ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА


Abstract

FORMATION OF PEDAGOGICAL POSITION IN FUTURE PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS (ON EXAMPLE OF SWIMMING TRAINING)

M.V. Prokhorova, Dr. Hab., professor

St-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, Saint Petersburg

O.B. Tomashevskaya, Ph. D., lecturer

The Kaliningrad state university, Kaliningrad

Key words: pedagogical position, professional training, specialist in physical culture, teaching of sports-pedagogical disciplines, swimming, elementary education to swimming.

The authors were investigated the features of the pedagogical position in questions of elementary education to swimming and the degree of its expressiveness in specialists in swimming; the initial positions of students before the studying the discipline "swimming".

The results of the experimental research were shown, that the pedagogical position was restructured in students. Its become more realized and proved in purposes, content, means, forms and methods of elementary education to swimming. The attitude to the importance of separate elements of the position has changed according to the received pedagogical knowledge and skills, and the acquired pedagogical experience also.

The ways of the formation of the pedagogical position of a student were effective experimentally proved in the research and promote its development in the future experts in swimming.


ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
(на примере обучения плаванию)

Доктор педагогических наук, профессор М.В. Прохорова
Санкт-Петербурская государственная академия физической культуры 
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Кандидат педагогических наук, доцент О.Б.Томашевская
Калининградский государствен ный университет, Калининград

Ключевые слова: педагогическая позиция, подготовка кадров, специалист по физической культуре, преподавание спортивно-педагогических дисциплин, плавание, начальное обучение плаванию.

Сегодня в системе приоритетов педагогического образования на первый план выдвигается личностный потенциал специалиста. В исследованиях по педагогической акмеологии широко обсуждается проблема формирования личности педагога (О.А. Абдуллина, 1989; С.И. Архангельский, 1980; К.А. Абульханова-Славская, 1998; М.В. Прохорова, 1998; Н.В. Кузьмина, 1995; Г.И. Хозяинов, 1997; А.К. Маркина, 1996, и др.), актуализируется развитие личности педагога, его способности могут быть субъектом инновационной деятельности, обслуживать различные педагогические технологии, осуществлять инновационные процессы.

Все это предъявляет новые требования к подготовке специалиста по физической культуре и спорту. Высшее физкультурное образования сегодня ориентировано на подготовку личности специалиста, обладающего общей культурой, умением ориентироваться в различных педагогических технологиях, способного умело применять их в меняющихся условиях динамического общества и отстаивать собственную линию педагогической деятельности, стремиться к саморазвитию, достижению вершин в своей педагогической деятельности (А.А. Сидоров, 1996; С.П. Евсеев, Г.А. Шашкин, Н.Н. Алфимов, 1998; М.В. Прохорова, 1998, и др.).

В подготовке будущих специалистов по физической культуре и спорту необходимо учитывать специфику их педагогической деятельности, которая осуществляется в государственной системе физического воспитания и непосредственно связана с обучением учащихся базовым видам спорта.

Требования Государственного образовательного стандарта, современные тенденции образования, специфика деятельности педагога по физической культуре и спорту обозначили задачу формирования педагогической позиции будущего специалиста по физической культуре. Педагогическая позиция должна способствовать развитию творческой индивидуальности у будущих специалистов и определению собственного лица как педагога.

Теоретический анализ показал, что процесс формирования и развития личности студента в основном осуществляется через преподавание психолого -педагогических дисциплин (Т.Б. Казакова, 1991; С.И. Дранюк, 1995; М.В. Прохорова, Н.Э. Пфейфер, 1995; К.В. Ваганова, 1996; В.С. Кузьмина, 1998, и др.), а блок спортивно-педагогических дисциплин задействован слабее (Р.Н. Терехина, Е.М. Медведева, 1995; О.В. Гаевская, 1995; Н.Ж. Булгакова, В.С. Афанасьев, 1998). Поэтому необходимо способствовать формированию личности студента, его педагогической позиции, в частности средствами спортивно-педагогических дисциплин.

В блоке спортивно-педагогических дисциплин плавание является одной из базовых в учебных программах факультетов физической культуры и спорта. Место плавания определено его социальной значимостью для каждого человека.

К начальному обучению плаванию привлекаются специалисты по физической культуре, не имеющие специальной подготовки. Программой факультетов физической культуры не предусмотрено целенаправленное обучение студентов по данному разделу. Соответственно, на практике у специалистов возникают трудности в организации занятий, выборе методик и т.д.

Понятие "позиция" является предметом исследования ряда авторов и рассматривается в различных аспектах.

Большинством специалистов понятие позиции анализируется на основе теории отношений личности В.Н.Мясищева и определяется через совокупность отношений (Б.Ф. Ломов, 1978; К.А. Абульханова-Славская, 1980). Поэтому позиция личности рассматривается в субъектно-деятельностном плане, где фиксируются основные характеристики положения человека в системе отношений. Позиция определяет социальный характер ориентации личности, тип ее поведения и деятельности. Профессиональная позиция личности рассматривается как составляющая профессиональной компетентности (М.В. Прохорова, 1993; А.К. Маркова, 1996).

В спортивно-педагогической литературе проблема педагогической позиции специалиста по физической культуре и спорту новая и исследовалась отдельными авторами (М.В. Прохоровой, Е.В. Катрич, 1995; М.В. Прохоровой, Е.В. Конеевой, О.Б. Томашевской, 1997, 1998). Проявление и развитие педагогической позиции специалиста во многом определяется, с одной стороны, такими элементами структуры личности, как направленность, система потребностей, ценностных ориентаций, установок, готовности личности действовать в определенной деятельности, и с другой - знаниями, умениями, навыками, необходимыми для творческого решения определенных педагогических задач.

Педагогическая позиция рассматривается как "система отношений к педагогической деятельности, выражающаяся в наличии педагогических установок, соответствующих мотивов и стремлений к инновациям, основанных на личном взгляде на цели и характер педагогической деятельности".

Научно-теоретическое становление основ плавания способствовало появлению конкретных педагогических позиций в этой области.

Анализ литературы позволил заключить, что проблеме обучения плаванию посвящено достаточное количество работ, которые характеризуют выраженные позиции специалистов (В.С. Васильев, 1959, 1961, 1983; Н.Ж. Булгакова, 1963, 1984, 1989, 1993, 1996; Б.Н. Никитский, 1983; Т.В. Ермилова, 1983, 1991; Л.П. Макаренко, 1985; К.К. Молинский, А.А. Смирнов, 1986; А.Д. Котляров, 1988; Т.И. Осокина, 1991, А.В. Козлов, 1993; Т.Г. Меньшуткина, М.И. Шибалкина, 1996; В.А. Аикин, О.Б. Галеева, 1997, и др.). В позициях прослеживаются общие и частные подходы, организационные аспекты. Педагогическая позиция ученых, специалистов по плаванию, тренеров выражается в поиске наиболее целесообразных и эффективных средств, методов, методических приемов, нестандартных инновационных подходов к решению проблемы - научить плавать.

Проблема формирования педагогической позиции будущего специалиста недостаточно раскрыта в научно-педагогической литературе. Предпосылки формирования педагогической позиции можно увидеть в рамках развития педагогического мастерства, готовности к педагогической деятельности, при использовании личностно ориентированного обучения, формирования профессиональной направленности и личностно значимых качеств, компетентности. Эти подходы были учтены нами при разработке путей формирования педагогической позиции в нашей экспериментальной работе.

Нами были изучены особенности педагогической позиции в вопросах начального обучения плаванию и степень ее выраженности у специалистов по плаванию; исходные позиции студентов до изучения дисциплины "плавание". Опрос респондентов предусматривал, что педагогическая позиция в вопросах начального обучения плаванию базируется на их личном видении целей, содержания, методики, особенностей обучения.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что специалисты по плаванию имеют сформированную педагогическую позицию на цели педагогической деятельности, прослеживается опора на общие методические рекомендации. Высокая степень выраженности позиции специалистов отмечается в необходимости сочетания различных методик начального обучения плаванию в процессе обучения (К-0,80). Это подчеркивает стремление педагогов к творческому решению задач обучения. Отношение специалистов к использованию в занятиях игр, игрового метода только в заключительной части урока свидетельствует о стереотипах в проведении занятий и связано с нежелательными, дополнительно возникающими трудностями.

В педагогической позиции специалистов прослеживается положительное отношение к дифференцированному подходу и учету особенностей организации обучения плаванию в государственной системе физического воспитания в связи с обозначенными в ней задачами. Заслуживает внимания педагогическая позиция специалистов в отношении необходимости использования в работе специальной литературы при учете требований инструктивных документов (К-0,77), которая формировалась годами в педагогических коллективах. Следует отметить мнение специалистов о том, что подготовка, полученная в стенах вуза по дисциплине "плавание" слабо способствовала формированию их личной педагогической позиции (К-0,65), а осуществлялась прежде всего по вопросам теории начального обучения (К-0,74) на репродуктивном уровне.

Выявлено, что большинство студентов с 1-го по 4-й курс (85%) понимают значимость плавания. Проведенное ранжирование спортивно-педагогических дисциплин показало, что плавание имеет высокий ранг среди представленных дисциплин. Студенты (83%) считают необходимым включение учебной практики по плаванию непосредственно с детьми в маленьком бассейне с целью приобретения индивидуального опыта.

Опрос студентов показал, что мнение во многом обусловлено предшествующим опытом. Определенный двигательный опыт в своем виде спорта позволяет студентам достаточно правильно ориентироваться в особенностях занятий с учетом возраста занимающихся. Позиция студентов подтверждает, что в системе физического воспитания слабо решается задача плавательной подготовки учащихся, поэтому студенты по значимости выделяют прежде всего общие задачи. Студентами обозначена значимость видов подготовки в вузе по вопросам обучения плаванию, определена такая последовательность: методика обучения (К-0,77), навык практической работы (К-0,71), теория вопроса (К-0,77) и особенности работы в оздоровительном лагере (К-0,61). Отсутствие осознанности требований вуза не позволяет оценить значение сформированности собственной позиции.

Педагогическая позиция рассматривается как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием внешней среды на субъекта и проявляющееся в его отношении к педагогической деятельности. Поэтому при определении путей формирования педагогической позиции необходимо учитывать психологические механизмы, за счет которых будет осуществляться процесс. Психологические механизмы понимаются нами как целостный набор психических состояний и процессов, реализующий движение к некоторому результату в соответствии со стандартной или часто встречающейся последовательностью (Е.Л. Доценко, 1997). Основываясь на концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, теории отношений В.Н. Мясищева, принципах формирования профессионально зрелой личности Ю.Г. Кузнецова, А.А. Толмачева и концепции психического воздействия Е.Л. Доценко, мы определили механизмы формирования педагогической позиции.

Процесс превращения требований педагога в требования "к самому себе" идет от вынужденного принятия требований, остающихся для студентов внешними, к их добровольному, осознанному принятию, к превращению идущих извне требований в личностные требования к себе. С учетом этих механизмов была построена работа со студентами.

Формирование педагогической позиции у студентов вуза возможно только при создании психолого -педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Условие определяется как совокупность явлений внешней и внутренней среды, вероятностно влияющих на развитие конкретного психического явления, причем это влияние опосредовано активностью личности, группы людей (Н.И. Конюхов, 1996).

В изменившихся социально-экономических условиях спортивным педагогам приходится работать в ситуациях нововведений. Возникла необходимость готовить студентов к будущей конкурентной деятельности, от самих педагогов требуется способность к инновациям. Развитие творческой индивидуальности будущего педагога по физической культуре способствует формированию инновационной педагогической позиции. Поэтому перед нами стояла задача создать такие условия, которые бы способствовали развитию инновационной педагогической позиции студента.

Изучение литературы, педагогические наблюдения, экспериментальные исследования, а также выделенные нами механизмы формирования педагогической позиции позволили определить педагогические условия формирования педагогической позиции. Способствовать формированию педагогической позиции будущих специалистов в вопросах начального обучения плаванию можно посредствам приближения процесса подготовки студентов в вузе к реальной педагогической деятельности. При определении путей формирования педагогической позиции мы учитывали, что все они должны соответствовать определенным требованиям, разрабатываться на основе личностно ориентированного обучения, направлены на постоянное обогащение студентов опытом творческой деятельности, развитие самореализации личности каждого студента.

В качестве путей формирования нами были использованы спецкурс, учебная практика, индивидуальные задания, водно-спортивный праздник. Наш выбор объясняется тем, что спецкурс - важный компонент Государственного образовательного стандарта, с помощью которого факультеты имеют возможность оперативно корректировать содержание образования, исходя из конкретных социально -экономических ситуаций. Разделы тем в типовой программе дисциплины "плавание" не дают полного представления о проблеме начального обучения плаванию, недостаточно информативны и разрозненны. Учебная практика студентов по плаванию представлена в программе как ознакомительная, запланировано проведение студентами только фрагмента или одного урока на своих товарищах по группе.

Педагогические наблюдения, анализ литературы также показали, что при изучении учебно-педагогических дисциплин основной акцент делается на формировании у студентов двигательных умений, навыков овладения техникой вида спорта. Остаются без внимания вопросы формирования личности студента, его педагогическая позиция, ориентация на достижение вершин в педагогической деятельности. Отдельные исследования специалистов носят заявочный характер и не имеют общих рекомендаций для учебного процесса в преподавании спортивно-педагогических дисциплин.

Перед нами стояла задача разработать пути формирования педагогической позиции специалистов по физической культуре средствами преподавания спортивно -педагогической дисциплины "плавание с методикой преподавания".

Спецкурс состоял из лекционных (10 ч) и практических (24 ч) занятий, осуществлялся в рамках учебных часов и имел целью прежде всего создание у студентов представления об особенностях педагогической деятельности, личного видения данной проблемы, формирования интереса к работе через анализ практических и теоретических занятий, что в целом способствовало формированию педагогической позиции у студентов в вопросах начального обучения плаванию. Мы акцентировали внимание студентов на передовом педагогическом опыте, имеющемся в начальном обучении плаванию. Знакомили их с подходами к решению задач обучения, тем самым показывая, что весь педагогический опыт основывается на фундаментальных теоретических знаниях. Именно создание основ плавания способствовало появлению различных педагогических позиций у специалистов. Наши действия были направлены на то, чтобы студенты правильно оценивали значение методического обеспечения процесса обучения, так как это во многом определяет успешность их будущей педагогической деятельности; практическая часть спецкурса направлена на изучение основ плавания, способов плавания, освоение техники стартов, поворотов и так далее. Весь процесс обучения строился на приобретении студентами двигательного опыта, расширении диапазона владения различными упражнениями. Мы учитывали довузовскую подготовленность студентов, исходный уровень их плавательной подготовленности, специализацию в их виде спорта. Поэтому стремились создать посильные условия, дифференцированно подбирать задания, длину дистанции. Все это способствовало формированию благоприятн ых условий для приобретения двигательного опыта.

Учебная практика проводилась непосредственно в плавательном бассейне (за счет времени, отведенного на самостоятельн ую работу) и была направлена на формирование индивидуального опыта педагогической деятельности студентов. В процессе учебной практики решались следующие задачи:

- использование теоретических знаний в условиях практической деятельности;

- использование творческого передового опыта;

- умение переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию;

- воспитание потребности в самообразовании;

- развитие педагогических умений, навыков педагогической деятельности и значимых качеств.

В период учебной практики студенты знакомились с опытом работы тренера по плаванию, организацией урока, особенностями проведения занятий на суше и в воде с использованием разнообразных упражнений, игр. Студенты проводили фрагменты урока как на суше, так и в воде; весь урок; игры на воде; выполняли функции преподавателя по плаванию. Этому предшествовали самостоятельная подготовка, составление конспектов уроков, подбор соответствующих упражнений, изучение специальной литературы. Такая последовательность учебной практики способствовала формированию уверенности в собственных силах, появлению желания вновь достичь хороших результатов.

Водно-спортивный праздник имел целью прежде всего формирование опыта педагогической деятельности в проведении различного рода спортивно -массовых мероприятий. В подготовке к празднику непосредственное участие принимали студенты, которые предлагали его программу, участвовали в комплектовании команд, распределяли обязанности. Праздник является традиционным, мы лишь меняем его направленность, включаем в программу по возможности новые задания, игры, эстафеты, заинтересов ывая студентов. Многолетний опыт, накопленный студентами в проведении праздников, способствовал на протяжении всего обучения в вузе формированию педагогической позиции, которая обеспечивает рост профессионализма, необходимого для будущей педагогической деятельности.

Результаты проведенного экспериментального исследования показали, что у студентов педагогическая позиция реструктурировалась, стала более осознанной и обоснованной относительно целей, содержания, средств, форм и методов начального обучения плаванию. Изменилось отношение к значимости отдельных элементов позиции в соответствии с полученными педагогическими знаниями и умениями, а также приобретенным педагогическим опытом.

Таким образом, экспериментально обоснованы пути формирования педагогической позиции, которые эффективны и способствуют ее выработке у будущих специалистов по плаванию.

Литература

1. Булгакова Н.Ж., Афанасьев В.З., Морозов С.Н., Аль-Ведьян Хасан. Формирование профессионально-педагогических навыков преподавателя по плаванию у студентов ИФК // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 5, с. 56-58.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо,1997. - 344 с.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск.1976, с. 20.

4. Евсеев С.П., Шашкин Г.А., Алфимов Н.Н. и др. Опыт преподавания дополнительных глав общетеоретических профессиональных дисциплин (спецкурсов) в системе высшего профессионального образования // Теория и практика физ. культуры. 1998, №11/12, с. 32-33.

5. Кузнецов Ю.Г., Толмачев А.А. Психология формирования основ профессиональной зрелости у учащихся профтехучилищ: Метод. пос. - М.: Высшая школа,1990. - 112 с.

6. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб.: Акмеологическая академия,1995. - 24 с.

7. Педагогические проблемы физического воспитания и подготовки физкультурных кадров: Матер. заоч. межвуз. научно-практ. конф. (июнь 1998 г.) /Под общ. ред. А.Г. Семенова . - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,1998. - 135 с.

8. Мясищев В.Н. Психология отношений /Под ред. А.А. Бодалева. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 356 с.

9. Прохорова М.В. Акмеологическая подготовка в физкультурном вузе. Проф. подготовка педагогов-специалистов в обл. физ. культ. и спорта: Матер. Всесоюз. научно-практ. конф. 22-23 апр.1999. - Малаховка: МГАФК, 1999, с. 148.

10. Психология и педагогика: Учеб. пос. /Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Совершенство,1998. - 320 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!