Abstract Research of achievement motivation in conditions of sportizied physical education in comprehensive school L.N. Progonjuk, Ph. D. L.N. Mustafina Surgut comprehensive school № 32 Key words: personality, motivation, educational-training group, achievement of successes motive, avoiding of failures motive. The innovational project "Our Sports - My Health", realized at Surgut school № 32, assumes the development of the new form of the physical education of children, based on the use of modern data in the theory and techniques of physical education, on the realization of individual interests of trainees and the creation of conditions for the formation at them the steady need for of the values the physical culture and healthy lifestyle mastering. Whether the experiment influences to formation of motivational spheres of teenagers? The authors have put forward the hypothesis that during the innovational project at trainees the achievement of successes motive is formed. The results of the psychological research of the teenagers engaged in educational-training groups during experiment "Our Sports - My Health" have shown its positive influence on the formation of the personality of trainees: in particular on becoming of the achievement of a success motive. This parameter is very important, as the success or avoiding of failures motives predetermines the personality - the winner or the loser.
|
Исследование мотивации достижения в условиях спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе Кандидат педагогических
наук Л.Н. Прогонюк Средняя общеобразовательная Школа № 32 г. Сургута Ключевые слова: личность, мотивация, учебно-тренировочная группа, мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи. В.М. Бехтерев утверждал, что развитие личности как высшего проявления психики находится в зависимости от физических условий. Это положение не вызывает сомнения, если принять во внимание тесное соотношение между физическим и психическим, между телом и душой. "Mens sana in corpore sanо" ("Здоровый дух в здоровом теле") гласит древняя философская мудрость, и это положение остается незыблемым и поныне. Гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности [3]. Инновационный проект "Наш спорт - мое здоровье", реализуемый в школе № 32 г. Сургута, предполагает освоение новой формы физического воспитания детей, основанной на использовании современных данных теории и методики физического воспитания, на реализации индивидуальных интересов обучающихся и создании условий для формирования у них устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры и здорового стиля жизни [7]. Для нас является несомненным влияние эксперимента на становление личности обучающихся. Статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития [1]. Термин "мотивация" представляет собой более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. В исследованиях мотивации важна попытка понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов и как он реагирует на постигающие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивы достижения успехов и избегания неудач - важные и относительно независимые виды человеческой мотивации. От них во многом зависят судьба и положение человека в обществе. Замечено, что люди с сильно выраженным стремлением к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует [2, 4 - 6]. Влияет ли эксперимент " Наш спорт - мое здоровье" на формирование мотивационной сферы подростков? Мы выдвинули гипотезу о том, что в процессе инновационного проекта у обучающихся формируется мотив достижения успехов. Для исследования использовалась модификация теста-опросника А. Мекрабиана для измерения мотивации достижения успеха, предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым и предназначенная для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы: мужскую (формат А) и женскую (формат Б). В исследовании приняли участие 200 обучающихся, составивших экспериментальную и контрольную группы. Результаты исследования и их обсуждение. Исследование показало, что 62% опрошенных, занимающихся в экспериментальном режиме, имеют сформированный мотив достижения успеха, 9% - мотив избегания неудач. В контрольных группах более низкий процент опрошенных с мотивацией достижения успеха - 11 и 44%, более высокий -35 и 24%, мотивированных на неудачу. Процент респондентов, у которых не выявлен мотив достижения успехов или избегания неудач, ниже в экспериментальной группе (19%) по сравнению с контрольной (54 и 32%).
Полученные данные позволяют говорить о том, что эксперимент влияет на формирование мотива достижения успеха, так как показатель по этому мотиву выше в экспериментальной группе, меньше в ней и обучающихся с невыявленным мотивом. Результаты, полученные при анализе мотива достижения успехов у подростков, занимающихся в различных учебно-тренировочныых группах (УТГ), показывают, что наибольший процент приходится на такой вид спорта, как баскетбол, - 76%. В этой группе у 18% обучающихся преобладает мотив избегания неудач и у 6% мотив не выявлен. В группах спортивной гимнастики мотив достижения успеха составляет 62%, волейбола - 54%. Несколько ниже показатель в группах настольного тенниса, рукопашного боя - 48 и 44% соответственно. В каждой УТГ определилась группа обучающихся с невыявленным мотивом. Данные группы - резерв для формирования мотива достижения успехов. Во 2-й контрольной группе результат мотива достижения успехов равен результату в группах рукопашного боя, близок к группе настольного тенниса. Результаты 1-й и 2-й контрольных групп (исключая рукопашный бой и настольный теннис) имеют более низкий процент респондентов, мотивированных на достижение успехов.
Самый высокий результат, выявленный при рассмотрении учебных параллелей, имеют подростки 8-х классов: 66% мотивированы на достижение успехов; 14% - на избегание неудач; 20% -мотивы не выявлены; 54% шестиклассников и 49% семиклассников мотивированы на достижение успехов. Анализ мотива избегания неудач и невыявленных мотивов показывает, что среди подростков 7-х классов показатель мотива избегания неудач меньше, чем в параллели 6-х классов (27 и 38% соответственно). В это же время в 6-х классах процент невыявленных мотивов ниже, чем в 7-х (8 и 24%). Анализ результатов исследования по учебным параллелям показал, что наиболее развит мотив достижения успеха у подростков 8-х классов, он составил 66%, невыявленный мотив - 20% и мотиве избегания неудач - 14%.
Результаты контрольных групп заметно отличаются от результатов экспериментальных: мотив достижения успеха выявлен у 11 и 44% подростков контрольных групп, а у занимающихся в УТГ от 49 до 66%.
Результаты психологического исследования подростков, занимающихся в УТГ в ходе эксперимента "Наш спорт - мое здоровье", показали его положительное влияние на формирование личности обучающихся: в частности на становление мотива достижения успеха. Данный параметр личности важен, так как мотив успеха или избегания неудач предопределяет человека-победителя или человека-неудачника. Литература 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 3. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека, Москва - Воронеж, 1997. 4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 5. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. М., 1982. 6. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш, учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. М., 1995. 7. Прогонюк Л.Н. Освоение технологий спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе // Физ. культ.: воспит., образ., тренировка, 2000, № 4. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|