ЗДОРОВЬЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ


Abstract

School center of rehabilitation - new form of rehabilitation of young athletes in conditions of sports-educational organizations of physical culture and sports orientation

S.A. Kostenko, Ph.D.

Moscow state physical culture and sports association, Moscow

Key words: medical support, obligatory medical insurance, sports-educational organization.

The level of sports development in any country is determined in many respects by the organization of sports work with children and teenagers. In our country children and youth sports began to develop especially actively since 1956. With the each decade the sports of maximum achievements looked younger.

The success of the development of children and youth sports promoted in much by the effective organization of the medical support of sports reserves training in sports-educational organizations of the physical culture and sports orientation.

The questions of the organization of the medical support of sports reserves training in the modern conditions are determined by the complex of contradictions between needs of young athletes in the preventive medical aid and the real opportunities of the medical service of the sports-educational organizations of the physical culture and sports orientation to provide it; the variety of physical culture-improving and sports services; the condition of material base and the qualification of the medical staff for their satisfaction. The author of this article represents one of such structures.


Школьный центр реабилитации - новая форма реабилитации юных спортсменов в условиях спортивно-образовательных учреждений физкультурно-спортивной направленности

Кандидат медицинских наук С.А. Костенко
Московское государственное физкультурно-спортивное объединение, Москва

Ключевые слова: медицинское обеспечение, обязательное медицинское страхование, спортивно-образовательное учреждение.

Уровень развития спорта в любой стране во многом определяется организацией спортивной работы с детьми и подростками. В нашей стране детско-юношеский спорт особенно активно стал развиваться с 1956 года. С каждым десятилетием молодеет большой спорт. Теперь уже никого не удивляют победы юных спортсменов на международных соревнованиях, мировые рекорды, побитые 12-15 -летними спортсменами.

Успеху развития детско-юношеского спорта во многом способствует эффективная организация медицинского обеспечения подготовки спортивных резервов в спортивно-образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности.

С каждым годом совершенствуется система специализированных учреждений подготовки юных спортсменов (ДЮСШ, СДЮШОР, ЦО, УОР, ШВСМ).

Например, в Центре образования "Чертаново" специализация начинается с 5 лет (детсад), 1-9-й классы как общеобразовательная школа, 10-11-й классы - как физкультурный колледж, после окончания спортивно -образовательного учреждения физкультурно-спортивной направленности учащиеся-спортсмены зачисляются в институт физической культуры.

Современное спортивно-образовательное учреждение физкультурно-спортивной направленности включает в себя учебные и спортивные объекты. Их хорошие материально-технические базы (классы, спортивные и тренажерные залы, бассейны, сауны, теннисные корты, стадионы, гостиницы, столовые, загородные спортивные базы и другие объекты) позволют создать школьный реабилитационный центр и обеспечить на высоком уровне как непрерывный цикл подготовки спортивных резервов, так и оздоровление юных спортсменов и населения средствами физической культуры. Ранняя специализация во многих видах спорта подняла вопросы:

- повышения эффективности организации медицинского обеспечения подготовки спортивных резервов в спортивно-образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности;

- сохранения и укрепления здоровья и повышения уровня физической работоспособности юных спортсменов;

- введения медицинских структур в сферу ОМС;

- штатных нормативов медперсонала;

- медицинского стажа;

- внедрения новых форм медицинской и бухгалтерской документации, облегчающих учет выполненной работы;

- роста спортивных результатов;

- увеличения числа элитных спортсменов.

Вопросы организации медицинского обеспечения подготовки спортивных резервов в современных условиях определяются комплексом противоречий, сложившихся между потребностями юных спортсменов в профилактической медицинской помощи и реальными возможностями медицинской службы спортивно -образовательных учреждений физкультурно-спортивной направленности ее оказать; разнообразием физкультурно -оздоровительных и спортивных услуг; состоянием материально-технической базы и квалификации медицинских кадров для их удовлетворения.

Затянувшиеся социально-экономические преобразования в нашей стране, социальная напряженность в обществе, ухудшение экологической ситуации негативно отразились на состоянии здоровья различных групп населения.

За последние годы значительно сократилась возможность для занятий массовыми видами спорта и физической культурой. Резко сократилось число детско-юношеских спортивных школ, клубов и площадок, произошла коммерциализация физкультурно-оздоровительны х и спортивных сооружений, что существенно уменьшило доступность этих занятий для населения.

Развивающаяся сеть негосударственных коммерческих спортивно-оздоровительных комплексов зачастую не отвечает предъявленным требованиям к медицинскому обеспечению врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом.

Особую тревогу вызывает качественное ухудшение состояния здоровья школьников и подростков.

По данным исследований научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, лишь 10% выпусников школ могут считаться здоровыми, 48% имеют хронические патологии.

Заболеваемость среди подростков увеличилась в 2-3 раза. Резко возросло количество венерических болезней, в том числе сифилиса в 75 раз. Вдвое возросло число инвалидов до 16 лет.

Согласно ВОЗ здоровье населения определяется в основном четырьмя группами факторов: образом жизни (50%), средой обитания (20%), наследственностью (20%) и качеством медико-санитарной помощи (10%). Образ жизни имеет среди них ведущее значение. Распространение среди детей и подростков таких явлений, как курение, употребление алкоголя, наркотиков, пагубно влияет на их здоровье.

Существующая система организации медицинской помощи, в том числе учащимся-спортсменам спортивно -образовательных учреждений физкультурно-спортивной направленности, не удовлетворяет современным требованиям и не способствует сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня физической работоспособности юных спортсменов. Плановые углубленные медицинские обследования проводятся подчас формально, реабилитация в детских поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах сопряжена с трудностями, так как приходится тратить часы на дорогу, простаивать в очередях, чтобы пройти процедуры. Кроме того, родители детей вынужденыоставлять рабочие места, чтобы посетить с ними врача, и многие другие причины.

Как повысить качество и экономическую эффективность врачебного контроля учебно-тренировочного процесса в низшем звене амбулаторно -поликлинической помощи юным спортсменам (в медцентрах, медпунктах, медкабинетах) в структуре спортивно-образовательных учреждений физкультурно -спортивной направленности?

Новая модель школьной реабилитации и особенность данной формы заключается, во-первых, в приближении квалифицированной медицинской помощи к помощи, оказываемой в спортивно-образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности, во-вторых, в оздоровлении юных спортсменов и населения средствами физической культуры.

Школьный реабилитационный центр базируется в стенах спортивно-образовательных учреждений физкультурно-спортивной направленности. Реабилитационными мероприятиями охвачены все дети, обучающиеся в учреждении физкультурно-спортивной направленности, без ущерба для образовательных и спортивных программ, а также для населения, проживающего в данном административном округе. Положительным моментом являются экономия времени родителей и учащихся-спортсменов, поскольку им не приходится оставлять свои рабочие места, чтобы посещать детские поликлиники, врачебно-физкультурные диспансеры, поликлиники восстановительного лечения, а также получение населением оздоровительных и спортивных услуг по месту проживания.

Основная цель работы школьного реабилитационного центра - объединение педагогической, тренерской и медицинской деятельности в целях полноценной биологической и социальной адаптации каждого учащегося-спортсмена, полноценного развития его природных физических, творческих задатков и способностей, оздоровление населения средствами физической культуры.

Задачи и функции реабилитационного центра:

1. Оказать методическую и практическую помощь педагогическому, тренерскому коллективу в реализации учебного, учебно-тренировочного и соревновательного процессов, оздоровлении юных спортсменов и населения средствами физической культуры, обучении здоровому образу жизни, воспитании культуры физического здоровья в школьной среде.

2. Проведение анализа заболеваемости, травматизма и формирование банка данных здоровья, физического, биологического развития и физической работоспособности на основе спортивного отбора одаренных детей, анкетирования детей и родителей, скрининг-тестов, современных диагностических программ, углубленных медицинских и комплексных обследований учащихся-спортсменов.

3. Осуществлять дозонологическую реабилитацию на базе развернутой структуры реабилитационного центра с участием спортивного врача и среднего медицинского персонала спортивной школы и специалистов ВФД, поликлиник восстановительного лечения, детских поликлиник.

4. Оценка эффективности реабилитационного центра и оздоровительных услуг, оказываемых юным спортсменам и населению.

5. Обеспечение профилактических мероприятий по снижению общей заболеваемости, в том числе ОРВИ и гриппом, по предупреждению адаптационного срыва у учащихся-спортсменов, восстановительной терапии, по предупреждению и профилактике заболеваний и травм среди юных спортсменов.

6. Оздоровление юных спортсменов и населения средствами физической культуры.

7. Увеличение количества элитных спортсменов.

8. Обеспечение спортивного долголетия .

Возглавляет реабилитационный центр заведующий, он же одновременно исполняет обязанности заместителя директора учреждения физкультурно-спортивной направленности по оздоровлению учащихся-спортсменов.

С учетом распространенности заболеваний, травм среди юных спортсменов данного учреждения и учащихся-спортсменов в целом и для осуществления реабилитации привлекаются специалисты ВФД (невропатолог, психолог, психотерапевт, травматолог, врач ЛФК, физиотерапевт, окулист, иглорефлексотерапевт, гомеопат и др.). Под их патронажем и контролем ВФД медицинский персонал спортивной школы осуществляет программу реабилитации юных спортсменов. Спортивный врач и средний медицинский персонал учреждений физкультурно-спортивной направленности имеют возможность пройти усовершенствование или специализацию по разным направлениям (например: иглорефлексотерапии, вертеброневрологии и мануальной терапии, спортивному массажу, ЛФК и др.) и совмещать несколько видов деятельности, в том числе и проводить физкультурно-оздоровительную работу с различным контингентом населения.

Оплата труда спортивного врача и среднего медперсонала учреждений физкультурно-спортивной направленности увеличивается за счет расширения объема и вида услуг, оптимизации труда.

Реабилитация осуществляется по программе, которую составляют по результатам УМО, УКО и индивидуальным рекомендациям специалисты ВФД, поликлиник восстановительного лечения, детских поликлиник. Реализация медицинской составляющей программы идет на базе школьного реабилитационного центра. Посещение реабилитационного центра организуется по графику согласно школьному расписанию "классных групп здоровья". Ежегодно оценивается эффективность оздоровления учащихся-спортсменов и населения.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: