Abstract ON PLACE OF MARTIAL ART USHIO IN SYSTEM OF MODERN CHILDREN'S SPORTS O.S. Vasilyev, physician, coach on martial arts Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Key words: children's mass sports, martial arts, Ushio, modern gymnastic school. In spite of the breadth of the distribution in children's mass sports of martial arts, Ushio has no adequate methodical base from the positions of the modern theory and the technique of physical education. The structure of formal complexes' movements in Ushio is very close to free exercises of female sports gymnastics and exercises with subjects of free callisthenics. Therefore, it is necessary to build the training process of Ushio basing on achievements of the modern theory and the technique of gymnastics. On the other hand, martial art Ushio can and should enrich with the unique means, methods and principles of physical perfection in modern gymnastic school.
|
О МЕСТЕ БОЕВОГО ИСКУССТВА УШУ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО СПОРТА
Врач, тренер по боевым искусствам О.С. Васильев Ключевые слова: детский массовый спорт, боевые искусства, ушу, современная гимнастическая школа. Одной из характерных особенностей современного детского массового спорта является бурное развитие его нетрадиционных видов, к которым можно отнести и систему китайских боевых искусств ушу. Складывается парадоксальная ситуация: число детей, занимающихся нетрадиционными видами физической активности, зачастую превышает контингент занимающихся традиционными видами и вместе с тем до сих пор не определены роль и место самих боевых искусств в системе массового детского спорта, нет четко проработанной методической базы тренировочного процесса, нет его достаточного медико-биологического обоснования. Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки базируется не столько на особенностях классических видов физической активности (видах спорта), сколько на медико-биологических и психолого -педагогических закономерностях развития, воспитания и обучения ребенка, которые едины для всех систем физической активности. Законы физиологии и биомеханики остаются неизменными вне зависимости от "традиционности" практикуемого вида физической активности. Медико-биологические и психолого-педагогические закономерности можно либо учитывать и использовать в тренировочном процессе, либо, по безграмотности тренера, нарушать. Поэтому необходимо как можно скорее рассмотреть, проанализировать и определить роль и место нетрадиционных видов физической активности в системе современного детского спорта. Так что же такое боевые искусства в системе современного спорта? С одной стороны, это единоборства (саньда - вид контактного единоборства в ушу). И мы можем использовать огромный пласт накопленных средств и методов современной школы спортивных единоборств (самбо, бокс, дзюдо и др.) для формирования адекватной базы тренировочного процесса в боевых искусствах. С другой стороны, практически все виды боевых искусств относятся к сложнокоординированным видам спорта: формальные спортивно -гимнастические комплексы с элементами акробатики (таолу) часто выполняются под музыку с учетом определенных сценических и хореографических требований. И в этом смысле боевые искусства правильно было бы рассматривать с позиции теории и методики гимнастики. Причем по структуре движения комплексы формальных упражнений таолу без оружия ближе всего к вольным упражнениям женской спортивной гимнастики младших разрядов, а комплексы с оружием по структуре движения часто изоморфны упражнениям с предметами в художественной гимнастике. Отсутствие четко проработанной методологической базы в ушу уже подтолкнуло многих тренеров боевых искусств обратиться за опытом и наработками к другим видам физической активности, прежде всего к спортивной и художественной гимнастике. И в этом нет ничего удивительного. В самом Китае, несмотря на традиционный восточный консерватизм, государственную систему преподавания ушу выстроили по образцу советской спортивно-гимнастической школы. Более того, китайцы не только переняли советскую гимнастическую школу, но и творчески обогатили ее своими отечественными наработками - все тем же ушу (и "китайским балетом", фактически разновидностью ушу). Мало кто знает, что такое модное в современной хореографии направление, как "контактная импровизация", практически полностью базируется на принципах внутренних школ ушу. Сценические методы работы с партнером также во многом опираются на опыт боевых систем востока. "Внутренний" вид ушу - Тайцзи-цуань давно зарекомендовал себя как эффективное средство развития пластики движения и в течение многих лет является официальным курсом искусства движения в ряде хореографических школ и театральных студий на Западе. Средства и методы ушу с успехом применяют для развития "выворотности", для снятия гипертонуса мышц спины в детской хореографии. Современные западные танцевальные школы уже открыли для себя ушу как источник развития и обогащения культуры движения. Так, может быть, пора не только рассмотреть и проанализировать систему ушу с позиций отечественной гимнастической школы, но и рассмотреть возможность обогащения классической гимнастической школы столетиями выкристаллизованными средствами и методами традиционной китайской системы боевых искусств ушу? Что же самое главное в системах боевых искусств - бой, схватка? Нет. Важно состояние , которое позволяет выиграть бой. Сам бой может никогда и не состояться. Но достичь этого состояния - одна из целей боевых искусств, и на это уходят многие годы тренировок. Не этим ли состоянием часто определяются победы сильнейших гимнастов? Если беспристрастно проанализировать последние соревнования по художественной гимнастике, то невольно возникает ощущение, что воспитанницы ЦОП (Центра олимпийской подготовки И. Винер) выигрывают их не столько за счет техники выступления (которая у них безупречна), сколько за счет самого состояния выступления, позволяющего реализовывать эту технику. Они уже победили, и эта победа на соревновании произошла до самого соревнования!
С каких же позиций следует рассматривать ушу: с позиций единоборства или гимнастики? Древние мастера предпочитали рассматривать боевое искусство ушу как искусство движения . Возможно, в синтезе единоборств и гимнастики и заключается уникальная специфичность боевых искусств. А это значит, что в зависимости от цели тренировочного процесса - выход на поединок или демонстрация комплекса формальных упражнений - тренер-преподаватель в своей работе должен руководствоваться методологической базой единоборств либо гимнастики соответственно. Еще раз оговоримся, что речь идет исключительно о принципах организации грамотного с позиций теории и методики физического воспитания тренировочного процесса, что не исключает применения уникальных специфических для боевых искусств средств и методов развития физических качеств, совершенствования технической и тактической подготовки. В заключение хочется пожелать тренерам по боевым искусствам: применяйте средства и методы из близких по структуре движения видов физической активности, прежде всего из спортивной и художественной гимнастики, акробатики и других видов спорта и не забывайте подвергать строгому анализу (с позиций ТФВ) "древние методики самосовершенствования", особенно при работе с детьми. Литература 1. Васильев О.С. Ушу, художественная гимнастика и хореография: общее и различия // Гунфу. 2002, № 1, с. 14-16. 2. Васильев О.С. Рабочая осанка в воинских искусствах и искусствах движения // Боевые искусства и цигун. 2002, № 1, с. 35-39. 3. Васильев О.С. "Хореографическая выворотность" в воинских искусствах (о методах и методиках ее развития) // Боевые искусства и цигун. 2002, № 2, с. 18-21. 4. Васильев О.С. Хореография боевых искусств // Современные и эстрадные танцы. 2002, № 6(8), с. 24-25. 5. Васильев О.С. Боевые искусства это не хореография, но...// Студия Пяти-Па (Детский хореографический журнал). 2002, № 2(4), с. 46. 6. Васильев О.С. "Выворотность" как способ расширения топологии пространства движения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 4, с. 47-49. 7. Васильев О.С. О топологическом подходе к структуре движения // Юбилейный сборник научно-методических трудов сотрудников кафедры, посвященный 70-летию со дня ее основания: РГАФК, кафедра теории и методики гимнастики. М., 2002, с.130-137. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |