ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


Abstract

VALEOLOGYCAL CULTURE OF PARENTS AS FACTOR OF HEALTHY CHILD TREATMENT

G.A. Reshetneva, Ph. D., professor

Far East state academy of physical culture, Khabarovsk

Key words: valeologycal culture, valuable orientations, valeologycal education, motives, valeologycal activity.

The purpose of research was to study the degree of preparedness of family members for treatment of the healthy child.

The analysis of the carried out interrogation has allowed to establish, that middle age of the parents having children 3-7 years, mainly makes 24-30 years (48,2 %); 27,5 % have age 31-36 years; 12,06% - 37-45 years and 8,6 % - young families - 18-23 years. These data confirm the tendency typical for Russia of formation of family relations in the age 23-30 years.

The data received during the research testify to an insufficient level of valeologycal erudition and activity of parents and allow asserting, that the family today is not an example for the imitation. In this connection the necessity of purposeful formation of valeologycal culture of the parents determining conditions for initial orientation of children in the organization of a healthy way of life gets the special urgency. There is the problem of the development of pedagogical strategy of formation of bases of healthy ability to live of children in system of family - kindergarten - school very actual today.


ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Кандидат педагогических наук, профессор Г.А. Решетнева
Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск

Ключевые слова: валеологическая культура, ценностные ориентации, валеологическое образование, мотивы, валеологическая активность.

В системе социально-педагогических условий, определяющих здоровье детей, решающую роль играет общение в семье.

Взаимоотношения с близкими людьми, социальная жизнь, нравственная самоорганизация являются центральными в мировоззрении ребенка. В семье он формирует личностное отношение к себе и к миру - создает основу для саморазвитии личности, затем для самоорганизации семьи.

Еще П.Ф. Лесгафт в свое время писал: "Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его существовании" [2].

Влияние взрослых на развитие и формирование стратегии здорового образа жизни огромно. Личный пример родителей, уровень осознания ценности здоровья для себя и своего ребенка, их осведомленность в вопросах организации здорового образа жизни обеспечивают включение всех членов семьи в процесс саморазвития и самосохранения.

Семья играет кардинальную роль в создании фундамента здоровья своего ребенка. Это своеобразный микросоциальный институт, формирующий умения "активизировать личностные потенциально присутствующие, данные природой биоэнергетические возможности" [1, 3].

Поэтому одним из этапов нашего исследования было проведение анкетирования родителей, имеющих детей дошкольного возраста и проживающих в условиях Дальневосточного региона. Всего было опрошено 920 человек. Цель данного исследования - изучить степень готовности членов семьи к воспитанию здорового ребенка, а основные задачи : 1) выявить ценностные ориентации родителей; 2) определить их валеологическую образованность; 3) изучить валеологическую активность родителей.

Анализ проведенного опроса позволил установить, что средний возраст родителей, имеющих детей от 3 до 7 лет, преимущественно составляет 24 - 30 лет (48,2%); 27,5% из числа опрошенных имеют возраст 31 - 36 лет; 12,06% - 37 - 45 лет и 8,6% - молодые семьи от 18 до 23 лет. Эти данные подтверждают типичную для России закономерность формирования семейных отношений в возрасте от 23 до 30 лет.

Критерием материального благосостояния любой семьи являются жилищные условия. Результаты опроса показали, что 44,8% респондентов имеют отдельную квартиру в личной собственности; 25,8% - государственную квартиру; 43,2% - испытывают проблемы с жильем (12% - живут в общежитии, а 12,06% - снимают квартиру), 1,7% имеют в личной собственности дом или часть дома. Полученные данные говорят о среднем уровне благосостояния семей, дети из которых посещают дошкольные образовательные учреждения.

Анализ направленности образования опрошенных позволил установить, что 64% родителей имеют высшее образование (преимущественно педагогическое - 18,9% и техническое - 15,5%); 36% - среднее образование (в том числе 13,7% - техническое, 6,8% - педагогическое и др.). Следовательно, муниципальные детские образовательные учреждения посещают сегодня дети родителей преимущественно бюджетной сферы деятельности.

Ценностное отношение членов семьи к своему здоровью и ребенку определялось тремя аспектами: проявлением жизненных ориентаций; осознанием ответственности за здоровье ребенка; отношением к физической культуре как к важному фактору укрепления здоровья.

Выяснилось, что лишь 22,4% опрошенных указали на ведущую роль здоровья в системе основных жизненных ценностей. Соответственно подавляющая часть родителей, принимающих участие в исследовании (77,6%), отодвинули здоровье на второстепенные позиции. Более значимыми для них оказались семья (51,7%) и работа (26%) как наиболее важные ценности в жизни.

Рис. 1. Ведущие мотивы поддержания здоровья

Наряду с этим установлено, что 58,6% родителей осознают свою ответственность за здоровье ребенка, подчеркивая при этом, что забота о здоровье - важный показатель культуры человека. Большинство родителей (74,3%) понимают важность физической культуры в укреплении собственного здоровья, отмечая эффективность ее воздействия на организм. Однако занимаются физической культурой в настоящее время лишь 12% опрошенных, подтверждая тем самым тенденцию к снижению с возрастом объема двигательной активности. Примечательно, что раньше 55% родителей активно занимались различными видами физической культуры и спорта.

Анализируя мотивы поддержания здоровья (рис. 1), можно отметить, что ведущим стимулирующим фактором 63,7% опрошенных считают намерение воспитать своего ребенка. Это вполне закономерно, хотя в определенной степени свидетельствует о нестабильности в семье, отсутствии социальной защищенности. Возможно, это объясняется тем, что большинство респондентов составили женщины (72%), которым свойственно повышенное чувство ответственности за воспитание своего ребенка.

Другими, менее значительными, мотивами поддержания физического состояния для родителей оказались: желание быть привлекательной (27,5%) и поддержание профессиональной работоспособности (22,4%). Остальные отмеченные факторы в меньшей степени стимулируют физическое саморазвитие (см. рис. 1).

Валеологическая грамотность родителей определялась двумя аспектами:

1) уровнем овладения знаниями и практическими действиями по оздоровлению себя и своего ребенка;

2) адекватной оценкой родителями своих физических возможностей.

Результаты исследования выявили в целом ограниченность знаний в вопросах укрепления, сохранения, формирования здоровья, организации здоровой жизнедеятельности для себя и своего ребенка.

Средний показатель, характеризующий эрудицию современных родителей по данным вопросам, составил лишь 13,7% из числа опрошенных. Выяснилось, что они понимают, от чего зависит здоровье, отмечая ведущую роль полноценного питания (32,7%), психоэмоционального равновесия (25,8%) и наследственных факторов в укреплении здоровья. Наряду с этим очевидна недооценка двигательной активности в системе основных факторов обеспечения здоровой жизнедеятельности человека. Лишь 5,2% родителей отметили важность данного компонента в формировании здоровья.

Обращает на себя внимание тот факт, что ни один из родителей (0%) не отметил закаливание как важный фактор формирования здоровья, повышения адаптационных возможностей организма. Лишь 1,7% опрошенных поставили закаливание на 3-е место в системе значимых для здоровья факторов. Полученные в ходе опроса данные свидетельствуют в целом об ограниченности знаний в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

Кроме теоретических представлений определялся уровень осведомленности родителей в вопросах методики оздоровления своего ребенка. По результатам исследования достаточную уверенность в этих вопросах показали 27,5% опрошенных. Большинство из них (48,2%) отметили информированность в методике применения гигиенических факторов (режим дня, сон); профилактики заболеваний (41,3%), организации рационального питания (39,6%). Что касается методики применения гимнастических упражнений и массажа, то лишь 22,4% показали ориентированность в этих вопросах (рис. 2).

Рис. 2. Уровень знаний по оздоровлению ребенка

Валеологическая активность родителей

Уровень активности

Организация двигательной деятельности

Профилактические мероприятия

Приемы регулирования псих, здоровья

Интегральный показатель

Активно-субъектный

15,3

35,8

32,9

28

Ситуативно-активный

5,15

9,9

7,17

7,4

Пассивно-негативный

79,55

54,2

59,9

64,5

Результаты анкетирования выявили недостаточную уверенность родителей в овладении практическими действиями по оздоровлению ребенка (28,2%) и повышению своего физического состояния (23%).

Установлено, что большинство родителей в организации здоровой жизнедеятельности ребенка используют преимущественно гигиенические средства: режим дня - 53,4%, прогулки на свежем воздухе - 65,5%, рациональное питание - 37,9%. Занятия в спортивных секциях, кружках, спортивных клубах составляют - 20,6%; массаж - 12,06%, утренняя гимнастика - 10,3%, лечебная физическая культура - 6,9%; закаливающие процедуры используют в целом 36% опрошенных, в том числе обливание - 3,4%, купание - 6%, хождение босиком - 15,5% и т.д.

Для повышения своего физического состояния родители используют в основном загородные прогулки (48,2%), рациональное питание (46,5%), лекарственные препараты (36,2%). Занятия плаванием, шейпингом, утренней гимнастикой и другими видами физических упражнений представлены весьма ограниченно в структуре образа жизни родителей, участвующих в опросе.

Оценивая уровень валеологической грамотности в целом, подавляющее большинство опрошенных (65,5%) признались в недостаточно уверенном владении знаниями и практическими умениями по оздоровлению себя и своего ребенка.

Для решения данной проблемы они основываются преимущественно на своем личном опыте (56,8%), информации участкового врача (50%), специальной литературе (34,4%) и средствах массовой информации (17,2%).

Таким образом, приходится с сожалением констатировать, что семья, которая изначально должна закладывать в ребенке основные понятия и представления о здоровье, здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, сегодня не готова выполнять данную функцию. Результаты опроса показали неосведомленность родителей, ограниченность в целом уровня их знаний о здоровье ребенка, его физическом состоянии и средствах воздействия на них.

Следующим этапом настоящего исследования было определение валеологической активности родителей, чьи дети посещают дошкольные образовательные учреждения. Критерий активности их участия в организации здоровой жизнедеятельности детей представлен тремя аспектами: 1) проведение профилактических мероприятий; 2) занятия физическими упражнениями; 3) использование приемов психорегуляции.

Степень участия родителей определена тремя уровнями. Первый - активно-субъектный -уровень составили родители, систематически выполняющие данные мероприятия, активно участвующие в процессе воспитания здорового ребенка. Родители, принимающие участие в оздоровлении ребенка ситуативно, от случая к случаю, отнесены ко второму - ситуативно-активному - уровню. И третий - пассивно-негативный -уровень характеризует родителей, не принимающих участия в организации здоровой жизнедеятельности своих детей (см. таблицу).

По данным исследования, больше всего родителей (64,5%) отнесены к пассивно-негативному уровню. Это семьи, отличающиеся низким уровнем валеологической культуры. Активно-субъектный уровень характерен лишь для 28% родителей, ситуативно-активный - для 7,4%.

Анализируя степень участия членов семьи в организации двигательной деятельности своего ребенка, следует отметить крайне недостаточную их активность в занятиях различными видами физической культуры. В частности, отмечен крайне низкий показатель (15,3%) родителей с активно-субъектным уровнем и соответственно высокий (79,5%) с пассивно-негативным уровнем (рис. 3).

Из числа занимающихся физическими упражнениями большинство опрошенных (49,8%) указали на занятия сезонными видами спорта, 32,7% - подвижными играми, 18,9% - утренней гимнастикой, 15,5% - в физкультурных клубах и спортивных секциях, 13,7% - в домашнем спортивном уголке и др.

Характеризуя активность родителей в проведении профилактических мероприятий, следует заметить, что пассивно-негативный уровень составили 54,2% опрошенных, активно-субъектный - 35,8% соответственно.

Подавляющее число опрошенных родителей (53,4%) систематически используют меры профилактики простудных заболеваний, сезонную витаминизацию пищи (50%), гигиенические процедуры (72%).Что касается участия родителей в управлении психическим здоровьем ребенка, то активно-субъектный уровень составили 32,9% опрошенных, пассивно-негативный соответственно 59,9% (см. рис. 3). Более всего в целях повышения психоэмоционального состояния родители используют общение с природой - 37,9%, музыку - 12%, в конфликтных ситуациях переключение на другой вид деятельности - 12%, помощь психолога - 1,7%.

Рис. 3. Уровни валеологической активности родителей

Изучение факторов, препятствующих участию родителей в оздоровлении ребенка, позволило определить в качестве ведущего (62%) недостаток времени. 12,06% из числа респондентов указали на недостаток знаний и умений, 15% просто лень, 1,7% не считают это необходимым.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о недостаточном уровне валеологической образованности и активности родителей и позволяют утверждать, что семья сегодня не является примером для подражания. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость целенаправленного формирования валеологической культуры родителей, определяющих условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Сегодня актуальной становится проблема разработки педагогической стратегии формирования основ здоровой жизнедеятельности детей в системе семья - ДОУ - школа.

Литература

1. Иванова Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников: Автореф. канд. дис. Самара, 2000. - 24 с.

2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /Избр. педагогические сочинения /Сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988, с. 203 - 204

3. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Монография-эссе. - СПб.: Крисмас, 1999. - 171 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!