ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


Abstract

PSychophysiologycal characteristic of visual-motor reactions in children of preschool age

T.A. Perminova

Kuban state academy of physical culture, Krasnodar

Key words: preschool age, central nervous system, highest nervous activity, behavioural reactions, time of reaction, reaction to moving object.

The ability to carry out the task under the speech instruction characterizes the complication of the behavioural reaction of the child as randomness of the action, providing his adequate interaction with an environment.

The problems of the perfection of mechanisms of highest nervous activity of children of preschool age are not described in the scientific researches much and do not contain the data on each age which is included in the first childhood. This circumstance limits opportunities of the development of the new approaches on the essential problems of the physical and the intellectual education of children of the preschool period, their familiarizing with the creative activity in the appropriate kinds of the activity.

For the deepening of the knowledge on the problem authors surveyed 120 children of 4-6 years in view of the functional asymmetry of the brain. They expanded the theoretical and practical aspects of the problem, have revealed some mechanisms of the participation of hemispheres of the brain in their adaptive behaviour and differentiated variants of its display.


Психофизиологическая характеристика зрительно-моторных реакций у детей дошкольного возраста

Т.А. Перминова
Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар

Ключевые слова: дошкольный возраст, центральная нервная система, высшая нервная деятельность, поведенческие реакции, время реакции, реакция на движущийся объект.

Дошкольный возраст (4-7 лет, по международной классификации - возраст первого детства) характеризуется интенсивностью процессов морфофункционального созревания центральной нервной системы (ЦНС), особенно коры больших полушарий, управляющих моторной координацией, развития и дифференцировки сенсорного восприятия, овладения речью и повышением ее роли в организации поведения [3, 6, 11]. Способность выполнять задание по речевой инструкции характеризует усложнение поведенческой реакции ребенка в виде произвольности действия, обеспечивающего его адекватное взаимодействие с внешней средой [2, 9].

С учетом актуальности проблемы совершенствования механизмов высшей нервной деятельности (ВНД) детей в настоящее время в литературе имеется достаточное количество исследований, касающихся второго детства, подростков, юношей [1, 5, 7]. По дошкольному возрасту научные исследования сравнительно малочисленны [4, 10] и не содержат данных о каждом возрасте, входящем в первое детство. Это обстоятельство ограничивает возможности разработки новых подходов к насущным проблемам физического и интеллектуального воспитания детей дошкольного периода, приобщению их к творческой активности в соответствующих видах деятельности.

Для углубления знаний по проблеме целесообразно проводить исследование детей с учетом функциональной асимметрии мозга, что расширит теоретические и практические аспекты проблемы, в частности позволит дополнительно выявить некоторые механизмы участия полушарий мозга в их адаптивном поведении и дифференцировать варианты его проявления [11].

Методика. Исследование проводили на 120 практически здоровых детях 4-6 лет на базе детского центра № 63 г. Краснодара. Контингент дифференцировали на три возрастные группы по 40 человек - 4-4,5; 5-5,5; 6-6,5 лет. Психофизиологические характеристики детей выводили по времени простой (ВПДР), сложной (ВСДР) двигательных реакций на свет и реакции на движущийся объект (РДО), характеризующих контекст быстроты, интегральности и произвольности нейропсихологической деятельности, отражающей степень зрелости синаптических механизмов и взаимосвязи психофизиологических процессов, при организации адаптивного поведения.

Первоначально у детей определяли степень асимметрии мозга по схеме рука-нога (Н.Н. Брагина, Т.Н. Доброхотова, 1988). ВПДР на правой и левой руках регистрировали сидя. При предъявлении светового сигнала исследуемые, нажимая на кнопку, выключали раздражитель. ВПДР на ногах определяли стоя. Отключение света осуществляли "отрывом" ноги от кнопки. При определении ВСДР световой сигнал появлялся в правой или левой части экрана. Для его погашения исследуемый нажимал на кнопки соответственно правой или левой рукой. При определении ВСДР ногами сигнал погашали аналогичным образом нижними конечностями. Данные первых 3 проб не учитывали и фиксировали время последующих 10 реакций. В качестве теста, характеризующего функциональное состояние ЦНС, учитывали количество ошибок в условиях работы правой и левой конечностью.

Рис. 1. Средние значения ВПДР руками, мс

Для измерения РДО использовали прибор собственной конструкции, позволяющий кроме быстроты реагирования определить параметры точности произвольного действия. Тестирование по РДО включало 2 этапа:

1. Фиксацию времени реакции на включение движущегося объекта в виде точки, бегущей по шкале светодиодов.

2. Предложение ребенку: а) остановить движущуюся по шкале светодиодов точку (V=0,26 м/с) на расстоянии 30 см в маркированном игрушкой месте; б) выполнить аналогичное действие с остановкой точки на расстоянии 80 см.

Наблюдения вели на детях с доминированием правой руки и правой ноги. Обработку результатов осуществляли методами математической статистики - достоверность различий рассчитывали по Уилкоксону.

Результаты исследования. У детей от 4 до 6 лет отмечалось сокращение латентного периода зрительно -моторных реакций (р<0,05). ВПДР правой и левой рукой у мальчиков и девочек в этом диапазоне уменьшалось на 160 мс [8] (рис. 1). Снижение ВПДР ногами происходило более медленно, укорачиваясь к концу дошкольного возраста в среднем на 83 мс правой и на 107 мс левой ногой (р<0,05) (рис. 2).

Достоверные отличия в реакциях правой и левой ноги наблюдались у мальчиков и девочек в 4-летнем возрасте. В 5 и 6 лет разница стиралась. В то же время латентный период реакции правой рукой у всех детей оставался короче, чем левой (р<0,05). Во всех возрастах девочки показывали более продолжительное время реакции руками, хотя статистически значимые различия проявлялись в 4 и 6 лет. В реакции ногами половых отличий не выявлялось. У детей обоего пола время реакции ногами оказывалось продолжительнее, чем руками.

Латентный период сложной двигательной реакции занимал больше времени, чем простой. Реакции руками отличались более коротким латентным периодом, чем ногами (р<0,05) (табл. 1, 2). От 4 до 6 лет ВСДР руками сокращалось в 1,2 раза. Аналогичная закономерность просматривалась также во времени реакции ногами. У мальчиков в обоих случаях отмечалась тенденция к более быстрому реагированию по сравнению с девочками (р>0,05). В ВСДР 6-летние дети демонстрировали меньший латентный период, чем 4-летние (р<0,05). Тем не менее с возрастом количество ошибок относительно не изменялось (р>0,05). Большее их число отмечалось у представителей мужского пола.

Не исключено, что внимание ребенка в этом возрастном диапазоне не отличается устойчивостью в связи с незаконченным созреванием мозга.

Рис. 2. Средние значения ВПДР ногами, мс

Таблица 1. Средние значения ВСДР руками, мс

Пол Возраст, лет
4-4,5 5-5,5 6-6,5
Мужской 572,6 ±29,9 488,5 ±22,0 445,2 ±15,2
Женский 637,9 ±28,2 508,8 ±18,1 491,7 ±21,5

Таблица 2. Средние значения ВСДР ногами, мс

Пол Возраст, лет
4-4,5 5-5,5 6-6,5
Мужской 631,7 ±29,5 597 ±20,9 540,5 ±20,1
Женский 666,7 ±26,3 648,7 ±24,5 579,9 ±24,4

Таблица 3. Средние значения РДО, мс

Пол Возраст, лет
4-4,5 5-5,5 6-6,5
Мужской 434,4 ±14,7 353,2 ±9,0 293,4 ±7,5
Женский 395,8 ±10,2 338,9 ±4,8 284,8 ±7,1

Темпы снижения времени реакции на включение движущегося объекта увеличивались и составляли у девочек от 4 до 5 лет 16%, от 5 до 6 лет - 20%, у мальчиков - по 20% соответственно (табл. 3). Полученные данные показывают, что средние значения реакции на включение движущегося объекта у мальчиков больше, чем у девочек, во всех возрастах, однако значимые различия наблюдаются в 4 года (р<0,05). От 4 до 6 лет в РДО наблюдается большой диапазон индивидуальных различий: от 600 до 333 мс. Сравнение времени реакции на включение движущегося объекта и простой реакции руками на свет обнаружило большую продолжительность последней.

Наибольшую точность в месте остановки движущейся точки на отметке 30 см показали дети 6 лет (отклонение 93 мс), меньшую - дети 5 (152 мс) и 4 (195 мс) лет. Половые отличия наблюдаются в 5 лет (р<0,05). Во всех возрастах выделялись дети с опережающей реакцией достижения абсолютного момента точности и запаздывающей, переходящей момент точности. В 5 лет фиксировали 22,5% первых, в 6 - 35%, с запаздывающей реакцией - 77,5 и 65% соответственно.

Приведенные данные уточняют закономерности созревания мозга по пограничным психофизиологическим показателям. Простая и сложная двигательные реакции проявляются в начале периода первого детства. От 4 до 6 лет латентное время двигательных реакций на световой раздражитель сокращается дифференцированно по возрастам в зависимости от участия верхних или нижних конечностей, простоты или сложности реакций, латеральной асимметрии мозга в среднем в 1,2-1,3 раза. Такая направленность свидетельствует об интенсивном созревании головного мозга и ЦНС в целом, о достаточной сформированности нервных сетей и других компонентов зрелости [3].

Подтверждают наше заключение данные, полученные в исследованиях РДО в виде относительно точной идентификации бегущей точки в маркированных местах погашения (30, 80 см).

Литература

1. Бутяева В.В. К вопросу об эффективности саморегуляции произвольной деятельности в онтогенезе //Матер. XI междунар. конф. по нейрокибернетике. Ростов н/Д, 1995.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч. М., 1983.

3. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.

4. Зайцев А.В., Лупандина И.В., Сурнина О.Е. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы //Физиология человека. 1999, т. 25, № 6, с. 33-37.

5. Киеня А.И., Кириченко О.В. Сенсомоторная реактивность детей, проживающих в радиационно-неблагоприятной зоне //Физиология человека, 2001, т. 27, № 2, с. 98-103

6. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997. - 124 с.

7. Макаренко Н.В., Лизогуб В.С. Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы //Физиология человека. 2001, т.27, №6, с. 52-57.

8. Перминова Т.А. Характеристика двигательных качеств быстроты и силы детей 4-6 лет //Матер. XVIII съезда физиологического общества им. И.П. Павлова. Тез. докл. - Казань - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с. 560.

9. Смирнова О.Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения //Дошкольное воспитание, 1998, № 3, с. 30.

10. Сурнина О.Е., Лебедева Е.В. Половые и возрастные различия времени реакции на движущийся объект у детей и взрослых // Физиология человека. 2001, т. 27, № 4, с. 56-60.

11. Andreassi J.L. Psychophysiology. Human Behavior and physiological response. 4th edition. London. Lawrence Erlbaum Associates Publishers. 2000. - 449 p.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: