Abstract FEATURES OF CORRECTIONAL-PREVENTIVE ACTIONS DURING PHYSICAL EDUCATION OF WEAKENED CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE Yu.A. Kopylov, Ph. D. M.V. Malykhina, Ph. D. N.V. Polyanskaya, Ph. D. Institute of age physiology of Russian Academy of Education, Moscow Key words: physical culture, individual perfection, system of the physical education, weakened children. Authors has developed the model of the correctional-preventive actions used in the system of physical education of weakened children, having insignificant deviations in physical development, motor and functional preparedness of different systems of organism. The model of correctional-preventive actions consists of the following sections. 1. The purpose and tasks of correctional-preventive actions. 2. The kinds of activity used during correctional-preventive actions. 3. Correctional-preventive means during physical education of the weakened pupils of younger school age. 4. Means of the control of the level of physical, mental and social health of weakened children of younger school age. 5. The methodology of formation of skills of correctional-preventive actions of the weakened pupils.
|
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кандидаты педагогических наук Ю.А. Копылов, Институт возрастной физиологии РАО, Москва Ключевые слова: физическая культура, индивидуальное совершенствование, система физического воспитания, ослабленные дети. Актуальность проблемы коррекционно-профилактических мероприятий для ослабленных детей обусловлена широким распространением среди учащихся общеобразовательной школы нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата, физического развития, двигательной подготовленности, повышенной заболеваемостью и неадекватной реакцией на учебные нагрузки [3, 6]. Так, выявлено, что ослабленный ребенок характеризуется пониженной ежедневной двигательной активностью, что, в свою очередь, провоцирует многочисленные отклонения в состоянии здоровья: снижение функциональной подготовленности нервно-мышечного аппарата, ослабление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшение общего самочувствия, быструю утомляемость, снижение умственной работоспособности [2]. Как показывает практика и специальные исследования, проблема ослабленных детей имеет чрезвычайно негативные последствия не только для школьной учебной деятельности, но и для социальной адаптации ребенка [10]. Этот аспект практически не рассматривается в специальной литературе, однако имеет далеко идущие негативные последствия. Ослабленные дети существенно хуже адаптированы в коллективе, имеют менее выраженный уровень сформированности таких показателей, как уверенность в своих силах, спокойствие, самоуважение. Исследователи отмечают, что проблема ослабленных детей, выходя далеко за рамки только медицинского аспекта [8], приобретает в настоящее время социальное значение, поскольку наряду со снижением функционального состояния систем организма связана с адаптацией детей и подростков в современном обществе и возникновением ряда негативных психологических аспектов жизнедеятельности [1]. C учетом сказанного большое значение приобретает профилактика и коррекция нарушений разных систем организма ослабленных учащихся младших классов общеобразовательной школы [5]. Это связано с особенностями данного возрастного периода, когда закладываются основы ценностных ориентаций, формируется созревание большинства систем организма, создаются предпосылки будущего здоровья. В сложившейся системе физического воспитания ослабленных учащихся данной проблеме не уделяется должного внимания. С целью элиминирования указанных недостатков разработана система коррекционно-профилактических мероприятий в системе физического воспитания ослабленных детей младшего школьного возраста. Основной парадигмой системы коррекционно-профилактических мероприятий является принцип всесторонней активизации биологической, психической и социальной сфер личности ребенка [9]. Как нам представляется, только комплексный подход с акцентом на формировании мотивации и личностных показателей к решению проблемы ослабленных детей позволяет достигать статистически достоверных результатов. Как итог проведенного теоретико-экспериментального исследования разработана модель коррекционно-профилактических мероприятий, используемых в системе физического воспитания ослабленных детей, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии, двигательной и функциональной подготовленности разных систем организма. Модель коррекционно-профилактических мероприятий состоит из следующих разделов. 1. Цель и задачи коррекционно-профилактических мероприятий . Цель коррекционно-профилактических мероприятий - овладение ослабленными учащимися начальной школы навыками воспитательной, развивающей, образовательной, оздоровительной, рекреационной и гигиенической деятельности для их дальнейшего использования в процессе индивидуального совершенствования. Задачи использования коррекционно -профилактических мероприятий в процессе физического воспитания ослабленных школьников: воспитание интереса к регулярным занятиям физической культурой; обучение навыкам использования коррекционно-профилактических средств в повседневной деятельности; формирование понимания смысла коррекционно-профилактических занятий. При решении трех указанных задач каждый учащийся получает возможность в дальнейшем самостоятельно корректировать индивидуальные недостатки в физической, психической и/или социальной сфере деятельности. 2. Виды деятельности, используемые в процессе коррекционно-профилактических мероприятий. Используется шесть видов деятельности: воспитательная ("Школа поступков", навыки концентрации внимания, навыки межличностного общения, навыки формирования черт характера); оздоровительная (навыки выполнения упражнений для укрепления дыхательной системы и управления эмоциональным состоянием, упражнений для профилактики нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, упражнений для профилактики простудных заболеваний); развивающая (включает навыки повышения уровня развития основных двигательных качеств с преимущественной направленностью на аэробную производительность организма); образовательная (знания о значении занятий физической культурой для физического, психического и социально-нравственного здоровья учащихся младшего школьного возраста; знания о методике развития основных двигательных качеств; навыки самостоятельного составления комплексов для профилактики и коррекции нарушений функционального состояния систем организма; навыки проведения самостоятельных коррекционно -профилактических занятий; навыки оценки функционального состояния систем организма в покое и во время проведения коррекционно-профилактических мероприятий); рекреационная (навыки организации и проведения подвижных игр и развлечений на открытом воздухе; навыки организации и проведения лыжных и пеших прогулок; навыки организации и проведения самостоятельных занятий спортивными играми (футбол, волейбол, бадминтон); гигиеническая (навыки выполнения закаливающих процедур; контроль за своим функциональным состоянием, выполнением восстановительных процедур после проведения коррекционно-профилактических мероприятий; навыки составления рационального режима дня). 3. Коррекционно-профилактические средства в процессе физического воспитания ослабленных учащихся младшего школьного возраста. При отборе наиболее эффективных коррекционно-профилактических оздоровительных средств для ослабленных учащихся младшего школьного возраста использовались критерии доступности, соответствия возрастным возможностям, наибольшей эффективности, соответствия видам деятельности коррекционно-профилактических мероприятий, простоты выполнения и наименьших затрат времени при обучении. В процессе проведения коррекционно-профилактических мероприятий с ослабленными школьниками используются следующие средства. Дыхательные упражнения , позволяющие устранить неправильные привычки в дыхании; научить экономичному дыханию, способствующему наиболее полной вентиляции легких; очистить дыхательные проходы; быстро "насытить" организм кислородом). Статические упражнения системы "Хатха-йога", которые традиционно используются для коррекции и профилактики нарушений большого количества заболеваний. Установлено, что уже после серии непродолжительных занятий статическими упражнениями существенно улучшаются характеристики силы, быстроты, выносливости, а также гибкости - важного показателя отсутствия нарушений в функциональной подготовленности. Психорегулятивные упражнения. Ослабленные школьники, овладев приемами психорегуляции, смогут использовать их в своей повседневной жизни в разных ситуациях: перед выполнением контрольной работы, при подготовке к спортивному состязанию, при появлении отрицательных эмоций (страха, волнения, обиды и т.п.). Специальные упражнения для коррекции индивидуально отстающей системы. На занятиях используются общеразвивающие упражнения: ходьба, продолжительный бег с индивидуально доступной скоростью, упражнения с гантелями весом 1 кг, лыжные прогулки, плавание. Массаж биологически активных точек, используемый для профилактики простудных заболеваний, повышения умственной и физической работоспособности, коррекции ряда физиологических функций организма. Двигательная активность на открытом воздухе с преимущественной рекреационно-игровой направленностью. Как показывает практика, регулярное выполнение упражнений на открытом воздухе надежно защищает от возникновения различных простудных заболеваний. Помимо физических упражнений на открытом воздухе необходимо проводить регулярные закаливающие мероприятия (обтирания, обливания, контрастный душ, купание в открытых водоемах, воздушные ванны). 4. Средства контроля за уровнем физического, психического и социального здоровья ослабленных детей младшего школьного возраста. Контроль за физическими показателями здоровья ослабленных детей осуществляется с помощью оценки уровня физического развития (по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, силы мышц правой и левой кисти, жизненной емкости легких), двигательной подготовленности и учета текущей заболеваемости младших школьников. Контроль за психическими показателями здоровья ослабленных детей осуществляется с помощью оценки уровня сформированности мотивов к занятиям физической культурой, уровня тревожности учащихся, а также уровня сплоченности школьного коллектива. Контроль за социальными показателями здоровья ослабленных детей осуществляется оценкой уровня сформированности культурологических стремлений (нравственных, эстетических, познавательно-творческих, психо- и телеснорегулятивных), социально значимых качеств личности (коллективизма, уважения к людям, трудолюбия, творческой активности, целеустремленности, осознания значимости своего труда для общества) школьников, а также уровня сформированности навыков ведения здорового образа жизни. 5. Методология формирования навыков коррекционно-профилактических мероприятий ослабленных школьников строится на основе трех базовых показателей: ведущих (наиболее сформированных) мотивов деятельности [11], культурологических стремлений и социально значимых качеств личности ослабленных детей младшего школьного возраста. Постулируется, что только на основе учета и реализации ведущих личностных показателей, которые характерны для ослабленных учащихся младшего школьного возраста, принципиально возможно целенаправленно управлять коррекционно -профилактической деятельностью. Ведущие мотивы, используемые в системе коррекционно-профилактических мероприятий в процессе физического воспитания ослабленных детей младшего школьного возраста [11]: совершенствования положительных эмоций, доминирования, удовольствия от движений, самосохранения здоровья, приобретения практических навыков. Предполагается, что коррекционно -профилактические воздействия, основанные на ведущих мотивах, характеризуются более высоким уровнем биологической активности. К ведущим культурологическим стремлениям ослабленных школьников относятся нравственные, познавательно-творческие и эстетические, к ведущим социально значимым - коллективизм, уважение к людям, трудолюбие. С использованием указанных характеристик в качестве базовой формируется методика коррекционно -профилактических мероприятий для ослабленных детей младшего школьного возраста. Их основными составляющими являются: методы организации и стимулирования учебно-воспитательной деятельности, дидактические принципы и методы обучения. К методам организации и стимулирования учебно-воспитательной деятельности относятся : самостоятельная работа, работа под руководством учителя, поисковые методы; стимулирование учения (познавательные игры; создание учебных ситуаций познавательной новизны, опоры на жизненный опыт учащихся и занимательности); стимулирование долга и ответственности в учении (убеждение в значимости овладения средствами коррекционно-профилактической деятельности, предъявление требований, выполнение коррекционно -профилактических упражнений, поощрение и порицание); контроль и самоконтроль в процессе коррекционно -профилактической деятельности (проведение индивидуального опроса, контрольное выполнение коррекционно-профилактических упражнений). Дидактическими принципами , лежащими в основе обучения навыкам коррекционно-профилактической деятельности, являются принципы сотрудничества, постановки посильных задач, систематичности в овладении упражнениями коррекционно -профилактической деятельности и их использовании, соблюдения этапности при обучении коррекционно -профилактическим упражнениям различной сложности. Основными формами занятий коррекционно -профилактической направленности в процессе физического воспитания учащихся младшего школьного возраста являются: урок физической культуры в рамках вариативного компонента программного материала [7], дополнительные (внеклассные) занятия в режиме учебного дня общеобразовательной школы [4], домашние занятия. Таким образом, подводя итоги рассматриваемой проблемы, можно заключить, что, во-первых, улучшения функционального состояния можно ожидать только при комплексном воздействии на социальные, психические и физические аспекты здоровья ослабленных детей младшего школьного возраста и, во-вторых, методика проведения коррекционно-профилактических мероприятий должна быть ориентирована на ведущие мотивы, культурологические стремления и социально значимые качества личности ослабленных школьников, которые являются специфическими для данной категории учащихся начальной школы. Реализация этих положений позволит повысить качество функциональной подготовленности ослабленных детей. Литература 1. Абысова Г.А., Эглит Н.Я. Влияние занятий физической культурой на здоровье школьников //Тез. докл. научно-практ. конф. "Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся". Коломна, 1992, с. 152. 2. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М. и др. Учебная нагрузка остается доминирующим фактором риска для здоровья учащихся начальных классов //Матер. VIII научно-практ. конф. по пробл. физ. воспит. уч-ся "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире". Коломна, 1998, с. 4. 3. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал. 1998, №1, с. 5-8. 4. Волков В.Н. Пути повышения эффективности системы внеурочных занятий учащихся оздоровительной физической культурой //Тез. докл. научно-практ. конф. "Проблемы здоровья, физического воспитания и безопасности детей и учащейся молодежи Севера". Мурманск, 1993, с. 42. 5. Дубинская И.Д., Черток Т.Я., Зуева Е.В. Состояние здоровья детей перед поступлением в школу // Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Под ред. Г.Н. Сердюковской. М., 1975, с. 86-96. 6. Захарова Л.Б., Шашило Е.В., Фефелева В.В. и др. Влияние учебной нагрузки на состояние здоровья, физическое развитие и некоторые параметры иммуноцитов младших школьников //Матер. VIII съезда педиатров России. М.,1998, с. 7. 7. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-IV классов общеобразовательной школы. / Сост. В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. М., 1992. - 36 с. 8. Лебедева Н.Т. Проблемы формирования здоровья школьников //Тез. научно-практ. конф. "Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся". Коломна, 1992, с. 55. 9. Малыхина М.В., Протченко Т.А., Полянская Н.В. и др. Личная физическая культура учащихся общеобразовательной школы: проблема отбора содержания //Матер. VIII научно-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире". Коломна, 1998, с. 60-61. 10. Поленова М.А. Роль двигательной активности для облегчения адаптации 6-7-летних детей к систематическому обучению в школе //Тез. научно-практ. конф. "Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся". Коломна, 1992, с. 73. 11. Полянская Н.В., Малыхина М.В. Особенности мотивации к занятиям физической культурой учащихся первого класса общеобразовательной школы основной и подготовительной медицинской групп //Тез. докл. XXXIX Междунар. научно-практ. конф. "Ребенок и Север. Проблемы формирования здоровья и адаптации детей и молодежи к среде обитания". Мурманск, 2001, с. 124-125. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |