РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ


Abstract

ORGANIZATIONAL-SUBSTANTIAL BASES OF PHYSICAL EDUCATION IN PROGYMNASIUm

E.V. Demidova, Ph. D.

Kuban state academy of physical culture, Krasnodar

Key words: continuity, sports education, motor activity, improving program, subject-developing and motor environment.

The progymnasium as the new model of the official body solves the task of the continuity between preschool and an elementary education, provides the social security of a child. The mode of the operation and conditions in progymnasium creates the general favorable background for the physical, intellectual, emotional and creative development of children.

The rational combination of the intellectual and motor activity, use of the expanded motor mode and the various forms of physical education allows to keep the serviceability of children on a high level.

The complex approach developed by the author represents the set of the interconnected directions where as the main thing is the process of a child physical education acts.


ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОГИМНАЗИИ

Кандидат биологических наук Е.В. Демидова
Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар

Ключевые слова: преемственность, физкультурное воспитание, двигательная активность, лечебно-оздоровительная программа, предметно -развивающая и двигательная среда.

В последние 20 лет остро встала проблема преемственности организации и содержания учебно-воспитательного процесса в системе "детский сад-школа". Она обусловлена резким снижением практически здоровых детей, увеличением количества отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы в дошкольном и младшего школьном возрасте, насыщенностью учебных программ, интенсификацией учебного процесса, вызванных научно-техническим прогрессом, компьютеризацией и обилием информации [1, 15].

Для физически ослабленных, часто болеющих детей поступление в школу вызывает необходимость изменения привычного поведения в связи с трансформацией режима дня, что является стрессовым фактором и может привести к срыву нервной деятельности, угнетению регуляторных механизмов [14]. При этом возникают процессы дизадаптации [3, 4, 6]. Такие дети нуждаются в комфортных условиях, предусматривающих увеличение двигательной активности, организацию профилактических и оздоровительных мероприятий, обеспечение индивидуального подхода к обучению и воспитанию, что в условиях массовых образовательных школ является трудноразрешимой задачей [1, 2].

В последние 10 лет в России все большее распространение получают образовательные учреждения нового типа - для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наряду с процессом обучения и развития ребенка в них решаются вопросы обеспечения преемственности в дошкольном и начальном образовании, подготовки ребенка к обучению в школе, сохранения и укрепления здоровья, разрабатываются здоровьесберегающие технологии обучения, проводятся оздоровительные мероприятия.

Прогимназия № 63 г. Краснодара является одним из таких учреждений, где с 90-х гг. реализуются инновационные подходы, определяются содержание и методология работы с детьми 3 - 10 лет [12, 13].

В системе работы с детьми реализуются три направления:

- лечебно-профилактическое;

- физкультурно-оздоровительное;

- воспитательно-образовательное.

Одна из главных задач учреждения - создание адекватных условий для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, раскрытия на ранних этапах онтогенеза потенциальных умственных и двигательных возможностей, стимулирование познавательной и творческой активности.

В целях сохранения и укрепления здоровья предусмотрена лечебно-оздоровительная программа, включающая общие профилактические мероприятия для всех воспитанников и индивидуальные - для имеющих специальные медицинские показания.

В настоящее время утвердился новый подход к формированию физической культуры общества и личности, включающий три основных направления физкультурного воспитания: социально-психологическое, интеллектуальное, двигательное (телесное).

Традиционно процесс физического воспитания сводился к физическому развитию, физической подготовке, акцент делался на биологическом, двигательном аспекте развития. В.К. Бальсевич [5], Л.И. Лубышева [18] рассматривают физкультурное воспитание шире - как педагогический процесс воспитания личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Такой подход требует кардинального преобразования учебных заведений, более профессиональной подготовки специалистов, обновления программ, методик, подходов [19].

В таком направлении организуется физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в прогимназии.

Созданы благоприятная психологическая обстановка, развивающая предметная и двигательная среда, побуждающая ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интересы и потребности в разнообразных формах жизнедеятельности. При этом формируются знания о здоровом образе жизни и моральная потребность к движениям.

Работа педагогического коллектива ориентирована на программы по физическому воспитанию: "Физическая культура в детском саду" - типовая программа (1984); "Физическое воспитание учащихся 1-11-x классов с направленным развитием двигательных способностей" - программа общеобразовательных учебных заведений (М., "Просвещение", 1993). Преемственность в программах обеспечивается общей целью, задачами, средствами физического воспитания.

Общность целей и задач физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста позволила разработать единую целостную педагогическую систему организации этого процесса в прогимназии.

Основными формами физического воспитания детей 3 - 10 лет являлись физкультурные занятия, в том числе плавание, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, ритмическая гимнастика (после дневного сна) или упражнения на тренажерах, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия (сауна и бассейн); активный отдых (физкультурные праздники, развлечения, Дни здоровья); самостоятельная двигательная деятельность детей в группе, на участке для прогулок, в спортивном зале, на стадионе; индивидуальная работа с отстающими в двигательном развитии детьми и нуждающимися в коррекционной помощи (нарушение осанки, плоскостопие).

В целях оптимизации физического развития ребенка на ранних этапах онтогенеза, повышения его функциональных возможностей, удовлетворения биологической потребности в двигательной активности, нивелирования негативного влияния учебной нагрузки в прогимназии использовался расширенный двигательный режим:

- увеличено до 5 раз в неделю количество физкультурных занятий;

- в программу физического воспитания включены упражнения повышенной координационной сложности (парные упражнения, элементы акробатики, художественной гимнастики и др.);

- введены дополнительные формы - ритмическая гимнастика после дневного сна, спортивные игры, игры-эстафеты, упражнения, используемые на тренажерах, в спорткомплексах и в повседневной игровой деятельности детей;

- создана предметно-развивающая и двигательная среда в группах, классах, на участках для прогулок.

Два физкультурных занятия проводились в спортивном зале, одно - на стадионе (по возможности круглогодично), два - в плавательном бассейне. Занятия плаванием во всех возрастных группах организовывались по подгруппам. Продолжительность занятий не превышала физиологических норм: от 15 - 20 мин у детей 3 - 4 лет до 30 - 40 мин у старших дошкольников и младших школьников.

Обеспечение соответствующего двигательного режима детей младшего школьного возраста достигалось использованием 3 учебных часов в неделю, отводимых инвариантным компонентом Базисного учебного плана на освоение образовательной области "Физическая культура" и часов вариативного (школьного) компонента, а также кружковой работы. В целом создавалась единая система физкультурного образования в начальной школе. Режим полного дня (с 8 до 18 ч) позволял вовлекать учащихся в разнообразные формы занятий физическими упражнениями и спортом.

В процессе деятельности педагогического коллектива уделяется внимание подготовке ребенка к школе: его интеллектуально-личностному развитию, повышению познавательной и творческой активности. С этой целью развиваются основные психические процессы (восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь), в том числе и средствами физического воспитания. Это согласуется с мнением ведущих специалистов, рассматривающих подготовку детей к школе как всесторонний процесс их развития в физическом, личностном, умственном и специально-педагогическом аспектах [9, 16].

Вопросы преемственности дошкольного, начального и среднего звеньев обучения обеспечиваются:

- содержанием программ обучения и воспитания;

- стилем взаимодействия детей и взрослых, который предполагает понимание, признание и принятие личности ребенка, способности взрослого встать на его позицию, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, придерживаясь в работе положения: "Не рядом, не над, а вместе!";

- предметной и развивающей средой;

- сохранением таких же, как у дошкольников, условий жизнедеятельности для детей школьного возраста (дневной сон, 3-разовое питание, ежедневная двигательная активность, достаточное пребывание на воздухе, благоприятный психологический микроклимат в классе и др.).

В настоящее время построению предметно -развивающей среды в дошкольных учреждениях придается особое значение. Выдвинутая В. А. Петровским с соавт. [20] концепция построения развивающей среды направлена на создание благоприятных условий для развития деятельности ребенка, повышения его познавательной активности, реализации личностно ориентированного взаимодействия педагога с ним.

Развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать "зоне актуального" развития самого слабого (именного в этом виде деятельности) и "зоне ближайшего" развития самого сильного (в этом же виде деятельности) ребенка в группе [8].

В концепции развивающей среды заложены подходы кардинального преобразования материально -технического обеспечения педагогического процесса.

Двигательная развивающая среда в прогимназии включает: оборудованные спортивный и тренажерно -хореографический залы, стадион, спортивные площадки, оснащенные современным оборудованием.

В каждом классе и группе установлены министадион, тренажеры ("Колибри", мини-батут, велотренажер, степпер, "Диск здоровья" и др.), имеется весь перечень необходимого спортивного инвентаря на каждого ребенка (мячи, скакалки, обручи, гантели, эспандеры и др.).

Это позволяет включать в работу сразу всех детей, обеспечивать высокую моторную плотность уроков и занятий.

Комплекс универсального гимнастического оборудования, находящийся в группах, представляет собой спортивную конструкцию, в которую входят металлическая и веревочная лестницы, канат, кольца, шест, перекладина, соединенные между собой. На нем дети выполняют упражнения в основных движениях: лазанье по канату, шесту, лестнице, подтягивание на кольцах, перекладине; проявляют творческую активность, устраивая "цирковые представления".

Результаты освоения воспитанниками движений на спортивном оборудовании в группах заносятся в карту контроля индивидуальной работы с детьми по использованию нестандартного оборудования.

Тренажеры и тренировочные устройства являются хорошим дополнением к традиционной физкультуре, делая процесс каждодневных занятий более эмоциональным и разнообразным, развивают у ребенка инициативность, самостоятельность, творчество, что крайне важно при подготовке к обучению в школе [7].

Создание искусственной двигательной среды в классе и группе компенсирует недостаток двигательного пространства для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которое в школах предусмотрено типовым проектом.

В физкультурной работе с детьми наряду с промышленными тренажерами широко используется оборудование, изготовленное педагогами и учащимися из бросового и природного материала (разнообразные массажеры, дорожки для ходьбы и бега, тренировочные устройства для развития ловкости, координации и других качеств). Оно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре, удобно для использования в условиях недостаточного финансирования, когда материальная база далека от совершенства.

Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Способствующей игре является среда, которая дает широкую возможность двигаться, использовать всевозможные предметы. С этой целью в помещении создавали двигательные ситуации. Например: пройти по дорожкам, перепрыгивать с кочки на кочку, пролезть в туннель, чтобы попасть на корабль (выстроенный из мягкого модуля), залезть на лестницу-"мачту". В дверных проемах крепили съемные перекладины для виса, подтягивания, тренажер "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой делали разметку для игры в "Классики". Это активизировало действие ребенка. Пространство организовывали таким образом, чтобы создавалась возможность для многовариантных игр.

Двигательные ситуации для детей в группах, классах, на верандах, полоса препятствий, возможность постоянно быть в игре, удовлетворять свою потребность в разнообразных движениях способствуют социально -психологическому, интеллектуальному и двигательному (телесному) воспитанию.

В плане развития познавательных способностей и интеллектуального решения двигательных задач широко использовались игры-эстафеты, обучать которым начинали со второй младшей группы [11].

Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга являлось их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные в специальных карточках. Соединяя карточки, воспитанники составляли вариант игры-эстафеты и проигрывали ее сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

Кроме того, в группах и классах имелась картотека разнообразных игр, движений, упражнений. Работа с карточками помогала детям целесообразно использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учила их организовывать простейшие соревнования со сверстниками, подчиняться правилам, стимулировала повышение двигательной активности.

У детей на протяжении всего возрастного периода от 3 до 10 лет в процессе занятий ФК воспитывались нравственные и волевые качества: дисциплинированность, доброжелательность, честность, отзывчивость, смелость. Психические процессы (восприятие, мышление, память, внимание и др.) лучше всего развивались в играх с правилами, при применении карточек-заданий и выполнении в соответствии с ними комбинации упражнений.

Воспитанники приобретали и транслировали физкультурные знания наряду с уроками при постановке спектаклей, организации кукольных театров, выставок, творческих мастерских, занимаясь поисковой работой, обсуждая проблемы на клубных часах, интегрированных уроках по естествознанию, литературе, музыке, изодеятельности, при подготовке рефератов, сочинений. Во внеурочных формах организации работы с детьми физкультурные знания усваивались быстрее и легче, поскольку были эмоционально окрашены.

В соответствии с рекомендациями Ю.К. Чернышенко [24] для детей дошкольного и младшего школьного возраста были определены следующие темы физкультурных знаний, их содержание, а также перечень связанных с ними практических умений и навыков, в совокупности составляющих интеллектуальную базу физической культуры:

­ личная гигиена и гигиена физического воспитания;

­ обеспечение безопасности жизнедеятельности;

­ физические упражнения;

­ режим дня;

­ питание;

­ закаливание.

Кроме того, учащимся предлагались сведения из истории развития спорта на Кубани, олимпийского движения, физической культуры, физиологии, медицины.

В ходе организации работы изучалась двигательная активность (ДА) детей.

Объем ДА - величина индивидуальная, складывающаяся под влиянием генетической программы и среды. Постоянство ДА поддерживается благодаря спонтанной активности, которая является компенсатором избытка или недостатка движений, физиологическим регулятором постоянства суточного объема ДА и связанных с ней энергозатрат [22, 23].

Чрезмерно высокая и низкая ДА одинаково неблагоприятна для ребенка. Искусственное повышение ДА за счет физкультурных занятий выше возрастных пределов может угнетающе сказаться на спонтанной ДА. Наоборот, недостаточное удовлетворение потребности детей в движении на физкультурном занятии компенсируется впоследствии их повышенной активностью в различных видах деятельности и является источником эмоционального возбуждения [17, 25].

В процессе собственных исследований выявлено, что усиление ДА на физкультурных занятиях, включающих упражнения повышенной координационной сложности, не влияет существенным образом на спонтанную ДА [10]. Меньший объем ДА приводит к нарастанию спонтанной ДА к концу учебного года, что свидетельствует о недостаточном удовлетворении потребности детей в движении при организованных формах занятий в течение учебного года.

С возрастом ДА детей увеличивается пропорционально их возрастающим потребностям в движении. Для ее удовлетворения необходимо организовывать разнообразные формы физкультурной работы с детьми.

Примерное количество часов, отводимых на организованную двигательную деятельность детей, складывалось из времени утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и физических упражнений на прогулках, ритмической гимнастики после сна.

В младшем дошкольном возрасте основной ведущей деятельностью ребенка является игра. Спонтанная ДА занимала 30,9% времени в режиме дня, 40% - приходилось на организацию приема пищи и дневной сон и лишь по 14 - 15% - на организованные формы работы с детьми (умственную и двигательную активность). По мере взросления ребенка процентное соотношение времени, отводимого на организованные виды деятельности, менялось. Увеличивалось количество занятий. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста требовалось значительно меньше времени на прием пищи. Воспитанники 3-х классов предпочитали более активные виды деятельности (прогулка, спортивные игры) за счет времени, отводимого на дневной отдых. Их спонтанная ДА возрастала. Двигательная деятельность (спонтанная и организованная) детей в прогимназии занимала в среднем около 50% времени бодрствования. По мнению исследователей [21, 22], такой режим удовлетворяет генетическую потребность детей в ДА.

Установлено, что потребность детей в ДА, самостоятельности действий достаточно высока. В среднем за время пребывания в учреждении объем ДА у младших дошкольников (4 - 5 лет) составил от 12,1 до 13,4 тыс., у старших дошкольников и учеников начальных классов- от 14,9 до 19,2 тыс. локомоций.

Частично потребность в ДА удовлетворялась на физкультурных занятиях и соответствовала в среднем 1500 - 2000 локомоциям в час, ее интенсивность составляла в среднем от 52 до 95 движений в минуту.

Таким образом, созданный в прогимназии двигательный режим, включающий организованные формы физического воспитания и управление спонтанной деятельностью детей, позволяет обеспечить последним удовлетворение своей потребности в ДА. ДА в объеме 12 - 19 тыс. локомоций достаточна для поддержания адекватного развития ребенка. Это согласуется с мнением других исследователей [17, 22, 25].

Для объективной проверки влияния созданного в учреждении режима жизнедеятельности детей на состояние их здоровья была проведена исследовательская работа по выявлению групп воспитанников с различной степенью утомляемости в адаптационный период и в динамике учебного года.

В адаптационный период (сентябрь - октябрь), при поступлении в учреждение, переходе из одной группы (или класса)в другую педагогами заполнялись разработанные в прогимназии "Карты утомляемости" на каждого ребенка. Для изучения внешних признаков утомляемости были выделены различные критерии. Учитывались самочувствие воспитанника, эмоциональное состояние, поведение в коллективе, работоспособность на занятиях и уроках, дневной сон. От родителей получали информацию об особенностях поведения ребенка в домашних условиях. По наблюдаемым внешним признакам отмечали степень его утомления, которая обозначалась кружком соответствующего цвета: зеленый - небольшое, желтый - среднее, красный - сильное утомление.

Изучение состояния воспитанника в адаптационном периоде позволяло предупредить его утомляемость, вовремя изменить режим информационных и физических нагрузок, создать условия, необходимые для его эффективной работы, дать советы родителям по организации жизнедеятельности детей, соответствующие рекомендации педагогическому персоналу.

Проведенные исследования показали, что в целом воспитанники прогимназии не испытывали трудностей в адаптационном периоде. В среднем у 80% детей с различным состоянием здоровья внешних признаков утомляемости не наблюдалось. В течение первого месяца адаптационного периода повышенное эмоциональное возбуждение отмечалось у 6 - 8%, впервые поступивших детей. В последующие месяцы они успешно включались в общий режим работы учреждения.

Для изучения динамики работоспособности учащихся в течение дня и учебного года использовали методику дозированных заданий по буквенным таблицам Анфимова (2-3-й классы) и фигурным таблицам Бурдона (1-й класс) [6].

В результате проведенных исследований четко просматривалась динамика снижения утомляемости детей во второй половине дня (после дневного сна и ритмической гимнастики). Увеличивалось количество неутомляющихся детей и снижался процент резкоутомляющихся. Аналогичные изменения наблюдали в динамике учебного года.

Под влиянием предложенного двигательного режима происходило совершенствование состояния ЦНС, что выражалось в повышении результативности работы и сокращении количества детей с низкой работоспособностью.

Творческие способности ребенка выявляли через вовлечение его в студийную работу по интересам (театральная, хоровая, изостудия, художественно-ручной и прикладной труд, кубанский фольклор, народное творчество).

Важными направлениями являлись разработка и использование в практике научно-методических основ диагностики уровня психофизического развития и возможностей ребенка, реализация на их основе индивидуально-дифференцированного подхода к обучению, физическому воспитанию и оздоровлению детей.

В прогимназии проводится работа с родителями. Для них организовываются консультации. Они регулярно обеспечиваются точной и полной информацией о состоянии здоровья ребенка, об объективном уровне его физического, функционального, двигательного и психического развития. В соответствии с этим даются конкретные методические рекомендации по укреплению здоровья и физическому совершенствованию ребенка, организации режима детей в выходные дни.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что прогимназия как новая модель государственного учреждения решает задачу преемственности между дошкольным и начальным образованием, обеспечивает социальную защищенность ребенка. Режим работы и условия в прогимназии создают общий благоприятный фон для физического, интеллектуального, эмоционального, творческого развития детей.

Рациональное сочетание умственной и двигательной деятельности, использование расширенного двигательного режима и разнообразных форм физического воспитания позволяют сохранять работоспособность детей на высоком уровне.

Разработанный нами комплексный подход к развитию ребенка представляет собой совокупность взаимосвязанных направлений, где главным выступает процесс физического воспитания.

В процессе обеспечения непрерывной оздоровительной, образовательной и воспитательной работы у детей уже в дошкольном возрасте целенаправленно формируются знания о средствах и способах совершенствования своего здоровья, умения осознанно выбирать и использовать эти средства, методы и приемы в конкретных ситуациях. Сформированная в дошкольном возрасте база, потребность в двигательных действиях в последующие возрастные периоды применяется как основа для самостоятельного творческого использования двигательного потенциала.

Литература

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Обучаемость и здоровье школьника // Школа здоровья. 1995, т. 2, № 2, с. 21 - 31.

2. Антронова М., Бородкина Г., Кузнецова Л. и др. Инновация, учебная нагрузка и здоровье детей // Народное образование, 1998, № 9/1, с. 171 - 174.

3. Антронова М.В., Манке Г.Г. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков // Педагогика, 1993, № 6, с. 9 - 3.

4. Антронова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. 1995, № 2, с. 26 - 31.

5. Бальсевич В.К. Теоретико-методологическое основание концепции формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте // Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге ХХI века. Томск, 1996, с. 9 - 13.

6. Бородкина Г.В., Бограш Г.И., Ваулина О.В. и др. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса: Метод. реком. - М.: Педагогический поиск, 1997, - 79 с.

7. Венгер Л.А., Кравцов Г.Г. Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к обучению: Метод. реком. - Киев: Радянська школа, 1989. - 39 с.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М.,1982.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.

10. Демидова Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4-7 лет). Автореф. канд. дис. Краснодар, 1989. - 20 с.

11. Демидова Е.В. Игры-эстафеты и подвижные игры с мячом в детском саду: Метод. реком. в помощь работникам дошкольных учреждений. Краснодар. 1992. - 44 с.

12. Демидова Е.В. Психофизиологическое обоснование непрерывного обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в детском центре // Вопросы физиологии, физического воспитания и спорта. Краснодар, 1995, с. 38 - 43.

13. Демидова Е.В. Инновационные подходы к организации работы по функциональному и физическому развитию детей 3 - 10 лет в условиях образовательного комплекса // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Краснодар, 2000, с. 151 - 158.

14. Жданова Л.А. Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению: Автореф. докт. дис. М., 1990. - 41 с.

15. Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. 1995.Т. 2, № 2, с. 5 - 12.

16. Лебедева С.А. О преемственности дошкольного и начального образования // Начальное образование. 1996, № 3, с. 20 - 23.

17. Ледовская Н.М. Обычная двигательная активность ребенка от 3 до 7 лет: Автореф. канд. дис. Саратов, 1973. - 18 с.

18. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦИФК, 1992. - 120 с.

19. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10 - 15.

20. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М, Научно-методическое объединение "Творческая педагогика", Малое предприятие "Новая школа", 1993.

21. Правдов М.А. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5-6 лет в детских садах: Канд. дис. СПб., 1992. - 197 с.

22. Сердюковская Г.Н., Сухарев А.Г. и др. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 1986. - 496 с.

23. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 227 с.

24. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. докт. дис. Краснодар, 1998. - 50 с.

25. Юрко Г.П. Организация двигательной активности детей // Дошкольное воспитание. 1973, № 10, с. 24 - 25.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!