Abstract Technology Of Integral Evaluation And Control Of Physical Training Of Pupils Living In Far North V.V. Ponomaryov, Ph. D., professor Siberian state university of technology, Krasnoyarsk Key words: technology, integral evaluation, physical training, pupils, criterions of evaluation, levels. The climatic-geographical peculiarities of the Far North of Russia make unfavorable influence on the physical development and health of children during the school year. There are great overfalls on functional and physical indices of pupil's organism. It is necessary to use the modern control, evaluation and correction of all sides of the pedagogical process and physical training of pupils in the school year in opposition to unfavorable climatic-geographical factors. There was carried out the technology of the integral evaluation and control of the physical training of pupils living in the Far North, which includes the next criteria: the physical training (PT), physical preparedness (PP), functional preparedness (FP), acute disease (AD) and theoretical knowledge (TK). The integral evaluation of the physical education (PE) can be defined with the help of the next formula: PE=PT+PP+FP+AD+TK, where PE-results are counted in poins. The level of physical education is defined with the help of the developed table, according the score (low, medium, high).
|
Технология интегральной оценки и контроля физкультурного образования школьников Крайнего Севера Кандидат педагогических
наук, профессор В.В. Пономарев Ключевые слова: технология, интегральная оценка, физкультурное образование, школьники, критерии оценки, уровни. Важным звеном регулирования и совершенствования физкультурного образования учащихся является его контроль. Содержание контроля составляют преимущественно две стороны: 1) получение информации о состоянии учащихся; 2) сравнение данной информации с данными о должном, запланированном состоянии школьников. В случае, если обнаруживается достаточно большое расхождение между реальным и должным состояниями учащихся, вносятся соответствующие изменения в содержание физкультурного образования. Что же конкретно входит в содержание информации о состоянии физкультурного образования, или, пользуясь кибернетическим языком, в содержание обратной информации? Исходя из современных тенденций всесторонней характеристики физкультурной подготовленности учащихся, в содержание контроля вводят анализ состояния следующих видов их подготовленности [6 - 9, 11, 18, 20, 21]: - физический (кондиционный), т.е. уровень развития физических качеств; - технический, или уровень овладения двигательными действиями; - функциональный, характеризующий уровень сформированности морфофункциональных систем организма; - координационный, или уровень развития координационных способностей; - теоретический, или степень сформированности физкультурных знаний. При анализе форм контроля результатов физического воспитания учащихся в нашей стране нами было выделено следующее их содержание (начиная с 1960 г.) [8, 9, 11, 18]: 1. Выполнение норм ГТО (1960 - 1970 гг.). 2. Контрольные упражнения по общей физической подготовке (1971-1980 гг.). 3. Экзамен по физической подготовке (по выбору) в выпускных классах (1981 - 1990 гг.). 4. Теоретический экзамен (по выбору) по физической культуре (с 1991 г. и по настоящее время). Такой односторонний подход к контролю физкультурного образования школьников в нашей стране не способствует его дальнейшему развитию и совершенствованию. В связи с этим назрела необходимость разработки современных технологий контроля физкультурного образования школьников, который включал бы комплексную оценку содержания всех его сторон: педагогических, морфофункциональных и теоретических [9, 11, 15]. Разработка интегрального контроля физкультурного образования - один из современных подходов к оценке и коррекции физкультурной образованности школьников [11, 17, 20]. Особенно актуальной задачей является в настоящее время разработка контроля физкультурного образования школьников , проживающих в условиях Крайнего Севера [9, 20 - 22]. Жесткие климатогеографические особенности Крайнего Севера оказывают неблагоприятное влияние на здоровье и физическое развитие детей школьного возраста, и необходимы интегральный контроль и оценка физкультурного образования, его своевременная корректировка [5, 11, 18, 20 - 22]. В процессе исследования была разработана технология интегральной оценки и контроля физкультурного образования школьников Крайнего Севера, включающая следующие критерии: физическое развитие (ФР), физическую подготовленность (ФП), функциональную готовность (ФГ), частоту ОРЗ и теоретические знания (ТЗ) [1 - 4, 7, 8, 10, 11, 17, 21, 22]. Содержание данных критерии таково: ФР - включает в себя следующие показатели: длину тела (см), вес тела (кг), экскурсию грудной клетки (см) и силу кисти (кг); ФП - челночный бег 3 х10 м(с), бег на 300 м (с( и 1000 м (мин,с), тройной прыжок в длину с места (типа "кенгуру"), наклон вперед из положения сидя (см), сгибание и разгибание рук в исходном положении упор лёжа (колич. раз), метание набивного мяча из положения стоя (см); ФГ - частота сердечных сокращений в покое сидя (уд/мин), ортостатическая проба (колич. ударов), функциональная проба - 20 приседаний за 30 с (колич. ударов); ОРЗ - частота острых респираторных заболеваний у школьников в учебном году (колич. раз); ТЗ - содержание теоретического материала для учащихся: начальной школы: физическая культура и спорт; здоровье и здоровый образ жизни; утренняя гимнастика; закаливание и закаливающие процедуры; зрение и его профилактика; климатогеографические особенности Крайнего Севера; режим дня; питание; сон и его физиологическое значение; простейшие формы психомышечной регуляции; основной школы: контроль и коррекция физического состояния, дневник физического состояния, домашний микростадион и его устройство; особенности заболеваний населения, проживающего в регионах Крайнего Севера; профилактика региональных заболеваний; здоровый образ жизни в условиях Крайнего Севера; формирование стиля здорового образа жизни на Крайнем Севере; средней школы: формы психологической регуляции и саморегуляции, спортивная тренировка, физическая культура для девушек, физическая подготовка юношей к службе в армии, современные формы физических упражнений. Для вышеуказанных показателей разработаны должные нормы по физическому развитию, функциональной готовности, профилактики ОРЗ, нормативы по физической подготовленности, оценка которых производится по пятибалльной системе (для того чтобы не перегружать статью оценочными таблицами, мы их не приводим, с ними можно познакомиться в следующих источниках [9, 10, 11, 15, 17, 19]). Таким образом, интегральная оценка физкультурной образованности (ФО) школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера, определяется по следующей формуле: ФО = ФР + ФП + ФГ + ОРЗ + ТЗ, где показатели ФО переведены в баллы. В зависимости от суммы набранных баллов определяется уровень ФО (высокий, средний, низкий) (см. таблицу). Уровни физкультурной образованности школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера, баллы
Также предлагаются следующие документы учета результатов ФО учащихся: "Табель успеваемости по физической культуре за четверть", куда входят следующие критерии: экскурсия грудной клетки; бег на 300 м, тройной прыжок и метание набивного мяча; частота заболеваний ОРЗ за четверть и средний балл за основы знаний в четверти; "Табель успеваемости по физической культуре за учебный год", который содержит критерии интегральной оценки физкультурного образования. Для учета и контроля ФО учащихся в период обучения в школе разработана следующая форма: "Дневник физкультурного образования", который содержит следующие разделы: памятка для школьников и родителей; протоколы контроля показателей ФО; должные нормы и уровни ФО; комплексы физических упражнений для поддержания показателей физического состояния; основы знаний по физической культуре и спорту. Выводы. Виды подготовленности учащихся, составляющие содержание технологии контроля физкультурной образованности: физическое развитие, физическая подготовленность, функциональная подготовленность, частота острых респираторных заболеваний за учебный год (косвенная оценка состояния иммунной системы) и теоретические знания. Технологии интегральной оценки физкультурного образования школьников позволяют осуществлять оценку и коррекцию физического воспитания учащихся, проживающих в условиях Крайнего Севера в течение четверти, полугодия, учебного года и всего периода обучения в школе. Виды контроля и учета: оперативный - в процессе урока; текущий - успеваемость ученика за месяц; этапный - контроль уровня образованности ученика за четверть; итоговый - контроль уровня образованности ученика за учебный год. Содержание технологий контроля в физкультурном образовании учащихся: контроль учения (деятельности учащихся) и обучения; методика контроля; самоконтроль через "Дневник физкультурного образования", включающий должные нормы видов физкультурной образованности, теоретические знания и практические рекомендации. Методы технологии контроля : опрос (беседа, интервью, анкетирование), анализ документов и протоколов, наблюдение (визуальное, хронометрирование); измерение морфофункциональных показателей (длина тела, экскурсия грудной клетки, сила кистей рук, частота сердечных сокращений в покое сидя, ортостатическая и функциональная пробы); контрольные упражнения (бег на 300 и 1000 м, челночный бег 3 х10 м, тройной прыжок, наклон вперед из положения сидя, метание набивного мяча, сгибание и разгибание рук в положении упора лежа); косвенный контроль иммунной системы организма школьника через частоту (количество) заболеваний ОРЗ в учебном году. Заключение. Разработанные педагогические технологии оценки и контроля процесса физкультурного образования школьников Крайнего Севера показали свою эффективность, что выразилось в стабилизации критериев физкультурного образования учащихся и их повышении в годичном цикле в сравнении с группами контроля. Литература 1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека // Теор. и практ. физ. культ. 1991, № 7. 2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 1, с. 22 - 26. 3. Годик М.А. О методике тестирования физического состояния детей // Теор. и практ. физ. культ. 1973, № 8, с. 32 - 34. 4. Годик М.А. Спортивная метрология. - М.: ФиС, 1988, с. 6 - 15. 5. Годик М.А. Сравнительный анализ эффективности различных систем физического воспитания в школах // Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 9, с. 15 - 17. 6. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 5 - 6, с. 24 - 32. 7. Лях В.И. Критерий определения координационных способностей // Теор. и практ. физ. культ. 1991, № 11, с. 17 - 20. 8. Лях В.И. Оценка успеваемости по физической культуре // Физкультура в школе. 1991, № 3 (11), с. 3 - 8. 9. Пономарев В.В. Комплексная оценка школьника по физическому воспитанию - показатель объективности в современном учебном процессе // Региональные проблемы физической культуры и спорта: Материалы науч.-практ. конф. Надым, 1993, с.127 - 129. 10. Пономарев В.В. Контроль и профилактика простудных заболеваний у школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера // Физкультурное образование Сибири. 2000, № 1 (13), с. 44 - 47. 11. Пономарев В.В. Контроль физического состояния школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера // Физкультурное образование Сибири. 2000, № 1 (13), с. 48 - 53. 12. Пономарев В.В. Методологические положения развития двигательных способностей у школьников в годичном цикле и возрастном диапазоне // Современные направления в системе подготовки специалистов физической культуры, спорта и валеологии: Материалы регион. науч.-практ. конф. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 1999, с. 130 - 131. 13. Пономарев В.В. Многоборно-легкоатлетическая подготовка в общеобразовательной школе на уроках физической культуры и во внеклассной работе // Актуальные проблемы физической подготовки учащихся и студенческой молодежи: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. Чебоксары, 1990, с. 53 - 54. 14. Пономарев В.В. Нетрадиционный системный подход в физическом воспитании школьников Крайнего Севера // Исследование и совершенствование методики ведения учебно-воспитательного процесса: Отчет о научно-исследовательской работе. Норильск, 1990, с. 69 - 79. 15. Пономарев В.В. Региональная программа по физической культуре для учащихся младших классов // Физкультурное образование Сибири. 1998, № 3 (9), с. 14 - 19. 16. Пономарев В.В., Хухров Б.М., Зейберт А.Г. Структура взаимосвязи развития физических качеств школьников с природно-климатическими особенностями региона проживания и их последующая корректировка // Проблемы развития физической культуры и спорта в условиях Сибири и Крайнего Севера: Сб. науч. статей. - Омск: СибГАФК, 1995, с. 85 - 89. 17. Пономарев В.В., Сулейманов И.И. Гибкость и ее контроль у детей школьного возраста // Физкультурное образование Сибири. 1996, № 2 (4), с. 42 - 43. 18. Пономарев В.В. Региональный подход к программному обеспечению физического воспитания школьников в условиях Крайнего Севера: Канд. дис. Омск, 1993. - 148 с. 19. Пономарев В.В. Региональный подход к физкультурному образованию школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера: Монография. - Красноярск: СибГТУ, 2001. - 236 с. 20. Сулейманов И.И., Михалев В.И., Шнайдер В.Х. и др. Общее физкультурное образование // Школьное физкультурное образование: Учебник. Т.1. - Омск: СибГАФК, 1998. - 228 с. 21. Хрущев В.Л. Здоровье человека на Севере // Медицинская энциклопедия северянина. - Новый Уренгой, 1994. - 50 с. 22. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием. - М.: Медицина, 1980. - 225 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |