РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ


Abstract

SOCIALLY ORIENTING GAMES AS AN ORGANIZING BASIS OF SCHOOL-CHILDREN PHYSICAL EDUCATION IN OUT-OF-SCHOOL HOURS

S.V. Yakimovich, Volzhski Institute of Economy and Management - High School of Commerce, Volzhski, Volgograd Region.

Key words: physical education, socially orienting games, polyactivity game, out-of-school forms of physical education.

The purpose of this paper was the substantiation of advisability of socially orienting games usage as the systematizing factor of out-of-school forms of school-children physical education. The article contains the technology of organizing and realizing of polyactivity game (socially orienting game) "Sportland." Within the frame of the game the author combine all the forms of optional activities of schoolchildren in out-of-school hours.


СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРУЮЩИЕ ИГРЫ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

С.В. Якимович
Волжский институт экономики и менеджмента - Высшая Школа Коммерции, г. Волжский, Волгоградская область

Ключевые слова: физическое воспитание, социально ориентирующие игры, полидеятельностная игра, внеурочные формы физического воспитания.

Введение. В последние годы в школьной педагогической практике появился новый тип социально ориентирующих игр, в которые взрослые и дети играют вместе, используя их для решения очень важных для всех проблем совместного существования. Социально ориентирующая игра - это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все, как ученики, так и учителя. В этих играх создаются ситуации выбора, когда школьник выбирает способ не только своего участия в игре, но и достижения цели. Он может идти к цели один, или со своим другом, или с большой группой детей [6].

Главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб учащихся общеобразовательных школ в имитируемой социальной деятельности, т.е. создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Социальная проба - это всегда преодоление, и поэтому ее основу составляет волевой компонент. Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его успеха или неуспеха в решении социальной проблемы, имитируемой в игре.

Социально ориентирующая игра имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения - уже не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут не совпадать[4, 5].

Общеизвестно, что в процессе игры повышаются активность, самостоятельность, инициатива и творчество детей и подростков. Эти выводы опираются на психологические постулаты о том, что игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлеченности, желании проявить себя с наилучшей стороны. Игра изменяет характер действий и поведения ребенка. Именно с этой целью и было организовано внеурочное физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы.

Содержание социально ориентирующей игры. В основу организации внеурочной физкультурной деятельности школьников был положен принцип полидеятельностной игры [4], то есть такой игры, в которой школьникам предоставляется возможность в течение всего учебного года участвовать во многих физкультурно-спортивных мероприятиях, объединенных одной общей идеей. В качестве объединяющей идеи использовали популярное название "Спортландия", зародившееся в Белорусском институте физической культуры в начале 60-х гг. прошлого столетия [3].

Главная цель полидеятельностной игры "Спортландия" состояла во включении как можно большего количества школьников в проводимые во внеучебное время физкультурно-массовые мероприятия. Причем в отличие от ранее проводимых в общеобразовательных школах подобных мероприятий каждому ученику предоставлялась возможность не только быть их зрителем или участником, но и выступать в роли организатора и судьи игры.

Таблица 1. План полидеятельностной игры «Спортландия» в НОУ СОШ «Русско-американская школа» г. Волжского 2001/2002 уч. год

№ п/п

Физкультурно-массовые мероприятия

Участв. классы

Сроки проведения

1

Утренняя гимнастика до занятий

1-11-е

ежедневно

2

Физкультминутки во время уроков

1-11-е

ежедневно

3

Легкоатлетическое троеборье: 
а) бег 30 м с высокого ста рта, прыжок в длину с места, бег 200 м; 
б) бег 60 м с высокого старта, прыжок в длину с места, бег 500 м


1-4-е 5-8-е


24.09.01 26.09.01

4

Конкурс на лучший спортивный рисунок

1-11-е

до 1.10.01

5

Турнир по футболу «Форвард»

5-11-е

1-31.10.01

6

Викторина «Олимпийские игры»

1-11-е

16.11.01

7

Соревнования по подвижным играм «Веселые старты»

1-4-е

14.12.01

8

Конкурс рисунков, моделей, макетов «Построй наш стадион»

1-11-е

до 14.01.02

9

Соревнования по подвижным играм «Мама, папа, я - спортивная семья»

1-4-е

25.01.02

10

Викторина «Как устроены Вы, господин Тело?»

1-11-е

15.02.02

11

Соревнования в зачет Региональной олимпиады по программе ICE стран СНГ и Балтии: 
а) юноши - подъем туловища из положения лежа на спине за 30 с, отжимания от пола, подтягивания на перекладине из положения виса, шахматный и шашечный турнир, турнир по настольному теннису; 
б) девушки - подъем туловища из положения лежа на спине за 30 с, отжимания от пола, прыжки через скакалку за 1 мин, шахматный и шашечный турнир, турнир по настольному теннису




5-11-е 


5-11-е




11-22.03.02 


11-22.03.02

12

Творческое задание «Как убедить детей заниматься регулярно физическими упражнениями?»

1-11-е

до 5.04.02

13

Турнир по пионерболу

5-8-е

22-30.04.02

14

Туристические соревнования «Робинзон»

1-4-е

17.05.02

15

Туристические соревнования «День здоровья»

5-11-е

27-28.05.02

16

Подведение итогов игры, присвоение званий, награждение победителей

1-11-е

30.05.02

Основная задача "Спортландии" заключалась в создании игровой модели, позволяющей школьникам посредством выполнения различных физкультурных заданий (коллективных или индивидуальных) наиболее полно реализовать свой творческий потенциал и достичь следующих результатов:

- у учащихся начальной школы сформировать интерес, привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями, к просмотру спортивных соревнований, к чтению соответствующей литературы;

- у детей среднего школьного возраста сформировать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, регулярном участии в различных спортивно-массовых соревнованиях;

- у старшеклассников сформировать потребность не только в самосовершенствовании собственного тела, но и в поиске смысла и понимания ценностей физической культуры для своего самосовершенствования.

Основу содержания полидеятельностной игры "Спортландия" составили: различные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, конкурсы и викторины, творческие задания.

При организации "Спортландии" мы использовали принципы построения социально-ролевых игр [2, 5, 6, 7]:

1. Принцип индивидуальной системы роста каждого участника. За победы и призовые места в различных конкурсах, викторинах, соревнованиях, творческих заданиях и т.д. команда или участник (независимо от возраста) получает от 1 до 3 шагов ("степов") (step - от англ. шаг). Такое количество "степов" учащиеся могут получить за активное участие в организации спортивно-массовых мероприятий. 1 или 2 "степа" можно получить также за помощь в судействе мероприятий и 1 - за исполнение роли болельщика. По итогам физкультурной деятельности за учебный год школьникам присваивается одно из трех званий: любитель, мастер, профессионал.

Звание "любитель" присваивается тем, кто в течение учебного года сделал 30 шагов ("степов") к своему самосовершенствованию. Звание "мастер" требует выполнения 50 шагов, а для того чтобы стать "профессионалом", необходимо пройти путь в 80 шагов.

Особо необходимо отметить полное отсутствие со стороны преподавателей какой-либо системы наказаний или осуждения. Поощряются только положительные поступки, отрицательные (то есть неучастие) игнорируются.

2. Принцип самоуправления. В течение всей игры опросом общественного мнения, обработкой и наглядным представлением информации, определением победителей, распределением "степов", подведением итогов и награждением участников занимается главная судейская коллегия, состоящая из преподавателей и школьников.

3. Принцип сочетания коллективной и индивидуальной деятельности. Так как в содержание игры "Спортландия" входят не только коллективные игры и соревнования, но и индивидуальная деятельность (помощь в организации и проведении мероприятий), у каждого участника для осуществления личностного роста, исходя из своих возможностей и интересов, существует право выбора того или иного вида деятельности.

В процессе организации игровой деятельности школьников во внеурочное время учитывали также и педагогические принципы [3, 8, 10]:

- соответствие форм и средств физического воспитания психофизическим особенностям учащихся, их доступность;

- зрелищность и эмоциональность соревнований, конкурсов, викторин и заданий, их целостность и логическую последовательность;

- комплексное воздействие средств и форм физического воспитания на разностороннее развитие личности школьников;

- гласность, сравнимость результатов, единство требований ко всем участникам игры;

- торжественность обстановки, красочное оформление мест проведения игры;

- сочетание традиционных и новых ритуалов, соответствующих духу времени.

Обозначенные теоретико-методологические положения построения полидеятельностной игры позволили разработать ее конкретный план, включающий три этапа: организационный, основной и заключительный.

Организационный этап. 1. Выбор Главной судейской коллегии: 1 преподаватель и по 1 учащемуся от каждого класса. 2. Распределение обязанностей: главный судья, главный секретарь, пресс-секретарь, заместитель главного судьи по связи с общественностью, заместитель главного судьи по информационному обеспечению. 3. Обсуждение проекта игры "Спортландия". 4. Утверждение проекта игры и сроков проведения спортивно-массовых мероприятий.

План полидеятельностной игры "Спортландия" в НОУ СОШ Русско-американской школы г. Волжского Волгоградской области в 2001/2002 учебном году представлен в табл. 1. Он включает в себя 15 спортивно -массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. В том числе 8 из них - соревнования по подвижным и спортивным играм, легкой атлетике, туристическим эстафетам и общей физической подготовке; 5 мероприятий относятся к категории творческого развития (конкурсы, викторины, творческие задания), а также утренняя гимнастика до занятий и физкультминутки.

Основной этап. 1. Распространение информации: школьное радио, школьная газета, афиши, объявления и т.д. 2. Проведение спортивно-массовых мероприятий в соответствии с утвержденным планом. 3. Промежуточное подведение итогов и информирование школьников о ходе игры "Спортландия".

Заключительный этап. 1. Подведение итогов игры. 2. Присвоение почетных званий участникам игры. 3. Награждение победителей и наиболее отличившихся школьников.

Технология проведения полидеятельностной игры "Спортландия". Гимнастика до учебных занятий в режиме школьного дня дополняет утреннюю зарядку, проводимую дома. Ее основные задачи - способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, ускорению процесса врабатывания организма, повышению умственной работоспособности учащихся на уроках. Основу гимнастики до занятий составляет комплекс физических, психофизических и дыхательных упражнений, способствующих повышению тонуса центральной нервной системы.

Физкультминутки на уроках оказывают положительное воздействие на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся [9, 12]. Наиболее целесообразно проводить их именно тогда, когда у школьников появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т.д. Время проведения физкультминуток определяет педагог, ведущий урок, а их основу составляют также комплексы физических, психофизических и дыхательных упражнений. Каждый комплекс, как правило, включает 3-5 упражнений, выполняемых в течение 1-2 мин.

За выполнение утренней гимнастики и упражнений физкультминуток, которые должны осуществляться каждый учебный день, нецелесообразно ежедневно присуждать школьникам "степы": поскольку в этом случае их количество намного превысит количество "степов", полученных за участие в других видах физкультурной деятельности, это, безусловно, приведет к снижению интереса к ним. В такой ситуации для разрешения возникающего противоречия следует обратиться к теории подкрепления Б.Ф. Скинера [11]. Американский ученый выделял несколько схем применения подкрепляющих стимулов (в нашем случае это "степы"): непрерывное подкрепление, выборочное подкрепление, переменное и постоянное подкрепление. Суть непрерывного подкрепления заключается в том, что когда обучение, или оперантное научение (в нашей технологии это выполнение утренней гимнастики и упражнений физкультминуток), осуществляется впервые, то есть в начале игры "Спортландия", подкрепление необходимо каждый раз, когда происходит оперантная реакция (качественное выполнение задания). Как только нужное поведение выучено, для поддержания исполнения оперантной реакции с высокой частотой можно использовать схемы подкрепления, основанные на переменном отношении или переменном интервале. То есть "степы" присуждаются не каждый день, а через определенный интервал времени, причем этот интервал меняется после каждого случая подкрепления. Например, за качественное выполнение утренней гимнастики и упражнений физкультминуток "степы" вручаются через 2 дня, затем через 4, затем через 3 и т.д. (в среднем через 3 дня).

Но и в таком случае количество "степов" за ежедневные занятия все же превышает их количество за остальные физкультурно-массовые мероприятия. Чтобы не нарушить логику теории Б.Ф. Скинера и одновременно значительно уменьшить количество "степов" за утреннюю гимнастику и физкультминутки, было предложено за эти виды деятельности один "шаг" ("степ") разделить на 4 стопы ("фут") (от анг. foot-стопа) и вручать их в среднем через 4 дня. Тогда максимальное количество "степов", которое сможет получить школьник за ежедневные мероприятия (утреннюю гимнастику и физкультминутки за весь день) в течение всего учебного года, не превысит 20, что составляет лишь 2/3 того, чтобы получить звание "любитель". То есть остальные "шаги" учащиеся должны будут зарабатывать в других спортивно-массовых мероприятиях.

Качество выполнения гимнастики до занятий и упражнений физкультминуток в каждом классе оценивает физорг или учащийся, входящий в состав Главной судейской коллегии. Соответственно он и присуждает своим одноклассникам "футы" и "степы".

Технология проведения соревнования по подвижным и спортивным играм, легкой атлетике, туристическим эстафетам и общей физической подготовке, а также конкурсов, викторин и творческих заданий достаточно подробно изложена в многочисленных научно-методических публикациях [1, 8 - 10, 12]. Это касается и формы организации подобных мероприятий, которая, как правило, характерна для соревнований. Однако соревновательная форма организации деятельности школьников имеет свои специфические особенности.

Так, американские ученые D.W. Johnson, P.T. Johnson [11], изучая различные виды структур целей членов группы, установили, что в структуре целей, подразумевающих соревнование, ученики стремятся не только сами достичь успеха, но и сделать так, чтобы другие ученики потерпели неудачу, т.е. имеет место ситуация, которую экономисты называют "в сумме - ноль". Для того чтобы был победитель, должен быть проигравший. Однако такие отношения характерны только для отдельно соревнующихся школьников или команд, внутри же самой команды в основу структуры целей положено сотрудничество, где каждый участник команды стремится к результату, полезному для всех ее членов. Другими словами, все члены команды имеют одну и ту же цель и могут достичь ее только вместе и в одинаковой степени.

Учитывая, что структура сотрудничества приносит больше удовлетворения ученикам и больше стимулирует любую деятельность [11], в том числе и физкультурную, в качестве основных видов спортивно-массовых мероприятий были определены командные и лично-командные соревнования. Даже такие формы организации внеурочной физкультурной деятельности, как конкурсы и творческие задания, предусматривающие индивидуальное участие, были организованы по принципу свободного выбора: допускается как индивидуальное, так и коллективное участие школьников. Причем количественный состав команд неограничен. Однако при распределении "степов" соблюдали правило: с увеличением количественного состава коллектива (от 3 человек и больше) число "степов" на одного человека становилось меньше (команда- победительница из 3 человек получала 9 "степов", из 4 - 11, из 5 - 12, из 6 - 13 и т.д.). "Степы", полученные командой, распределяют среди ее участников сами школьники.

Технология оценки школьниками итогов участия в различных видах физкультурных мероприятий полидеятельностной игры "Спортландия" представлена в табл. 2, а классификация почетных званий, присуждаемых
по итогам результатов игры, - в табл. 3.

Заключение. В качестве системообразующего фактора организации внеурочных физкультурных занятий школьников могут выступать социально ориентирующие игры. Они позволяют создать условия для личностного развития школьников, поскольку им предоставляется подлинная свобода действий в выборе любой физкультурной деятельности. Дети вовлекаются в деятельность, в которой они не только способны понять то, что им предлагают в качестве объекта усвоения, но и на деле убеждаются в том, что их успехи в саморазвитии изначально зависят от собственных усилий и решений.

Разновидностей социально ориентирующих игр, широко применяемых в педагогической практике, много. Это прежде всего инновационные, полидеятельностные и ситуационно-ролевые игры, а также игры-эпопеи и игры-путешествия [2, 5 - 7]. Практически все они могут выступать в роли системообразующего фактора при организации внеурочной физкультурной работы. Однако, по нашему мнению, наиболее эффективно применение полидеятельностной игры, которая в большей мере, чем остальные, содействует разностороннему развитию школьников, формирует их физическую культуру. Вместе с тем только одной объединяющей идеи для организации внеурочного физкультурного воспитания школьников недостаточно. Необходимо разработать подробный план такой игры, в котором будут учтены возрастные психолого -педагогические особенности школьников, их жизненные цели и устремления, создана четкая и понятная система стимулирования, продумана информационная сторона хода игры, соответствующе оформлены места соревнований, информационное табло с результатами лучших игроков и команд и т.д.

Таблица 2. Таблица оценки физкультурной активности школьников НОУ СОШ «Русско -американская школа» в процессе игры «Спортландия»

№ п/п

Вид деятельности

Количество «степов»

1

Утренняя гимнастика до занятий

1 «степ» за 4 «фута». 1 «фут» за качественное выполнение упражнений гимнастики (в среднем за 4 дня)

2

Физкультминутка

1 «степ» за 4 «фута». 1 «фут» за качественное выполнение упражнений физкультминуток в течение всего учебного дня (в среднем за 4 дня)

3

Спортивно-массовые соревнования

3-2-1 «степ» в зависимости от занятого места - 1-2-3-го

4

Конкурсы, викторины, творческие задания

При индивидуальном участии - 3-2-1 «степ» в зависимости от занятого места - 1-2-3-го. При командном участии 3 игроков за 1, 2 и 3-е места 9, 6 и 3 «степа» соответственно. При участии 4 игроков - 11, 7 и 3 «степа» за соответственно занятые места

5

Участие в организации игры

3-2-1 «степ» в зависимости от степени участия

6

Участие в судействе игры

2-1 «степ» в зависимости от степени участия

7

Участие в роли болельщика

1 «степ» за активную поддержку участников игры

Таблица 3. Итоговая таблица оценки игры «Спортландия» в НОУ СОШ «Русско-американская школа»

№ п/п

Почетное звание

Необходимое количество «степов»

1

Любитель

30

2

Мастер

50

3

Профессионал

80

Литература

1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. М., 1997.

2. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. - Калуга: Адель, 1997.

3. Геллер Е.М. На старт вызывает Спортландия. - Мн.: Полымя, 1988.

4. Каникулы: игра, воспитание. О пед. руководстве игровой деятельностью школьников: Книга для учителя / Под ред. О.С. Газмана. - М.: Просвещение, 1988.

5. Куприянов Б.В., Подобий А.Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. Кострома, 1988.

6. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод. пос. - М.: ВЛАДОС, 2001.

7. Лебедева И.А. Путешествие в страну игр: Сюжетно-ролевая игра. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.

8. Марц В.Г. Беседы по методике и теории игры: Учеб. пос. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.

9. Настольная книга учителя физической культуры /Авт.-сост. Г.И. Погадаев. - М.: ФиС, 2000.

10. Подвижные игры: Учеб. пос. для студентов вузов и ссузов физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.

11. Такман Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике/Пер. с анг. - М.: ОАО Издательская группа "Прогресс", 2002.

12. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителей / Под. ред. А.М. Шлемина. - М.: Просвещение, 1988.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!