АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


Abstract

Formation of sports mentality of children in conditions of family education

V. Usakov

Pedagogical university, Krasnoyarsk

Key words: family, personality, sports mentality, educational complex.

The family as an initial social cell of the society alongside with various functions of the economic, reproductive, sexual character carries out the major tasks of the education of children. And hypothetically the quality of the realization of the educational tasks in a family at their methodically true approach are rather high. However in the practice productivity of the family education is not so significant.

The basis of formation of sports mentality in children was made with the Olympic education basing on Olympism and realized by the means of the developed by author through program, educational system covering all parts: family, group in the kindergarten, the whole kindergarten, the class in the comprehensive school, the school as the whole. The consecutive solving of the tasks of the Olympic education are incorporated in the complex healthsaving education target programs of the child that fully complies with the modern humanistic concept of the next stage of the reforming of the whole education system.


Формирование спортивного менталитета детей в условиях семейного воспитания

В. Усаков
Педагогический университет, Красноярск

Ключевые слова: семья, личность, спортивный менталитет, воспитательно-образовательный комплекс.

Поиску путей формирования гармонически развитой личности, составной частью которой является спортивный менталитет, посвящены работы В.И. Столярова (1996), В.С. Родиченко (1998), В.К. Бальсевича (1996), М.Я. Сарафа (1999), Ю.П. Симакова (1998), Ю.М. Чернецкого (1998), Л.И. Лубышевой (1998), В.У. Агеевца (1994), А.Г. Егорова (1996) и др. Вместе с тем в решении этой насущной проблемы достаточно свободной нишей остается семейное звено всего воспитательно-образовательного комплекса.

Семья как первичная социальная ячейка общества наряду с различными функциями экономического, репродуктивного, сексуального характера выполняет важнейшие задачи воспитания и образования детей. Причем гипотетически качество реализации воспитательных задач в семье при их методически верном подходе весьма высоко. Однако на практике результативность семейного воспитания не столь велика.

В ряду проблем семейного воспитания и образования лежит низкий уровень знаний родителей о формах, средствах и методах воспитания детей вообще. Отсутствие знаний о содержании воспитания и образования исключает родителей из образовательного пространства, которое тут же заполняется средовыми факторами. Эта проблемная ситуация, в основе которой лежат глубинные противоречия между трудом и капиталом, стала складываться еще в период становления советского государства и имеет идеологические корни.

Высказывание Ф. Энгельса о том, что при коммунизме воспитание детей возьмет на себя государство, легло в основу построения общественной системы воспитания детей с самого раннего возраста, разрушив тем самым патриархальный уклад семейных воспитательных традиций, складывавшихся в России веками. "Домашние университеты", по выражению И.В. Бестужева -Лады (1986), где отец и мать не только принимали ведущее участие в обучении и воспитании подрастающего поколения, но и прежде всего руководили процессом обучения и воспитания, являясь высшей инстанцией в разрешении разного рода педагогических конфликтов, позволяли к 16 годам становиться не только физиологически и психологически, но и социально зрелым человеком. Вместе с тем вернуться к истокам уже невозможно.

За последние 100 лет социально-демографическое лицо современной российской семьи кардинально изменилось. Семья перестала быть "домашней школой", поскольку многие родители общаются с детьми в среднем не более получаса в день, тогда как резервные возможности семьи в воспитании своих детей значительны.

В период с 1972 по 2000 г. нами изучались проблемы физического воспитания детей в условиях семьи, детского сада, школы. В результате проведенных исследований разработано программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры на детей начиная с момента рождения и до выхода их из стен образовательной школы. В ряду частных задач изучались состояние и перспективы формирования у детей спортивной ментальности в условиях семейного воспитания.

Основу формирования спортивного менталитета у детей составило олимпийское воспитание и образование, базирующееся на олимпизме и реализуемое посредством разработанной нами сквозной программы, охватывающей все звенья воспитательной системы: семью, группу детского сада, в целом детский сад, класс в общеобразовательной школе, школу в целом. Последовательное решение задач олимпийского воспитания и образования заложено в комплексные целевые программы здоровьесохраняющего образования ребенка, что полностью соответствует современной гуманистической концепции очередного этапа реформирования всей системы образования.

Структура реализации программы олимпийского воспитания и образования, представленная в табл. 1, показывает значительную роль семьи в этом процессе.

Таблица 1. Структура реализации программы олимпийского воспитания и образования детей

№ п/п Формы реализации Где реализуется
В семье В группе ДДУ В ДДУ В классе В школе
1 Рассказы, сказки, викторины, загадки + + + + +
2 Ролевые, сюжетные и спортивные игры + + + + +
3 Олимпийские перемены подготовка + + + +
4 КОНКУРСЫ: олимпийского рисунка подготовка + + + +
чтецов "Оды спорту" подготовка + + + +
искусств подготовка + + + +
5 Олимпийские спектакли подготовка подготовка + подготовка +
6 Олимпийские уроки + + + + +
7 Олимпийские фестивали подготовка подготовка + подготовка +
8 Олимпийские игры ДДУ и школ подготовка подготовка + подготовка +
9 Встречи с олимпийцами подготовка подготовка + подготовка +
10 Посещение спортивных школ, тренировок и соревнований + + + + +
11 Посещение Музея спорта + + + + +
12 Посвящение в члены клуба "Юный олимпиец" подготовка подготовка + подготовка +

Все возрастающая роль семьи в процессе воспитания и образования вытекает из фундаментальных положений психологии общения ребенка с окружающим его миром, сформулированных Ж. Пиаже в его трилогии "Происхождение интеллекта у детей" (1936), "Конструирование реальности ребенком" (1937), "Игра, воображение и имитация в детском возрасте" (1946), где убедительно показаны механизмы развития представлений о предметах и явлениях, которые Ж. Пиаже считал прототипом познавательного развития в целом. Как нам представляется, эту концептуально важную задачу развития ребенка без активного участия родителей решить в полном объеме невозможно, поскольку, по мнению Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка происходит в процессе его чувственной предметной деятельности, осуществляемой совместно с другими людьми.

В то же время алгоритм олимпийского образования и воспитания детей, заложенный в предлагаемую программу, стимулирует родителей к дополнительному, творческому общению с ребенком, что, как показывает работа экспериментальных ДДУ и школ, дает значительные положительные результаты.

Совместное с родителями последовательное решение задач олимпийского воспитания и образования нашло свое отражение в характере творческих работ детей, отражающих направленность и уровень сформированности их ментальности в процессе эксперимента. Анализ работ, в частности рисунков, за период эксперимента показал, что в течение года в группе детского сада выполняется от 100 и более работ, сделанных детьми по их желанию (табл. 2).

Таблица 2. Характер рисунков детей в процессе эксперимента

Характер рисунков Группы Количество работ
до эксперимента после эксперимента
Война, оружие, боевая техника ЭГ 8 2
КГ 7 7
Животные, звери, птицы ЭГ 6 8
КГ 4 5
Растительный мир ЭГ 9 12
КГ 7 9
Город, люди, машины ЭГ 20 7
КГ 18 16
Спорт, игры, олимпийские сюжеты ЭГ 1 23
КГ 2 4

Рисунки, сгруппированные по определенной тематике, дают четкое представление о высокой степени влияния предлагаемых детям олимпийских знаний в условиях семьи и ДДУ, реализуемых через различные совместные формы, в которых происходит сближение процедур образования с мотивационными потребностями и склонностями детей. Это стало возможным в результате такого построения программы, которое предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: