ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ



СПЕЦИФИКА МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ

Международный гроссмейстер И.В. Уманская
Г.О. Соболев

Российская государственная академия физической культуры, Москва

Победа программы Deep Blue в 1997 г. в матче из 6 партий у чемпиона мира Гарри Каспарова показала значение и актуальность совершенствования программного обеспечения. Еще в 40-е гг. патриарх советских шахмат Михаил Ботвинник определял четыре кита, на которых базируется мощь шахматиста. Это шахматный талант, характер, здоровье и специальная подготовка. Последние десять лет, характеризующиеся широким внедрением информационных и компьютерных технологий во всех сферах человеческой деятельности, внесли существенные изменения в методики спортивной тренировки высококвалифицированных шахматистов.

Наряду с базовыми методами подготовки появились новые, основанные на использовании персональных компьютеров и шахматных программ, сильно изменивших форму и содержание процесса тренировки.

Особенности специальной подготовки в процессе тренировки юных шахматистов с использованием персональных компьютеров и Интернета

Специальная подготовка юных шахматистов на современном этапе претерпевает существенные изменения по форме и получает дополнительные возможности, которые ранее невозможно было технически реализовать.

Во-первых, в техническом арсенале шахматистов появился такой мощный инструмент, как персональный компьютер, позволяющий наиболее эффективно реализовать многие функции сбора, систематизации, хранения шахматной информации (партий, фрагментов, позиций для анализа), тактического анализа выбранных позиций высочайшего качества на не доступном биологическому шахматисту по глубине уровню.

Во-вторых, повысилась интенсивность занятий по решению тренировочных и контрольных заданий, с проверкой многочисленных "боковых" ответвлений и вариантов, с акцентом внимания на важнейших тонкостях и нюансах в этих разветвлениях.

В-третьих, расширились возможности подачи учебного материала, существенно углубилась их дифференцированность по уровню сложности и тематической направленности.

В-четвертых, повысилась заинтересованность и усилилась мотивация на тренировках благодаря чувству новизны, элементам неизвестного, непознанного. Это всё привносит возможность использования всемирной сети Интернет.

Интернет открыл дорогу шахматистам в новый мир общения. Наличие многочисленных игровых сайтов позволяет в любое время найти равноценного спарринг-партнера. Это существенно повышает интенсивность игровой практики шахматистов, что очень актуально для районов, удаленных от центров шахматной жизни.

При этом не следует фетишизировать значение персонального компьютера и его математического обеспечения, наоборот, роль и ответственность тренера, использующего новую методику, возрастает, так как именно он планирует и определяет весь этап тренировочного процесса.

Таблица 1. Характеристики и этапы использования шахматных программ в учебно-тренировочном процессе

Программы Уровень мастерства Количество позиций/уроков (осн. + вспомогател. ) Дебют Миттель-
шпиль
Энд-
шпиль
Пр ограммы для квалиф ицированных шахматистов      
Информационно-поисковая система Chess Assistant 6.1 1 -й разр. - гроссмейстер 1 640 000 партий + 2 игровые программы v v v
Дебютная энциклопедия Openings-2000 3-й разр. - мастер 300 000 партий по 500 индексам v    
Энциклопедия закрытых дебютов, Ч.1. 2-й разр. -КМС 7 дебютов v    
"Александр Алехин" 3-й разр. - мастер 1300 партий + 200 позиций v v v
"Михаил Таль" 3-й разр. - мастер 2592 партии + 260 позиций v v v
"Эммануил Ласкер" 3-й разр. - мастер 630 партий + 200 позиций v v v
"Хосе Рауль Капабланка" 3-й разр. - мастер 640 партий + 200 позиций v v v
CT-ART 3.0 3-й разр. - КМС 1220+1000 позиций   v v
Этюды для практиков 2.0 3-й разр. -гроссмейстер 950+900 заданий     v
Стратегия 3.0 2-й разр. - мастер 250 примеров и 1100+450 заданий   v v
Энциклопедия дебютных ошибок 4-й разр. -мастер 1255 заданий v    
Энциклопедия Миттельшпиля - I 3-й разр. - мастер 600 примеров +1000+400 заданий v v  
Энциклопедия Миттельшпиля- II 3-й разр. - мастер 700 примеров + 600+140 заданий v v  
Шахматный университет 3-й разр. - мастер Дебютная энциклопедия 2001, База 500 000 партий, игровые аналитические программы "Crafty" и "Дракон", учебник по эндшпилю v v v
Практикум по эндшпилю 3-й разр. - гроссм 2400 заданий по эндшпилю     v

Учебные программы "Информсистемы"

Тренировки юных шахматистов осуществляются с использованием учебных шахматных программ, разработанных ЗАО "Информсистемы". С 1998 г. "Информсистемы" стали выбрасывать на рынок одну программу за другой. Ныне их число возросло до 15, интерфейс стал сложен для простого человека, не имеющего достаточной квалификации. И потому начальный этап технического освоения программ вырос до 2-3 месяцев.

Ниже приводятся характеристики учебных и информационно-поисковых программ ЗАО "Информсистемы" (табл. 1), используемых в тренировке по состоянию на сегодняшний день.

Остановимся на возможностях Интернета и игровой тренировке online. Шахматный мир Интернета за последние годы разросся вширь невообразимо. Постепенно это приводит и к качественным изменениям. Поскольку нельзя объять необъятное, остановимся на работе с тремя сайтами. Это Шахматный клуб Гарри Каспарова (www.kasparovchess.ru), Международный шахматный клуб Юрия Авербаха (www.interchess.ru) и Международный шахматный клуб (ICC) (www.chessclub.com).

На этих сайтах проводятся online-показы партий с текущих соревнований, постоянно проводятся лекции ведущих шахматистов, посвященные теории, истории и соревнованиям по шахматам, публикуются статьи по актуальным вопросам шахмат. Изучение этих материалов расширяет кругозор юных шахматистов и повышает их мотивацию и заинтересованность в занятиях шахматами. В целом это позволяет использовать "расширенный принцип соответствия", о котором писал Эдуард Эйлазян, один из наставников Руслана Пономарёва.

На этих сайтах имеется возможность непосредственно играть партию с партнером, находящимся за тысячи километров. Это имеет свои психологические особенности, которые необходимо учитывать при настрое на партию. ICC проводит многочисленные турниры с различным контролем времени. Участие в них способствует практическому закреплению пройденного материала и поддержанию высокого спортивного тонуса. В нашей практике участие в турнирах с укороченным контролем времени используется для определения текущего состояния спортивной формы юного шахматиста перед ответственными соревнованиями.

Не менее актуально и то, что для работы в Интернете юные шахматисты вынуждены осваивать, как правило самостоятельно, работу с неизвестным программным обеспечением, требующим знания английского языка. Преодоление этих трудностей воспитывает характер и способность поиска ранее неизвестных решений, что может пригодиться в жизни.

Самым трудным для тренера является создание собственной электронной базы шахматных партий и позиций. Игорь Захарьевич Бондаревский в маленькой, но очень емкой работе "Комбинация в миттельшпиле" советовал шахматистам создавать собственные коллекции тактических приемов и комбинаций. В современных условиях для такой успешной и плодотворной работы имеются все технические возможности. Авторским коллективом совместно с К. Винокуровым проделана работа по сбору и систематизации типовых стратегических приемов оперативного планирования, которые находятся в процессе издания. На основе коллекции комбинаций М. Блоха выпущена учебная программа CT-ART 3.0. Из публикаций известно о значительной коллекции учебных примеров М.И. Дворецкого. В свое время огромная коллекция учебных материалов имелась у А.М. Константинопольского, к сожалению, судьба ее неизвестна. В.А. Артамоновым собрана и опубликована коллекция тактических приемов в эндшпиле.

Мы хотим обратить внимание на необходимость самостоятельного сбора и систематизации типовых приемов ведения игры в определенных позициях. Поскольку у каждого свои творческие привязанности и любимые позиции, подбор типовых приемов и постепенное их накопление (сбор) должны осуществляться лично каждым шахматистом, так как, проделав эту работу, он уже знает что-то новое, отличное от всех остальных спортсменов, использующих общедоступные базы партий и фрагментов.

Теперь остановимся на цикле подготовки юных шахматистов до уровня международного мастера (ММ). Приступая к штурму высокой планки выполнения норматива ММ, юный шахматист должен осознавать, насколько тернист и долог этот путь. В начале этого пути надо определить этапы, средства достижения итоговой и промежуточных целей. Только правильная постановка целей и задач позволит успешно пройти промежуточные этапы этого пути.

Тренировка и испытание, "нулевой" этап до получения начального индивидуального коэффициента (ИК-Эло) (2200).

Самый первый этап мы условно назвали нулевым - "0". Цель этого этапа - достигнуть уровня игры ИК-Эло примерно 2200 ед., что соответствует уровню хорошего КМС. На этом этапе юный шахматист должен создать успешно отработанный репертуар из 2 дебютов за белых и стольких же - за черных. Хорошо владеть тактическим оружием (60-70% правильно решенных тестовых заданий средней трудности), иметь прочные знания об основах шахматной стратегии: как строится оценка позиции, ее элементы; быть знакомым с 15-25 типовыми планами из примеров шахматной классики, знать элементарные типовые шахматные окончания: оценку, план игры, типовые тактические приемы примерно для 250 эндшпильных позиций. Необходимо освоить работу на персональном компьютере в операционной системе (ОС) Windows с учебными и игровыми программами.

Тренировочный процесс строится с учетом учебной загруженности и физического состояния учащихся. Занятия планируются по индивидуальному графику.

Цикл соревнований и тренировочных партий строится таким образом, чтобы происходило практическое закрепление усвоенного теоретического материала.

По времени этот этап длится примерно 1,5 года.

Пройдя "0" этап, спортсмен переходит к 2-летнему циклу подготовки для достижения уровня международного мастера. Это желательно делать после летних каникул, когда отдохнувшие, полные сил юные дарования на эмоциональном подъеме готовы штурмовать любые вершины.

Необходимо четко поставить цель, учитывая личные характеристики шахматиста. Для повышения качества тренировочного процесса разрабатывается план. В нашей практике он выглядел так:

1. Тренер вместе с учеником разрабатывают личный дневник спортсмена. В нем указываются ближние и дальние цели, дается развернутый анализ характера спортсмена, записываются важные замечания семьи юного шахматиста. Это позволяет преподавателям выстроить более качественную тренировку на любом этапе спортивного совершенствования.

2. Руководствуясь дневником спортсмена, мы составляем наиболее гибкое расписание индивидуальных занятий и консультаций. Уникальные шахматные программы предоставляют возможность каждому ребенку не только выбрать интересную деятельность, но и проявить свой творческий потенциал.

Например, для Владимира Евелева (1983 г. рождения, сейчас ММ) на различных этапах тренировочного процесса общей продолжительностью в 2,5 года были сформулированы следующие задачи:

Краткосрочные - выполнение норматива мастера ФИДЕ и достижение ИК - 2300 ед. на 1-й год тренировки (01.1998 - 01.1999).

Среднесрочные - достижение ИК - 2400 на 2-й год тренировки (01.1999 - 01.2000) и выполнение нормы ММ.

В этот период В. Евелев выиграл несколько мастерских турниров с участием известных игроков.

Долгосрочной целью для В. Евелева было выполнение всех норм ММ и достижение ИК - 2450 во время последнего полугодия общего цикла тренировки (01.2000 - 06.2000).

Аналогичные задачи ставились и перед Артуром Габриэляном (1982 г. рождения, сейчас ММ). С учетом возраста, особенностей характера и индивидуально -личностных качеств темп роста Артура и интенсивность его занятий были повышенными.

Квалификационные требования к спортсменам

Задачи 2-летнего тренировочного цикла существенно усложняются в отличие от требований "0" этапа. Цель -достигнуть уровня игры ИК-Эло примерно 2400 ед., что соответствует уровню ММ. На этом этапе юный спортсмен должен расширить свой репертуар до 3-4 дебютов за белых и стольких же - за черных, в совершенстве овладеть тактическим оружием (90% правильно решенных тестовых заданий высокой трудности, тема задания неизвестна), широкой палитрой стратегических приемов: знать, как изменяются соотношения элементов оценки позиции в зависимости от пешечной конфигурации или от имеющегося соотношения материала на доске; знать свыше 100 типовых планов из наследия шахматных классиков, владеть элементарными типовыми шахматными окончаниями: оценка, план игры, типовые тактические приемы примерно для 600 эндшпильных позиций, овладеть приемами ведения игры в игровых окончаниях и так называемых "простых" позициях. В совершенстве освоить работу на персональном компьютере в ОС Windows с информационно-поисковой системой ведения шахматных баз данных (Chess Assistant, Chess Base), новыми учебными и игровой программами.

Так как у квалифицированных шахматистов возникают различные проблемы на всех стадиях партии: в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, программа занятий включает в себя 3 раздела:

- подготовительный этап освоения приемов и методов самостоятельной работы с информационно -поисковой программой шахматных баз данных - СА версии 6.1, учебных и игровых программ;

- изучение и закрепление определенных разделов шахматной теории (шахматная тактика и комбинационная борьба, нетривиальные приемы игры в окончаниях - на примерах этюдного творчества, теория и практика разыгрывания отдельных дебютов). Сюда же входит изучение соответствующих разделов шахматной теории на основе творчества отдельных шахматистов (А. Алехин, М. Таль, Э. Ласкер, Х.-Р. Капабланка). Все эти возможности реализованы в соответствующих шахматных программах;

- тренировка оперативной (кратковременной) и долговременной памяти, устойчивости и концентрации внимания, техники расчета вариантов шахматистом, критичности мышления;

- тренинг на игровых программах для закрепления полученных знаний.

Остановимся на стадии и плане подготовки тренировочного цикла.

Индивидуальные занятия желательно планировать с учетом стиля, турнирных результатов и перспективных задач. В основу использования программ положена тематика по следующим направлениям:

- совершенствование и тренировка техники расчета шахматистом вариантов;

- решение комбинаций;

- решение этюдов (эндшпильные позиции с тактическим содержанием);

- решение тестовых примеров по стратегии;

- типовые позиции миттельшпиля;

- типовые схемы атаки на короля;

- типовые приемы игры в дебюте;

- постановка дебютного репертуара и построение плана при переходе в миттельшпиль.

В процессе тренировки используется участие в турнирах для проверки практической готовности к соревнованиям и обкатки дебютного репертуара. Большую практическую пользу в этом плане оказывает участие в темпотурнирах с укороченным контролем времени -10-15 или 25 мин.

Таблица 2. Результаты тестирования на промежуточных этапах цикла подготовки

Программы

I этап II этап III этап IV этап
"CT-ART" 60 70 80 90
"Стратегия" 40 55 70 85
"Миттельшпиль I" 30 50 65 85
"Миттельшпиль II" 30 50 65 85
"Этюды для практиков 2.0" 30 50 65 85
"Практикум по эндшпилю" 30 55 70 90
"Энциклопедия дебютных ошибок" 60 70 80 95

Необходимы контроль и оценка результатов тренировочного этапа. В двухлетнем цикле подготовки юных шахматистов до уровня ММ обязательно должны быть промежуточные этапы контроля. Из педагогической практики известно, что результаты интенсивных интеллектуальных занятий дают практический результат примерно через 5-6 месяцев. Поэтому считаем целесообразным двухлетний цикл подготовки разбить на 4 части. Результаты работы на каждом этапе должны проходить практическую проверку участием в соревнованиях, имеющих принципиальное значение в спортивной биографии шахматиста. Кроме этого определенную оценку подготовленности шахматиста и его росту может дать решение тестовых заданий на ПК в программах "CT-ART", "Стратегия", "Миттельшпиль" I и II, "Энциклопедия дебютных ошибок", "Этюды для практиков 2.0", "Практикум по эндшпилю". Желательный рост результатов тестирования шахматиста приведен в табл. 2.

Динамика изменения ИК-Эло шахматистов

Ниже приводится анализ роста ИК-Эло В. Евелева и А. Габриэляна.

Замечена следующая закономерность: в 1-й год не происходит резкого роста спортивных результатов, а во 2-й - бурный рост спортивных успехов и как следствие - резкая прибавка ИК. Первый год характеризуется накоплением знаний и шлифовкой приобретенных навыков, наибольший скачок результатов происходит на 2-м году тренировки.

Текущее состояние и полученные результаты

В настоящее время по предлагаемой методике занимаются свыше двадцати шахматистов. 8 человек проходят "0" этап, 15 - находятся на различных этапах двухгодичного цикла подготовки. Три шахматиста завершили свою подготовку успешным выполнением норм ММ.

Взгляд в будущее: перспективы использования и совершенствования данной методики

Практическая проверка предлагаемой методики подготовки юных шахматистов до уровня ММ показала, что она позволяет интенсифицировать и повысить результативность работы шахматного тренера. Возрастает процент юных шахматистов, сумевших достигнуть уровня ММ. При соответствующих условиях возможна разработка методики подготовки шахматистов гроссмейстерского уровня, но на этом этапе кроме специальной подготовки возникает множество других специфических вопросов, выходящих за рамки специальной подготовки шахматиста (морально-психологическая, медицинская, психофизиологическая, социальная и т.д.).

Наибольшую заинтересованность, наверное, вызовет разработка аналогичной методики для подготовки юных шахматистов возрастной группы 6-12 лет до уровня 1-го разряда-КМС. Поскольку в этой возрастной группе еще не произошло профессиональной ориентации учащихся, то основная цель - это общее интеллектуальное и нравственное развитие подопечных и только во вторую очередь - склонность к профессиональной деятельности на ниве шахмат, которая проявится на этапе последующего творческого и спортивного роста.

Рекомендуемая литература

1. Авербах Ю.Л. Школа середины игры. - М., Терра-Спорт, 2000, с.128.

2. Авербах Ю.Л. Школа эндшпиля. - М.: Терра-спорт.

3. Алексеев Н.Г., Б.А. Злотник. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов: Учеб. пос. для студентов и слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа. - М.: ГЦОЛИФК, 1984, с. 83.

4. Бондаревский И.З. Комбинация в миттельшпиле. - М.: ФиС, 1960, с. 80.

5. Бондаревский И.З. Атака на короля. - М.: ФиС, 1962, с. 112.

6. Бондаревский И.З. Борис Спасский штурмует Олимп. - Калуга: Приок. кн. изд. 1966, с. 163.

7. Ботвинник М.М. Три матча Анатолия Карпова. - М.: Молодая гвардия, 1975, с.125.

8. Ботвинник М.М. Методы подготовки к соревнованиям. - М.: Фонд "Михаил Ботвинник", 1996, с.78.

9. Волчек А.С. Методы шахматной борьбы. - М.: ФиС, 1986, с. 111.

10. Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. - М.: ФиС, 1986, с. 288.

11. Зак В.Г. Пути совершенствования. 2-е изд., М., 1989, с. 207.

12. Загайнов Р. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога. - М.: Смысл, 2001, с. 571.

13. Злотник Б.А. Типовые позиции миттельшпиля. - М.: ФиС, 1986, с.128.

14. Каспаров Г.К. Безлимитный поединок, 1989.

15. Котов А.А. Как стать гроссмейстером. - М.: ФиС 1985, с. 240.

16. Котов А.А. Мышление шахматиста. Всерос. шахм. клуб. 1970, с.160.

17. Котельников В.М. Займитесь собой: пособие по саморегуляции и самосовершенствованию. - М.: Изд. дом МСП, 1996, с. 624.

18. Крогиус Н.В. Психологическая подготовка шахматиста. - М.: ФиС, 1975, с.128.

19. Крогиус.Н.В. Психология шахматного творчества. - М.: ФиС, 1981, с.183.

20. Крогиус Н.В. Шахматы - школа творчества и воспитания. - М.: Знание, 1981, с. 64.

21. Малкин В.Б. Проблемы психологической подготовки шахматиста: Лекция для студентов института физической культуры. - М.: ГЦОЛИФК, 1981, с. 24.

22. Малкин В.Б. Мышление шахматиста: Лекция для студентов тренерского факультета ГЦОЛИФКа. - М.: ГЦОЛИФК, 1983, с. 28.

23. Суэтин А.С. Школа дебюта. - М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2001, с. 240.

24. Шахматный информатор. Т.1-83. (1966-2002).

25. Эйлазян Э. Как делают чемпионов//"64 - ШО" 2002, № 4.

26. Averbach J. Schachtaktik fur Forgeschrittene, Berlin, Sportverlag, 1979, s. 376.

27. Koblenz A. Lerbuch der Schachstrategie, Band 1, 2 Aufl., Berlin, Sportverlag, 1979, s. 287.

28. Kotow A. Lerbuch der Schachstrategie, Band 2, 1 Aufl., Berlin, Sportverlag, 1979, s. 278.

29. Kotow A. Lerbuch der Schachstaktik, Band 1, 3 Aufl., Berlin, Sportverlag, 1977, s. 286.

30. Koblenz A. Lerbuch der Schachstaktik, Band 2, 2 Aufl., Berlin, Sportverlag, 1979, s. 287.

31. Koblenz A., M. Tal Der Weg zum Erfolg, Band 1, 1 Aufl., Berlin, Sportverlag, 1982, s. 320.

32. Koblenz A., M. Tal Der Weg zum Erfolg, Band 2, 1 Aufl., Berlin, Sportverlag, 1982, s. 320.

33. Suetin A. Schachlerbuch fur Forgeschrittene, 2 Aufl., Berlin, Sportverlag, 1973, s. 319.

34. Suetin A. Schachstrategie fьr Forgeschrittene, Band 1, 1 Aufl., Berlin, Sportverlag, 1979, s. 319.

35. Suetin A. Schachstrategie fur Forgeschrittene, Band 2, 2 Aufl., Berlin, Sportverlag, 1979, s. 352.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: