ПРИОРИТЕТ ЛИЧНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ


Abstract

Physical education of younger pupils on basis of realization personality-focused approach

L.L. Golovina, Ph. D.
J.A. Kopylov, Ph. D.
I.N. Stoljak, Ph. D.
M.E. Shadzevskaya

Russian state academy of physical culture, Moscow

Institute of age physiology of Russian Academy of Education, Moscow

Key words: personality-focused approach, personality's socially important qualities, motor preparedness, knowledge in area of physical culture.

The purpose of this research was the revealing of new approaches to the education of younger pupils on physical culture on the basis of a personality-focused approach realization.

The estimation of the knowledge on the physical culture, presented in the developed program of personality-focused education on physical culture and in the complex program of physical education was carried out on five-point system by the teacher of physical culture on the basis of the developed recommendations. Pupils answered on the basic sections of physical culture.

The received data allow drawing the conclusion that the offered personality-focused development of the subject "physical culture" is perspective and carries in it the number of attributes of the innovational approach to the process of the pupils education at elementary school. The developed program of personality-focused education on the physical culture has shown its efficiency both for formation of skills of sports activity, and for culturelogical activity of various characters.


Физическое воспитание младших школьников на основе реализации личностно ориентированного подхода

Кандидат биологических наук Л.Л. Головина
Кандидат педагогических наук Ю.А. Копылов
Кандидат педагогических наук И.Н. Столяк
М.Э Шадзевская

Российская государственная академия физической культуры, Москва
Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, социально значимые качества личности, двигательная подготовленность, знания в области физической культуры.

Проблема разработки системы воспитания в области школьной физической культуры в последнее время все больше привлекает внимание специалистов. Это объясняется объективно сложившейся негативной ситуацией в подготовке учащихся общеобразовательной школы по учебному предмету "физическая культура".

В этой связи приобретает решающее значение знание личностных характеристик школьников разного возраста, которые, как показали исследования [6], определяют эффективность учебно-педагогического процесса в области физической культуры [4].

Таким образом, можно предположить, что разработка образовательной программы по физической культуре, ориентированной на личностные показатели школьников, позволит более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и в конечном итоге существенно повысить эффективность адаптации ребенка в обществе.

Целью настоящего исследования было выявление новых подходов к воспитанию младших школьников по физической культуре на основе реализации личностно ориентированного подхода.

Были использованы следующие методы исследования . Оценка владения знаниями по физической культуре, представленными в разработанной программе личностно ориентированного воспитания по физической культуре (ЛОФО) и в комплексной программе физического воспитания [2], осуществлялась по пятибалльной системе учителем физической культуры на основе разработанных рекомендаций [3]. Учащиеся отвечали на вопросы по основным разделам физической культуры.

Оценка уровня двигательной подготовленности проведена на основе тестирования трех двигательных качеств - быстроты (бег на 30 м), силы (подтягивание на перекладине) и гибкости (наклон вперед из положения сидя). Все результаты оценивались по пятибалльной системе согласно данным, представленным в комплексной программе физического воспитания учащихся начальной школы [2].

Исследован уровень сформированности культуры движений школьников. Техника упражнений на точность выполнения основных положений рук, ног, туловища, бросков малого мяча в цель, лазанья по гимнастической стенке, ходьбы по гимнастической скамейке оценивалась по пятибалльной системе, и высчитывался средний балл.

Тестирование уровня сформированности культурологических стремлений и социально значимых качеств личности осуществлялось методом анкетирования [5]. Испытуемые оценивали свое отношение к вопросам по пятибалльной системе.

Экспериментальная часть исследования проведена на базе общеобразовательных школ №№ 112 и 131 г. Москвы. В проведении педагогического эксперимента участвовали 208 учащихся 1 - 3-х классов.

Сформированы контрольная и экспериментальная группы, занимавшиеся, соответственно, по комплексной программе физического воспитания учащихся 1 - 4-х классов [2] и использовавшие личностно ориентированное содержание уроков физической культуры.

Отбор технологий личностно ориентированного воспитания по физической культуре осуществлялся на основе компонентов личностно ориентированного физкультурного воспитания учащихся начальной школы [1].

Цель личностно ориентированного воспитания по физической культуре - формирование личности учащихся общеобразовательной школы средствами физической культуры. Задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре: формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность); формирование умений (оздоровительная деятельность); формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность); формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность); формирование социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Разработано содержание личностно ориентированного воспитания по физической культуре учащихся начальной школы. Основа содержания - двигательные умения и навыки, на базе которых строится система воспитания по физической культуре. Базой для такого подхода послужили основные цели и задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре, где приоритетом является двигательная деятельность, то есть двигательные умения и навыки.

Содержание состоит из пяти главных разделов:

1. Двигательные навыки и умения (оздоровительная деятельность). Формирование умений и навыков оздоровительной деятельности: дыхательная гимнастика; Хатха-йога; упражнения для зрения; упражнения для профилактики простуды; тренировка эмоциональной сферы; упражнения для профилактики нарушений осанки; подвижные игры - на силу, быстроту, выносливость, ловкость.

2. Знания по физической культуре (образовательная деятельность).

Основные правила выполнения: дыхательной гимнастики; упражнений системы Хатха-йога, упражнений для профилактики нарушений осанки, упражнений для профилактики нарушений зрения, упражнений для предупреждения простудных заболеваний, упражнений для регуляции эмоциональной сферы; подвижных игр.

3. Двигательная подготовка (развивающая деятельность).

Формирование двигательных качеств: силы мышц (выполнение общеразвивающих упражнений, упражнений с предметами, подвижных игр на развитие силы); быстроты движений (метания малых мячей в цель и на дальность, бег на короткие дистанции до 20 м, выполнение общеразвивающих упражнений на скорость); общей (аэробной) выносливости (подвижные игры на выносливость, бег на дистанции до 1 км, элементы спортивных игр); ловкости (лазанье по гимнастической стенке и скамейке, выполнение поз
системы хахта-йога, подвижные игры с мячом); гибкости (выполнение поз системы Хатха-йога).

4. Культурологические стремления (воспитательная деятельность).

Реализация культурологических стремлений в соответствии с индивидуально-групповыми показателями их сформированности у школьников: нравственных стремлений, психорегулятивных стремлений, телеснорегулятивных стремлений, эстетических стремлений, познавательных стремлений.

5. Социально значимые качества личности (воспитательная деятельность). Формирование социально значимых качеств личности: уважения к окружающим, коллективизма, желания приносить пользу, трудолюбия, творчества, целеустремленности.

Проведен множественный корреляционный анализ между культурологическими стремлениями личности (телеснорегулятивные, познавательные, желание приносить пользу, трудолюбие, целеустремленность) и успешностью овладения учебным материалом по общеобразовательным предметам. Наиболее тесно связаны с успеваемостью школьников такие показатели личности, как телеснорегулятивные стремления (r = 0,36), целеустремленность (r = 0,34) и желание приносить пользу (r = 0,32).

Полученные в начале педагогического эксперимента данные показали отсутствие различий между исследованными средними показателями в двух группах, что послужило поводом для их дальнейшего сравнения в процессе использования разных педагогических воздействий. На основании исходного тестирования был разработан "портрет младшего школьника". Это позволило формировать учебный процесс в соответствии с принципом личностно ориентированного воспитания по физической культуре. Иллюстрированный уровень подготовленности школьников по различным разделам личностно ориентированной программы воспитания по физической культуре позволяет ориентировать учителя физической культуры при планировании на те показатели, по которым имеются отставания; составлять учебные планы в соответствии с принципом "опоры на ведущие показатели личности", что являлось одним из приоритетных направлений представленного исследования личностно ориентированного воспитания по физической культуре; отслеживать изменения, происходящие в исследованных показателях на протяжении различных временных отрезков, и вносить коррективы в составление учебных планов. По окончании педагогического эксперимента проведено итоговое тестирование учащихся контрольной и экспериментальной групп.

У мальчиков (табл. 1) экспериментальной группы зарегистрированы уровни исследованных показателей, статистически достоверно (Р < 0,05 - 0,001) превышающие аналогичные показатели испытуемых контрольной группы. Исключение составили показатели, входящие в состав социально значимых качеств личности, где достоверных различий между двумя исследованными группами не выявлено, что, по-видимому, объясняется их большей инертностью по отношению к внешним воздействиям.

Таблица 1. Итоговые показатели подготовленности по физической культуре мальчиков 1-го класса контрольной и экспериментальной групп, баллы

Показатели Гр уппа Различия Достоверность различий
контрольная экспериментальная t Р
Знания 3,06 ±0,1 3,51 ±0,1 0,45 3,18 < 0,001
Культура движений 3,08 ±0,1 3,44 ±0,1 0,36 2,55 <0,01
Двигательная подготовленность 3,86 ± 0,2 4,43 ± 0,2 0,57 2,03 <0,05
Культурологические стремления 4,48 ±0,1 4,77 ±0,1 0,29 2,05 <0,05
Социально значимые качества личности 4,56 ±0,1 4,86 ± 0,2 0,30 1,34 недостоверно

Итоговое тестирование в группах девочек показало практически аналогичную картину, выявленную в группах мальчиков (табл. 2). Так же, как и у мальчиков, отмечено достоверное (Р < 0,05 : 0,01) превышение исследованных показателей, за исключением уровня сформированности социально значимых качеств личности.

Таблица 2. Итоговые показатели подготовленности по физической культуре девочек 1-го класса контрольной и экспериментальной групп, баллы

Показатели Группа Различия Достоверность различий
контрольная экспериментальная t Р
Знания 3,02 ±0,1 3,39 ±0,1 0,37 2,62 <0,01
Культура движений 3,14 ±0,2 3,75 ±0,1 0,61 2,73 <0,01
Двигательная подготовленность 3,65 ± 0,2 4,11 ±0,1 0,46 2,06 <0,05
Культурологические стремления 4,53 ±0,1 4,81 ±0,1 0,28 2,00 <0,05
Социально значимые качества личности 4,56 ±0,1 4,70 ±0,1 0,14 0,99 недостоверно

Как свидетельствуют статистические исследования, итоговый "портрет младшего школьника" (данные мальчиков и девочек суммированы) отличается от "портрета", полученного в начале педагогического эксперимента, что наглядно показывает возможность управления процессом формирования исследованных показателей в процессе личностно ориентированного воспитания по физической культуре.

Существенное значение для теории и практики физической культуры имеет скорость изменения показателей личностно ориентированного воспитания по физической культуре (градиент). Выявлено, что градиент изменения разных показателей различается. Наибольшие изменения приходятся на культуру движений. Затем (в порядке убывания) следуют: двигательная подготовленность, знания по физической культуре, культурологические стремления, социально значимые качества личности.

Для оценки изменений, произошедших за период проведения педагогического эксперимента в контрольных и экспериментальных группах, у школьников подсчитывались средние величины по исследованным показателям. Представляет интерес вычисление показателя общего уровня подготовленности школьников по предмету "физическая культура", что облегчает проведение аттестации учащихся и выведение адекватных оценок
успеваемости.

Общий уровень подготовленности (ОУП) учащихся контрольной и экспериментальной групп по личностно ориентированной программе физического воспитания высчитывался по следующей формуле, в баллах:

                 Х зн + Х кд+ Х кс + Х сзкл + Х дп
ОУП = --------------------------------------------- ,
                                          5

где:

Хзн - средний балл усвоения знаний по физической культуре;

Хкд - средний балл усвоения культуры движений;

Хкс - средний балл сформированности культурологических стремлений;

Хсзкл - средний балл сформированности социально значимых качеств личности;

Хдп - средний уровень двигательной подготовленности.

Анализ полученных результатов показал, что величина уровня подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп различается (табл. 3).

Таблица 3. Общий уровень подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце педагогического эксперимента, баллы

Тестирование Группа Различия Достоверность различий
контрольная экспериментальная t Р
Исходное 3,441 ±0,1 3,478 ±0,1 0,037 0,26 недостоверно
Итоговое 3,798 ±0,1 4,177 ±0,1 0,383 2,71 <0,01

Полученные данные позволяют сделать вывод, что предложенное личностно ориентированное освоение учебного предмета "физическая культура" является перспективным и несет в себе ряд признаков инновационного подхода к процессу воспитания учащихся начальной школы. Разработанная программа личностно ориентированного воспитания по физической культуре показала ее эффективность как для формирования умений и навыков собственно физкультурной деятельности, так и для культурологической деятельности различного характера.

Литература

1. Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Основные компоненты личностно-ориентированного физкультурного воспитания учащихся начальной школы: Материалы Х научно-практ. конф. "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире". Коломна, 1999, с. 169 - 170.

2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. М., 1992. - 43 с.

3. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. Оценка успеваемости по физической культуре //Физическая культура в школе. 1991, № 11, с. 12 - 14.

4. Малыхина М.В., Протченко Т.А., Полянская Н.В. и др. Личная физическая культура учащихся общеобразовательной школы: проблема отбора содержания: Материалы VIII научно-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире". Коломна, 1998.

5. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М., 1993. - 97 с.

6. Протченко Т.А., Полянская Н.В., Малыхина М.В. и др. Проблема комплексного формирования психофизических качеств учащихся младшего школьного возраста //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, № 4.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!