ЗДОРОВЬЕ ЮНОГО СПОРТСМЕНА


Abstract

IMPROVING ORIENTATION OF PROCESS OF INITIAL TRAINING IN SPORTS SINGLE COMBATS

V.V. Kim, Dr. Hab., professor

R.Kh. Aminov, Ph. D.

G.S. Kham, Ph. D.

Tyumen state university, Tyumen

Far East state academy of railways, Khabarovsk

Key words: improving orientation of training, single combat, age opportunities, comparative analysis.

The question on necessity of the health an improving orientation of the initial preparation of athletes is considered in the article. The results of the researches about the influence of various exercises on the functional condition of an organism and blood circulation of a brain with the help of the Dopplergraphy technique in school aged children and in students are given.

The model of training of the athletes-novices, realizing the qualifying approach is offered. The technique of the qualifying approach provides the stage-by-stage preparation with the gradually growing requirements to the engaged, taking into the account the health improving orientation.


ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Ким
Кандидат педагогических наук Р.Х. Аминов
Кандидат педагогических наук Г.С. Хам

Тюменский государственный университет, Тюмень
Дальневосточная государствен ная академия путей сообщения, Хабаровск

Ключевые слова: оздоровительная направленность подготовки, единоборства, возрастные возможности, сравнительный анализ.

Исследования последних лет [9, 11, 12], в том числе и диссертационные работы по различным видам спорта [1, 5, 10, 13, 15, 19, 23], позволяют утверждать, что, как правило, начальная подготовка спортсменов связана с выполнением больших по объему и интенсивности физических нагрузок. Было показано, что в боксе, борьбе, каратэ, волейболе, легкой атлетике и других видах спорта содержание спортивных занятий не пригодно для использования в оздоровительных целях. Вышесказанное подтверждается тем, что: 1) в спорте уже на ранних этапах тренировочного процесса используются большие профессиональные физические нагрузки; 2) происходит вредное влияние вибрационных воздействий в процессе выполнения упражнений; 3) имеют место различные функциональные нарушения, в том числе и мозгового кровообращения; 4) спорт стал источником болезней и травм, где в основном травмируются начинающиеся спортсмены (до 60% от общего числа занимающихся).

В этой связи еще недостаточно обоснована методика подготовки юных спортсменов, направленная на сохранение и укрепление здоровья занимающихся, что крайне необходимо на начальном этапе обучения и наиболее актуально в работе с детьми и подростками.

Как подтверждают исследования [2, 4, 6, 7, 17, 22 и др.], ранняя специализация и интенсификация тренировочного процесса вредны для здоровья детей и подростков.

В тренировочном процессе спортивного резерва возникает противоречие между возрастающими требованиями к подготовленности юных спортсменов, диктуемыми необходимостью повышения результатов, и ограниченными возрастными возможностями растущего организма.

Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных организационных форм, средств и методов, рациональных подходов к нормированию физических нагрузок, адекватных функциональному состоянию организма занимающихся и обеспечивающих сохранение и укрепление их здоровья. Эта проблема решена не в полной мере, хотя в последнее время достаточно широко освещается в публикациях по разным видам спорта [11, 12, 16, 18, 19, 21 и др.].

Как отмечает Л.И. Лубышева [16], особенность физической культуры современного общества - это определенный дуализм, обусловленный наличием двух уровней этого вида культуры: спортивного, который иногда называют элитарным (где, как правило, большие нагрузки), и массового, призванного обеспечить развитие физических кондиций и способствующего укреплению здоровья основной части населения. Взаимодействия этих уровней не всегда соответствуют реализации социальных задач и той роли, которую общество отводит физической культуре.

На основе вышеизложенного нами сделана попытка исследовать влияние физических нагрузок на молодой растущий организм и предложить методические подходы к тренировке, имеющей оздоровительную направленность.

На примере изучения тренировки боксеров и каратистов нами проведен сравнительный анализ различных упражнений и оценено их влияние на функциональное состояние организма и кровообращение сосудов головного мозга с помощью методики допплерографии.

До нагрузки и в период восстановления после нагрузки измеряли частоту сердечных сокращений (ЧСС), среднюю скорость кровотока (Vm), пульсационный индекс Yosing (ПИ). Для сравнения использовались показатели нормы: Vm в покое равна 61,2±12,3 см/с, ПИ - 0,828±0,027.

В эксперименте приняли участие 12 школьников -новичков (возраст - 7-10 лет, вес - 24-38 кг), занимающихся каратэдо. Всего было получено и проанализировано 87 допплерограмм.

Тестирование школьников проводилось под метроном с частотой 30, 60 движений в минуту и во время выполнения специальных упражнений каратистов в максимальном темпе. До выполнения упражнений и в восстановительном периоде регистрировались допплерограммы (в течение 5 мин).

Предварительные результаты позволили сделать следующие выводы:

1. Чем выше темп выполнения специальных упражнений, тем больше отклонений от нормы в функциональных изменениях сосудов головного мозга детей по показателям допплерограмм в восстановительном периоде.

2. Физическая нагрузка при движениях ногами представляет для организма школьников большую трудность, чем при движениях руками.

3. В результате проведенных исследований испытуемые были разделены на три условные группы с различной степенью готовности сосудистой системы к физическим нагрузкам:

· с высокой степенью готовности (оздоровительная группа);

· со средней степенью готовности (щадящая);

· с низкой степенью готовности (сберегающая).

Проведенные исследования ставят вопрос о необходимости разделения здоровых школьников 7-10 лет на условные группы по степени готовности сосудов головного мозга переносить различные физические нагрузки. По нашему мнению, ранняя диагностика степени переносимости физических нагрузок позволит (по показателям мозгового кровообращения) избежать перенапряжения функций организма и повысить уровень здоровья занимающихся.

Методика допплерографии была использована также в исследованиях мозгового кровообращения у студентов -новичков, где был применен широко распространенный тест для оценки скоростных способностей - бег на 100 м. В эксперименте участвовали только здоровые студенты. Им было предложено в одном занятии выполнить физическое упражнение - бег 3 раза по 100 м с максимальной скоростью, повторение через 5 мин отдыха. Занятие проводились 2 раза в неделю, эксперимент продолжался 1 месяц (всего восемь занятий). До и после нагрузки у студентов измеряли показатели мозгового кровообращения.

Результаты исследований представлены в таблице. Если после первых двух занятий период восстановления показателей кровотока продолжался до 4 мин, то после третьего занятия наблюдалось увеличение восстановительного периода до 6-8 мин. Данные таблицы показывают, что к концу месяца занятий на 10-й мин восстановительного периода возвращения параметров мозгового кровообращения к норме не наблюдается, хотя ЧСС соответствовала норме уже на 7-й мин. Периферическое сосудистое сопротивление установилось на более высоком уровне и длительно сохраняло эту тенденцию, в то же время наблюдалась динамика снижения средней скорости кровотока, на что указывает статистическая достоверность показателей по отношению к показателям покоя до физической нагрузки.

По нашему мнению, можно предположить, что занятия в максимальном режиме работы, проводимые два раза в неделю, вызывают у студентов формирование рефлекса центральной и вегетативной нервной систем, провоцирующего спазм сосудов, который длительно сохраняется.

Результаты исследований показали негативное влияние нагрузок высокого объема и интенсивности, приводящих к повышению уровня кровообращения до 190-200 уд/мин. Такие нагрузки при неверной дозировке, по нашему мнению, могут приводить к образованию вегето-сосудистого рефлекса с длительным спазмом сосудов головного мозга даже в период продолжительного отдыха студентов.

Гемодинамика показателей кровотока сосудов головного мозга 60 здоровых студентов при выполнении упражнения в максимальном темпе после месячной (8 занятий) тренировки в беге на 100 м

Нагрузка

Колич. повторений

Отдых между 
сериями, мин

ЧСС, уд/мин

Показатели кровотока

Vm, см/с

ПИ

До нагрузки в покое

 

 

69,4±2,46

63,8±1,63

0,840±0,024

Бег 100 м максим, темп

3 раза в одном уроке

5

191,6±9,17

64,6±1,65

1,526±0,071

Период восстановления, мин

1

 

 

173,4±7,38

118,2±3,35

1,509±0,071

2

 

 

151,2±6,86

98,6±2,94

1,388±0,061

3

 

 

139,3±6,40

81,3±2,48

1,217±0,053

4

 

 

118,2±5,03

69,7±1,99

1,211±0,052

5

 

 

92,3±3,78

62,6±1,61

1,114±0,048

6

 

 

76,9±2,86

61,9±1,60

1,111±0,047

7

 

 

70,8±2,62

62,3±1,61

1,107±0,047

8

 

 

70,4± 2,62

61,7±1,60

1,105±0,046

9

 

 

69,7±2,48

61,4±1,60

1,105±0,046

10

 

 

69,6±2,48

61,5±1,60

1,101±0,043

Исследования позволяют сделать вывод о необходимости даже у здоровых студентов учета уровней не только физической, но и функциональной подготовленности сосудов головного мозга.

В следующем эксперименте с оценкой мозгового кровообращения приняли участие 26 студентов боксеров-новичков в возрасте 18-20 лет весом 62-74 кг. Всего было получено и проанализировано 187 допплерограмм.

В первом случае в качестве теста использовались пассивные навязанные движения головой с частотой 1,5 Гц в течение 1 мин. Во втором упражнении использовали тест - нанесение боксерами ударов по настенной подушке с максимальной частотой в течение 1 и 3 мин.

В результате проведенных исследований испытуемые были разделены на условные группы с различной степенью готовности сосудистой системы к физическим нагрузкам. Условно были выделены, так же, как и у каратистов, три группы: с высокой, средней и низкой степенью функциональной готовности сосудов мозга к физическим нагрузкам.

Так, после пассивных навязанных колебаний головой у студентов с высокой степенью готовности сосудов головного мозга к физическим нагрузкам ЧСС после нагрузки составила 89,9 ± 3,4 уд/мин (в покое - 67,6±2,1). Полное восстановление ЧСС наступило на 2-й мин. Аналогичная картина наблюдается с Vm и ПИ, которые восстановили уровень нормы к 3-й мин.

Длительный восстановительный период наблюдался у боксеров с низким уровнем готовности сосудов головного мозга к физическим нагрузкам. ЧСС имеет наибольшие сдвиги: с 71,7±3,4 до 116±14,6 уд/мин. Полное восстановление ЧСС наступило к 6-й мин. Vm мозговых сосудов возвратилась к норме на 7-й мин, а индекс ПИ на 10-й мин достигал 1,09 ± 0,04, что указывало на спазм сосудов головного мозга и возможное нарушение функционального состояния мозгового кровообращения.

У спортсменов со средним уровнем функциональной готовности сосудов головного мозга к физическим нагрузкам имеются средние показатели результатов исследований, отмеченные выше.

Подобная картина наблюдается при выполнении боксерских ударов по настенной подушке в максимальном темпе. Здесь также выделяются три условные группы испытуемых, мозговые сосуды которых по-разному переносят специфические нагрузки на ринге.

Проведенные исследования ставят вопрос о необходимости на начальном этапе разделения здоровых спортсменов-студентов на условные группы по степени функциональной готовности сосудов головного мозга переносить различные физические нагрузки, в частности связанные с боксом.

По нашему мнению, ранняя диагностика степени переносимости физических нагрузок позволит (по показателям мозгового кровообращения) избежать перенапряжения функций организма и повысит уровень здоровья студентов, занимающихся физическими упражнениями.

С учетом проведенных исследований нами был разработан и реализован квалификационный подход на этапе начальной подготовки юных боксеров [1].

Под "квалификацией понимается уровень подготовленности к какому-либо виду деятельности" [3].

Квалификационный подход предусматривает разделение начального этапа подготовки на постепенно повышающиеся ступени квалификации, где каждый этап имеет для спортсменов свои нормативы и требования. В процессе прохождения установленных квалификационных ступеней плавно повышается уровень подготовленности занимающихся от начальных занятий до первого выступления на соревнованиях.

Данные констатирующего эксперимента позволили нам предложить модель подготовки спортсменов -новичков, реализующую квалификационный подход (см. рисунок). На примере исследования боксеров модель включает в себя следующие блоки: морфологических показателей, функциональных возможностей, физических качеств, нервно-мышечных реакций и психофизиологических показателей, где определяются квалификационные характеристики спортсмена.

В блок морфологических показателей вошли длина и масса тела; в блок функциональных возможностей - артериальное давление, пульс в покое, восстанавливаемость пульса.

Как известно, физическая подготовка - это база для достижения высоких спортивных результатов в боксе, характеризующаяся определенным уровнем развития физических качеств, а также форм и функций организма боксера. Чем крепче и работоспособнее организм, тем лучше он воспринимает тренировочные нагрузки, тем быстрее к ним приспосабливается и дольше остается в состоянии тренированности. Без хорошей физической подготовленности в условиях поединка невозможно эффективное и длительное проявление технических, тактических и психических навыков и качеств боксера. Поэтому необходимым является определение уровня физической подготовленности юных боксеров. В блок физических качеств внесены следующие показатели: гибкость, быстрота, динамическая сила, скоростная, скоростно-силовая и общая выносливость; в блок нервно-мышечных реакций - простая и сложная реакция, латентное и моторное время, реакция на движущийся объект. Функциональное состояние спортсмена и надежность его действий характеризуются рядом параметров нервно-мышечных реакций, которые изменяются под влиянием многочисленных внутренних и внешних факторов. Знание максимальных и минимальных величин проявления нервно-мышечных реакций позволяет определить возможность работы спортсмена в данных конкретных условиях [8, 14].

Показатели специальной подготовленности боксеров-юношей на этапе начальной спортивной специализации весьма существенны, так как на этом этапе закладывается фундамент их специфических качеств и способностей. Они играют ведущую роль в общей системе подготовки юного спортсмена, в том числе и его базовых возможностей, которые, как показали настоящие исследования, наиболее наглядно проявляются на более поздних этапах подготовки (в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства).

В блок психофизиологических показателей вошли следующие признаки: время удара сильнейшей и слабейшей рукой, количество ударов за 9 с, точность удара сильнейшей и слабейшей рукой, латентное время сильнейшей и слабейшей руки, а также моторное время сильнейшей и слабейшей руки, импульс удара сильнейшей и слабейшей рукой, точность удара реакции выбора, латентное время удара реакции выбора, моторное время удара реакции выбора, импульс удара реакции выбора.

Модель подготовки спортсменов-единоборцев, реализующая квалификационный подход (на примере методических подходов здоровьесбережения у боксеров-новичков)

Вышеназванные блоки определяют содержание подготовки юного спортсмена (физической, специальной и интегральной) и являются первым уровнем предложенной модели.

Следующий уровень модели - разработанная нами методика квалификационного подхода, предусматривающая поэтапную подготовку с постепенно возрастающими требованиями к занимающимся и учитывающая уровень их подготовленности. Занимающиеся делятся на три группы: оздоровительную, щадящую и сберегающую - по степени функциональной готовности сосудов мозга к физическим нагрузкам, где индивидуально подбираются различные по степени сложности упражнения.

Технические элементы разучиваются постепенно: сначала для верхних конечностей, а потом с для нижних, что обусловлено большей функциональной трудностью для организма выполнения движений ногами, чем руками.

При нормировании нагрузки необходима постепенная адаптация сосудистой системы головного мозга к интенсивным упражнениям, повышающим ЧСС до 200 уд/мин и выше. На начальном этапе необходима специальная тренировка на уровне ЧСС не более 130-150 уд/мин для повышения уровня функциональных возможностей сосудов головного мозга спортсменов -новичков. При этом исключается большой объем скоростных и интенсивных упражнений.

Методика занятий предусматривает использование, например в боксе, мишеней, представляющих собой зашитые в мешочки резиновые мячи, закрепленные на груди спортсмена. Такой методический подход позволяет обеспечивать профилактику травматизма и постепенную адаптацию к механическим воздействиям, связанным с ударами. Такие мишени могут быть использованы также в кикбоксинге и каратэ.

Методика квалификационного подхода включает четыре ступени: I ступень - "Будь здоровым", II ступень - "Быстрый и ловкий", III ступень - "Школа бокса", IV ступень - "Поверь в себя". Каждая ступень состоит из трех основных разделов: "Знания"; "Умения и навыки"; "Виды испытаний и нормы".

В связи с этим необходимо отметить, что развитие физических качеств с помощью движений в значительной степени касается и развития умственных способностей ребенка (с развитием познаний о предметах и явлениях). Поэтому умственное развитие и двигательное развитие - это два связанных процесса [20].

Раздел "Знания" включает в себя следующие темы: история развития бокса; краткие сведения о строении и функциях детского организма, влияние на него занятий физической культурой и спортом; личная и общественная гигиена; профилактика травм и заболеваний, самоконтроль.

Раздел "Умения и навыки" предусматривает овладение основами применения различных средств физической культуры и элементов спорта, а также умение применять гигиенические и закаливающие процедуры, средства самоконтроля за состоянием тренированности и другое; умение выполнять основные технико-тактические действия на различных дистанциях с разными по манере ведения поединка боксерами.

Раздел "Виды испытаний и нормы" состоит из контрольных тестов, позволяющих определить разносторонний уровень квалификационных характеристик юного боксера. С помощью предложенных нормативов оценивается уровень подготовленности юного спортсмена и он переводится на другую ступень самореализации.

Для оптимизации деятельности блоков предусмотрены уровни контроля и коррекции учебно-тренировочного процесса. Результаты контроля определяют основные направления работы и пути достижения заданного эффекта, обуславливают подбор средств и методов педагогического воздействия, их объем и соотношение в тренировочном процессе.

Модель позволяет учитывать индивидуальные особенности юных спортсменов, обеспечивая оздоровительную направленность учебно-тренировочного процесса, что подтверждается данными врачебно-физкультурного диспансера об их состоянии; рационально дозировать физические нагрузки; способствует достижению оптимальных спортивных результатов, основанных на принципах постепенности и доступности, вовлечению в регулярные занятия спортом детей и подростков.

Таким образом, проведенные исследования позволяют поставить вопрос о введении нормирования нагрузки на учебно-тренировочных занятиях и на занятиях по физической культуре на основе учета уровня подготовленности. Также необходим учет навязанных колебаний головы в процессе физических упражнений и влияние вестибулярной сенсорной системы на функциональные сдвиги в организме занимающихся.

Литература

1. Аминов Р.Х. Квалификационный подход на этапе начальной подготовки юных боксеров 11-13 лет: Автореф. канд. дис. Тюмень, 2001. - 24 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 42 с.

3. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1997. - 1456 с.

4. Булгакова Н.Ж. и др. Динамика физических качеств и функциональных возможностей мальчиков-пловцов как основа для построения многолетней спортивной подготовки //Теория и практика физ. культуры, 1987, № 1, с. 28-30.

5. Глухенькая Н.М. Организационно-методические условия физкультурных занятий оздоровительной направленности со студентками медицинских вузов (на примере волейбола): Автореф. канд. дис. Тюмень, 2001. - 26 с.

6. Губа В.П. Возрастные основы формирования умений у детей в связи с начальной ориентацией в различных видах спорта: Автореф. докт. дис. М., 1997. - 50 с.

7. Гурай В.П. Возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы в обосновании градации тренировочных нагрузок у юных спортсменов //Физическое воспитание и спортивная подготовка учащейся молодежи. - Архангельск: АГПИ, 1988, ч. 2, с. 34.

8. Качурин А.И., Киселев В.А. Динамика скоростно-силовых показателей у боксеров высшей квалификации в зависимости от состояния тренированности //Первая Всерос. науч.-метод. конф. тренеров и специалистов по боксу "Вопросы современного бокса", Екатеринбург, 5-8 апреля, 1994 г. М., 1994, с. 37-38.

9. Ким В.В., Матвеев Ю.И. Вибродозиметрический контроль в физических упражнениях спортсмена: Метод. пос. М., 1990. - 48 с.

10. Ким В.В. Механические нагрузки (ускорения) в спортивных упражнениях: контроль, предупреждение травматизма, повышение толерантности: Автореф. докт. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 42 с.

11. Ким В.В. Любительский спорт как придаток международных производственных монополий // Теория и практика физ. культуры, 1999, № 7, с. 8-16.

12. Ким В.В., Латыпов М.М., Линькова Н.А. и др. О разделении спорта и оздоровительной физической культуры //Теория и практика физ. культуры, 2001, № 3, с. 17-21.

13. Котешев В.Е. Методология управления адаптацией спортсменов к специфическим двигательным действиям в боксе: Автореф. докт. дис. Краснодар, 1998. - 50 с.

14. Лавров А.А., Лаптев А.П., Горбунов В.В. Совершенствовать подготовку высококвалифицированных боксеров //Бокс: Ежегодник. - М.: ФиС, 1983, с. 3-5.

15. Линькова Н.А. Методика оздоровительных физических упражнений для студентов с заболеваниями сосудов головного мозга: Автореф. канд. дис. Тюмень, 2000. - 26 с.

16. Лубышева Л.И. Социально-педагогические аспекты нововведений в организации и содержании физического воспитания учащейся молодежи //Здоровье и физические упражнения: Сб. статей. - Тюмень: изд-во ТГУ, 2000, с. 113-119.

17. Никифоров Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров. - М.: ФиС, 1987. - 192 с.

18. Солоха Л.К. О необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей в практике тренировочного процесса //Педагогические аспекты спортивной тренировки. - Омск: ОГИФК, 1981, с. 49-51.

19. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация (биологические аспекты). - М.: ФиС, 1985. - 144 с.

20. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. - М.: ФиС, 1975. - 208 с.

21. Фомин Н.А. Психофизиология. - Челябинск: изд-во "Лурье", 1998. - 392 с.

22. Ширяев А.Г. Педагогические основы и содержание многолетней подготовки спортсменов (на примере бокса): Автореф. докт. дис. СПб., 1992. - 46 с.

23. Хам Г.С. Педагогические условия повышения эффективности оздоровительных занятий студентов технических вузов, специализирующихся в боксе: Автореф. канд. дис. Тюмень, 2001. - 30 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: