ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ


Abstract

PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL PREPAREDNESS OF PUPILS OF 12-16 YEARS WITH DIFFERENT VOLUME OF MOTOR ACTIVITY

N.Zh. Bulgakova, Dr. Hab., professor

E.A. Tabakova

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

Key words: physical development, swimming, pupils, young swimmers, antropometrical data.

Researches were carried out on the basis of sports schools on swimming and comprehensive schools. 102 young swimmers took part in the experiment (boys and young men) 12-16 years and 178 pupils of 6-10th forms of comprehensive schools.

At comparison of the basic parameters of physical development of pupils of different generations the certain tendency is visible: at identical parameters of length of body of modern pupils have smaller sizes of parameters of weight of a body and a grasp of a chest. At the same time parameters of physical development of young swimmers 70-90s do not authentically differ.

Worsening dynamics of parameters of physical development of pupils marked in research gives the basis for confirmation of the assumption on the general decrease of the level of physical development of modern pupils.


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 12-16 ЛЕТ С РАЗНЫМ ОБЪЕМОМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Доктор педагогических наук, профессор Н.Ж. Булгакова,
Е.А. Табакова

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: физическое развитие, плавание, школьники, юные пловцы, антропометрические данные.

В начале 90-х гг. повысился интерес к физическому воспитанию школьников, что нашло отражение в новых программно-нормативных документах для общеобразовательной школы: "Комплексной программе физического воспитания для учащихся 1-11-х классов (1991, 1993 гг.)", "Временном государственном образовательном стандарте (1996 г.)" (В.И.Лях, Г.Б. Мейксон, В.В. Зайцева).

Однако реализация на практике содержания принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников. Эта проблема особенно актуальна в связи с отмечающимся ухудшением состояния здоровья, снижением уровня физической активности детей и подростков (В.К. Бальсевич, В.И. Столяров).

В связи с этим нами в процессе исследования решались следующие задачи:

1. Выявление возрастной динамики показателей физического развития: абсолютных значений, погодовых приростов, уровня матурации и др.

2. Определение уровня физической подготовленности пловцов и школьников 12-16 лет.

3. Установление характера изменения показателей физического развития детей и подростков за период 1970 - 2000 гг.

Организация и методы исследования. 1. Анализ литературы. 2. Антропометрия. 3. Тестирование функциональных показателей и показателей физической подготовленности. 4. Методы математической обработки данных.

Исследования проводились на базе спортивных школ по плаванию СДЮШОР бассейна МОЦВС, "СКИФы", ЦСКА и общеобразовательных школ № 723 и 1283.

В эксперименте приняли участие 102 юных пловца (мальчики и юноши) 12-16 лет и 178 учащихся 6-10-х классов общеобразовательных школ.

Результаты и обсуждение. На протяжении периода с 12 до 16 лет тотальные размеры тела увеличиваются у детей обеих групп, но их абсолютные значения во всех возрастных группах больше у пловцов (показатели длины и массы тела, обхвата грудной клетки). Подчеркнем, что в 12 лет различия между пловцами и школьниками недостоверны. Весо-ростовой индекс также оказался больше у пловцов (рис. 1).

Сравнение других показателей выявило следующее (рис. 2): пловцы имеют большие силовые возможности, о чем говорят различия в величине показателей абсолютной мышечной массы. В свою очередь, это отражается на абсолютных величинах становой силы, которые больше у пловцов во всех возрастных группах, а различия в 15-16 лет достигают 43 кг. Занятия плаванием позволяют хорошо развивать дыхательную систему: показатели ЖЕЛ у пловцов за весь период увеличиваются в 2,3 раза, в то время как у школьников - в 2 раза.

Величина жизненного индекса как интегрального показателя у пловцов больше, что позволяет им выполнять больший объем физической работы.

Различия обнаружены также в величине обхватных размеров плеча и предплечья, большие абсолютные значения которых демонстрируют пловцы 14-16 лет. Хорошо развитые мышечные группы верхних конечностей и туловища вносят существенный вклад и в общее количество мышечной массы.

Таким образом, юные пловцы к окончанию периода исследования (возраст 16 лет) имеют лучший уровень физического развития по сравнению со школьниками: у детей, занимающихся плаванием, показатели физического развития достоверно отличаются от показателей школьников и превышают их.

Изменение показателей физического развития (их увеличение) происходит в период естественного возрастного роста детей - пубертатн ый период. Особое внимание в этот период следует обращать на гетерохронность изменения различных показателей. По данным величины приростов можно судить о возрасте, в котором их изменение происходит более интенсивно (рис. 3).

Рис. 1. Возрастная динамика показателей физического развития пловцов и школьников 12-16 лет

Рис. 2. Возрастная динамика показателей физического развития пловцов и школьников 12-16 лет

Так, при анализе динамики приростов длины тела обнаружены их пики у пловцов в 14 и 16 лет и у школьников - в 15 лет; увеличение массы тела у пловцов происходит в 13 и 15 лет, у школьников - в 14 лет. Характерно также, что абсолютные величины приростов у пловцов больше.

Максимальный прирост силовых показателей у пловцов отмечен в 15 и 16 лет, у школьников - в 16 лет. Большие абсолютные величины приростов почти всех показателей зафиксированы у пловцов. Можно говорить, что у них процессы роста происходят более интенсивно.

Кроме того, по сохранению высоких темпов приростов показателей массы тела и становой силы в конце пубертатного периода можно судить о том, что у пловцов он заканчивается в более поздние сроки.

Скорость созревания различных показателей неодинакова по времени на протяжении пубертатного периода. На основании проведенного нами анализа уровней матурации показателей физического развития было установлено (рис. 4), что большей зрелостью в начале подросткового возраста (12-13 лет) обладают длиннотные и поперечные размеры (длина тела, ширина плеч, обхват грудной клетки), уровень матурации которых составляет 78-88% от дефинитивного уровня.

Старший подростковый возраст характеризуется активностью созревания силовых и функциональных показателей, уровень матурации которых в младшем возрасте составлял 54-55%, а к 15 годам увеличился до 87-92% (активная масса тела, ЖЕЛ, становая сила). Гетерохронность созревания соматических и функциональных показателей определяет направленность тренировочных программ в эти возрастные периоды: укрепление опорно-двигательного аппарата (12-13 лет) и формирование структурных предпосылок развития физических качеств в 14-16 лет.

Для оценки уровня двигательной подготовленности нами использовались тесты и контрольные нормативы, рекомендованные "Комплексной программой по физическому воспитанию для общеобразовательных школ (1993, 1996 гг.)".

Отдельно для каждого теста по всем возрастным группам определялось количество результатов (в % от общего), соответствующих условиям:

- за "средний уровень" брались результаты, за которые учащиеся могут получить оценку "4" и выше;

- за уровень "выше среднего" - оценку "5";

- за уровень "ниже среднего" - оценку "3".

Затем выявлялась возрастная динамика результатов по каждому из предложенных тестов, соответствовавшая разным уровням подготовленности.

По результатам большинства тестов ("Бег на 1500 м", "Бег на 60 м", "Прыжок в длину", "Подтягивание") двигательная подготовленность пловцов была на уровне выше среднего" (до 80% всех результатов), у школьников же подготовленность была на среднем уровне или ниже среднего.

В качестве примера тестов (рис. 5) с наибольшими различиями в уровне подготовленности пловцов и школьников рассмотрим тесты: бег на 1500 м и подтягивание на перекладине, в которых у школьников выявлена ухудшающаяся динамика (увеличение с возрастом доли результатов ниже среднего уровня).

Показатель "суммарного" балла (обобщенного) рассчитывался нами как средний показатель суммы тестов (см. таблицу). По этому показателю уровень физической подготовленности пловцов расценивается как "выше среднего" (77-80% от общего количества результатов), у школьников - как "средний" . Таким образом, анализ результатов по обобщенному баллу подтверждает результаты, полученные по отдельным тестам. Уровень физической подготовленности пловцов - высокий, школьники демонстрируют средний уровень.

Рис. 3. Возрастная динамика приростов некоторых показателей физического развития пловцов и школьников 12-16 лет

Рис. 4. Сравнение уровня матурации показателей физического развития пловцов и школьников 12 и 15 лет

Полученные данные, вероятно, можно объяснить объемом двигательной активности, который у школьников на протяжении возрастного периода 12-16 лет меньше по сравнению с пловцами.

В нашем исследовании были получены данные о показателях физического развития современных пловцов и школьников. По данным литературых, они не обновлялись с начала 80-х гг. Кроме того, представляют интерес с точки зрения сравнения уровни физического развития современных детей и подростков и их ровесников - пловцов и школьников предыдущих поколений.

Для сравнения мы использовали данные И.В. Чеботаревой, полученные на подобном контингенте в 70-90-х гг. (рис. 6).

При сравнении основных показателей физического развития школьников разных поколений видна определенная тенденция: при одинаковых показателях длины тела современные школьники имеют меньшие величины показателей веса тела и обхвата грудной клетки. В то же время показатели физического развития юных пловцов 70-90-х гг. достоверно не различаются.

Одна из важных причин, которая способствует сохранению нормального уровня физического развития, - должный объем физической активности. Его обеспечивает программа по физическому воспитанию в ДЮСШ по плаванию.

Отмеченная в нашем исследовании ухудшающаяся динамика показателей физического развития школьников дает основание для подтверждения предположения об общем снижении уровня физического развития современных школьников.

Рис. 5. Возрастная динамика результатов в тестах "Бег на 1500 м (2000 м)" и "Подтягивание на перекладине" у пловцов и школьников 12-16 лет (уровни "выше среднего", "средний" и "ниже среднего")

Рис. 6. Показатели физического развития пловцов и школьников 70-90-х гг.

Результаты тестирования пловцов (п=102) и школьников (п=178) 12-16 лет (обобщенный балл)

Возраст, лет

Группы

Количество результатов различного уровня, %

12

Пловцы

72,0

23,75

4,25

Школьники

33,7

56,5

10,5

13

Пловцы

53,5

41,25

5,25

Школьники

12,6

56,5

30,75

14

Пловцы

78,5

19,0

2,5

Школьники

22,5

53,75

25,75

15

Пловцы

68,75

22,0

7,0

Школьники

27,25

37,25

25,5

16

Пловцы

76,25

19,5

4,25

Школьники

23,75

53,0

23,0

Выводы

1. Выявлена возрастная динамика показателей физического развития пловцов и школьников 12-16 лет: абсолютные значения, величины погодовых приростов, возрастные зоны наибольших темпов прироста, уровни матурации для каждого возраста. Это является основополагающим материалом для разработки программно-нормативных документов для детей и подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и занимающихся в ДЮСШ по плаванию.

2. Установлены достоверные различия в уровне физического развития и физической подготовленности пловцов и школьников 12-16 лет (наибольшие различия отмечаются в старшем школьном возрасте), что объясняется разными объемами двигательной активности, предусмотренными обеими программами.

3. Установлена отрицательная динамика физического развития школьников за период 70-90-х гг., что объясняется недостаточным объемом физической активности, предусмотренным "Программой по физическому воспитанию для общеобразовательных школ".

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 1987. - 224 с.

2. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1986. - 1191 с.

3. Година Г.З. Некоторые тенденции роста и соматического развития московских школьников за последнее десятилетие // Вопросы антропологии: Науч. статьи и материалы. - М.: МГУ, 1986, вып. 77, с. 39-48.

4. Комков А.Г. Совершенствование программ по физическому образованию на основе анализа стиля жизни школьников//Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 6, с. 6-9.

5. Лях В.И. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков //Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 5-10.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!