Abstract Theory And Technology Of Integrated Approach To Sports-Humanistic Education Of Students T.G. Olhova, Ph. D. Surgut state university, Surgut Key words: education, sports culture, sports-humanistic education of students. The purpose of this article was to formulate and to prove the substantive provisions of the theory and the pedagogical technology of the integrated approach to the sports-humanistic education of student's youth. The experience of the use of this pedagogical technology of the integrated approach to sports-humanistic education of students at the Surgut state university gives the basis for the conclusion about its high efficiency.
|
Теория и технология интегративного подхода к спортивно-гуманистичес кому воспитанию студентов Кандидат педагогических
наук Т.Г. Ольхова Ключевые слова: воспитание, спортивная культура, спортивно -гуманистическое воспитание студентов. Как показывают исследования, существующая система физкультурно -спортивной работы в вузах не позволяет решить основные задачи, возлагаемые на эту систему, - не обеспечивает должного уровня здоровья и физического развития студентов, не формирует у них потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, интереса к физкультурно-спортивной деятельности, не позволяет в полной мере реализовать огромный гуманистический, культурный потенциал этой деятельности [1-6, 10]. Более того, многие факты свидетельствуют о все возрастающей девальвации духовно-нравственных ценностей в сфере детско-юношеского, в том числе студенческого, спорта, как и спорта вообще. Многих молодых людей спорт привлекает вовсе не как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, средство гармоничного развития, а прежде всего потому, что здесь можно заработать деньги, наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу. Среди молодых спортсменов все чаще наблюдается стремление добиться победы любой ценой, даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и т.д. В разное время и в разных странах были проведены педагогические и социологические исследования с целью выяснения влияния занятий спортом, спортивных (в том числе олимпийских) соревнований на нравственное поведение детей и молодежи. Все они приводят к одному общему выводу: активные и регулярные занятия спортом, спортивные (в том числе олимпийские) соревнования, как правило, не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте. Те, кто не участвует регулярно в спортивных соревнованиях, проявляют гораздо больше желания выступать за соблюдение кодекса честной игры, чем постоянные участники состязаний, и спортсмены высокой квалификации по сравнению со своими коллегами "более низкого класса" демонстрируют все меньшую склонность связывать себя этим кодексом [9]. С учетом этой ситуации, а также новых условий социально -экономического и культурного развития нашей страны в вузах ведется интенсивный поиск новых направлений физкультурно-спортивной работы, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и способных решить весь комплекс социально-педагогических задач, стоящих перед системой высшего образования и физкультурно-спортивным движением России в настоящее время. К числу таких направлений относится спортивно-гуманистическое воспитание студентов - педагогическая деятельность по формированию у студентов когнитивного, эмоционально-ценностного и нормативно -поведенческого отношения к спорту, соответствующего идеалам и ценностям гуманизма. Конкретными показателями такого отношения являются: 1) понимание социокультурного значения спортивной деятельности, знание тех гуманистических идеалов и ценностей, связанных с нормами здорового образа жизни, нравственной, эстетической, физической культуры, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта; 2) декларативная (провозглашаемая) и реальная (в поведении) ориентации на эти идеалы и ценности (интерес к ним, стремление их реализовать, адекватные эмоциональные реакции и т.п.) [9]. В определенных формах и с определенной степенью активности спортивно-гуманистическое воспитание всегда проводилось и проводится в вузах. Но в последнее время активность в этом направлении резко упала. В связи с острой критикой существовавшей ранее жестко идеологизированной системы планирования духовной жизни народа и плановой "воспитательной работы с массами" наблюдается пренебрежительное отношение к воспитательной работе и воспитателям вообще. Даже там, где проводится работа по спортивно -гуманистическому воспитанию студентов, она, как правило, не приносит желаемых результатов. На низкую эффективность этой педагогической деятельности влияет ряд факторов. К числу наиболее существенных относятся недостатки в ее организации. Довольно часто задачи спортивно-гуманистического воспитания студентов сводят лишь к формированию у них определенных знаний - прежде всего знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении. Ограничен набор средств спортивно-гуманистического воспитания. Чаще всего ограничиваются информационно-разъяснительной и пропагандистской работой. Как правило, проводятся разрозненные, не связанные между собой акции, имеющие целью сформировать у студентов гуманистическое отношение к спорту. В результате этого не достигаются многие важные цели и задачи спортивно-гуманистического воспитания студентов - в первую очередь формирование у них устойчивой ориентации на связанные со спортом духовно-нравственные ценности. Поэтому актуален вопрос более полного, интегративного , комплексного подхода к организации спортивно-гуманистического воспитания студенческой молодежи. Такой подход - не просто субъективное пожелание. Его необходимость обусловлена рядом факторов. Прежде всего надо учитывать сложный и разноплановый характер задач, которые должны быть решены для формирования у студентов гуманистического отношения к спорту. Проведенный нами [6] анализ результатов социологических исследований показывает необходимость педагогической коррекции у студентов всех компонентов этого отношения: знаний, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональных реакций, а главное - их поведения в спорте. Причем сами эти знания и элементы мотивационной системы весьма разнородны. Они относятся к нравственной, эстетической, коммуникационной и другим компонентам культуры. Таким образом, уже вследствие сложного и разнопланового характера задач, стоящих перед спортивно -гуманистическим воспитанием студентов, оно должно быть по сути своей интегративной , комплексной педагогической деятельностью. Не менее важно и то, что указанные выше задачи спортивно-гуманистического воспитания студентов нельзя решить с помощью лишь одного метода или совокупности однотипных методов (например, относящихся только к сфере информационной, разъяснительной работы). Необходим комплекс разнородных средств и методов, т.е. также интегративный подход. Кроме того,
важно учитывать, что спортивно -гуманистическое
воспитание студенческой молодежи может
выступать в разных формах в зависимости от того,
на какие гуманистические идеалы и ценности оно
ориентировано, каким образом эти идеалы и
ценности В теории и практике спортивно-гуманистического воспитания студентов наиболее широко распространена та его разновидность, которую чаще всего называют "олимпийским образованием ". В качестве основных средств спортивно-гуманистического воспитания здесь используются различные формы информационной деятельности по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, а также спорт в его олимпийской интерпретации - олимпийские соревнования, ритуалы и традиции [7]. Вторая разновидность спортивно-гуманистического воспитания студентов основана на идеях гуманистического проекта "СпАрт" (автор - В.И. Столяров). В основе этого варианта спортивно-гуманистического воспитания лежит положение о том, что путем лишь просветительской работы, с помощью одних только лозунгов и призывов, а также на основе олимпийской модели организации спортивных соревнований невозможно решить проблему приобщения подрастающего поколения к гуманистическим идеалам и ценностям. В первую очередь необходимо существенно изменить сам подход к организации спортивных соревнований, к спорту вообще, сделать его более гуманным, гуманистичным, "человечным". Спартианское воспитание как разновидность спортивно-гуманистического воспитания как раз и основано на использовании новой, более гуманной и "мягкой", модели спорта, которая отличается от других моделей, в том числе олимпийской, программой и составом участников соревнований, системой определения победителей и т.д. [8]. Как показывает анализ, олимпийский и спартианский варианты спортивно-гуманистического воспитания студентов не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Следовательно, и в этом отношении необходим интегративный подход к этой воспитательной работе. Такой подход предусматривает: · решение комплекса взаимосвязанных задач по педагогической коррекции не только знаний, но и эмоционально-ценностного и нормативно-поведенческого компонентов отношения студентов к спорту применительно к нравственному, эстетическому и всем другим аспектам культуры личности; · использование комплекса методов, связанных не только с информационно-разъяснительной работой, но и с организацией спортивных соревнований, подготовкой к ним и т.д. · комплексное, взаимодополняющее использование форм, средств и методов олимпийского образования студентов и их спартианского воспитания [6]. Возможны различные варианты педагогической технологии для практической реализации указанной выше теоретической концепции интегративного подхода к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов с учетом условий и возможностей вуза, особенностей того контингента, в педагогической работе с которым она используется, а также общей ситуации в современном спорте, системе образования и обществе в целом. Ниже излагается один из вариантов этой технологии, предполагающий организацию спортивно -гуманистического воспитания студентов в три этапа. На первом этапе с помощью педагогических наблюдений и опроса студентов на основе специально разработанных анкет и интервью определяются те показатели их спортивно-гуманистической образованности и ориентации, которые нуждаются в педагогической коррекции. На втором этапе с учетом результатов, полученных на предыдущем этапе, осуществляется педагогическое воздействие на студентов. При этом используется комплекс форм, средств и методов. Первый блок этих средств - спецкурс "Спорт как социально-культурное явление и его гуманистическая ценность", а также учебно-методическое обеспечение спецкурса. Цель - повышение уровня спортивно -гуманистической образованности студентов. С учетом требований к уровню спортивно-гуманистической образованности студентов рекомендуются следующие разделы программы спецкурса: 1. Введение. 2. Спорт как социальное явление и его культурная гуманистическая ценность. 3. Cовременное олимпийское движение, его социальная природа, цели и задачи (специальный раздел этой темы целесообразно посвятить проблемам олимпийского образования). 4. Спартианское движение. При разработке программы спецкурса должны учитываться те "пробелы" в спортивно-гуманистической образованности студентов, которые выявляются в ходе их опроса. С целью оказания студентам помощи в овладении материалом спецкурса целесообразно подготовить и рекомендовать им для изучения специальное методическое пособие. Второй блок - конструирование и проведение студенческих спортивно-творческих праздников как разновидности Спартианских игр. Этот блок средств преследует решение как минимум двух задач. Первая из них - погружение студентов в такую искусственно сконструированную культурную среду, которая на основе активного участия в гуманистически ориентированных соревнованиях позволяет им приобщиться к ценностям не только спортивной, но и других форм культуры. Вторая задача - формирование у студентов духовно-нравственной ориентации и такого ее важнейшего элемента, как интеллигентность в том ее понимании, которого придерживался академик Лихачев. По его мнению, интеллигентность - это прежде всего "способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям". Исходя из этого при разработке программы спортивно-творческих праздников акцент должен быть сделан на развитии у студентов творческих способностей в ходе занятий спортом, а также гуманного отношения к лицам с ограниченными возможностями (инвалидам) как равным партнерам по соревнованию. Третий блок средств программы спортивно -гуманистического воспитания студентов - организация педагогических игр, включающих студентов в такие игровые ситуации, в которых они должны научиться оценивать поведение спортсменов и разрабатывать программу спортивно-творческих праздников. Наконец, четвертый блок - организация самостоятельной работы студентов, которая характеризует проявление их творческого потенциала в необходимой и значимой для них деятельности. Эта работа
студентов в рамках программы их
спортивно-гуманистического воспитания включает
в себя некоторые традиционные формы и методы:
изучение Вместе с тем для организации самостоятельной работы студентов в целях их спортивно-гуманистического воспитания целесообразно использовать и такие новые формы и методы, как, например, специально разработанная для них анкета. В нее прежде всего включаются вопросы, которые предназначаются для самооценки студентами знания и понимания принципов "Фэйр Плэй", а также отношения к ним. Кроме того, в анкете указываются те конкретные ситуации спортивного соревнования, которые ставят студента в ситуацию выбора по совести, т.е. требуют от него проявления нравственной позиции. На третьем, заключительном, этапе на основе подведения итогов изучения студентами спецкурса, успешности решения ими педагогических задач, качества и результативности их самостоятельной работы, самооценки восприятия студентами участия в спортивно-творческих праздниках оценивается эффективность их спортивно-гуманистического воспитания. Заметим, что такая оценка сопряжена с определенными сложностями, вызванными не только известными трудностями "измерения" духовно-нравственных и эстетических параметров человеческой личности, но и длительного периода времени, необходимого для того, чтобы в полной мере обнаружились последствия воспитательного воздействия. Опыт использования охарактеризованной выше педагогической технологии интегративного подхода к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов в Сургутском государственном университете дает основание для вывода о ее достаточно высокой эффективности [6]. Литература 1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-8. 2. Виленский М.Я., Карповский Г.К. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре и пути его направленного формирования // Теор. и практ. физ. культ., 1984, № 10, с . 39-42. 3. Вучева В.В. Научно-методические основы формирования гуманистически ориентированной физической культуры студенток педагогических специальностей: Автореф. канд. дис. М., 1998. 4. Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А., Игнатьев А.С. Физическая культура студенческой молодежи: опыт, проблемы, перспективы // Физическая культура: воспитания, образование, тренировка, 1996, № 3, с. 7-10. 5. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М : ГЦОЛИФК, 1992. 6. Ольхова Т.Г. Интегративный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов: Автореф. канд. дис. М., 2000. 7. Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой. Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сб./Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998. 8. Столяров В.И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой: Сб./Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 71-233. 9. Столяров В.И. Теоретическая концепция спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи //Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. третий: Сб. /Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова. - Москва-Сургут: МГИУ, 2000, с. 21 - 79. 10. Стопникова Е.В. Социально-философский анализ ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. канд. дис. Нижний Новгород, 1992. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |