ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА


Abstract

DIDACTIC VALUE OF SPORTS WRESTLING COMPETITIONS' RULES AT BASE STAGE OF TECHNICAL-TACTICAL TRAINING OF ATHLETE

V.L. Dement'ev, Ph. D., lecturer

A.F. Ushakov, honored coach of Russian Federation

Key words: technical-tactical training, technique of training, didactic principles, rules of competitions, base technique.

Technical-tactical training of an athlete is the long-term process of training and perfection in the elected kind of wrestling, directed on the achievement of high sports results.

The approach, offered by the authors at the base stage of technical-tactical training will allow: to create the necessary base for the further successful development of the technique and tactics of sports wrestling; to create the preconditions of the development of the set of tactical variants of the application of technical actions in the modeled conflict situations of wrestling; to develop situational thinking and figurative perception of the actions, developing during conflict interaction with the opponent; to transfer educational technique into sports.


ДИДАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ НА БАЗОВОМ ЭТАПЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА

Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Дементьев
Заслуженный тренер РФ А.Ф. Ушаков

Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, методика обучения, дидактические принципы, правила соревнований, базовая техника.

Технико-тактическая подготовка борца как самостоятельный раздел его учебно-тренировочного процесса в самом широком смысле направлена на овладение основными компонентами предстоящей соревновательной деятельности. Это обусловлено тем, что техника в сочетании с тактикой является основой спортивного мастерства борца и оценивается исходя из правил соревнований, тогда как остальные стороны спортивной подготовки играют вспомогательную роль по отношению к этому результирующему компоненту деятельности.

Для спортивной борьбы результатом всего учебно-тренировочного процесса является успешность выступления спортсмена в поединке в частности и в соревновании в целом. Спортивная деятельность характеризуется наличием конфликтного взаимодействия между спортсменами, которое регламентируется правилами соревнований. Их отличия (по разрешенным и запрещенным приемам; по оценке технических действий; по форме, в которой выступают спортсмены; по регламенту поединка и т.д.) во многом определяют различия между видами спортивной борьбы, их технику и тактику.

Условность и ограниченность спортивного поединка в отличие от реального боя по разрешенным приемам воздействия на противника для наглядности представлена на рисунке.

В классической борьбе можно воздействовать на противника приемами, выполненными руками и туловищем. В вольной борьбе добавляются приемы, выполняемые ногами, в борьбе самбо и дзюдо - приемы, выполняемые в стойке захватами за одежду, и приемы в партере (в самбо - удержания и болевые приемы на руки и на ноги, в дзюдо - удержания, болевые на руки и удушающие).

В боксе разрешены удары руками, в таэквондо и каратэ - удары руками и ногами, а в каратэ разрешено также проведение бросков.

Бои без правил и боевое самбо по своей технической оснащенности находятся ближе всех других видов спортивных единоборств к реальному бою, но их правила тоже вносят ряд ограничений в разрешение конфликта между спортсменами, таких, как: запрещение бить пальцами в глаза, бить ногами противника, находящегося в партере, и т.д.

Таким образом, мы видим, что техническая оснащенность и тактика применения техники в различных видах спортивных единоборств достаточно отличаются друг от друга. Но при этом для всех видов борьбы поединок - это строго регламентированное и организованное (по правилам оценки технических действий, по месту проведения, судейству, времени и т.д.) соревновательное конфликтное взаимодействие двух спортсменов.

Тактика применения технических действий (приемов) подразумевает совокупность способов использования приемов в соответствии с задачами, решаемыми спортсменом в конфликтном взаимодействии с противником. Тактика должна быть максимально приближена к практической деятельности спортсмена в поединке. Уровень ее развития, качество тактической подготовки во многом предопределяют достижение победы в поединке. Тактическая подготовка - самый динамичный из всех видов подготовок спортсмена. Необходимо также отметить, что изменения в тактике происходят гораздо быстрее, чем в технике (например, при изменении правил соревнований или временных параметров поединка). В то же время наиболее важным является то, что тактика во многом зависит от технического арсенала спортсмена, то есть от разрешенных правилами соревнований приемов воздействия на противника.

Поскольку любая спортивная деятельность осуществляется в конкретно заданных условиях, а в спортивной борьбе условия деятельности диктуются существующими правилами соревнований, именно поэтому целью нашей работы является выделение места и значения изучения правил соревнований на базовом этапе технико-тактической подготовки борца.

Необходимость выделения базового этапа подготовки в спортивной борьбе и других видах спорта не вызывает сомнений, так как она в техническом плане дает возможность овладеть основами рациональной техники и на этапе совершенствования позволяет быстрее осваивать новые, более сложные, технические действия благодаря ранее освоенным координационно сходным двигательным действиям. В тактическом плане на основе освоения определенной ограниченной совокупности подготавливающих и специализированных действий, базовых приемов, изучения их смысловой структуры в конфликтном взаимодействии согласно правилам борьбы формируется минимальный арсенал технических действий для решения тактических задач, возникающих в соревновательном поединке. Другими словами, исходя из теории и методики физической культуры и спорта, можно сделать вывод, что к базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности вида спорта, без которой невозможно активное и эффективное ведение соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил.

Итак, технико-тактическая подготовка спортсмена - это многолетний процесс обучения и совершенствования в избранном виде борьбы, направленный на достижение возможно высоких спортивных результатов. В спортивной борьбе процесс формирования двигательных навыков должен базироваться на современном положении теории спорта о прочной связи осваиваемого двигательного действия с его смысловой структурой, т.е. обучение тактике борьбы должно начинаться с первого учебно-тренировочного занятия параллельно и совместно с изучением техники.

Рассмотрим методику базового этапа тактико-технической подготовки борца, построенную на основных дидактических принципах и использовании объяснительно-иллюстративного метода обучения с акцентированным изучением правил спортивной борьбы.

Перед разучиванием с группой какого-либо технического действия тренер демонстрирует его технически правильно, быстро, слитно и четко. При этом необходимо отметить, что тренер и его партнер по демонстрации должны находиться от группы обучающихся на расстоянии, большем 2А, где А - линейные размеры демонстрирующей действия пары "тренер - партнер". Это требуется для того, чтобы каждый обучающийся мог увидеть все действие, демонстрируемое тренером, целиком без поворота головы, что очень важно для формирования целостного образа изучаемого действия.

Также важно отметить, что показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в усвоение представлений об изучаемом действии. Всего в процессе разучивания обучающийся получает до 80% представления о действии, из них более половины формируется в результате терминологически правильного названия изучаемого действия, его демонстрации и объяснения.

На начальном этапе освоения двигательного действия очень важно создание целостного представления о конкретном изучаемом техническом действии борьбы. Юный борец наряду со зрительными представлениями о двигательной структуре действия, сведениями о его биомеханических параметрах (пространственных, силовых и др.) получает и первую информацию о тактической сущности изучаемого действия, о возможностях его применения в конфликтном взаимодействии с противником в поединке. Таким образом создаются необходимые предпосылки реализации одного из основных дидактических принципов - сознательности и активности обучающихся. Данный принцип подразумевает сознательное отношение начинающего борца к процессу овладения определенным техническим действием, личную убежденность в необходимости точного выполнения предлагаемого тренером учебно-тренировочного задания и требует обязательной заинтересованности обучающегося в совершенном владении изучаемым техническим действием для получения конкретного результата в единоборстве с противником.

Практическое освоение с группой каких-либо технических действий или их комбинаций осуществляется целиком, если изучаемые действия или их комбинации достаточно просты для освоения, либо по частям, если они сложные и их воспроизведение вызывает у обучающихся значительные затруднения. В данном случае реализуется дидактический принцип доступности обучения. Чтобы облегчить освоение действия, сделать его более доступным, следует планировать период предварительной двигательной подготовки для изучения необходимых подводящих упражнений или базовых элементов, с помощью которых можно быстро и эффективно освоить новое двигательное действие.

Вначале обучающиеся осваивают технические действия в упрощенных условиях, без сопротивления партнера (либо с дозированным сопротивлением), в статике (если не нужны динамические перемещения). Затем обучающиеся переходят к выполнению действия в разнообразных условиях и тактических ситуациях борьбы.

В результате многократного воспроизведения подготавливающих и специализированных действий (таких, как: стойки, дистанции, захваты, теснения, маневрирования и т.д.) в вариативных условиях сложившаяся управляющая программа технического действия с соответствующими механизмами сенсорного корригирования получает дальнейшее качественное развитие - механизмы усложняются, оттачиваются, автоматизируются. При этом очень важна реализация принципа наглядности обучения для формирования смыслового аспекта представления об изучаемом техническом действии в общей структуре конфликтного взаимодействия спортсменов, формализованного в правилах вида борьбы. Это объясняется тем, что в спортивной борьбе довольно часто тренеры к изучению подготавливающих и специализированных действий подходят формально, делая акцент на их количестве и забывая об их смысловой направленности для эффективного проведения оцениваемого правилами борьбы приема. Поэтому сущность реализации принципа наглядности заключается в необходимости добиваться четкого понимания назначения каждого изучаемого действия в общей смысловой структуре конфликтного взаимодействия борцов в поединке. Раскрывая смысловой аспект представления об изучаемом действии, тренер показывает, для чего изучается действие, а проводимая им техническая демонстрация и освоение обучающимися самого действия формируют у них содержательный технический аспект, т.е. что и как надо делать.

Начальное обучение базовым приемам борьбы также требуется проводить с использованием различных подготавливающих и специализированных действий, начиная с наиболее простых и удобных для выполнения изучаемого приема и заканчивая более сложными.

Практическое разучивание базовых приемов осуществляется по вышеприведенной методике аналогично освоению подготавливающих и специализированных действий. После освоения базового приема, когда обучающийся точно и быстро выполняет прием в благоприятных условиях на несопротивляющемся партнере, он переходит к освоению приема в других условиях, т. е. с другими подготавливающими и специализированными действиями (захватами, стойками, перемещениями и т.д.).

В дальнейшем изучается использование базового приема в различных моделируемых ситуациях единоборства. Очень важно использовать для моделирования особенности конфликтного взаимодействия спортсменов, изложенные в правилах изучаемого вида борьбы, а именно: какие оценки за проведение данного приема можно получить, возможна ли "чистая" победа или необходимо продолжение борьбы после проведения приема, борьба в партере, особенности проведения и оценки приема на краю (за границами) ковра (татами), разрешенные и запрещенные захваты, упоры, падения во время проведения приема и т.д.

На данном этапе формирования технико-тактического арсенала борца большое значение имеет реализация дидактического принципа научности обучения, когда тренер целенаправленно строит начальную технико-тактическую подготовку борцов на основе научно выделенного содержания и обоснованной методики обучения. Это связано с тем, что обучающиеся должны осознавать и осваивать существенные признаки и свойства изучаемых действий, их связи с другими действиями и особенностями ситуаций конфликтного взаимодействия в поединке. И так как прием является, как правило, интегральным технико-тактическим действием, т.е. включающим в себя определенные подготовительные и специализированные действия борца, обучающийся должен четко осознавать значение каждого действия и его связи с целью проведения оцениваемого правилами приема, его непосредственное и опосредованное влияние на эффективность действий. Следует добиваться, чтобы обучающийся мог применять освоенные действия в разнообразных ситуациях и был способен найти наиболее рациональное действие для каждой конкретной ситуации конфликтного взаимодействия с противником в поединке.

На последнем этапе формирования базовой техники ведущее значение приобретает дидактический принцип связи обучения с практикой. Это обусловлено основной
задачей начальной технико-тактической подготовки спортсменов: не только понять, освоить и выполнять подготавливающие, специализированные действия и базовые приемы борьбы, но и использовать их вначале в учебно-тренировочных, а затем и в соревновательных поединках.

Для реализации данной задачи требуется обязательное усвоение обучающимися: правил ведения соревновательных поединков и особенностей их судейства; специфических особенностей конфликтного взаимодействия борцов в поединке с учетом эффективности различных атакующих и защитных действий в типичных ситуациях поединка для преодоления действий противника; возможных вариантов подготовки атакующих действий; рациональных тактических вариантов, базирующихся на обобщении соревновательного опыта (тактические советы, правила); индивидуальных проявлений в технике, тактике, физических и волевых качествах; методов наблюдения и анализа технико-тактической подготовленности соперников и т.д.

Заключение. На базовом этапе технико-тактической подготовки борцы осваивают подготавливающие и специализированные действия, базовые приемы борьбы на основе изучения их смысловых биомеханических моделей. Именно техническое выполнение приемов борьбы оценивается правилами соревнований и исходя из этой оценки определяется победитель в спортивном поединке. Приемы борьбы в спортивных поединках применяются только в единоборстве с противником, а самое простое проявление противоборства - это рассмотрение его действий как препятствий на пути достижения результата, поэтому базовую технику целесообразно изучать в условиях преодоления действий противника. Вследствие того что на данном этапе закладываются основы спортивной техники борьбы, т.е. школа движений, передачу эталонов техники и их усвоение наиболее эффективно осуществлять объяснительно-иллюстративным методом, который позволяет формировать устойчивые эмпирические знания, умения и навыки. При этом методика технико-тактической подготовки должна строиться на использовании основных дидактических принципов и применении данного метода обучения, а содержание подготовки соотноситься с правилами борьбы, так как в них непосредственно выделены разрешенные и запрещенные технические действия, определены оценки за проведение технических действий, формализованы требования к организации и проведению соревновательного поединка между борцами. Исходя из этого, дидактическое значение правил соревнований на базовом этапе технико-тактической подготовки заключается в определении совокупности подготавливающих и специализированных действий, уточнении содержания и объема базовых приемов, формализации и упорядочивании моделируемых типичных конфликтных ситуаций поединка. Предлагаемый нами подход на базовом этапе технико-тактической подготовки позволит: создать необходимую базу для дальнейшего успешного освоения техники и тактики спортивной борьбы; создать предпосылки освоения множества тактических вариантов применения технических действий в моделируемых вариативно-конфликтных ситуациях борьбы; развить у обучающихся ситуационное мышление и образное восприятие действий, складывающиеся в процессе конфликтного взаимодействия с противником; перевести учебную технику в спортивную.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!