Abstract Single combat "Trizna" as mean of sports-patriotic education, problem and prospect A.A. Tumanov, Ph. D., lecturer, Chairman of Republican federation of Slavic martial arts "Trizna", Chelyabinsk Key words: trizna, wrestling, box and hand-to-hand fight, primordially Russian single combats, sports-patriotic work. The word trizna is not known, or associates with commemoration. The "trizna" is not the funeral feast on the died, but the fighting games, the special ceremonies, called to drive away death from survived, demonstration of their viability. The "trizna" means wrestling, competition and corresponds to the Greek words, meaning competitions in the palestra or in the stadium. The triznische is the arena, the stadium, the place of competitions. The funeral games of warriors (trizna) consist of competition in riding of chariots, box and hand-to-hand fight, wrestling, the throwing of the disk and the shooting from the bow. The expensive prizes intended to the winner in the each kind of competitions. The author's idea is to revive martial arts of the Russian ancestors. The author had developed the rules of the single combat "Trizna" on the sections: wrestling, box and hand-to-hand fight in their organic interrelation in 1979 on the basis of the analysis of historical traditions of Russian people and requirements of real life. Russia has some kinds of national single combats: "Trizna", "Kolo", "Sobor", "Kozachij Spas", "Buza", "Slada", "Kadochnikov's Style", "Wall-to-Wall Fight", "Lubki" - and all of them are "outside of the law" and are not supported by the state. It would be desirable to trust that sooner or later the Russians shall cease to be "foreigners" in their own country and the state will recognize, that except for foreign kinds of sports there are also national kinds of martial arts and trainers, capable to carry out sports-patriotic educational work with youth.
|
Единоборство "Тризна" как средство спортивно-патриотического воспитания: проблемы и перспективы Председатель
Республиканской федерации славянских боевых
искусств "Тризна", Ключевые слова: тризна, борьба, кулачный и рукопашный бой, исконно русские единоборства, спортивно-патриотическая работа. Многим слово тризна либо неизвестно, либо оно ассоциируется с поминками, хотя в исследованиях академика Б.А. Рыбакова сказано: "Тризна" не поминальный пир по умершему (носивший название "стравы"), а боевые игры, ристания, особые обряды, призванные отгонять смерть от оставшихся в живых, демонстрирование их жизнеспособности. "Тризна" означает борьбу, состязание и соответствует греческим словам, означающим состязания в палестре или на стадионе. Тризнище - арена, стадион, место состязаний [1, с. 87]. Погребальные игры воинов (Тризна) состояли из состязания в беге на колесницах, кулачного и рукопашного боя, борьбы, метания диска и стрельбы из лука. Победителю в каждом виде состязаний предназначались дорогие призы [2, с. 274]. Тризна являлась магическим обрядом языческих воинов. После введения христианства на Руси она подверглась преследованиям и даже уничтожению. Но до наших дней этот обычай все же дошел в виде детской игры "Царь горы". Люди старшего поколения ее хорошо помнят, а многие сами принимали в ней участие. Не исключение - и автор этой публикации. В детские годы мы с друзьями в станице Пластовской (Оренбургское казачье войско) играли в "Царя горы" с утра до вечера. В валенках и толстых рукавицах - шубинках мы применяли удары руками и ногами, выполняли выведения из равновесия и броски как с использованием силы, так и за счет инерции противника. Применялись болевые приемы, а иногда даже и удушающие для стаскивания противника с горы. Находясь внизу горы, удобнее было работать в основном ударами рук, тем же, кто находился на горе, - ногами. Поединки проходили по принципу "группа на группу" или "каждый за себя". Играли как сверстники, так и разновозрастные участники. На более старших по договоренности налагались определенные запреты. Малышам разрешалось буквально всё. Больше всего ценились ловкость и быстрота, умение сбить противника с горы, а самому остаться на ней и продержаться как можно дольше, отбивая постоянные атаки со всех сторон. Главный принцип был - не нанести травму товарищам. И травм практически не было. Такие же игры проходили и в Челябинской, и в Томской областях, наверняка и в других регионах. Тренеров, естественно, никаких не было, умения и навыки приобретались в ходе игры, их перенимали друг у друга и у более старших участников. Нередко с нами играли и взрослые. Группа выпускников Челябинского государственного института физической культуры в 1977 г. взялась за изучение исторических спортивных традиций Урала и России в целом. Главной задачей было изучить народные системы единоборств в том виде, как они существовали раньше, и что представляют из себя на сегодняшний день. Начали с анализа системы единоборств, культивируемых спорткомитетами СССР и РСФСР. При этом выяснился интересный момент, который прямо или косвенно ущемлял наше национальное самосознание: ни один из видов единоборств нашей страны, официально культивируемых по линии спорткомитета, не соответствовал историческим традициям русского народа. Борьба классическая (греко-римская) оказалась американской; вольная - американской; дзюдо - естественно, японской; бокс - английским; кикбоксинг - европейско-американским; ушу - китайским и так далее. Вроде, одно самбо - наше родное, русское, но при внимательном изучении и это оказалось не совсем так. Что же, в родном Отечестве ничего своего не имеем? В своей стране я словно иностранец? А как быть с рассказами родителей о том, что на реках и озерах вплоть до 30-х годов проходили кулачные бои "стенка на стенку". По краеведческим источникам можно узнать о высоком статусе чемпионов по кулачным боям. Знаменитые бойцы, не имея никакой официальной должности в общине, тем не менее освобождались от податей. В исторических летописях и воспоминаниях полководцев говорится о высоком уровне подготовки единоборцев. Демьян Куденевич в 6530 (1022) году с шестью молодцами прогнал целую рать половецкую, и, как гласит летопись, выехав однажды совсем один к вражескому войску без шлема и панциря, перебил множество противников. Израненный, но живой возвратился он в Переяславль [3, с. 7]. Генерал К.Н. Хагондоков [4, с. 31] отмечает случай, когда казачий разъезд из 8 бойцов в русско-японской войне 1904-1905 гг. столкнулся с эскадроном японских гусар в 200 человек. Чем закончился этот поединок с японскими самураями? Порубив часть самураев и разогнав остальных, наши казаки вернулись без потерь и сдали в строевую часть 8 пленных гусар-японцев, 8 лошадей, 8 винтовок и 8 сабель. И таких случаев можно привести множество. У нас появилась мысль возродить единоборства наших предков. С этой целью долго изучались исторические, спортивно-методические источники, анализировались различные правила соревнований в их историческом развитии. В 1979 г. на основе анализа исторических традиций русского народа, требований реальной жизни и службы в Вооруженных Силах и силовых структурах нами были разработаны правила единоборства "Тризна" по трем разделам: борьба, кулачный и рукопашный бой в их органической взаимосвязи. Первые два раздела являлись как бы ступенями подготовки к третьему разделу. Вначале проводились классификационные поединки, а затем и соревнования на первенства населенных пунктов и регионов. Соревнования проводились по русской традиции - в полный контакт. Затем разработали правила по разделам "Поножовщина", "Сорви голова", "Царь горы". В 1981 г. правила были утверждены спортклубом ЧГИФКа, а в 1985 г. приняты на уровне представителей нескольких регионов России. В 1987 г. вышло первое учебно-методическое пособие. Затем в более усовершенствованных вариантах выходили пособия в 1989, 1991, 1995, 1996, 1997, 1999 гг. и последнее - в 2000 г. Многие клубы "Тризна" базируются в учебных заведениях или детских клубах с использованием их материально -технической базы. Постепенно к 1990 г. сформировалась республиканская федерация славянских боевых искусств "Тризна" с центром в Челябинске. В феврале 1991 г. в Киеве была создана Всесоюзная федерация. Историческим центром решили считать Киев и председателем, соответственно, выбрали киевлянина. К сожалению, дальнейшие события в нашей стране не дали нашим планам реализоваться в полной мере. На сегодняшний день в Республиканской федерации славянских боевых искусств "Тризна" раздел "Борьба" возглавляет доктор педагогических наук, профессор кафедры борьбы УралГаФК А.В. Еганов, раздел "Кулачный бой" - заслуженный тренер СССР по боксу В.В. Баранов, раздел "Рукопашный бой" - автор настоящей статьи - А.А. Туманов. Хотя сегодня нам живется нелегко, мы по-прежнему проводим как российские, так и международные соревнования. Наши тренеры, которые работают в ДЮСШ и культивируют русский рукопашный бой, сейчас поставлены перед выбором: переходить на дзюдо или другие "комитетские", нерусские виды спорта или уходить из ДЮСШ вообще. Мотивировка руководителей проста: раз вашего вида спорта нет в классификаторе - значит, и работать не имеете права. Но несмотря на это, мы существуем и будем развиваться, а неудачи нас только закаляют и мобилизуют. В настоящее время множество детей слоняется по улицам, занимаясь пьянством, токсикоманией и наркоманией. У нас в Челябинске есть уже токсикоманы в возрасте 6-7 лет. Неужели государству выгодно гробить своих детей, чтобы потом лечить их у наркологов или пытаться исправить в тюрьме? Не проще ли по мере возможности помогать тем, кто может и хочет работать с детьми? Понятно, что в стране кризис и средств нет и не будет в ближайшее время. Но ведь мы и не просим ни копейки. Считаем, что для улучшения спортивно -патриотической воспитательной работы с молодежью необходимо: 1. Включить наш вид спорта в официальный классификатор видов спорта Российской Федерации. 2. Поручить одному из чиновников Комитета по физической культуре, спорту и туризму связь с организациями русских национальных единоборств для координации совместной работы. Остальные вопросы мы решим сами. Мы работаем не один год, у нас сложился хороший творческий тренерский коллектив, часть людей пишут научные работы, многие имеют высшее физкультурное образование или учатся в физкультурных вузах страны. Мы можем и хотим воспитывать молодежь в духе исторических традиций и любви к Отечеству. Многие наши ученики прошли службу в различных горячих точках и служат сейчас. Многие имеют правительственные награды и с благодарностью вспоминают наш вид спорта, говорят, что благодаря тренировкам по русскому рукопашному бою единоборств "Тризна" они выжили в экстремальных ситуациях. В настоящее время, по нашему мнению, государственные структуры должны проявлять особое внимание к тем видам спорта, которые не требуют финансовых вложений, но укрепляют патриотический дух народа. В Японии, например, дух народа сохранился благодаря национальным единоборствам, а родоначальник айкидо г-н Уешибо награжден высшим орденом страны за создание системы айкидо и укрепление духа японской нации. У нас в стране существует несколько видов русских национальных единоборств: "Тризна", "Коло", "Собор", "Казачий спас", "Буза", "Слада", "Стиль Кадочникова", "Стеношный бой", "Любки" - и все они "вне закона" и не пользуются государственной поддержкой. Хочется верить, что рано или поздно мы перестанем быть "иностранцами" в собственной стране и государство признает, что кроме заморских видов спорта есть и свои национальные виды единоборств и тренеры, способные проводить спортивно-патриотическую воспитательную работу с молодежью. Использованная литература 1. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. -М.: Наука, 1988. - 784 с. 2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1994. - 608 с. 3. Туманов А.А., Неретина Л.А., Сапегин С.С. "Тризна" - славянское искусство единоборств: Метод. пос. по славянским единоборствам. - Челябинск: Вариант-книга, 1991. - 112 с. 4. Хагондоков К.Н. Уральцы на русско-японской войне //Казачий круг. 1991, № 1, с. 28-39. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|