м в створе ворот", "Плавание 15 м кролем", "Плавание 2х10 м кролем", "Плавание 25 м кролем", "10 выпрыгиваний из воды". Уровень технической подготовленности оценивался при помощи тестов "Плавание 15 м с ведением мяча", "Бросок на дальность", "Основной бросок с места".

Результаты и обсуждение. В связи со спецификой соревновательной деятельности выделены группы ватерполистов, дифференцированных по игровым амплуа: защитники (З), полузащитники (П), нападающие (Н).

Были установлены достоверные различия в уровне физического развития, силовых возможностей и специальной подготовленности ватерполистов 15-16 лет, дифференцированных по игровым амплуа.

Наиболее высокорослыми из представленных игровых амплуа (табл. 1) являются защитники (182,3 см). По сравнению с полузащитни ками у них достоверно большие значения по таким показателям, как длина тела (p<0,01), длина руки (p<0,05), длина ноги (p<0,01), масса тела (p<0,01).

Таблица 1. Показатели физического развития и силовых возможностей ватерполистов различных игровых амплуа, Х±delta.gif (847 bytes)

Амплуа Длина тела, см Длина руки, см Длина ноги,см Масса тела, кг ЖЕЛ,л Становая сила, кг Кистевая сила, кг
Защитники, n= 14 182,29
±3,47
84,22 ±2,76 98,78
±2,41
74,35
±4,80
4,47 ±0,32 136,07
±16,77
52,71
±8,72
Полузащитники, n=27 178,38
±4,47
82,05
±3,05
95,65
±3,58
68,53
±5,57
4,41
±0,34
128,70
±16,02
50,22
±6,91
Нападающие, n = 15 178,10
±5,53
80,53
±3,76
96,31
±3,02
77,8
±5,88
4,44
±0,34
143,0
±15,32
53,4
±7,08
Достоверность по t, p              
3-П <0,01 <0,05 <0,01 <0,01      
П-Н       <0,001   <0,01  
3-Н   <0,01 <0,05        

Таблица 2. Показатели специальной плавательной и технической подготовленности ватерполистов 15-16 лет различных игровых амплуа, Х±delta.gif (847 bytes)

Амплуа 5х3 м в створе ворот, с 10м ватерп. кроль, с 2х10 м ватерп. кроль, с 15м ватерп. кроль, с 25м кроль, с 10 выпрыги-
ваний из воды,с
Ведение мяча 15 м, с Точность основного броска с места, баллы Бросок на дальность, м
Защитники, n=14 7,90
± 0,51
4,67
± 0,20
10,63
± 0,34
7,42
± 0,41
12,91
± 0,37
11,90
± 0,47
8,02
± 0,49
3,94
± 0,39
27,5
± 2,90
Полузащитники, n=27 7,87
± 0,55
4,92
± 0,26
11,01
± 0,49
7,71
± 0,41
13,13
± 0,49
12,31
± 0,57
8,20
± 0,44
4,07
± 0,37
26,40
± 1,92
Нападающие, n=15 8,03
± 0,43
5,0
± 0,21
11,28
± 0,30
8,04
± 0,28
13,31
± 0,33
12,34
± 0,40
8,62
± 0,28
4,28
± 0,28
27,26
± 2,25
Достоверность по t, р                  
3-П   <0,001 <0,01 <0,05   <0,05 <0,001 <0,05  
П-Н     <0,05 <0,01     <0,001 <0,01  
3-Н   <0,001 <0,001 <0,001 <0,01 <0,01      

При рассмотрении параметров специальной плавательной подготовленности мы отмечаем четкую тенденцию превосходства защитников по сравнению с двумя остальными игровыми амплуа практически по всем результатам тестовых заданий (табл. 2). Исключение составляет тест "5х3 м в створе ворот". Очевидно, это превосходство объясняется спецификой игровой функции полузащитников, которые активно участвуют в завязке и развитии наступления. В игре полузащитник продвигается вслед за нападающим, поддерживает ход атаки, одновремен но страхуя тыл, но готов в любой момент также быстро переключиться на оборону.

Достоверные отличия выявлены по результатам тестовых заданий "10 м ватерпольный кроль", "2х10 ватерпольный кроль", "15 м ватерпольный кроль" и "10 выпрыгиваний из воды". По остальным тестам также отмечается превосходство защитников (различия недостоверны). Следует полагать, что такое превосходство по значительному числу параметров специальной плавательной подготовленности находит свое объяснение в широком диапазо
не действий защитника. Во время оборонительных действий защитник должен не только держать своего подопечного, но и взаимодей ствовать с партнерами, вратарем. Основная заслуга в завязке контратак также принадлежит защитникам.

Среди параметров технической подготовленности зафиксировано незначительное преимущество защитников в тесте "Бросок на дальность" (27,5 м).

Полузащитники занимают промежуточное положение между защитниками и нападающими. Отставая от представителей этих двух амплуа по соматическим параметрам, они обнаруживают достаточно высокий уровень специальной плавательной подготовленности. Ранее уже отмечалось значительное опережение полузащитников в тесте "5х3 м в створе ворот" (7,90 с). Таким образом, промежуточное положение, занимаемое полузащитником среди других игровых амплуа, определяется его игровыми задачами. В соревновательном поединке полузащитник движется вслед за нападающим, поддерживает его в атакующих моментах,  но готов в любую минуту переключиться на оборону. По параметрам технической подготовленности полузащитник схож с защитником. Особое значение в технической оснащенности приобретают прицельные броски со средних и дальних расстояний.

Расположение полузащитника в центральной зоне поля позволяет широко использовать его для руководства игрой. Иными словами, в спортивной практике водного поло данное игровое амплуа получило название "подвижный нападающий".

Необходимо отметить, что при рассмотрении параметров физического развития нападающих зафиксировано значительное преимущество по показателю массы тела (77,8 кг). Уровень силовой подготовленности ватерполистов тесно связан с особенностями телосложения, и в первую очередь с тотальными размерами тела (ростом, весом и составом тела). Нападающие имеют значительные преимущества по показателям становой (143,0 кг) и кистевой (53,4 кг) силы. Все перечисленные особенности данного амплуа согласуются с той игровой ролью, которую они выполняют в ходе соревновательного поединка.

По результатам тестовых заданий, определяющих плавательную подготовленность, наблюдается некоторое отставание. Наиболее существенные различия отмечены между защитниками и нападающими по результатам тестов "10 м ватерпольный кроль", "2х10 м ватерпольный кроль", "15 м ватерпольный кроль" (p<0,01), в тестовом задании, позволяющем судить о спринтерских возможностях ватерполистов - "25 м кроль" (p<0,01) и в тесте, характеризующем способность к перемещению в воде в вертикальном положении (p<0,01).

Вероятно, уступая защитникам и полузащитникам в плавательной подготовленности, нападающий должен обладать многочисленным арсеналом приемов борьбы и техникой бросков.

Лидерство нападающих по результатам тестового задания "точность основного броска с места" объясняется при рассмотрении их тактических задач в игровом поединке. Совершенное владение техникой бросков по воротам, умение мгновенно выбрать технический прием, соответствующий обстановке, изобретательность в передачах - отличительные черты мастерства нападающих.

По таким показателям, как ЖЕЛ, кистевая сила, не обнаружено достоверных различий ни в одном из перечисленных амплуа. По нашему мнению, относительно одинаковые данные по этим параметрам обусловлены спецификой водного поло, предъявляющей повышенные требования к функциональным характеристикам и проявлению силовых возможностей.

Выводы. Полученные нами данные подтверждают достаточную сформированность определенного амплуа у ватерполистов 15-16 лет. Установлены достоверные различия у ватерполистов данных возрастов различных игровых амплуа по уровню физического развития, силовых возможностей и специальной подготовленности. Таким образом, при проведении отбора на разных возрастных этапах необходим учет будущего амплуа спортсменов.

Для оценки и сопоставления уровня физической, специальной плавательной и технической подготовленности защитников, полузащитников и нападающих были разработаны нормативные шкалы, позволяющие сравнить уровень достижений в различных тестовых процедурах у каждого амплуа, а также оценить степень отставания (или, наоборот, опережения) какого-либо вида подготовленности по отношению к другому. Применение данных шкал позволит на более раннем этапе подготовки спрогнозировать игровое амплуа ватерполиста и внести коррективы в тренировочный процесс.

Литература

1. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиC, 1986.

2. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. докт. дис. М., 1981.

3. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. - М.: ФиС, 1982.

4. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиC, 1980.

5. Чернов В.Н., Голомазов С.В., Кочубей М.И. Контрольные тесты показателей технической и специальной плавательной подготовленности ватерполистов в процессе многолетней подготовки: Методические рекомендации для студентов и слушателей факультета усовершенствования ГЦОЛИФКа. М., 1988.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!