Abstract EDUCATION OF PROFESSIONAL STAFF AND HIGHLY SKILLED ATHLETES IN POLYSTRUCTURAL FUNCTIONAL PEDAGOGICAL SYSTEM G.Z. Karnauhov, Ph. D., lecturer Samara school of Olympic reserve, Samara Key words: professional training, innovational activity, polystructural pedagogical system. Estimating the modern condition of the highest pedagogical and high special education in Russia, many researchers and practice come to the conclusion about the crisis condition of the training of the teaching personnel. The symptoms of this crisis are shown that training of a teacher is not focused on the quality indicators, new principles and progressive technologies. The project of polystructural pedagogical system offered by the author includes three levels. Each of them contains sports-educational organizations. They have the strict functional purpose, subordination and interrelation. The numerous researches have shown - such approach in the greatest measure corresponds to the purposes and tasks of the society in the training of the professional staff and highly skilled athletes.
|
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ И ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПОЛИСТРУКТУРНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Кандидат педагогических наук,
доцент Г.З. Карнаухов Ключевые слова: подготовка кадров, инновационная деятельность, полиструктурная педагогическая система. Основной целевой установкой в деятельности высшей и средней школы на современном этапе перестройки всей социальной и экономической жизни нашего общества становится поиск путей постоянного обновления содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы, которые должны находиться в состоянии непрерывного развития и совершенствования. Оценивая современное состояние высшего педагогического и среднего специального образования в России, многие исследователи и практики приходят к выводу о кризисном состоянии подготовки преподавательских кадров (Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Ж.К. Холодов, Г.Л. Ильин, Д.Н. Богоявленский, В.Т. Чичикин, В.И. Маслов, А.Т. Барабанов, Н.Н. Зволинская, Е.В. Анисимов, Н.С. Пантина, А.В. Сахно, П.Е. Решетников, В.В. Асеев). Симптомы этого кризиса проявляются в том, что подготовка преподавателя не ориентирована на качественные показатели, новые принципы и прогрессивные технологии. До сих пор сохраняется разрыв между общекультурным и профессиональным, традиционным и проблемным, экстенсивным и интенсивным, информационным и развивающим обучением (В.В. Давыдов, А.А. Вербицкий, С.Д. Неверкович, Г.Л. Ильин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Ж.К. Холодов, В.Т. Чичикин, Г.К. Селевко, Д.С. Шилов). Сложившаяся система образования, к сожалению, не обеспечивает формирования высокой общей и профессиональной культуры преподавателя. Исследования показали, что высшее и среднее педагогическое образование нуждается в коренных структурно-функциональных изменениях. В настоящее время подготовка кадров в области физической культуры и спорта и высококвалифицированных спортсменов также претерпевает существенные изменения и проводится в крайне неблагоприятных экономических и социальных условиях развития и преобразования нашего общества. Осуществляется поиск путей и возможностей, которые бы способствовали решению наиболее важных задач подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, а также, что особенно важно, спортивных резервов в сборные команды Российской Федерации (Ю.Д. Железняк, Ж.К. Холодов, В.Т. Чичикин, В.И. Маслов, С.П. Евсеев, В.Г. Никитушкин, В.С. Кузнецов, Т.П. Юшкевич, Ю.Б. Санду, А.А. Фёдоров, В.А. Боженар, В.М. Корягин, В.В. Асеев, В.А. Винник, В.А. Пономарчук, Т.И. Воронкова, Г.Б. Горская, Э.П. Полюбанова, Л.Н. Кирюхина, А.В. Климов, Н.М. Костихина, А.В. Лейфа, Т.П. Лигай, Т.К. Стеценко).
Рис. 1. Проект структурного образования в системе ПСФПС Одной из таких задач является создание педагогической системы и условий для нормального функционирования образовательного и спортивно-педагогического процессов в системе физкультурного образования, достижения наилучших результатов в этих двух направлениях, соответствующих государственным стандартам и требованиям. Несмотря на все трудности, связанные с перестройкой общества, руководители, преподавательский состав, тренеры высшей и средней специальной школы продолжают заниматься инновационной деятельностью, решая при этом задачи повышения качества и эффективности подготовки физкультурных кадров и высококвалифицированных спортсменов. Одно из таких нововведений - концептуальная модель полиструктурной функциональной педагогической системы (ПСФПС), являющаяся базовой основой в решении задач образовательной и спортивной подготовки наиболее одаренных в спортивном отношении детей, подростков, юношей и девушек. При этом систематизирующим компонентом в этом полиструктурном образовании является училище олимпийского резерва (УОР). Именно оно призвано готовить спортивные резервы в сборные команды РФ, является тем ядром, вокруг которого создаются структурные образования и которые решают свои специфические цели и задачи на каждом из этапов возрастного развития и формирования подрастающего поколения (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Л.Н. Кирюхина, В.В. Асеев, А.А. Фёдоров, А.В. Климов, Т.И. Воронкова). Предложенный проект полиструктурной педагогической системы (рис. 1) включает в себя три уровня, в каждом из которых наличествуют спортивно -образовательные учреждения. Они имеют строгое функциональное назначение, соподчиненность и взаимосвязь. Спортивный лицей при УОР является изначальным образовательным учебным заведением, призванным осуществлять начальную и неполную среднюю общеобразовательную подготовку детей (основной вид деятельности) по программе общеобразовательной школы и спортивную подготовку (дополнительный вид деятельности) в рамках и по программе специализированной ДЮСШ. Аналогов подобных моделей в практике не существует. Деятельность этого подразделения тесно взаимосвязана с УОР. Учебная деятельность в общеобразовательной школе (1-9-е классы) и спортивная деятельность в рамках ДЮСШ функционируют в целостном единстве под патронажем УОР. На I уровне деятельность общеобразовательной школы и ДЮСШ осуществляется с детьми младшего и среднего возраста. Впоследствии наиболее перспективные спортсмены зачисляются в 10-11-е классы общеобразовательной школы УОР и осуществляют свою учебную и спортивную деятельность в стенах данного образовательного учреждения. На II уровне функционируют два структурных подразделения: общеобразовательная школа - 10-11-е классы в структуре УОР и среднее специальное физкультурно-образовательное учреждение. Два года заключительной учебной деятельности в общеобразовательной школе являются наиболее ответственными в формировании личности молодого человека. В этот период они заканчивают общеобразовательную школу, а затем зачисляются в УОР, по окончании которого получают диплом о среднем специальном физкультурном образовании. Училище призвано готовить специалистов в области физической культуры и спорта со средним специальным физкультурным образованием. Одновременно осуществляется деятельность по максимальному совершенствованию в избранном виде спорта. Время нахождения молодых спортсменов в УОР - 3 года. В этот период многие молодые спортсмены уже входят в сборные молодежные команды РФ, выполняют нормативы КМС и МС. Постепенно тренировочно-соревновательный процесс приобретает все признаки профессионального спорта. Большие физические и умственные нагрузки могут привести к срыву в психической и физической сферах молодых спортсменов. Поэтому проблема оптимизации учебной и спортивной деятельности на этом этапе является доминирующим аспектом в деятельности как всего тренерско-преподавательского состава, так и самих учащихся. На III уровне в структуре целостной, единой подготовки функционирует институт физической культуры в составе Университета, который призван готовить молодых специалистов высшей квалификации на уровне бакалавра и магистра. Между УОР и институтом существует тесная связь в преемственности содержания образования, т.е. Государственный стандарт УОР имеет единое образовательное пространство с Государственным стандартом института физической культуры. С учетом большой занятости молодых спортсменов на сборах и соревнованиях учеба в институте предусматривает свободное посещение учебных занятий, позволяющее осуществлять учебную деятельность по индивидуальному графику. Спортивная деятельность в этот период осуществляется в школе высшего спортивного мастерства или в центре олимпийской подготовки. Спортивная деятельность приобретает все признаки профессионального спорта. Таким образом, созданный нами проект позволяет охватить все аспекты возрастного и социального развития детей, подростков, юношей и взрослой молодежи. На рис. 2 показана модель социального заказа общества в деле подготовки подрастающего поколения в структуре ПСФПС, ее целевые установки и социальные отношения, складывающиеся между различными субъектами этой спортивно-педагогической системы. Как видно, цели подрастающего поколения и цели педагогического коллектива основываются на тесных спортивных и дидактических отношениях, которые возникают при решении задач в каждом из структурных подразделений многоструктурной, функциональной педагогической системы и между коллективом преподавателей, тренеров и спортсменов. Это, в свою очередь, позволяет исключить рассогласования в функционировании всех трех уровней ПСФПС и достичь желаемых результатов. Как показали многочисленные исследования, такой подход в наибольшей мере соответствует целям и задачам общества в подготовке профессиональных кадров и высококвалифицированных спортсменов в системе ПСФПС.
Рис. 2. Модель социального заказа общества в системе ПСФПС На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|