ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА


Abstract

TRAINING TO BASE THROW ACTIONS IN JUDO: NEW APPROACHES ON BASIS OF TECHNIQUE'S BIOMECHANICAL ANALYSIS

A.G. Levitsky, Ph. D., lecturer

St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, Saint Petersburg

Key words: attacking and defense actions, analysis of effective throws, rotary influences.

The researches carried out by the author with use of a hi-tech diagnostic complex, the computer videoanalysis and modeling have allowed to develop the concept of training to technical-tactical actions of judokas, based on mental representation of the opponent as attacking effort proceeding from him and oneself as the rotating sphere perceiving this effort. This technique is described in the article.

If the opponent behaves passively, the sphere is starts attacking, involving attacking in the rotation and carrying out a throw. The ideal variant is when it is possible to direct effort of the opponent on a tangent to the sphere rotating in the same direction. Then the opponent as though slides off a surface of imagined sphere, not meeting counteraction. It is necessary to learn attacking to feel, estimate and use efforts of the opponent so that attacking did not pull or did not push the opponent, and would involve him in rotary movement, reaching conjoint performance of all phases of a throw.


ОБУЧЕНИЕ БАЗОВЫМ БРОСКОВЫМ< ДЕЙСТВИЯМ В ДЗЮДО: НОВЫЕ ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ БИОМЕХАНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕХНИКИ

Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Левицкий
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: атакующие и защитные действия, анализ высокоэффективных бросков, вращательные воздействия.

Введение. Последнее первенство России среди юношей и девушек по дзюдо не могло не вызвать у специалистов некоторых опасений по поводу организации и методики учебно-тренировочной работы с юными спортсменами и как следствие качества подготовки ближайшего резерва сборной команды.

Огорчили маловыразительная борьба большинства участников, отсутствие продуманных тактических построений, неумение действовать в стандартных ситуациях.

Более того, если объективно оценивать уровень технико-тактической подготовленности всех, кто в течение трех дней выходил на татами в 18 весовых категориях, то его снижение очевидно.

Возможно, совместные усилия личных тренеров и тренеров сборных команд на последних этапах подготовки и смогут выправить ситуацию, но время могло бы тратиться и более рационально, если бы у нас на местах использовались методики начальной подготовки с учетом особенностей детского возраста. Речь не идет о единой, четко структурированной программе, расписанных конспектах поурочных занятий, едином стандарте, детализации нагрузок и т.п. Но поговорить об основных тенденциях, направлениях, стратегии работы с детьми, наверное, следует.

Несмотря на то что результаты выступления национальной сборной команды по дзюдо за последние три года не могут не радовать (наши спортсмены поднимались на высшие ступеньки пьедесталов почета Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы), о полном благополучии и гарантии дальнейшего прогресса говорить следует с большой осторожностью.

Есть немало факторов, положительно влияющих на развитие ситуации.

Основным является внимание, которое уделяется развитию дзюдо со стороны государственных и общественных организаций. Как следствие - большой контингент занимающихся, что подтверждают, например, традиционные фестивали детского дзюдо в Санкт-Петербурге, ежегодно собирающие более 1000 мальчиков и девочек, представляющих все регионы России. Это и энтузиазм тренеров, преданных любимому делу, выстоявших в труднейших экономических условиях 90-х годов. И, наконец, непрекращающийся научно-исследовательский поиск, что немаловажно, с участием молодых ученых, имеющих самостоятельное видение проблемы, использующих оригинальные подходы и предлагающих современные методы решения.

Методика исследования. Основой высоких спортивных достижений дзюдоистов является технико-тактическое мастерство, которое формируется на начальном этапе подготовки и совершенствуется на протяжении всей спортивной карьеры спортсмена.

Проведенные совместно с аспирантом СПбНИИФКа И.А. Баевым и старшим научным сотрудником к.п.н. А.В. Петряевым исследования с использованием высокотехнологичного диагностического комплекса, компьютерного видеоанализа и моделирования позволили разработать концепцию обучения технико-тактическим действиям дзюдоистов, основанную на ментальном представлении противника (УКЭ) в виде исходящего от него атакующего усилия и самого себя (ТОРИ) в виде вращающегося шара, воспринимающего это усилие.

Если противник ведет себя пассивно, то атакующим становится сам шар, втягивая атакующего в свое вращение и выполняя бросок. Идеальным вариантом будет тот, при котором удается направить усилие противника по касательной к сфере, вращающейся в том же направлении. Тогда противник как бы соскальзывает с поверхности воображаемой сферы, не встречая противодействия. Необходимо научить атакующего ощущать, оценивать и использовать усилия противника, с тем чтобы атакующий не тянул или не толкал противника, а вовлекал бы его во вращательное движение, достигая слитного выполнения всех фаз броска.

Рис. 1. Анализ эффективности прикладываемо го усилия для проведения высоко оцениваемого броска

В проведенных исследованиях с использованием телеметрической пульсометрии и газоаналитической аппаратуры были получены данные, свидетельствующие о том, что практически вся схватка проходит при частоте сердечных сокращений, соответствующей значениям критической мощности.

Значительные по объему нагрузки приводят к существенным энерготратам, закислению организма, усталости и в итоге к снижению точности, силы и скорости движений, что отрицательно сказывается на эффективности атакующих и защитных действий и, соответственно, на оценивании судьями действий борца. Важно отметить, что в течение одного турнира, чтобы выйти в финал, борцу приходится проводить 5-6 схваток, что соответствует в среднем 20-30 минутам высокоинтенсивной работы.

Анализ соревновательной деятельности показывает, что не всегда удается досрочно закончить схватку и тем самым сэкономить силы для продолжения борьбы.

Результаты компьютерного видеоанализа высокоэффективных бросков позволяют говорить о кругообразном характере их выполнения, так как для получения оценок "Ваза-ари" и "Иппон" противник должен быть брошен на спину (развернут спиной к татами). Для успешного проведения броска необходимо не только вывести противника из равновесия, после чего под действием силы тяжести человек падает, но и активно оказывать на него воздействие вращательного характера.

Выполнение кругообразного движения выгодно и с точки зрения рационального использования борцами своего атакующего усилия, так как в этом случае наряду с возникновением центробежной и центростремительной сил, увеличивающих силу и скорость броска, проекция прикладываемой для выполнения броска силы на продольную ось тела противника приближается к нулю. Поэтому практически все развиваемое борцом усилие направляется на опрокидывание противника, а не теряется на его "растягивание" или "сжимание" вдоль продольной оси (рис. 1).

На рис. 1 атакующий (ТОРИ), изображенный в виде круга, прикладывает к противнику (УКЭ) силу F, направленную перпендикулярно продольной оси его тела (позиция 1) и по касательной к кругу, опрокидывая его тем самым на спину. Если атакующий продолжит действовать на противника с силой F и в новом положении (позиция 2), то появится ее составляющая на продольную ось f2, а сила опрокидывания уменьшится до f1. Чтобы этого не произошло, необходимо изменить направление силы F в соответствии с поворотом круга (сила F1). Проведение и отработка бросков без предварительного отрыва соперника от ковра имеют важное значение при начальном обучении детей борьбе с точки зрения уменьшения отрицательного воздействия на позвоночник ребенка.

По окончании борьбы за захват (после взятия захвата) "верх" (руки и корпус) скован, "низ" (ноги и таз) свободен, т.е. характер работы рук более статичен, нежели динамичен, а ног - наоборот. В этой ситуации особые требования предъявляются в первую очередь к работе корпуса и рук, так как при достаточно хорошей работе ногами недоработка движения корпусом и руками ведет к снижению эффективности атакующих и защитных действий.

Обобщение результатов исследования. С целью формирования навыка рационально действовать в соревновательной схватке мы предлагаем использовать трехэтапную модель борьбы (рис. 2). Атакующий, совершая атаку, перемещается из позиции У в позицию У'. Противник переходит из позиции Т в позицию Т'.

I этап - нейтрализация силы противника за счет маневрирования посредством движения в направлении действующей силы с последующим вращением и смещением с линии атаки.

II этап - создание мнимой сферы, к которой посредством захвата прикреплен противник, за счет структурирования тела (рис. 3). Под структурированием тела мы понимаем мгновенное включение всех звеньев тела в единую жесткую структуру, в данном случае создающую часть поверхности воображаемого шара. Размеры этой воображаемой сферы определяются выполняемым приемом и антропометрическими данными борца;

III этап - осуществление броска за счет поворота сферы в направлении действия силы противника (или в любом другом направлении, если атакующее усилие противника к этому моменту исчерпано) и вспомогательных действий ногами (рис. 4).

В качестве примера (см. рис. 4) изображены броски, проведенные в одной плоскости, хотя в реальном противоборстве часто имеет место комбинация движений в различных плоскостях, что соответствует поворотам шара по более сложным сферообразным траекториям.

Если изначально противник не оказывает силового воздействия, следует спровоцировать появление этого воздействия своими предварительными атакующими действиями. Таким образом, если в первом случае мы имели дело с контратакой, то во втором можем говорить о комбинации. Однако и в том, и в другом случае речь идет о стремлении использовать усилие противника, что представляется выгодным с различных точек зрения, даже независимо от того, удалось ли борцу завершить свои действия оцененным броском:

· относительно фронтальной оси - наклоны вперед-назад, переходящие в кувырки;

· относительно продольной оси - повороты вправо-влево, переходящие во вращение;

· относительно сагиттальной оси - наклоны вправо-влево, переходящие в "колесо".

Рис. 2. Трехэтапная модель ведения единоборства

Рис. 3. Создание воображаемой сферы посредством структурирования тела

Таким образом, высокая технико-тактическая подготовленность позволяет борцу не только выполнять высокооцениваемые действия и заканчивать борьбу досрочно, но и экономить силы для продолжения борьбы в турнире с последующим выходом в финал. Если выиграть досрочно не удается, целесообразно такое ведение схватки, при котором борец избегал бы фронтального столкновения и чисто силовой борьбы, а умело и целенаправленно согласовывал движения противника со своими, сокращая тем самым собственные энергетические потери.

Анализ работ по спортивной борьбе как отечественных, так и зарубежных авторов, включая издания последних лет, свидетельствует о внимании специалистов к движениям вращательного характера, входящим в структуру бросков.

В этом аспекте мы попытались решить две задачи: 1) проанализировать кинематические и динамические параметры эффективных бросков квалифицированных дзюдоистов и 2) выявить наиболее рациональный способ приложения усилия для проведения высокооцениваемого броска.

Такой подход в конечном итоге мог бы способствовать повышению эффективности начального обучения технике дзюдо в стойке.

В ходе работы применялись компьютерный видеоанализ (при помощи цифровой видеокамеры с покадровым вводом изображения) и диагностический стенд для оценки динамических параметров бросковых движений.

Анализ и обобщение полученных данных позволяют говорить о целесообразности кругового приложения усилия при проведении броска, что дает возможность:

1) контролировать противника на протяжении всей траектории падения, не позволяя ему с целью защиты развернуться грудью к татами;

2) повысить экономичность действий атакующего, так как в этом случае потери уменьшаются, а полезная составляющая силы опрокидывания растет;

3) уменьшить отрицательное воздействие на позвоночник юного спортсмена благодаря отсутствию предварительного отрыва противника от ковра.

Данные компьютерного видеоанализа показывают, что перемещение точки захватана большей части траектории движения происходит по дуге.

При оценке динамических параметров бросковых движений было выявлено преимущество базовых "поворотов шара" по сравнению с прямолинейным приложением усилия как по абсолютным, так и по относительным показателям. Обусловлено это, по нашему мнению, органичным включением всех звеньев тела, "структурированием" при выполнении кругового движения в отличие от преимущественного использования отдельных звеньев (рук) при выполнении прямолинейного.

На рис. 1 цифрами 1, 2, 3 обозначены различные положения продольной оси тела УКЭ.

1. Под воздействием момента силы F, приложенной к противнику атакующим относительно оси вращения, проходящей через точку О, противник перемещается из исходной позиции 1 в позицию 2. С увеличением угла поворота a полезная составляющая силы F уменьшается, а потери растут. Критическим будет угол aкр, после превышения которого сила F будет создавать уже не опрокидывающий момент Мопр., а восстанавливающий Мвосст., который препятствует падению противника. Поэтому необходимо изменить направление прикладываемого к противнику усилия так, чтобы оно было перпендикулярно продольной оси 2 (сила F1). В этом случае угловое ускорение eF1, вызванное силой F1, будет больше, нежели eF (при продолжении действия силы F).

2. aкр в исходной позиции 1 определяется углом между сагиттальной осью и линией, проведенной через точку приложения силы F и центр вращения О. При фиксированной точке приложения силы F aкр тем больше, чем ближе центр вращения О к противнику (т.е. чем плотнее захват) и чем ниже располагается этот центр (т.е. чем ниже приседает атакующий). В этих случаях при неизменном направлении усилия бросок осуществить легче, поскольку плечо r силы F (позиция 2) появится позже.

3. Дополнительным фактором, увеличивающим силу и скорость броска, является центробежная сила инерции Fцб2. , направленная от центра вращения О к продольной оси противника (позиция 2). Если же вращение осуществляется относительно центра вращения О1 (позиция 3), то атакующий лишается возможности использовать центробежную силу для проведения броска, поскольку Fцб3 направлена вдоль продольной оси противника и действует не на его опрокидывание, а на вытягивание вдоль этой оси.

При оценке динамических показателей испытуемым предлагалось в одном случае из стандартного положения сделать максимально сильный рывок руками в сторону ("рывок в сторону"), в другом - выполнить одно из предлагаемых нами базовых бросковых движений - поворот шара в сторону ("шар в сторону"). Как абсолютная величина развиваемого при этом усилия, так и скорость его нарастания оказались во втором случае существенно выше. Объясняется это, по-видимому, большей степенью участия в движении крупных мышечных групп и включением в работу структуры всего тела по сравнению с рывком (в основном одними руками).

Рис. 4. Бросок за счет поворота сферы

Систематизация приемов дзюдо по признаку основного базового поворота шара

Поворот шара

Название базового приема (по Я.К. Коблеву с соавт., 1995)

1(2)

Передняя подножка 
Отхват голенью изнутри 
Зацеп голенью снаружи 
Передняя подсечка - возможен вариант 4(1)
Зацеп стопой снаружи Задняя подножка

2(1)

Бросок через бедро 
Бросок через спину 
Бросок выхватом за две ноги - возможен вариант 1(2) 
Бросок выхватом за бедро изнутри - возможен вариант 1(2) 
Подхват под одну ногу

3(1)

Боковой переворот (4)
«Гадаули»

4(1)

Бросок через плечи («Мельница»)

1 - поворот шара относительно продольной оси в сторону
2 - поворот шара относительно фронтальной оси вперед
3 - поворот шара относительно фронтальной оси назад
4 - поворот шара относительно сагиттальной оси.

Заключение. Биомеханический анализ позволил сделать некоторые обобщающие выводы:

1) в фазе сбрасывания направление опрокидывающего усилия необходимо изменять так, чтобы оно оставалось перпендикулярным продольной оси противника на протяжении всей траектории его падения с целью рационального приложения усилия и контроля его действий;

2) траекторию броскового движения можно охарактеризовать как кругообразную;

3) динамические показатели круговых бросковых движений значительно выше, чем при прямолинейном приложении усилия.

Кроме того, полученные результаты позволили произвести систематизацию техники по признаку преимущественного участия в конкретном броске определенного базового движения 1

В результате проведенных исследований и в соответствии с разработанной нами "концепцией шара" возможен новый подход к организации и методике начального обучения базовой технике дзюдо.

Выделение 4 базовых поворотов шара позволило нам сгруппировать приемы дзюдо в соответствующие 4 подгруппы бросков в зависимости от того, какой из поворотов является ведущим.

При этом необходимо отметить следующее:

1. 74% бросков оказались в первой (40%) и второй (34%) подгруппах, что говорит о первостепенной важности первого и второго базовых движений.

2. Вариативность техники выполнения одного и того же приема, что позволяет включить его как в одну, так и в другую подгруппу, а также расширить границы его тактического применения.

Имея в виду трехмерность пространства, следует ввести в процесс начальной технико-тактической подготовки обучение базовым движениям корпуса и рук (вращения мнимой сферы относительно трех взаимоперпендикулярных осей - фронтальной, продольной и сагиттальной), комбинация которых дает поворот сферы в любой плоскости и, соответственно, возможность проведения любого броска.

На первом этапе осваиваются базовые повороты шара, комбинация которых дает поворот в любой плоскости и, соответственно, возможность проведения любого броска. При обучении в качестве вспомогательного средства используются ортопедические шары (фитболы) различного диаметра. Отраатываются повороты шара на месте и в движении, переходящие во вращения с шаром, кувырки через шар и колесо через шар. Разработаны также различные игры в парах с использованием фитболов для развития качеств, необходимых борцу, и формирования тактического мышления. Для повышения силовых способностей используется сочетание шара с резиновым амортизатором.

На втором этапе происходит обучение технике конкретного броска. Предлагаем три стадии решения этой задачи:

1. Выполнение бросковых движений без партнера с шаром в руках.

2. Атакующий и его партнер вместе обхватывают шар, атакующий выполняет бросок.

3. Непосредственные броски партнера.

Использованная литература

1. Еганов А.В. Индивидуализация подготовки дзюдоистов на основе самооценки соревновательной деятельности: Учеб. пос. - Челябинск: УралГАФК. 1997. - 55 с.

2. Нестеров А.А., Левицкий А.Г. Индивидуализация физической подготовки дзюдоистов высшей квалификации: Монография // СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 96 с.

3. Нестеров А.А., Левицкий А.Г. Изокинетический режим тренировки дзюдоистов высшей квалификации: Монография //СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. - 84 с.

4. Пашинцев В.Г. Скоростно-силовая подготовка дзюдоистов при переходе из учебно-тренировочных групп в группы спортивного совершенствования: Автореф. канд. дис. - М.: РГАФК, 1995. - 22 с.

5. Подготовка дзюдоистов (Я.К. Коблев, И.А. Письменский, К.Д. Чермит ). - Майкоп: Адыг. отд. Краснодар. кн. изд-ва, 1990. - 448 с.

6. Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов: Автореф. докт. дис. - М.: ВНИИФК, 1996. - 44 с.

7. Свищёв И.Д. с соавт. Особенности соревновательного поединка дзюдоистов // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 12, с. 31-35.

8. Станков А.Г. Подготовка дзюдоистов. Монография. М., 1994. - 288 с.

9. Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. - М.: ФиС, 1984. - 144 с.

10. Чернышов В.А. Техническая подготовка юных борцов на основе формализованных моделей приемов борьбы: Автореф. канд. дис. - Л.: ГДОИФК, 1990. - 22 с.


1 Понятие "базовые технико-тактические действия", впервые введенное Г.С. Туманяном (1984), подразумевает те приемы, после освоения которых разучивание других приемов этой же классификационной группы происходит быстро и без особых затруднений. Применительно к технике дзюдо Я.К. Коблев с соавт. (1995) выделили 15 базовых приемов.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: