ПРИОРИТЕТ ЛИЧНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ


Abstract

ORGANIZATIONAL-
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PUPILS' PHYSICAL ACTIVITY FORMATION

A.G. Komkov, Dr. Hab., professor

St.-Petersburg scientific research institute of physical culture

E.G. Kirillova, Ph. D.

St.-Petersburg state institute of service and economy, Saint Petersburg

Key words: pupils, physical activity, organizational-pedagogical technology, physical education, education programs.

The increase of an efficiency of a teaching and educational process in the educational subject "physical culture" at school is based on the theoretical and experimental substantiation of the organizational-methodical approaches allowing finding the target orientation of the base and additional physical education of pupils.

The basis of the development of education programs is made with the theoretical positions determining the role of the system and activity approaches pedagogical problems solving; the results of social-pedagogical researches in the area of development of the contents, the perfection of the education organization, the differentiation and individualization of a training in a comprehensive school.

Modern representations about the components of organizational-pedagogical technology allow to judge the presence of the following interconnected directions of the optimization of a teaching and educational process: the pedagogical requirements, the pedagogical estimation, the creation of the problem situations, the creation of situations of the success, the influence of information, the pedagogical environment. The development of elements of the organizational-
pedagogical technology of a managerial process by pupil's physical activity formation is based on the specified theory-applied positions.


Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников

Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Комков
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры

Кандидат педагогических наук Е.Г. Кириллова
Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики, Санкт-Петербург

Ключевые слова: школьники, физическая активность, организационно -педагогическая технология, физическое образование, образовательные программы.

Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса по предмету "физическая культура" в школе базируется на теоретическом и экспериментальном обосновании организационно-методических подходов, позволяющих объективизировать целевую направленность базового и дополнительного физического образования учащихся. Применение современных организационных и педагогических технологий, изменение содержательной сущности физического совершенствования учащихся невозможно без использования комплексной информации, дающей возможность учитывать не только половозрастные различия школьников, но и их индивидуальные особенности.

Основу разработки образовательных программ составляют теоретические положения, определяющие роль системного и деятельностного подходов в решении педагогических проблем; идеи о культуросообразности образования, результатах социально-педагогических исследований в области проектирования содержания, совершенствования организации образования, дифференциации и индивидуализации обучения в общеобразовательной школе.

Важнейшей функцией школьных программ по предмету "физическая культура" является оценочная, определяющая уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки степени достижения результатов учебно-воспитательного процесса. Программа предполагает наличие инструментария, позволяющего отслеживать решение задач обучения, воспитания и развития. Содержательная характеристика раскрывает образовательную программу как индивидуальный маршрут ученика в образовании , отражающий его потребности, мотивы и интересы. Нормативный текст программы содержит в себе: цели программы; учебный план (инвариантная и вариативная части); набор учебных программ, соответствующих учебному плану; совокупность программ внеучебной деятельности, взаимосвязанных с учебной программой; описание организационно-педагогических условий и педагогических технологий; системы методик педагогической диагностики для коррекции программы; описание ожидаемых результатов реализации программы и дальнейших направлений индивидуального образовательного маршрута.

Отличительная особенность программы по физическому образованию - ее процессуальный характер с акцентом на деятельностной стороне усвоения ценностей физической культуры, отражающей последовательные этапы достижения целей образования. В соответствии с вышеизложенным основой совершенствования программ по физическому образованию детей школьного возраста являются определенные в результате социально -педагогических исследований условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, достижения необходимых результатов образования, а также самореализации ребенка в каждом возрасте.

Технология совершенствования организации физического образования на основе корректировки программ предполагает анализ данных социологического опроса, тестирования физической подготовленности и оценки знаний школьников. Проектирование социосообразных организационно-педагогических мероприятий определяет объективизацию инновационных процессов в плане повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Технологический подход в указанной деятельности обусловливает выявление критериев оценки, выбор комплекса показателей и отслеживание происходящих изменений.

Состав модели анализа факторов, влияющих на процесс формирования физической активности школьников, определяется социально значимой направленностью отработки содержательного обеспечения двигательной деятельности школьников, освоения ценностей физической культуры, укрепления их здоровья и культурного развития. Модель обозначает направления сбора, обработки и анализа информации, а также поиск подходов к решению проблемы объективизации целевой направленности педагогической деятельности по предмету "физическая культура", учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей школьников. В качестве значимых социально -педагогических факторов, влияющих на состав и функционирование специально организованного процесса формирования физической активности школьников, определены материально-технические и организационно-педагогические условия для проведения учебно-воспитательного процесса. Целевые установки на освоение ценностей физической культуры, укрепление здоровья и культурное развитие школьников в условиях рациональной двигательной деятельности, направленной на физическое совершенствование, основаны на социальном заказе общества.

Реализуется социальный заказ на основе специально организованного управления указанным процессом, осуществляемого с помощью утвержденных и адаптированных к конкретным условиям работы учебного заведения образовательной программы "Физическая культура" и социальной программы "Укрепление здоровья". Эффективность программ оценивается по критериям достигнутого двигательного опыта,
фактического уровня физической активности, а также некоторым значимым социологическим и психологическим характеристикам. Данная комплексная информация дополняется показателями самооценки учащимися своего состояния, поведения и оценки условий двигательной деятельности.

Разработка вариативных учебных программ с преимущественным использованием современных традиционных и нетрадиционных видов физической активности, пользующихся популярностью у школьников различного возраста, в аспекте развития у них интенционных ценностей осуществляется на основе наиболее полного учета физического, психического и социального состояния здоровья, культуры и активности учащихся. В данном случае речь идет о необходимости обязательного осуществления не только дифференцированного подхода, но и подхода индивидуального.

Алгоритм реализации индивидуального подхода в процессе физического образования основан на создании условий для самосовершенствования и саморазвития путем обучения школьников выполнению таких последовательных процедур в рамках технологии составления содержания занятий: оценка физического состояния; расчет проектируемых показателей; определение общей направленности занятий; составление индивидуальных программ; подбор средств физического воспитания; составление специальных комплексов физических упражнений; определение объема двигательной нагрузки; оценка результатов физической активности.

Учет требований к дифференциации учебного процесса предполагает необходимость предварительного распределения занимающихся по группам (например, в зависимости от типа телосложения или типа нервной системы) с помощью стандартных методов тестирования. Общая направленность занятий связана с учетом особенностей этих групп и представляет собой следующие установки: развитие двигательных качеств (общая физическая подготовка), формирование гармоничной фигуры (элементы атлетической гимнастики, тренажеры), повышение уровня физической активности (мальчики - различные виды традиционных и нетрадиционных единоборств, девочки - различные виды ритмопластики и танцев).

Индивидуализация освоения практического материала, освоение принципов составления индивидуальных программ осуществляются в процессе подбора средств различных видов физической активности, наиболее адекватных решению задач физического совершенствования. В методическом плане программирование занятий ориентировано на развитие у учащихся умений самостоятельно планировать свою учебную деятельность, осваивать творческие элементы, стимулировать физическое самосовершенствование.

Ставится задача овладения умением осмысливать информацию о себе, своем развитии и состоянии, а также осуществлять самоконтроль за результатами своей двигательной деятельности. В структуре данного подхода делается упор на проблемных методах обучения, значительное место занимает развитие творчества в условиях групповых и индивидуальных форм занятий. Содержание учебной программы предусматривает наличие двух взаимосвязанных компонентов: базового, обеспечивающего формирование основ личной физической культуры, и вариативного, опирающегося на базовый, дополняющего и расширяющего его и одновременно с этим учитывающего индивидуальность личности учащегося. Вариативный компонент направлен на стимулирование и регулирование самостоятельности школьников средствами познания и самопознания, организации и самоорганизации, контроля и самоконтроля.

В программу включаются элементы, которые показывают способ, методику и технологию реализации заданного содержания в реальном учебно-воспитательном процессе, что позволяет представить программу в качестве инструментальной. Концепция, на которой строятся вариативные программы, состоит в том, чтобы способствовать гармоничному физическому развитию, улучшению физической подготовленности и повышению уровня физической активности с помощью традиционных и нетрадиционных средств и методов, используемых на уроках физической культуры и в самостоятельной работе учащихся.

Отличительной особенностью программы по физическому образованию должен быть ее процессуальный характер. В ней делается акцент на деятельностной стороне усвоения ценностей физической культуры , отражены последовательные этапы достижения целей обучения, воспитания и развития. Она ориентирована не столько на выполнение информативной функции, сколько на реализацию функции развивающей.

Вариативные программы рассматриваются как часть целостного содержания физического образования школьников, их программный материал должен давать возможность выбирать адекватные средства физического совершенствования, укрепления здоровья и культурного развития, выработки индивидуального стиля в осуществлении двигательной деятельности. Очевидно, что программа должна содержать не только теоретические и практические сведения, но и самостоятельные задания по составлению индивидуальной программы занятий, что и позволяет в конечном итоге повысить интерес и сформировать устойчивую потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Базовые категории педагогической системы представляют собой следующие элементы: цели образования, учащиеся, содержание, организация, учитель, совместная учебно-воспитательная деятельность. Указанная структура позволяет выделить в общей системе физического образования, т.е. обучения, воспитания и развития школьника, технологический характер процесса формирования физической активности школьников в условиях учебно-воспитательного процесса.

Создание оптимальных условий для личностного развития, укрепления здоровья, досугового общения, творческого развития, самообразования детей и подростков является целевой установкой системы управления образованием. Физическая активность школьников представляет собой одну из сфер их самореализации, так как она осуществляется через общение с педагогами, а также в среде сверстников. В указанной сфере формируется особая субкультура, имеющая свою систему ценностей, особый тип мышления, специфические поведенческие модели.

В процессе формирования физической активности школьников действуют социальные, педагогические и биологические факторы. Механизм действия социальных факторов основан на том, что физическая активность школьников формируется по модели и при поддержке сверстников, родителей и учителей. Среди педагогических факторов надо выделить следующие: знания эффектов здоровья, знания о том, как заниматься, барьеры физической активности, требования быть активными, оценку своей фигуры, понимание процесса активности, отношение к активности, субъективные нормы, самооценку результатов активности, культурное развитие личности. Биологические факторы характеризуются основными особенностями пола, возраста и состава тела.

Современные представления о компонентах организационно-педагогической технологии позволяют судить о наличии следующих взаимосвязанных направлений оптимизации учебно-воспитательного процесса: педагогические требования, педагогическая оценка, создание проблемных ситуаций, создание ситуаций успеха, информационное воздействие, педагогическая среда. На указанных теоретико-прикладных положениях базируется разработка элементов организационно -педагогической технологии процесса управления формированием физической активности школьников.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: